Контрольная работа по "Социология"

Автор: t*************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 22:51, контрольная работа

Описание работы

Этнос (народ) - это сложившаяся устойчивая группа людей, характеризующаяся общностью языка, территории, особенностями быта, культуры и этническим самосознанием. Всего в мире насчитывается 3-4 тысячи этносов. Часть из них превратились в нации, другие представляют собой народности, племена. Кроме того, любая этническая группа обладает особым чувством, настроением и переживаниями, которые аккумулируются в выражении "мы группа", призванном подчеркнуть самобытность этноса, сплоченность его членов, их противостояние всем другим окружающим этническим группам, обладающих иным культурным слоем и психологией. В лекции я буду употреблять термины "этнос" и "этническая общность" (группа) как синонимы, тогда как в специальной этнографической литературе первый термин употребляется с акцентом на социокультурную особенность этнической группы.

Содержание

1. Понятия, логика развития и исторические типы относов…………….…......стр.2-5
2. Понятие социализации личности………………………….………...…….…..стр.5-9
3. Основные функции и каналы изучения общественного мнения….………...стр.9-14
4. Политика как социальный институт…………………………………………..стр.14-17
5. Литература………………………………………………………………………стр.17

Работа содержит 1 файл

Контрольная социология.docx

— 66.78 Кб (Скачать)

   Этнографы, изучающие быт и культуру различных  этнических групп, сегодня спорят о  том, является ли проживание на общей  территории существенным признаком  этнической общности. Из мировой практики известно, что представители какого-либо этноса не всегда проживают на одной территории и образуют отдельное государство. Сплошь и рядом бывает так, что представители одного этноса могут проживать на территориях других государств и этнических групп (коренной нации), сохраняя при этом характерные черты своего этноса - обычаи, традиции, стереотипы поведения, не говоря уже об общем языке. Поэтому в мире фактически не существует государств, в границах которого проживали бы исключительно представители одного этноса. Даже в рамках европейских мононациональных государств - Франции, Германии, Швеции и др. в границах одного политического образования живут представители различных этносов. Графа "национальность" во многих западных странах вообще не используется, говорят о французском, немецком, американском и т.д. гражданстве, а не о национальности, так как национальная и политическая характеристика этнической общности здесь совпадают термин "американец", например, означает не столько этническую принадлежность: сколько "политическую прописку" человека, его гражданство.

 

   2. Понятие социализации личности

 

   Социально-психологическая  социализация (от лат. Socialis - общественный) - это процесс вхождения индивида в общество, социализации личности, активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе.

   В процессе социализации у человека формируются  социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что дает ему возможность стать дееспособным участником социальных отношений. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на личность разных обстоятельств жизни, так и при условии целенаправленного формирования личности. Благодаря активности человека его жизненный путь, отражение его социально-психологической реальности, превращается в сложную двустороннюю систему взаимодействия личности и социальной жизни. Сложный процесс взаимовлияния друг на друга и являются источником развития и становления индивида. С точки зрения социальной психологии активность индивида обусловлена человеческой потребностью принадлежать к социуму, воспринимать, оценивать и осмысливать его, идентифицировать себя со своим народом, конкретной социальной группой. На стадии перехода взаимоотношений и связей стереотипные требования группы к поведению индивида побуждают его к выработке соответствующей линии поведения личности и выбора конкретного ее варианта.

   Основа социально-психологического понимания социализации личности основывается на характеристике социально-психологического типа личности как специфического образования, обеспечения социально-психологического отражения социальной жизни, социальных отношений.

   Социально-психологическая  реальность, социально-психологические  явления возникают как отражение различных форм общения. Но формирование социально-психологи-ческого типа происходит прежде всего при помощи собственного опыта общения в непосредственных социальных контактах, где человек испытывает влияние микросреды, а через него - и макросреды, культуры, социальных норм и ценностей. Человек присоединяется к той или иной группе зачастую именно ради того, чтобы стать ее частью, понять чувства «Мы» и чувства «Я» среди «Мы», что избавляет от одиночества, дает ощущение силы и уверенности, побуждает к влиянию на социальную жизнь в группе в процессе межличностных контактов, способствует приобретению индивидуального опыта.

   Двусторонний процесс социализации предполагает усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и активное воспроизведение этих связей. То есть человек не только адаптируется к условиям социума, элементам культуры, норм, которые формируются на различных уровнях жизнедеятельности общества, но и превращает их в собственные ценности, ориентации, установки благодаря собственной активности.

   Социализация  в широком понимании - это определение  происхождения и формирования родовой природы человека. Речь идет о историческом процессе развития человечества, филогенез.

   Социализация  в узком смысле - это процесс  привлечения человека к социальной жизни путем активного усвоения его норм, ценностей и идеалов. Исходя из толкования социализации как результата усвоения человеком условий социальной жизни и активного воспроизводства им социального опыта, ее можно рассматривать как типичный и единичный процессы.

   Первый  определяется социальными условиями, зависит от классовых, этнических, культурных и других различий и связан с формированием  типичных для определенного сообщества стереотипов поведения. Социализация как единичный процесс связана  с индивидуализацией личности, выработкой ею собственной линии поведения, приобретением личного жизненного опыта и как результат - становлением индивидуальности.

   Хоть  бы какая отрасль научного знания исследовала феномен социализации, в нем постоянно раскрывают новые качества, что лишь подчеркивает многогранность данного понятия, а не означает каждый раз новое его толкование. Ведь любая наука, которая изучает данный процесс, раскрывает только те его стороны, которые относятся к предмету ее изучения. Сказанное позволяет выделить философский, социологический, психологический, социально-психологический, психолого-педагогический аспекты социализации.

   С точки зрения социально-психологического подхода социализация заключается  в формировании социального опыта  индивида, которое осуществляется в  процессе его взаимодействия со своей  ближайшей средой и окружением. Наиболее полную и объективную характеристику социализации можно получить лишь в результате междисциплинарного исследования этого процесса, проведение которого требует соблюдения основных методологических принципов: социальной детерминации (социально-экономическое развитие общества детерминирует условия существования ближайшего окружения и влияет на процесс социализации); самодетерминации (индивид в процессе социализации рассматривается как активное начало в преобразовании материальных и духовных ценностей); действенного опосредования (основным способом усвоения индивидом социального опыта является его активное взаимодействие со своим ближайшим окружением, которое осуществляется в процессе общения и деятельности); двустороннего процесса социализации - вхождения индивида в систему межличностных отношений и одновременное воспроизведение этих отношений, которое реализуется в структуре семейных, школьных, товарищеских и других связей).

   Междисциплинарный подход к изучению процесса социализации предусматривает выделение и  разделение в нем двух взаимосвязанных  направлений: содержательной и функциональной, где первый представлен личностными  достояниями и образованиями, а  второй характеризует то, как и  под действием каких социально-психологических  механизмов происходит их формирование.

   Т. Парсонс в роли основного механизма социализации определяет адаптацию. Большинство исследователей утверждают, что адаптацию можно рассматривать как составляющую социализации и как ее механизм. Поэтому различается два вида адаптации - психофизиологическая и социально-психологическая, находящихся во взаимосвязи. При этом социально-психологическая адаптация представляет собой овладение личностью роли во время вхождения в новую социальную ситуацию, это - конкретный процесс социализации.

   Адаптация является лишь одним из элементов  социализации наряду с другим, не менее важным - активностью личности, ее творческим выборочным отношением к среде, активным воспроизводством социального опыта, преобразованием имеющихся социальных условий и форм. Социализация предстает как единство адаптации и активности личности: усвоение норм и ценностей социальной среды происходит во взаимозависимости и взаимосвязи с активностью индивида.

   Относительно  понятия «формирование», то до недавнего  времени в педагогике доминировали явления о формировании человека как совокупность процессов взаимодействия личности и общества, при которых индивиды развивают в себе те или иные качества.

   В таком широком смысле данное понятие  приравнивалось с социализацией  и между ними признавалось определенное равенство. Причем воспитание здесь  выступало как часть этого процесса, а именно – осознанное, целенаправленное влияние на индивида.

   Узкое толкование понятия «формирование» сводилось к копированию индивидом  внешних организованных воздействий. При любых условиях, при всей широте понятия «формирование» (интересна его этимология: формировать - значит предоставлять форму чему-либо или кому-то, устойчивость, законченность, определенный тип), оно уже социализировано и часто не воспроизводит очень важного своего аспекта - активности индивида, избирательности его собственных реакций на воздействия, идущие извне. Именно поэтому формирование личности и ее социализация могут направляться по траекториям, которые не совсем совпадают. Ведь социализация осуществляется как под воздействием целенаправленных усилий, так и в результате непосредственного воздействия среды, что имеет элементы стихийности, неорганизованности.

   Этот  вывод является достаточным и  для разграничения понятий «социализация» и «воспитание» (под воспитанием  понимается целенаправленный и сознательно  осуществляемый процесс влияния на личность всего общества и его социальных институтов с целью организации и стимулирования активной деятельности личности). Социализация шире воспитания, она является как организованным, так и стихийным, не всегда осмысленным процессом.

   Есть  взаимосвязь между понятиями  «социализация», «становление» и  «развитие». Если в социализации личности понимают процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, которые необходимы ему для жизнедеятельности в обществе, то в таком понимании социализация - это процесс развития человека как социального существа, становление его как личности. С другой стороны, развитие личности, приравнивая к социализации, подают как процесс вхождения человека в новую социальную среду и интеграции в ней в результате этого процесса.

   Сужает  понятие социализации ограничения  этого процесса определенным возрастным периодом, приближая его к понятию  «рост». Характеризуя реальные биологические, социальные, моральные и другие процессы, следует рассматривать что-то одно (развитие или становление) в качестве приоритетного, ведущего.

   Так, с точки зрения физиологического роста индивида, этот процесс рассматривается прежде всего как развитие - моменты становления новообразований здесь выступают как второстепенные, как таковые, с помощью которых осуществляется физиологическое развитие; вместе с тем процесс преобразования человеческого индивида в личность является процессом становления, а потом уже развития. Следовательно, физически человеческий индивид преимущественно развивается, личностно - преимущественно становится.

   Такая логика изложения материала может  быть приемлема и в рассмотрении соотношения дефиниций «социализация» и «развитие». Если в качестве приоритетного, рассматривать развитие личности, то данное понятие можно считать несколько шире по смыслу, поскольку оно охватывает не только социально-моральные, но и психофизиологические характеристики.

   Развитие - это процесс непрерывных изменений в психике и организме человека, что происходит не только под влиянием социальных факторов, но и по четкой обусловленности биологическими факторами: закономерностями созревания, функционирования и старения организма. Общим признаком социализации и развития является их обусловленность социальными, внешними факторами, а различия заключаются в том, что для развития свойственно еще и наличие внутренних движущих сил (противоречий, которые возникают на границе внутреннего и внешнего мира индивида, за несоответствия потребностей и возможностей, ожидаемого и получаемого, желаемого и реального т.п.) и психофизиологических изменений.

   В целом понятие «социализация» и  «развитие» не противопоставляются  и не отождествляются, а взаимно дополняются друг другом: именно психологические особенности развития детерминируют процесс избирательности личности к разного рода взаимодействиям с окружением; знание этих особенностей помогает успешно осуществлять процессы обучения, воспитания и формирования социально зрелой личности.

   Что касается самого понятия «становление», то оно широко используется учеными  в современной философской, исторической, социологической, социально-психологической  и психолого-педагогической литературе. Так, в философской справочной литературе оно представлено как единство бытия  и небытия, возникновения и уничтожения. Выражая состояние незавершенности существования, становление раскрывает переход возможности в действительность и может рассматриваться как промежуточное звено между ними. Данное определение опирается на достижения предшествующей философской мысли. Другое значение становления, имеет конкретное содержание, связанное с обозначением развития таких явлений, феноменов, качеств, образований, процессов отличающихся от определенного начального состояния относительно завершенности. Именно такое понимание становления используется в этике, социальной психологии, социологии, педагогике и т.д.

Информация о работе Контрольная работа по "Социология"