Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 11:25, контрольная работа
К этому времени успехи психологии высоко поднимают ее авторитет. Психологизм становится общей тенденцией обоснования научного знания. С позиций психологии начинают обосновываться разнообразнее знания, что способствует усилению и психологической тенденции в социологии. Кроме того, к последней трети XIX века в психологии появляются теории, которые требуют учета сложных социальных факторов.
1 Каковы особенности психологического направления в социологии? Опишите взгляды его наиболее известных представителей 2
2 Эксперимент в социологии. Классификация социологических экспериментов. 7
3 Какие существуют разновидности культуры? Чем они отличаются друг т друга? 14
Литература 17
Содержание
1 Каковы особенности психологического направления в социологии? Опишите взгляды его наиболее известных представителей 2
2 Эксперимент в социологии. Классификация социологических экспериментов. 7
3 Какие существуют разновидности культуры? Чем они отличаются друг т друга? 14
Литература 17
К концу XIX - началу XX веков наступает кризис биолого-натуралистических концепций.
К этому времени успехи психологии высоко поднимают ее авторитет. Психологизм становится общей тенденцией обоснования научного знания. С позиций психологии начинают обосновываться разнообразнее знания, что способствует усилению и психологической тенденции в социологии. Кроме того, к последней трети XIX века в психологии появляются теории, которые требуют учета сложных социальных факторов. В свою очередь, в социологии появляется необходимость в изучении мотивационныхмеханизмов человеческой деятельности. Результатом этих встречных движений и явилось психологическое направление в социологии.
Психологическая
социология никогда с теоретической
точки зрения не была единым целым. Единственное,
что объединяло это течение, - стремление
сводить социальное к психологическому.
В зависимости от характера выдвигаемых
проблем и объяснительных категорий внутри
этого течения можно выделить: эволюционизм,
инстинктивизм, «психологию народов»,
групповую психологию и интеракционизм
- межличностныевзаимодействия.[
Психологический эволюционизм
Сторонники
психологического эволюционизма Л.Ф.
Уорд, Ф.
Гидденс считали, что «социальные силы
- это те же психические силы,
действующие в коллективном сознании
человека». Первичными
социальными силами являются желания,
связанные с поддержанием жизни.
На их основе возникают более сложные
желания, с помощью которых и
происходит поступательное развитие общества.
Инстинктивизм
Инстинктивизм (У. Мак-Дуголл) основы социальной жизни связывает с биологически наследуемыми инстинктами.
«Психология народов»
«Психология народов» (М. Лацирус, В. Вундт и другие) признает главной силой истории «народный дух», или «дух целого». Основная задача сторонников концепции - познать сущность народного духа, открыть законы духовной деятельности народов.
Групповая психология
К концу XIX века стало ясно, что предшествующие школы не дают ключ к пониманию социальных явлений. Возникла попытка искать ответ в особенностях и психологии массового поведения.
Интерес социологов к психологии масс не случаен. Наступал XX век - век социальных потрясений и катаклизмов, век коммунистического безумия и фашистской диктатуры. Основоположник этого направления Г. Лебон заявил, что европейское общество вступает в новый период своего развития - «эру толпы», что влечет упадок цивилизации. Общественная жизнь все более определяется поведением толпы, которая по своимпсихологическим характеристикам всегда представляет разрушительную силу. [1]
Теория подражания (интеракционализм)
Сторонники теории подражания Г. Тард, П. Сигель и другие полагали, что социальные законы - это законы подражания. Человек как всякое социальное существо, склонен к подражанию. Подражания возникают, когда появляются удачные открытия или изобретения, инновации, которые являются продуктом индивидуального творчества. Круг этих подражаний имеют тенденцию расширяться до тех пор, пока не вступает в «логическуюдуэль» с новым подражанием. Взаимодействие подражаний и открытий ведет к возникновению новых общественных явлений. Отправной пункт всех общественных изменений - обновляющая мысль, а закон всемирного повторения - основной закон общественной жизни.
Психоаналитическая ориентация
К XX веку психологические школы исчерпали себя, но в социологии утвердилась и надолго сохраняется психоаналитическая тенденция.
3.
Фрейд (1856-1939) полагал, что человек
и общество находятся в
Основным у 3. Фрейда является представление о том, что поведение человека определяют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект есть аппарат маскировки этих сил, социальная среда и человек находятся в состоянии вечной и тайной войны, так как среда с помощью механизмов социального господства, особенно культуры, подавляет природу человека.
Подавление, т.е. нормы и запреты личности, ведет к развитию неврозов, т.е. к разрушению. Но, с другой стороны, обуздание инстинктов, сублимация их в творческие сферы деятельности является условием нормального существования общества, развития культуры, предохраняет человечество от разрушения.
Борьба между этими вытесненными и ищущими выхода влечениями, общественными запретами - одна из основных идей социальной теории психоанализа.
Разумно обуздывать инстинкты и способствовать развитию общества может только интеллектуальная элита. Массы же руководствуются темными, бессознательными влечениями, они враждебны культуре, ими должна руководить элита.
Другая важная проблема, затронутая в концепции 3. Фрейда, - вопрос, что объединяет людей в человечество.
По мнению 3. Фрейда, объединяющими являются принудительные факторы, трудовые связи, «социальные чувства», особенно чувство любви, но не в сексуальной, а в превращенной ее форме, т.е. дружбе. Именно эти формы являются основой социальных отношений.
Центральное положение концепции З.Фрейда - найти способ интеграции людей в общественную систему и примирить их с культурой через внутреннее освобождение человека. [4]
Как сделать это? С одной стороны, 3. Фрейд считал, что в обществе ничего нельзя изменить из-за неизменности человеческой природы. С другой стороны, он видел возможность эволюции общества через функциональное изменение человека с помощью психоаналитической теории и адекватной социализации, что поможет массам подняться доуровня элиты. На основе фрейдизма возникали: неофрейдизм и постфрейдизм.
Неофрейдизм
Одним из основателей неофрейдизма был Э. Фромм, которого также интересовала проблема взаимоотношений человека и общества. Но в отличие от 3. Фрейда он считал первичные потенции человека позитивными. Человек по своей природной сущности хорош. Плохо общество. Идея пагологичности и репрессивности существующих обществ по отношению к человеку является у Э. Фромма центральной.
Человек,
по мнению Э. Фромма, живет в условиях
враждебного ему общества. Формой
связи между обществом и
Функции социального характера Э. Фромм видел в следующем: нужно так формировать и направлять энергию члена общества, чтобы поведение, требуемое от него его социальной системой, стало стериотипизированным, само собой разумеющимся, приносило бы человеку удовлетворение.
Формирование
социального характера
Социальное
выступало у него негативным элементом,
подавляющим созидательные
Эксперимент в социологии - это метод сбора и анализа эмпирических данных, направленный на проверку гипотез относительно причинных связей между социальными явлениями. В реальном эксперименте эта проверка проводится путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий: он создает или находит определенную ситуацию, приводит в действие гипотетическую причину и наблюдает за изменениями в ситуации, фиксирует их соответствие или несоответствие выдвинутой гипотезе.
Гипотеза
- это предполагаемая модель рассматриваемого
явления. На основе этой модели изучаемое
явление описывается как
Основными признаками социального эксперимента являются:
-
активное вмешательство
-
планомерное введение
-
планомерный контроль за всеми
существенными
-
эффекты изменения зависимых
переменных должны быть
Структура социального эксперимента может быть представлена следующим образом:
1.
Экспериментатор. Это обычно
2.
Экспериментальный фактор (или независимая
переменная) - условие или система
условий, которые вводятся
3.
Экспериментальная ситуация - ситуация,
которая создается в
4.
Экспериментальный объект - это группа
лиц, согласившихся
Классификация социологических экспериментов
Проводимые в социологии эксперименты различаются: 1) по характеру объекта и предмета исследования; 2) по специфике поставленной задачи; 3) по характеру экспериментальной ситуации; 4) по логической структуре доказательства гипотезы.
Таблица 1 Классификация социологических экспериментов
Основания для классификации | Виды экспериментов |
Характер объекта и предмета исследования | Реальные
(натуральные)
на генеральной совокупности на выборочной совокупности Мысленные на математической модели эксперименты "экс-постфактум" |
Специфика поставленной задачи | Научные:
теоретические и методические
Прикладные Проективные Ретроспективные Однофакторные Многофакторные |
Характер экспериментальной ситуации | Контролируемые
Неконтролируемые Лабораторные Полевые Активно направленные Естественные |
Логическая структура доказательства | Параллельные
Последовательные |