Методичка по социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:11, методичка

Описание работы

по курсу социология

Работа содержит 1 файл

Практикум по социологии.doc

— 853.50 Кб (Скачать)

а) «Северная Атлантика»

в) «Евразия»

б) «Новый Север»

г) «Тихий океан»

29. «Новые индустриальные страны» - это…

а) государства, промышленность которых развивается;

б) государства, в которых зарождается индустрия;

в) государства, успешно осуществившие процесс индустриализации в рамках «модернизации вдогонку»;

г) государства, имеющие собственную индустриальную базу

30. Наиболее точно соотношение между формационным и цивилизационным подходами к изучению общества передаёт суждение:

а) цивилизационный подход является научным, а формационный – обыденным;

б) формация и цивилизация – суть одного и того же;

в) цивилизационный подход является прямым продолжением формационного;

г) цивилизационный подход акцентирует внимание на социокультурных факторах, а формационный – на экономических

 

 

Тема 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ

 

Цель занятия: Ознакомить с основными концепциями социальных изменений в обществе. Рассмотреть виды социальных движений. Дать понятие социального конфликта как одного из видов социальных изменений.

 

 

 

Основные положения

 

1. Выдающиеся социологи XIX века рассматривали социальные движения как совокупность усилий, действий, направленных на поддержку социальных изменений. Другими словами, социальные движения должны способствовать нововведениям в различных сферах социальной жизни. Современные социологи, однако, считают, что социальные движения представляют собой усилия, направленные не только на поддержку социальных изменений, но и против них. Например, Р. Тернер определяет социальное движение как «совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или социальной группе». Это определение объединяет широкий круг социальных движений: религиозные, эмигрантские, молодежные, революционные, политические и др. Социальные движения имеют следующие характеристики: они высокодинамичны, имеют неопределенный жизненный цикл, не имеют устойчивого институционального статуса, большинство членов общества не втянуто в них и относится к ним равнодушно или с неприязнью. Если же какое-либо движение получает более или менее общую поддержку со стороны членов общества, его деятельность в виде социального движения обычно заканчивается и оно превращается в социальный институт, становится необходимым элементом общественной жизни. Социальные движения могут включать в себя социальные организации, но основой их служат добровольные усилия людей (а не официальное членство), поддерживающих и сочувствующих им. Значительная часть социальных движений полностью лишена признаков организованности и устойчивых стереотипов поведения. Если же они в своем развитии достигают –стадии формальной организации и обрастают формальными правилами поведения, то они превращаются в организации. Иногда социальные движения могут выполнять функции групп давления (например, движения в поддержку президента и т.д.), имея своей целью воздействовать на институты управления в обществе.

Существует несколько распространенных социологических способов их изучения:

1)       изучение внутреннего содержания;

2)       изучение истории, зарождения и развития социального движения;

3)       анализ поведения членов движений;

4)       изучение с помощью контент-анализа отчетов и речей их лидеров.

На основе выделения «идеальных типов» используют следующую типологию социальных движений.

1. Экспрессивные движения. Они возникают внутри ограниченной социальной системы, из которой они не в силах вырваться и которую не могут изменить. Его члены, не имея возможности модифицировать реальность, модифицируют свое отношение к ней. К ним относятся современные молодежные движения, движения ветеранов войны, монархические движения. Экспрессивные движения связаны с различными формами «выхода» эмоций, использованием символики и ритуалов.

              2. Утопические движения. Такого рода движения могут носить как религиозный, так и светский характер. Например, идеология мирских утопических движений основывалась на концепции доброго, альтруистичного, кооперативного человека (коммуны П. Оуэна, современные коммуны типа «альтернативных обществ», движение первых христиан, религиозные секты Востока и т.д.).

3. Движение реформ можно рассматривать как попытки изменить отдельные стороны общественной жизни и структуры общества без полной его трансформации. В качестве примеров здесь можно назвать аболиционистские (движения за отмену какого-либо закона), феминистские (движения за равноправие женщин), запрещающие (порнографию, строительство атомных электростанций и т.д.) движения. Подобного рода движения не могут развиваться в условиях тоталитарных режимов, при которых попытка любых социальных изменений расценивается как угроза существующей системе власти. В отличие от социальной революции, социальная реформа есть частичное обновление социальной системы или одной из ее функциональных систем.

4. Революционные движения. Под революцией в данном случае мы понимаем неожиданное, стремительное, обычно насильственное полное изменение социальной системы, структуры и функций многих основных социальных институтов. Революции следует отличать от государственных или дворцовых переворотов, которые совершаются людьми, стоящими у руля правления и оставляющими институты и систему власти в обществе неизменными. Революционеры же стремятся полностью разрушить старую социальную систему и установить новый социальный порядок в отличие от реформаторов, которые стремятся исправить лишь некоторые недостатки и дефекты в существующем социальном порядке.

5. Движения сопротивления – это усилия определенных групп людей, направленные на блокирование возможных или искоренение уже происшедших изменений. Они всегда сопровождают движение реформ и революционные движения. Примером здесь может служить современная политическая оппозиция реформам в России.

Жизненные циклы социальных движений включают в себя следующие стадии:

1.        Стадия беспокойства – если люди попадают в ситуации, которые они не могут объяснить в терминах традиционной идеологии, они начинают испытывать неудобства, неуверенность, которые переходят в устойчивое чувство социального беспокойства.

2.        Стадия возбуждения – возникают побуждения к активным действиям, появляются собрания сторонников, среди них выдвигаются агитаторы и лидеры. Заканчивается эта стадия либо активными действиями, либо затуханием интереса к этому движению.

3.        Стадия институционализации – движение становится настолько организованным, что практически превращается в организацию. Агитаторов заменяют бюрократы, появляются разработанная символика, кодексы и идеология.

4.        Стадия распада движения – движение может прекратиться на любой стадии своего развития. Под влиянием внешних условий, внутренних сил или после достижения поставленных целей многие движения распадаются или превращаются в социальные институты или организации. В случае распада движение может превратиться в ряд автономных конфликтующих между собой образований.

2. Социальный конфликт – это столкновение различных социальных групп в стремлении удовлетворить свои потребности, реализовать несовпадающие или даже противоположные интересы. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта. Каждая сторона воспринимает конфликтную ситуацию в виде некоторой проблемы  в разрешении которой преобладающее значение имеют три главных момента:

  1. во-первых, степень значимости  более широкой системы связей, преимущества и потери, вытекающие из предшествующего состояния и его дестабилизации - все это может быть обозначено как оценка доконфликтной ситуации;
  2. во-вторых, степень осознания собственных интересов и готовность пойти на риск ради их осуществления;
  3. в-третьих, восприятие противостоящими сторонами друг друга, способность учитывать интересы оппонента.

Используя схематику, предложенную Н. Смелзером, можно выстроить следующий ряд уровней конфликтующих сторон, поднимаясь от простых ко все более сложным субъектам действия:

1. Межиндивидуальные конфликты.

2. Межгрупповые конфликты, при этом в числе групп можно выделить:

  а) группы интересов, 

  б) группы этнонационального характера,

  в) группы, объединенные общностью положения.

3. Конфликты между ассоциациями (партиями).

4. Внутри и межинституциональные конфликты.

5. Конфликты между секторами общественного разделения труда.

6. Конфликты между государственными образованьями.

7. Конфликт между культурами или типами культур.

Важно обратить внимание на то, что каждый из субъектов действия может выступать стороной конфликта, при этом применительно к данному субъекту конфликт может развертываться во всех сферах его жизнедеятельности и со всей полнотой мотивации или с включением всей совокупности его движущих сил.

 

Основная литература:

 

  1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: учебник/ под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – М.: Гардарики, 2006.

2.        Грошева И.А. Социология: Курс лекций. – Тюмень: Тюменский юридический институт МВД России, 2003.

  1. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М.: Аспект пресс, 1996.

4.        Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: ООО «ТК Велби», 2003.

5.        Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования)/ Под ред. Е.И. Степанова. – М.: Эдиториал УРСС, 1999.

6.        Социология: Курс лекций/ А.А. Радугин, К.А. Радугин. – М.: Владос, 1995.

  1. Фролов С.С. Социология: Учебник. – М.: Гардарики, 1999.

 

Дополнительная литература:

 

1.      Авксентьев В.А., Гриценко Г.Д., Дмитриев А.В. Уровень конфликтности в российских регионах// Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.-2008.-№3(87).- С. 117-125.

2.      Грошева И.А. Социология: Уч. пособие (курс лекций в схемах). – Тюмень: ТГИМЭУП, 2002.

3.      Ионин Л.Г. Социология в обществе знаний: от эпохи модерна к информационному обществу. Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.

4.      Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Практикум по социологии/ Уч. пособие для вузов. Под общ. ред. проф. Батыгина Г.С. – М.: «NOTA BENE», 1999.

5.      Россия в глобальных процессах: поиски перспективы/ Отв. ред. член-корреспондент РАН М.К. Горшков. – М.: Институт социологии РАН, 2008.

6.      Рывкина Р.В. Социология российских реформ: социальные последствия экономических перемен: Курс лекций. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004.

7.        Яковлев И.П. Социология: Учебное пособие. – СПб.: ИВЭСЭП, «Знание», 2000.

8.        Харчева В. Основы социологии. Учебник для средних специальных  учебных заведений. – М.: «Логос», 1997.

9.        Узланер Д.А. Секуляризация как социологическое понятие (по исследованиям западных социологов// Социс. -2008.- №8.-http://www.isras.ru/socis­_2008_8.html.

10. Шафранов-Куцев Г.Ф. Социология: курс лекций: уч. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Университетская книга, Логос, 2008.

 

Тесты, задания и упражнения

 

1. Изучение различных сфер социальной жизни — эко­номики, политики, религии, науки в их кризисных состоя­ниях — обнаруживает некоторые сходные симптомы, пре­дупреждающие о приближении кризиса. Среди них:

1) сокращение социального пространства господствующей культурной системы либо формализм в принятии ее ценностей (так, в науке на приближение кризиса указывает увеличение чис­ла неудач в решении проблем с помощью прежней научной парадигмы; в период нарастания религиозного кризиса отме­чается уменьшение числа ортодоксально верующих и т.п.);

2) умножение числа вариантов, интерпретаций, кор­ректировок господствующей системы ценностей (в науке в эти периоды возникает столько вариантов той или иной научной теории, сколько имеется ученых, занимающихся ею; при кризисе планово-централизованной экономики посто­янно возрастало количество корректировок плановых за­даний и т.д.);

3) усиление взаимного недоверия между участниками социального взаимодействия (например, между правитель­ством и гражданами, на уровне семьи — между мужем и женой, родителями и детьми).

Указанные симптомы свидетельствуют о возрастании неустойчивости, неопределенности состояния социальной си­стемы, а множественность оценок, объяснений этого состоя­ния является необходимым условием возникновения так на­зываемого «поля возможностей», т.е. того, без чего последу­ющий выбор был бы просто невозможен.

Оцените имеющийся у вас опыт переживания кризисной ситуации (в отношениях с близкими людьми; в профессио­нальной деятельности; в жизни вашей организации или ка­кой-то иной опыт) с точки зрения наличия симптоматичес­ких признаков, которые указывали на приближающийся кри­зис. Можно ли их отнести к категориям признаков, указан­ных выше? Могли бы вы указать на какие-то иные симптомы, дополняющие уже перечисленные?

2. На следующем этапе развития кризиса система пере­стает быть управляемой, кризис разразился. Среди законо­мерностей этого этапа:

Информация о работе Методичка по социологии