Массовая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 11:35, задача

Описание работы

Массовая культура, поп-культура, масскультура, культура большинства — культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка, массовая литература), средства массовой информации и т. п. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (т. н. мейнстрима). Термин «массовая культура» получил широкое распространение благодаря трудам представителей Франкфуртской социологической школы.

Работа содержит 1 файл

Семинар по культурологи.docx

— 45.32 Кб (Скачать)

                                                 Семинар по культурологи.

1)Массовая культура, поп-культура, масскультура, культура большинства — культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка, массовая литература), средства массовой информации и т. п. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (т. н. мейнстрима). Термин «массовая культура» получил широкое распространение благодаря трудам представителей Франкфуртской социологической школы.

 

Критерием наличия  и сформированности субкультуры  является совокупность всех ее параметров.Составляющие и признаки субкультуры, знание (картина  мира в узком смысле слова); ценности; стиль и образ жизни; социальные институты как системы норм; навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности  и склонности.

Массовая и элитарная  культуры не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи «элитарного  искусства» через некоторое время  перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, дает возможность  кинокомпаниям, издательствам, домам  моделей оказывать поддержку  «творцам» элитарного искусства. 

Молодежная субкультура  часто рассматривается как девиантная (отклоняющаяся), выражающая некую степень  оппозиции господствующей культуре. Она развивается чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и связана с развитием  общества потребления, создающего все  новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь. Молодежная культура – это культура демонстративного потребления. Ее возникновение  связано также с повышением роли и значения свободного времени, досуга, вокруг которого и формируются все  отношения. Молодежная субкультура  сосредоточивается также в большей  степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье. Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные эксперименты с образом жизни, поиск  иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.

2) Массовая культура  ведет не только к введению  еще одного типа и варианта  культуры, к изменению самого  типа функционирования культуры. В социальном плане массовая  культура тесно связана с необратимыми  процессами урбанизации и тем  разрывом традиционных форм социальности, патриархальных связей между людьми и поколениями, которые до той поры обеспечивали устойчивые локальные мирки с привычными ориентациями, дополняемые религиозными ценностями. Новые типы производства требовали большей рекреации в сторону художественной культуры.

Функциональность  массовой культуры можно определить по нескольким измерениям: во-первых, она  отвечает потребностям многообразной  и сложной ориентации в условиях необходимости освоения различных  ролей, меняющихся в зависимости  от ситуации, быстрых перемен в  характере производства, образе жизни  и т.п. Конечно часто это процесс происходит через «банализацию» и упрощению объяснительных обстоятельств и причин к хорошо узнаваемым различиям «свои», «чужие» и т.п. Обращаясь к низовым и повседневным сферам поведения. Массовая культура утверждает понятные и стереотипные представления о человеческих отношениях, не требуя усилий человека на преодоления самого себя. Она обращается к жизненным инстинктам, срабатывающим как условия постоянного жизнеобеспечивания. Таким образом, первичная функция этой культуры обеспечить социализацию и витальность человека в условиях усложненной, изменчивой, неустойчивой, ненадежной среды большого города, приучить к новым социальным ролям и ценностям, способом регуляции своего поведения и деятельности в разнообразной обстановке, снятия психологического напряжения и решения конфликтных ситуаций. Огромному контингенту людей прежде всего молодежи, эта культура дает функционально пригодные представления о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми, путях реализации свои стремлений.

Другая важнейшая  функция массовой культуры – удовлетворить  потребность в рекреации и  отвлечь индивида от интенсивной  гонки в сферах жизненного успеха. Это не только господствующие в культуре развлекательные жанры. Ее наиболее существенным механизмом составляет расширяющееся  потребление в самых разных сферах, обеспечивающее хотя и унифицированный, но постоянно обновляемый и вариативный образ жизни. Сила массовой культуры заключена в том, что она не отделена от потребления. Пища, одежда, и т.п. все поступает к человеку через механизму через механизмы массовой культуры, в которой нормативные и престижные стороны переплетены с функциональными.

Концентрированным превращением культуры в средство стимуляции потребления стала реклама. Она  нацеливает человека на реализацию «первичных»  витальных потребностей и стремлению к социальному престижу, заменяя  духовный продукт материальным. Представление  о материальном богатстве и расширенном потреблении как конечная цель человеческого бытия. Через рекламу предметный мир вновь приобретает магические свойства, на которые человек может повлиять самим актом купли-потребления.

Массовая культура не требует ни каких дополнительных знаний и обращается по преимуществу к эмоциональной сфере. Всеобщность массовой культуры не исключат разнообразия и структурированности массовой культуры в зависимости от различий. Тиражирование. Распространенный мотив критики массовой культуры – стандартизация.

Массовая культура характеризуется всеобщностью, предшествовавшая ей популярная культура, включавшая традиционно-гуманистические  идеалы и ценности лишь претендовала на всеобщность.

Огромную роль в  распространения массовой культуры играют СМИ, они по мнению Г.М. Маклуена радикально меняют среду обитания человека и его самого. Новые СМИ и ЭВМ уничтожают на планете пространство и время, устраняют все национальные границы, связывая в единую сеть самые отдаленные уголки. Сам человек принуждается думать не линейно последовательно, а через интервалы – мозаично.

Сегодня в культура привязана к оригинальному, а значит престижному потреблению. В ней переворачиваются те основные принципы, которые лежали в основе буржуазной духовности в период формирования западной цивилизации.

 Влияние массовой  культуры в слабо развитых  странах создает видимость доступности  для индивида иного, более легкого  существования, что должно способствовать  подсознательному убеждению в  преимуществах западного образца  жизни, его некритическому принятию  и идеализации, порождая чувство  неполноценности в отношении  к собственной культуре.

Распространяемая  с запада массовая культура тесно  связана с консьюмеризмом, т.е. погоней за теми вещами, модами, услугами, знаниями, которые будто бы определяют принадлежность человека к высшим слоям общества. Приспосабливаясь к поощрению таких взглядов, массовая культура внушает мысль о первостепенной значимости индивидуальных нужд, личных интересов по сравнению со всеми общественными. Массовая культура приводит к разрушению существующих норм поведения и потребления, прежде устоявшихся представлений и ориентаций, заменяя их новыми мифами и фетишами не имеющими ничего общего с реальной жизнью населения.

Со времени разложения первобытного общества, с начала разделения труда, социальной стратификации и  сложения первых городских цивилизаций  возникла и соответствующая стратификация  культуры, определяемая различием социальных функций разных групп людей, связанных  с их образом жизни, материальными  средствами и социальными благами, а также формирующейся идеологии  и социальной престижности. Эти дифференцированные сегменты общей культуры того или  иного исторического сообщества со временем стали называть социальными  субкультурами. Их количество можно  соотнеси с числом имеющихся в  сообществе специализированных областей деятельности.Массовая культура освобождает человека от личной ответственности, снимает проблему самостоятельного выбора. Структура бытия задается человеку как набор более или менее стандартных ситуаций. В массовой культуре все известно наперед правильный политический строй, единственно верный строй, звезды, место в строю, мода на имидж «классового борца» или «сексуального символа» и пр.                   

Информация о работе Массовая культура