Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 08:09, контрольная работа
В структуре социологического знания можно выделить отдельные уровни:
общесоциологические теории, или общетеоретическая социология;
специальные социологические теории, которые нередко характеризуются как частные;
конкретные социологические исследования.
Содержание
I Уровни социологического знания 2
II Социальный институт: сущность, качества, виды, функции 11
III Брак и семья как социальные институты.
Тенденции развития семейно-брачных отношений 23
IV Понятие социального статуса 36
Список литературы
Содержание
I
Уровни социологического знания
II Социальный институт: сущность, качества, виды, функции 11
III Брак и семья как социальные институты.
Тенденции развития семейно-
IV Понятие социального статуса
Список
литературы
I
Уровни социологического знания
В структуре социологического знания можно выделить отдельные уровни:
Выше перечисленные уровни различаются глубиной социологического анализа общественных явлений и широтой делаемых при этом обобщений и выводов.
Теоретические конструкции образуют высший уровень социологического знания – общесоциологические теории, исследующие общество как единую систему, взаимодействие её основных элементов, основы функционирования и развития общества как социального организма.
Важное значение этих теорий в том, что они определяют:
Общесоциологические
теории затрагивают, как правило, глубинные
или, как говорят в социологии, сущностные
моментов развития того или
иного общества и в целом исторического
процесса. На уровне общесоциологических
теорий делаются научные обобщения и выводы
о наиболее глубоких причинах возникновения
и функционирования тех или иных социальных
явлений, о движущих силах развития общества
и т.п. На общетеоретическом уровне формируются
теории общественной, прежде всего производственной,
деятельности людей, выявляется роль труда
в развитии общества (что было показано
Г. Гегелем, К. Сен-Симоном, К. Марксом
и другими мыслителями).
Особым разделом общетеоретической социологии являются теории общественных отношений, раскрывающих природу и содержание экономических, политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и других отношений между социальными субъектами.
На общетеоретическом уровне социологического анализа выявляются сущность общественных отношений, их специфическая роль и механизм взаимодействия, а также характеризуются общественные отношения в зависимости от их субъектов (социально - классовые и национальные отношения, отношения между обществом и личностью и т.д.). Совокупность всех указанных выше отношений образует определенное общество, которое выступает как система данных отношений. Их наиболее полный охват и глубокий научный анализ возможны только на уровне общесоциологических теорий или общетеоретической социологии.
В этом случае исследуется взаимодействие экономической, социальной, политической, духовной и других сфер жизни общества, вскрываются их взаимосвязи и взаимозависимости (например, воздействие современной научно-технической революции на социальную структуру общества, сферу науки и культуры). Анализируются взаимодействия экономики и политики, политики и права, производственной и экологической сфер жизни общества, промышленного и сельскохозяйственного производства и т.д.
На уровне социологических теорий каждое социальное явление рассматривается с точки зрения его места и роли в обществе, его многообразных связей с другими явлениями. Оно рассматривается в системе взаимодействия глобальных социальных факторов, каковыми выступают указанные выше общественные отношения и соответствующие сферы общественной жизни, а также объективные законы развития общества. В этом суть и основная особенность исследования общественных явлений и процессов на уровне общетеоретической социологии, выступающей в виде совокупности, точнее, системы общесоциологических теорий.
Специальные, или частные социологические теории касаются отдельных сфер общественной жизни, социальных групп и институтов. Фактически всё более или менее значимые социальные подсистемы описываются соответствующей социологической теорией. Социология семьи, социология религии, социология образования, социология организации – вот лишь некоторые из социальных подсистем. Их познавательный ракурс намного уже, чем общесоциологических, и ограничен, как правило, теми или иными подсистемами общества. В качестве таковых могут выступать, например, экономическая и социальная сферы жизни общества. В этом случае исследуются проблемы социально экономических отношений, производственной деятельности людей, главным образом ее социальные аспекты, а также условия труда и социальной защиты различных категорий населения, вопросы народного образования, здравоохранения быта и отдыха людей, социального обеспечения и т.д.
Цели исследования:
Подобные цели ставятся и тогда, когда объекты социологического изучения - политическая и духовная сферы жизни общества. Разумеется, в каждом таком случае преследуются и специфические цели, обусловленные особенностями процессов, происходящих в той или иной сфере общественной жизни.
В процессе применения специальных социологических теорий возможно (а нередко и необходимо) обращение к общесоциологическим теориям, чтобы какие-то социальные явления или события осмыслить с более широких позиций, в рамках целого, каковым выступает общество. Но и в этом случае главное внимание будет уделено той сфере жизни общества, в которой эти события происходят, прежде всего, анализу механизма функционирования этой сферы, происходящих в ней процессов, а также решению возникающих здесь специфических социальных проблем.
В соответствии со своей природой специальные социологические теории органически сочетают в себе теоретический и эмпирический (т.е. направленный на анализ текущих практических данных) уровни исследования. Эти теории обосновывают способы непосредственного практического влияния людей на те или иные стороны их жизни, производственной, политической и иной деятельности, их общественного, семейного и личного быта. Они обосновывают также пути улучшения деятельности различных социальных институтов. Другими словами, специальные социологические теории направлены на решение практических проблем сегодняшнего дня и ближайшего будущего.
Перечислим некоторые основные параметры специальных социологических теорий и их применения:
Специфика данных теорий заключается именно в том, что они органически связаны с практикой.
Среди отраслей знания, основное содержание которых составляют специальные социологические теории, можно выделить социологию труда, социально-классовых отношений, социологию молодежи и социологию семьи, этническую социологию, или социологию национальных отношений, социологию города и социологию села, социологию политических отношений, социологию религии, социологию культуры, социологию личности. Во всех этих случаях объектом социологического изучения выступают определенные сферы общественной жизни, различающиеся между собой как по содержанию доминирующих в них общественных отношений, так и по действующим субъектам, в качестве которых выступают классы, нации, группы молодёжи, население города и села, политические партии и движения и т.д.
Каждая из названных выше отраслей социологии в той или иной стёпени разработана усилиями ученых разных стран. В частности, это теории функционализма и социального действия американских социологов Т. Парсонса и Р. Мертона, основанные во многом на концепциях Э. Дюркгейма, М. Вебера и II. Сорокина, а также социально-психологические исследования, начиная, скажем, с работ Т. Тарда и Л. Ф. Уорда вплоть до работ ныне здравствующих ученых в этой области, прежде всего в США и Западной Европе, а также об исследованиях в области политической и духовной культуры, проведенных Т. Алмондом, П. Сорокиным и другими Видными современными социологами Запада.
Развивая специальные социологические теория, которые Р. Мертон подробно характеризует как «теории среднего уровня», мы получаем возможность предметного анализа различных областей общественной жизни, деятельности людей и функционирования социальных институтов. В итоге можно получить данные, имеющие немаловажное теоретическое и практическое значение.
Следующий уровень социологического знания представлен конкретными социологическими исследованиями. Они проводятся в виде анкетирования, устных опросов, наблюдений и т.д. Исследования могут проводиться в рамках социологии, экономических, правовых и других наук с целью получения объективных данных о различных сторонах социальной действительности, а также с целью изучения общественного мнения, т.е. получения сведений об отношении населения (в том числе отдельных социальных групп) к тем или иным событиям общественной жизни, их мнений относительно каких-то социальных проблем, способов их решения и т.д. Данные этих исследований могут служить основанием для выработки рекомендаций относительно решения текущих и перспективных задач общественной и государственной жизни, деятельности различных социальных групп, трудовых и иных коллективов, политических партий и движений. Они могут быть осмыслены на уровне специальных и общесоциологических теорий и использованы в решении актуальных, порой весьма существенных проблем развития общества.
Давая объективную информацию о тех или иных сторонах общественной жизни, конкретные социологические исследования могут помочь выявить существующие противоречия, а также тенденции развития определенных социальных явлений и процессов. То и другое очень важно для научного понимания и решения социальных проблем, управления общественными процессами или, во всяком случае, для их всестороннего учета.
Самое главное в конкретном социологическом исследовании - получить объективную информацию о том, что происходит в обществе, какой-то его сфере и как это воспринимается людьми.
Конкретные социологические исследования составляют важную область эмпирической социологии, направленной на изучение каждодневной практической деятельности людей, ее объективных и субъективных сторон. Они заключаются в сборе фактов и материалов, наблюдениях и экспериментах, других способах получения данных о социальной действительности и их осмыслении. Все это суть моменты эмпирического познания действительности.
На
современном этапе под влиянием роста
образования и культуры, развития науки
и технических средств познания постоянно
совершенствуется эмпирическое (опытное)
знание людей различных сторон социальной
действительности. Умножаются и усиливаются
теоретические компоненты эмпирического
знания, его связь с теоретическим мышлением.
Эмпирическое познание явлений общественной
жизни сформировалось в особую науку -
эмпирическую социологию, которая развивается,
прежде всего, в США и странах Европы. Получила
она развитие и в нашей стране.
Охарактеризованные выше уровни социологического знания - общесоциологические теории, специальные социологические теории и конкретные социологические исследования - не изолированы друг от друга. Напротив, они органично взаимодействуют между собой, образуя единую и целостную структуру социологического знания, хотя роль их в данной структуре неодинакова. В ходе конкретных социологических исследований получают различного рода информацию о текущих процессах современной жизни, которая затем осмысливается на уровне специальных и общих социологических теорий. Это позволяет научно осознать процессы, протекающие в отдельных сферах общественной жизни и в целом в обществе. В то же время общесоциологические теории используются для решения проблем на уровне специальных социологических теорий и конкретных социологических исследований.
Говоря о внутренней организации социологического знания, выделим прикладные и фундаментальные исследования, цели которых различны.