Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:00, доклад
Наблюдение - общенаучный метод, широко используемый в естествознании, а также в обыденной жизни. Его применение в социологии имеет ограничения, т.к. далеко не все социальные явления поддаются непосредственному визуальному и слуховому восприятию. Но когда социолог имеет дело с объектами, которые можно наблюдать, т.е. воспринимать с помощью зрения и слуха, он обязан делать это. Используя пример с изучением забастовки, скажем, что это исследование невозможно без наблюдения за поведением потенциальных забастовщиков, их лидеров и противодействующих им руководителей предприятия. Не менее очевидно и другое - наблюдение в этом случае (как, кстати, и во всех прочих) должно применяться в комплексе с другими методами сбора информации.
Наблюдение
- общенаучный метод, широко используемый
в естествознании, а также в обыденной
жизни. Его применение в социологии имеет ограничения,
т.к. далеко не все социальные явления поддаются
непосредственному визуальному и слуховому
восприятию. Но когда социолог имеет дело
с объектами, которые можно наблюдать,
т.е. воспринимать с помощью зрения и слуха,
он обязан делать это. Используя пример
с изучением забастовки, скажем, что это
исследование невозможно без наблюдения
за поведением потенциальных забастовщиков,
их лидеров и противодействующих им руководителей
предприятия. Не менее очевидно и другое
- наблюдение в этом случае (как, кстати,
и во всех прочих) должно применяться в
комплексе с другими методами сбора информации.
Заметим, что не всякое визуальное и/или
слуховое восприятие изучаемого объекта
является наблюдением в научном понимании.
Чтобы превратить его в научный метод,
необходимо осуществить следующий ряд
исследовательских процедур:
1. Вычленить в программе исследования те задачи и гипотезы,
которые будут решаться и обосновываться
данными наблюдения.
2. Определить в общей программе исследования
или специальной программе наблюдения:
· объект наблюдения (весь коллектив предприятия, отдельная группа его, лидеры забастовочного движения или что-то другое);
· предмет наблюдения, т.е. совокупность интересующих наблюдателя свойств (признаков) объекта (факторов его поведения);
·
категории наблюдения, т.е. конкретные
признаки из вышеназванной совокупности,
которые одновременно отвечают следующим
требованиям:
они особенно значимы для решения определенных
в общей программе исследования задач
и гипотез;
выражают те операционалистские понятия,
которые определены в программе;
имеют количественный характер, т.е. могут
быть замерены;
· наблюдаемые ситуации, т.е. те, при которых могут проявиться категории наблюдения;
· условия наблюдения, т.е. те требования к ситуации, при наличии которых наблюдение производить можно (или нельзя);
·
единицы наблюдения, т.е. те акты поведения
наблюдаемых, в которых проявляются категории
наблюдения в оговоренных ситуациях при
определенных условиях.
3. Подготовить инструментарий наблюдения,
т.е.:
· дневник наблюдения, где будут фиксироваться его результаты в закодированной или общепонятной форме, а также действия наблюдателя и реакции наблюдаемых;
· карточки для регистрации единиц наблюдения в строго формализованном и закодированном виде (этих карточек должно быть ровно столько, сколько единиц наблюдения);
· протокол наблюдения - методический документ, обобщающий данные всех карточек и содержащий, как минимум, три оценочных показателя;
· коэффициент устойчивости наблюдения (КУН), характеризующий совпадение результатов, полученных одним и тем же наблюдателем в различное время;
· коэффициент согласия наблюдателей (КСН), показывающий степень совпадения данных, полученных одновременно разными наблюдателями в разное время;
· классификатор контент-анализа дневниковых и протокольных записей;
· аудиовизуальные технические средства фиксации единиц наблюдения;
·
программу обработки данных наблюдения.
4. Пропилотировать (апробировать) инструментарий,
внести в него, если это потребуются, должные
коррективы, размножить его в необходимом
количестве экземпляров.
5. Составить план и/или сетевой график
выполнения наблюдения (кто, где, когда
его проводит).
6. Разработать инструкцию наблюдателям,
провести их обучение и инструктаж.
7. Осуществить комплекс операций непосредственного
наблюдения в полном соответствии с вышеозначенными
требованиями и рекомендациями, которые
последуют ниже.
Наблюдение имеет ряд преимуществ
в сравнении с другими социологическими
методами. Главные из них - непосредственная
связь исследователя с объектом его изучения,
отсутствие опосредствующих звеньев,
оперативность получения информации.
Эти достоинства, однако, не исключают
ряд недостатков. Наблюдатель вольно или
невольно влияет на изучаемый процесс, вносит в него что-то
такое, что не присуще его природе. Оперативность
же оборачивается локальностью, ограниченностью
изучаемой ситуации, неспособностью охватить
совокупность всех признаков познаваемого
явления. Иначе говоря, этот метод весьма
субъективен, личностные качества наблюдателя
неизбежно сказываются на его результатах.
Поэтому, во-первых, последние подлежат
обязательной перепроверке другими методами,
во-вторых, к поведению наблюдателей предъявляются
особые требования.
Характер этих требований зависит, прежде всего, от того, какую разновидность наблюдения они осуществляют. Различают:
· невключенное и включенное наблюдение, подразделяя последнее на скрытое (наблюдение-инкогнито) и открытое;
· лабораторное, полевое и лабораторно-полевое наблюдение;
· стандартизированное и нестандартизированное наблюдение;
·
систематические, эпизодические и случайные
наблюдения.
Невключенным называют наблюдение,
предназначенное для фиксации актов традиционного
(обычного, привычного) и открытого (нескрываемого
от других) поведения. Осуществляя его,
наблюдатель обязан находиться вне изучаемого
объекта, воспринимать этот объект со
стороны, никоим образом не вмешиваясь
в естественный ход событий, в том числе
не задавая наблюдаемым никаких вопросов.
Идеальный наблюдатель невключенного
наблюдения старается быть невидимкой.
Поскольку этот идеал недостижим, наблюдателю
надлежит вести себя так, чтобы на него
обращали как можно меньше внимания, дабы
уменьшить помехи, вносимые им в наблюдаемое
явление. Ему противопоказана яркая (броская)
одежда, экстравагантность манер поведения,
излишняя демонстрация своей заинтересованности
изучаемыми событиями. Он должен иметь
устойчивую психику, флегматичный темперамент,
способность сохранять самообладание
при резких изменениях ситуации, терпение
и устойчивость в сохранении своей позиции
стороннего наблюдателя.
Включенное наблюдение зовется так потому, что наблюдатель преднамеренно включается (внедряется) в изучаемый объект, принимает участие в происходящих в нем процессах. Открытому варианту включенного наблюдения свойственно то, что наблюдаемые знают о факте нахождения среди них исследователя и имеют представление о целях его деятельности. Такому наблюдателю потребуется умение быстро и эффективно налаживать контакты с незнакомыми людьми, общительность, доброжелательность, тактичность, сдержанность и толерантность (терпимость к другим людям).
Включенное наблюдение, проводящееся инкогнито (скрыто), когда наблюдаемые не знают о наблюдателе, думают, что он - один из них, иногда отождествляется с научным шпионажем. Здесь наблюдателю понадобятся не только вышеназванные качества, но и артистизм, умение реагировать одновременно на многие сигналы (максимальны возможно одновременно зафиксировать девять параметров), быстро систематизировать и надолго (точнее до момента заполнения соответствующей методической документации) запомнить их, способность не сбиться с исследовательской позиции под воздействием разнообразных обстоятельств, сохранять нейтралитет при конфликтах между наблюдаемыми и многие другие качества, близкие к качествам разведчика.
Включенное наблюдение, однако, принципиально отлично от шпионажа в обычном понимании. Его цель - не вред, а польза наблюдаемым, используемые в нем приемы получения информации должны отвечать нормативам научной этики. Это значит, что исследователь-наблюдатель фиксирует лишь те акты поведения (события), на регистрацию которых нацеливает исследовательская программа. Это значит, что он не имеет права разглашать полученную информацию, использовать ее не для научных, а каких-либо других целей. Это значит, наконец, что исследователь несет ответственность не только за качество собранной и обработанной им информации, но и за все последствия своего вмешательства в изучаемые социальные явления.
Специфические
требования к профессиональным знаниям
и умениям, а также личностным
качествам социолога
Стандартизированное наблюдение, которому свойственны четко формализованные процедуры и инструменты, предполагает повышенную способность наблюдателя к сосредоточению внимания на частностях и самоконтролю, а также пунктуальности, исполнительности и педантизму. Нестандартизированное наблюдение, когда заранее не определена большая часть элементов, подлежащих регистрации, требует во многом противоположного - солидной теоретической подготовки в области социологии, психологии, социальной психологии и конфликтологии, умения с одинаковым вниманием следить, как минимум, за 5-7 параметрами ситуации, способности быстро переключать внимание, не зацикливаясь лишь на каком-либо одном проявлении категории наблюдения.
Случайные, не предусмотренные исследовательской программой, наблюдения, при которых единицы наблюдения жестко не регламентированы, могут стать эвристически ценными лишь при условии развитости теоретического мышления, научного воображения и интуиции социолога. Но эти качества необязательны в систематическом наблюдении, нацеленном на регулярную фиксацию (по строгому графику и в четко регламентированных методических документах) единиц наблюдения, определенных не самим наблюдателем, а научным руководителем исследования.
Как
видим, исследователи-наблюдатели в
разных случаях исполняют
Метод наблюдения, как и все другие, имеет ряд достоинств и
недостатков.
Главным преимуществом этого
метода можно назвать
связь исследователя с объектом его изучения. Кроме того, очень важным
является отсутствие опосредствующих звеньев и оперативность получения
информации. Именно этот метод даёт возможность уловить детали данного
явления, его многогранность. Гибкость метода – ещё одно качество, имеющее
немаловажное значение при изучении социальных явлений. И, наконец,
относительная дешевизна – важный атрибут, присущий этому методу. Однако,
все эти достоинства не исключают и ряда недостатков.
Наблюдатель вольно или
в него что-то такое, что не присуще его природе. Оперативность же
оборачивается локальностью, ограниченностью изучаемой ситуации,
неспособностью охватить совокупность всех признаков познаваемого явления.
Иначе говоря, этот метод весьма субъективен, личностные качества
наблюдателя неизбежно сказываются на его результатах. Поэтому, во-первых,
последние подлежат обязательной перепроверке другими методами, во-вторых, к
поведению наблюдателей предъявляются особые требования.
Кроме того, данный метод редко может быть применён к наблюдению
больших совокупностей и большого количества событий.
Если мы обратимся к анализу включённых наблюдений, то их