Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:36, контрольная работа
Социология (от лат. societas – общество и …логия), наука об обществе как целостной и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и об общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей. Попытки объяснения общественной жизни возникли в античности (Платон, Аристотель и др.) продолжались в философии истории.
1. Введение;
1.2 Понятия личности;
1.3. Понятия личности и общества;
1.4. Личность ее основные факторы развития;
2. Социализация личности;
2.1. Этапы социализации;
2.1.1 Групповой опыт;
2.1.2. Уникальный индивидуальный опыт;
3. Вывод социализации личности ;
ЛИГА РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ «ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра
Гуманитарных и социальных дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина:
«Социология»
Тема: «Социализация личности».
Вариант: 34.
Студентка: Андреева Олеся Васильевна
Факультет: «Юриспруденция»
Курс: 1
Группа: 11-КЮЗ
План:
1. Введение;
1.2 Понятия личности;
1.3. Понятия личности и общества;
1.4. Личность ее основные факторы развития;
2. Социализация личности;
2.1. Этапы социализации;
2.1.1 Групповой опыт;
2.1.2. Уникальный индивидуальный опыт;
3. Вывод социализации личности ;
1.Введение:
Социология- Это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах.[1]
Социология (от лат. societas – общество и …логия), наука об обществе как целостной и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и об общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей. Попытки объяснения общественной жизни возникли в античности (Платон, Аристотель и др.) продолжались в философии истории.
Термин «социология» ввел в 30-е гг. Огюст Конт (1798-1857)- французский философ и социолог, один из основоположников позитивизма и социологии. Этот ученый полагал, что с помощью науки можно познать скрытые законы, управляющие всеми обществами. Он считается отцом- основателем научной дисциплины. По его мнению, социология должна была объединить все знания об обществе и дать научную основу.
Одной из важнейших функций социологии, как и всякой другой науки, является познавательная. Социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает, прежде всего, прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы социального развития общества. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания социальных процессов и обобщающих значительный фактический материал, так и непосредственно эмпирические исследования, поставляющие этой науке богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни. Характерной чертой социологии является единство теории и практики.
1.2. Понятие личности:
Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение «понятий» «человек», «индивид», «личность». Понятие человек употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens), человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остается тождественным самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.
Существует человечество как специфическая материальная реальность. Но человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут, и действует конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид». Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества, разум, воли, потребностей, интересов.[2] Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и более развитых исторических эпох. Чтобы отразить конкретно- исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием «индивид» используют и понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования от исходного состояния для онто - и филогенеза человека, личность – итог развития индивида, полное воплощение всех человеческих качеств.
Личность является объектом изучения гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психологических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств.
Основная проблематика социалистической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и само регуляции социального поведения личности. Социология в целом содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методическими установками.
1.3. Понятие личность и общество:
Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуются автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Общество- это совокупность не только личностей, но и социальных общностей и групп больших малых, реальных и номинальных, первичных и вторичных.[3] Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свое очередь, предполагает наличие у личности самосознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.
Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию. Значение мировоззренческих и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная теория само регуляции социального поведения личности. Зачинателями этой теории были американские социологи Т. Знанецкий и Ч. Томас, в советской социологии эту теорию активно разрабатывал В. А. Ядов. Диспозиционная теория позволяет установить связи между социологическим и социально-психологическим поведением личности. Диспозиция личности означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. Диспозиции делят навысшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность поведения. Они включают в себя:
1) концепцию жизни и ценностные ориентации;
2) обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации;
3) ситуативные социальные установки как предрасположенность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях, в данной предметной и социальной среде. Низшие – поведение в определенных сферах деятельности, направленности поступков в типичных ситуациях. Высшие личностные диспозиции, будучи продуктом общих социальных условий и отвечая наиболее важным потребностям личности, потребностям гармонии с обществом, активно воздействуют на низшие диспозиции.
Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе обязан понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом, представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества.
В отличие от психологии социология сразу пытается дать ответы на вопросы о социальном поведении личности, представить личность во всем многообразии социальных связей. В связи с этим в ходе изучения личности в контексте социальных связей необходимо дать ответы на вопросы о формировании личности в социальном окружении, месте, занимаемом личностью в социальном пространстве, включенности личности в социальные группы, восприятия личностью культурных норм, отклонениях от этих культурных норм.
1.4. Личность и основные факторы ее развития:
Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности, так или иначе, обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования личности. В своем анализе мы, конечно, должны учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные фактора формирования личности более весомы. Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие «личность» отличают от понятий «индивид» и «индивидуальность». Личность формируется под влиянием общественных отношений, культуры, непосредственно окружения и обусловлена также биологическими особенностями.[4]
Основные факторы, влияющие на формирование личности, основные этапы:
1) биологическая наследственность;
2) физическое окружение;
3) культура;
4) групповой опыт;
5) уникальный индивидуальный опыт.
На формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе. Однако главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно, являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.
2. Социализация личности:
2.1. Этапы социализации:
Социализация- это освоение культуры (норм, ценностей, идей, правил поведения и стереотипов понимания) сообщества.[5] Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность. Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации.
Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем стадиям:
1) стадия подражания и копирование детьми поведение взрослых;
2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
3) стадии групповых игр, на которые дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей;
Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З. Фрейд. По Фрейду, личность включает три элемента:
- «ид» – источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; - «эго» – осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности;
- «суперэго», или нравственный оценочный элемент.
Социализация представляется Фрейдом процессом развертывания врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет четыре этапа, каждый из которых связаны с определенными участками тела, так называемые эрогенными зонами.