Методичка по социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:11, методичка

Описание работы

по курсу социология

Работа содержит 1 файл

Практикум по социологии.doc

— 853.50 Кб (Скачать)

1)  осознание в обществе данной ситуации как кризис­ной;

2) абсолютизация различными социальными группа­ми разделяемых ими систем ценностей, иначе говоря, каж­дый считает именно себя носителем истины, что приводит к повсеместной дезинтеграции социальных связей и сопро­вождается разрушением авторитетов;

3) усиление чувства разочарования, безысходности, ко­торые становятся преобладающими в социальной системе, переживающей кризис.

Можно ли на основании выделенных закономерностей оценить положение дел в российском искусстве, литературе, кинематографе, политическое, экономическое, финансовое со­стояние России во второй половине 90-х гг. XX в. как кри­зисное? Возможна ли ситуация, когда кризис охватывает одни отрасли человеческой деятельности и не поражает другие? Подтвердите ваши выводы примерами.

3. По мнению многих исследователей истории России, борьба восточного и западного начал является той конструктивной и одновременно конфликтной основой, на которой сформировался особый путь России. Эта особенность проявилась в своеобразной цикличности социально-политического развития России.

В чем состоял ответ России на «исторический вызов» Вос­тока и «исторический вызов» Запада?

4.              Какие социальные изменения могут вызвать такие про­дукты современной технологической культуры, как Интернет, антибиотики, синтетические наркотики?

5.              Многие социологи разделяют убеждение, что идея социального прогресса находится вне сферы науки. При­ведите доводы как в защиту этой позиции, так и опро­вергающие ее.

6. Можно ли выделить универсальные критерии социального прогресса? Ко всем ли сферам жизни можно применять понятие «прогресс»?

7. Что обычно понимают под социальным эффектом инноваций? Каково соотношение понятий «социальное изменение», «социальное развитие», «социальный прогресс»?

8. Какие современные социальные движения Вы знаете? В чем заключается отличие социальных движений от других социальных образований?

9. Что означает понятие «макдоналдизация высшего образования»?

10. Каково соотношение понятий «глобализация» и «глокализация»?

11. Антрополог Ральф Линтон создал сатирическое описание «стопроцентного американца»:

«Рассвет застаёт убеждённого патриота, облачённого в пижаму – одеяние, пришедшее из Восточной Индии, - и возлежащего на кровати, изготовленной по образцу, ведущему своё происхождение из Персии или Малой Азии. Он по уши погружён в материалы неамериканского происхождения: хлопок, впервые выработанный в Индии; лён, пришедший с Ближнего Востока; шерсть из Малой Азии; шёлк, возможности использования которого были впервые открыты китайцами…

Если наш патриот достаточно старомоден и придерживается традиций так называемого американского завтрака, то на его столе будут соседствовать кофе и апельсин, попавший в Америку из Средиземноморья. Затем он съест тарелку каши, изготовленной из зерна, выращиваемого на Ближнем Востоке… А в качестве дополнения к завтраку он может съесть яйцо, снесённое птицей, которую разводят в Юго-Восточной Азии, или же кусочек мяса животных, выращиваемых в том же регионе…»

А это описание приезда Индиры Ганди к зданию парламента в тот день, когда решался вопрос о новом парламентском лидере, а следовательно, и новом главе правительства: «Она подъехала к парламенту в скромном автомобиле индийского производства (свидетельство поощрения ею национальной промышленности). На ней было белое сари из домотканой пряжи (знак её верности гандизму как идеологии ненасилия), на плечах – бежевая кашмирская шаль (указывающая на её древний кашмирский род), к которой была приколота живая, едва распустившаяся пурпурная роза (символ Неру)». Сравните два описания. В чём Вы видите разницу? Как это можно объяснить?

12. Известный западный социолог Л. Гумплович указывал на наличие двух фундаментальных, противоположных друг другу средств, при помощи которых человек добивается удовлетворения своих потребностей. Первое из них – труд, второе – грабёж или эксплуатация труда других. Первое – это …………………..средство, второе – это …………………………средство.

Поясните, что из них что и почему.

13. Первый передел мира наиболее рельефно проявился в Первой мировой войне, второй передел мира – во Второй мировой войне, причём первый и второй – это территориальные переделы. Третий передел мира имеет свои особенности. Какие?

14. Немецкому социологу Р. Дарендорфу принадлежит следующее выражение: «Кто умеет справиться с конфликтами путём их признания, берёт под свой контроль ритм истории. Кто упустит эту возможность – получает ритм себе в сопротивление». Прокомментируйте данное высказывание.

15. В журнале «Reader’s Digest» в №3 за 1960 год была приведена фраза: «Это пока ещё не наступило, но уже началось. В течение 5-10 лет мы должны почувствовать трансформацию. Вне зависимости от сроков результат определён. Это будет социальное действие невероятных масштабов». О чём шла речь? Как это сказывается в настоящее время?

16. Тест.

1. Организационный элемент, являющийся необходимым для существования социального движения – это…

а) развитая идеология

в) сложная внутренняя структура

б) международный координирующий центр

г) членские взносы

2. Примером включения России в глобальные экономические процессы является:

а) покупка российским бизнесменом Р. Абрамовичем английского футбольного клуба «Челси»;

б) продажа акций «Сибнефти» на Нью-Йоркской фондовой бирже;

в) продажа акций «Газпрома» своим сотрудникам;

г) покупка российским бизнесменом Вексельбергом ювелирных изделий, принадлежавших семье последнего русского императора

3. Закон Зиммеля-Козера гласит, что внешний конфликт…….

а) не зависит от сплочённости группы;

б) не влияет на интеграцию группы;

в) уменьшает внутреннюю интеграцию группы;

г) увеличивает внутреннюю интеграцию группы

4. Социальное движение, выступающее против создания и функционирования наднациональных органов управления обществом называется….

а) антиглобализм

в) антимонополизм

б) антимилитаризм

г) пацифизм

5. В социологии Г. Спенсера рассматривается «промышленная стадия» эволюции общества……….

а) до цивилизации

в) после варварства

б) до военной стадии

г) после военной стадии

6. Изобретение автомобиля сыграло значительную роль в деле становления промышленности, создания сети транспортных дорог, реорганизации рыночных отношений, а также изменило систему досуга. Данный пример иллюстрирует _________________ как форму социальных эффектов инноваций.

а) дисперсию

в) депривацию

б) диффузию

г) конвергенцию

7. «Нереалистические» конфликты нацелены на:

а) нахождение консенсуса;

б) достижение конкретных результатов;

в) выход накопившихся отрицательных эмоций;

г) устранение причины конфликта

8. Росту социальных движений в ХХ веке способствовало распространении….

а) идей религиозного фундаментализма;

б) активистской и прогрессистской идеологии;

в) авторитарного мышления;

г) изотерических знаний

9. К физическим факторам социальных изменений относят:

а) демографический взрыв

в) конфликт

б) научно-технический прогресс

г) природные катаклизмы

10. Мировая система – это….(назовите два варианта)

а) конгломерат;

б) аддитивная система;

в) мировое сообщество не обладает признаком целостности;

г) неаддитивная система

 

 

11. «Когерентность» в рамках социальных изменений означает….

а) рост разнообразия;

б) согласование темпов жизни социальных систем и подсистем посредством диссипативных процессов;

в) диффузию социальных систем;

г) дивергенцию социальных процессов

12. Социальные движения могут быть определены как…

а) коллективный акт насилия;

б) коллективная попытка добиться общей цели посредством коллективного действия;

в) форма массовых пристрастий;

г) большая социальная группа

13. В основе конфликта лежит…

а) противоречие сторон

в) кооперация

б) сотрудничество

г) спор

14. Процесс, который требует все более и более подготовленных работников, называется:

а) индустриализацией

в) урбанизацией

б) коллективизацией

г) модернизацией

15. Исходя из основных установок социологического плюрализма, разрабатывал теорию общественного прогресса:

а) К. Маркс

г) Н. Михайловский

б) М. Вебер

д) П. Струве

в) М. Ковалевский

 

 

 

Тема 6. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

 

Цель занятия: Дать понятие социальной структуры общества.

Рассмотреть виды социальных общностей. Ознакомить с теориями социальной стратификации и социальной мобильности.

 

Основные положения

 

1. Понятие социальная структура в социально-политической литературе рассматривается в нескольких аспектах. В широком смысле под социальной структурой понимается строение общества в целом, система связей между всеми его основными элементами. Более точно социальная структура характеризует различные виды социальных общностей и отношения между ними: социально-классовые, социально-де­мографические, социально-этнические. В узком смысле под социаль­ной структурой общества понимаются социально-классовые, соци­альные группы образующие те и другие социальные слои, а также отношения между ними. Поэтому часто говорят о социально-классовой структуре общества.

В социологии идеи расслоения иногда исчезали, но не полностью, потому и не находили должного развития. Причинами социального расслоения, разделения, в том числе и устойчивых, типовых форм социальных общностей выступают, во-первых, сохранившаяся необходимость закрепления соци­альных общностей за неодинаковым объемом полномочий по распоряжению собственностью на средства производства в ее различных формах и ма­териально-вещественных проявлениях; во-вторых, необходимость закрепле­ния групп работников за социально и экономически неравномерными ви­дами труда и трудовыми позициями; в-третьих, сохраняющаяся неравно­мерность в уровнях развития разных регионов страны, неравная мера участия социальных общностей, слоев и групп в производстве, распре­делении, обмене и потреблении материальных социальных, культурных и духовных благ; неравная мера влияния на принятие решения, участия в реализации экономической и социальной власти. Наличие устойчивых форм социальных общностей дает возможность вычленить исторические типы общества, подразделить их на группы, исследовать специфику со­циальных отношений и их закономерности, историзм и объективизм в об­щественном развитии и т. п.

Информация о работе Методичка по социологии