Контрольная работа по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 11:25, контрольная работа

Описание работы

К этому времени успехи психологии высоко поднимают ее авторитет. Психологизм становится общей тенденцией обоснования научного знания. С позиций психологии начинают обосновываться разнообразнее знания, что способствует усилению и психологической тенденции в социологии. Кроме того, к последней трети XIX века в психологии появляются теории, которые требуют учета сложных социальных факторов.

Содержание

1 Каковы особенности психологического направления в социологии? Опишите взгляды его наиболее известных представителей 2
2 Эксперимент в социологии. Классификация социологических экспериментов. 7
3 Какие существуют разновидности культуры? Чем они отличаются друг т друга? 14
Литература 17

Работа содержит 1 файл

Социология в-21.docx

— 45.22 Кб (Скачать)

Содержание

1 Каковы особенности  психологического  направления в  социологии? Опишите  взгляды его наиболее  известных представителей 2

2 Эксперимент в социологии. Классификация социологических экспериментов. 7

3 Какие существуют  разновидности культуры? Чем они отличаются  друг т друга? 14

Литература 17 

 

     1 Каковы особенности психологического направления в социологии? Опишите взгляды его наиболее известных представителей

 

     К концу XIX - началу XX веков наступает кризис биолого-натуралистических концепций.

     К этому времени успехи психологии высоко поднимают ее авторитет. Психологизм становится общей тенденцией обоснования научного знания. С позиций психологии начинают обосновываться разнообразнее знания, что способствует усилению и психологической тенденции в социологии. Кроме того, к последней трети XIX века в психологии появляются теории, которые требуют учета сложных социальных факторов. В свою очередь, в социологии появляется необходимость в изучении мотивационныхмеханизмов человеческой деятельности. Результатом этих встречных движений и явилось психологическое направление в социологии.

     Психологическая социология никогда с теоретической  точки зрения не была единым целым. Единственное, что объединяло это течение, - стремление сводить социальное к психологическому. В зависимости от характера выдвигаемых проблем и объяснительных категорий внутри этого течения можно выделить: эволюционизм, инстинктивизм, «психологию народов», групповую психологию и интеракционизм - межличностныевзаимодействия.[2]

     Психологический эволюционизм

     Сторонники  психологического эволюционизма Л.Ф. Уорд, Ф. 
Гидденс считали, что «социальные силы - это те же психические силы, 
действующие в коллективном сознании человека». Первичными 
социальными силами являются желания, связанные с поддержанием жизни. 
На их основе возникают более сложные желания, с помощью которых и 
происходит поступательное развитие общества. 

     Инстинктивизм

     Инстинктивизм (У. Мак-Дуголл) основы социальной жизни  связывает с биологически наследуемыми инстинктами.

     «Психология народов»

     «Психология народов» (М. Лацирус, В. Вундт и другие) признает главной силой истории «народный дух», или «дух целого». Основная задача сторонников концепции - познать сущность народного духа, открыть законы духовной деятельности народов.

     Групповая психология

     К концу XIX века стало ясно, что предшествующие школы не дают ключ к пониманию социальных явлений. Возникла попытка искать ответ в особенностях и психологии массового поведения.

     Интерес социологов к психологии масс не случаен. Наступал XX век - век социальных потрясений и катаклизмов, век коммунистического безумия и фашистской диктатуры. Основоположник этого направления Г. Лебон заявил, что европейское общество вступает в новый период своего развития - «эру толпы», что влечет упадок цивилизации. Общественная жизнь все более определяется поведением толпы, которая по своимпсихологическим характеристикам всегда представляет разрушительную силу. [1]

     Теория  подражания (интеракционализм)

     Сторонники  теории подражания Г. Тард, П. Сигель и  другие полагали, что социальные законы - это законы подражания. Человек как всякое социальное существо, склонен к подражанию. Подражания возникают, когда появляются удачные открытия или изобретения, инновации, которые являются продуктом индивидуального творчества. Круг этих подражаний имеют тенденцию расширяться до тех пор, пока не вступает в «логическуюдуэль» с новым подражанием. Взаимодействие подражаний и открытий ведет к возникновению новых общественных явлений. Отправной пункт всех общественных изменений - обновляющая мысль, а закон всемирного повторения - основной закон общественной жизни.

     Психоаналитическая  ориентация

     К XX веку психологические школы исчерпали себя, но в социологии утвердилась и надолго сохраняется психоаналитическая тенденция.

     3. Фрейд (1856-1939) полагал, что человек  и общество находятся в состоянии постоянного конфликта. Повинна в этом конфликте консервативная природа человека, в которой доминируют бессознательные импульсы «ОНО», имеющие в своей основе сексуальный характер. Эти могучие природные импульсы имеют решающее значение не только для человека, но для исторического развития общества, так как динамикасознательного и бессознательного определяет природу общества, его функционирование и конфликты.

     Основным  у 3. Фрейда является представление  о том, что поведение человека определяют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект есть аппарат маскировки этих сил, социальная среда и человек находятся в состоянии вечной и тайной войны, так как среда с помощью механизмов социального господства, особенно культуры, подавляет природу человека.

     Подавление, т.е. нормы и запреты личности, ведет к развитию неврозов, т.е. к разрушению. Но, с другой стороны, обуздание инстинктов, сублимация их в творческие сферы деятельности является условием нормального существования общества, развития культуры, предохраняет человечество от разрушения.

     Борьба  между этими вытесненными и ищущими  выхода влечениями, общественными запретами - одна из основных идей социальной теории психоанализа.

     Разумно обуздывать инстинкты и способствовать развитию общества может только интеллектуальная элита. Массы же руководствуются темными, бессознательными влечениями, они враждебны культуре, ими должна руководить элита.

     Другая  важная проблема, затронутая в концепции 3. Фрейда, - вопрос, что объединяет людей в человечество.

     По  мнению 3. Фрейда, объединяющими являются принудительные факторы, трудовые связи, «социальные чувства», особенно чувство любви, но не в сексуальной, а в превращенной ее форме, т.е. дружбе. Именно эти формы являются основой социальных отношений.

     Центральное положение концепции З.Фрейда - найти  способ интеграции людей в общественную систему и примирить их с культурой через внутреннее освобождение человека. [4]

     Как сделать это? С одной стороны, 3. Фрейд считал, что в обществе ничего нельзя изменить из-за неизменности человеческой природы. С другой стороны, он видел возможность эволюции общества через функциональное изменение человека с помощью психоаналитической теории и адекватной социализации, что поможет массам подняться доуровня элиты. На основе фрейдизма возникали: неофрейдизм и постфрейдизм.

     Неофрейдизм

     Одним из основателей неофрейдизма был  Э. Фромм, которого также интересовала проблема взаимоотношений человека и общества. Но в отличие от 3. Фрейда он считал первичные потенции человека позитивными. Человек по своей природной сущности хорош. Плохо общество. Идея пагологичности и репрессивности существующих обществ по отношению к человеку является у Э. Фромма центральной.

     Человек, по мнению Э. Фромма, живет в условиях враждебного ему общества. Формой связи между обществом и психикой индивида является социальный характер, являющийся результатом фундаментального опыта и образа жизни, общего для группы, класса, как «ядро структуры характера», свойственное большинству членов определенной культуры.

     Функции социального характера Э. Фромм  видел в следующем: нужно так формировать и направлять энергию члена общества, чтобы поведение, требуемое от него его социальной системой, стало стериотипизированным, само собой разумеющимся, приносило бы человеку удовлетворение.

     Формирование  социального характера происходит, с одной стороны, под воздействием социально-экономической структуры, а с другой -природы человека. Социально-экономическая структура на каждой ступени развития самоотчуждения человека создает определенный характер. Э. Фромм выделял основные типы социального характера: капиталистический, эксплуататорский, рецептивный (пассивный), рыночный.

     Социальное  выступало у него негативным элементом, подавляющим созидательные потенции человека. Как освободить эти потенции и привести к гармонии человека и общество? Надо изменить общество. И если все существующие общества по отношению к человеку были плохи, то надо создать новый тип общества - коммунитарный социализм. 

 

     2 Эксперимент в социологии. Классификация социологических экспериментов.

 

     Эксперимент в социологии - это метод сбора  и анализа эмпирических данных, направленный на проверку гипотез относительно причинных  связей между социальными явлениями. В реальном эксперименте эта проверка проводится путем вмешательства  экспериментатора в естественный ход  событий: он создает или находит  определенную ситуацию, приводит в  действие гипотетическую причину и  наблюдает за изменениями в ситуации, фиксирует их соответствие или несоответствие выдвинутой гипотезе.

     Гипотеза - это предполагаемая модель рассматриваемого явления. На основе этой модели изучаемое  явление описывается как система  переменных, среди которых выделяется независимая переменная (экспериментальный  фактор), подчиненная управлению экспериментатором  в выступающая в качестве гипотетической причины определенных изменений  в зависимой переменной. Неэкспериментальными переменными являются свойства и  отношения, имеющие существенное значение для изучаемого явления, но поскольку  их влияние в данном эксперименте не исследуется, они должны быть нейтрализованы (изолированы или установлены  постоянными). [6]

     Основными признаками социального эксперимента являются:

     - активное вмешательство исследователя  в систему изучаемых явлений;

     - планомерное введение относительно  изолированного экспериментального  фактора, его вариация, возможная  комбинация с другими факторами;

     - планомерный контроль за всеми  существенными детерминирующими  факторами;

     - эффекты изменения зависимых  переменных должны быть измерены  и однозначно сведены к влиянию  независимых переменных (экспериментального  фактора).

     Структура социального эксперимента может  быть представлена следующим образом:

     1. Экспериментатор. Это обычно исследователь  или группа исследователей, которые  разрабатывают и проводят эксперимент.

     2. Экспериментальный фактор (или независимая  переменная) - условие или система  условий, которые вводятся социологом. Независимая переменная должна  быть, во-первых, управляемой, т.е.  ее направление и интенсивность  действия должны находиться в  соответствии с программными  установками; во-вторых, контролируемой, если ее качественные и количественные  характеристики раскрываются в  пределах программы эксперимента.

     3. Экспериментальная ситуация - ситуация, которая создается в соответствии  с программой исследования для  проведения эксперимента. В условия  экспериментальной ситуации не  включается экспериментальный фактор.

     4. Экспериментальный объект - это группа  лиц, согласившихся участвовать  в экспериментальном исследовании[7]

     Классификация социологических экспериментов

     Проводимые  в социологии эксперименты различаются: 1) по характеру объекта и предмета исследования; 2) по специфике поставленной задачи; 3) по характеру экспериментальной  ситуации; 4) по логической структуре  доказательства гипотезы.

     Таблица 1 Классификация социологических  экспериментов

     Основания для классификации      Виды  экспериментов
     Характер  объекта и предмета исследования      Реальные (натуральные)

     на  генеральной совокупности

     на  выборочной совокупности

     Мысленные

     на  математической модели

     эксперименты "экс-постфактум"

     Специфика поставленной задачи      Научные: теоретические и методические

     Прикладные

     Проективные

     Ретроспективные

     Однофакторные

     Многофакторные

     Характер  экспериментальной ситуации      Контролируемые

     Неконтролируемые

     Лабораторные

     Полевые

     Активно направленные

     Естественные

     Логическая  структура доказательства      Параллельные

     Последовательные

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"