Автор: t*************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 22:51, контрольная работа
Этнос (народ) - это сложившаяся устойчивая группа людей, характеризующаяся общностью языка, территории, особенностями быта, культуры и этническим самосознанием. Всего в мире насчитывается 3-4 тысячи этносов. Часть из них превратились в нации, другие представляют собой народности, племена. Кроме того, любая этническая группа обладает особым чувством, настроением и переживаниями, которые аккумулируются в выражении "мы группа", призванном подчеркнуть самобытность этноса, сплоченность его членов, их противостояние всем другим окружающим этническим группам, обладающих иным культурным слоем и психологией. В лекции я буду употреблять термины "этнос" и "этническая общность" (группа) как синонимы, тогда как в специальной этнографической литературе первый термин употребляется с акцентом на социокультурную особенность этнической группы.
1. Понятия, логика развития и исторические типы относов…………….…......стр.2-5
2. Понятие социализации личности………………………….………...…….…..стр.5-9
3. Основные функции и каналы изучения общественного мнения….………...стр.9-14
4. Политика как социальный институт…………………………………………..стр.14-17
5. Литература………………………………………………………………………стр.17
На этапе отмирания мнение теряет свое качество общественного явления. Объект общественного мнения перестает представлять массовый интерес. Общественное мнение с утратой своего субъекта и объекта прекращает функционирование.
В
процессе управления общественным мнением
специалисту важно учитывать
не только его динамику, но и некоторые
характеристики, отражающие его качественную
определенность. Направленность общественного
мнения отражает общую качественную оценку
проблемы, отношение к ней в виде суждений
следующего типа: «положительно-отрицательно-
Следовательно, данные характеристики общественного мнения, важно учитывать в процессе управления им.
Управление общественным мнением включает в свое содержание его изучение и процесс формирования.
Главным понятием, имеющим отношение к процессу формирования общественного мнения, является понятие установки. Применительно к формированию общественного мнения установка является устойчивой склонностью людей определенным образом воспринимать объект, проблему. То есть установка выражает внутреннюю позицию человека, его взгляды, ценностные ориентиры по отношению к событиям, фактам, людям, идеям.
В
процессе формирования общественного
мнения важно учитывать два
1. личностные - физические и психологические особенности индивида, включая рост, вес, возраст и социальный статус;
2. культурные - окружение и жизненный уклад конкретного района или географической местности;
3. образовательные - уровень и качество образования индивида;
4. семейные - происхождение людей;
5. религиозные - система верований в бога или сверхъестественные силы;
6. социально-классовые - положение в обществе.
7. национальные, расовые - этническая или расовая принадлежность, происхождение человека все сильнее влияют на формирование его установок.
В
процессе влияния на установки в
контексте управления общественным
мнением важно учитывать
Основным направлением влияния на установки людей является мотивированная коммуникация. Через систему мотивации личности можно добиться определенных целей в процессе формирования ее установок. В основе мотивации как совокупности мотивов, побуждающих к достижению цели, прежде всего лежат потребности личности.
Изменение установки людей предполагает не только мотивацию, но и соблюдение определенных правил. В качестве примера таких правил приведем следующие:
1. не использовать графические символы до тех пор, пока нет уверенности в том, что они не спровоцируют непредсказуемые действия;
2. не зазывать людей к себе, а самому идти к ним;
3. не думать, что для изменения поведения необходимо менять установку;
4. использовать моральные доказательства как вспомогательное средство, а не как главный аргумент;
5 использовать главное русло;
6. не обижать людей, которых вы стремитесь переубедить.
В процессе формирования общественного мнения важно учитывать не только психологические закономерности, но и современные технологии воздействия на общественное сознание, которые возникают в информационном обществе. Такие технологии сегодня получили название мета технологий. Метатехнологии становятся неотъемлемой частью информационного общества, базу которого составляют современные информационные технологии, основанные на применении компьютерной техники и телекоммуникаций. В настоящее время обе эти составляющие включает всемирная компьютерная сеть Интернет.
4. Политика как социальный институт
Социальная структура общества получает наиболее яркое выражение и закрепление в таком социальном институте, как политика.
Политика как социальный институт выполняет многообразные функции. К ним относится прежде всего ценностно-ориентационная функция, политика выражает коренные интересы социальных групп, дает определение коллективных целей, программ общественного развития. Политика осуществляет функции управления и руководства политическими и общественными процессами в интересах отдельных социальных групп и общества в целом, разрешает возникающие социальные и политические противоречия.
С политикой связана
Осуществляя управление различными сторонами жизни общества, политика как социальный институт интегрирует развитие разных сфер общества, т.е. осуществляет особую интегрирующую функцию. Политика как специфическая среда социализации осуществляет функцию воспитания, формирования личности.
Политические явления, формы появляются на определенном этапе развития в связи с углублением социальной дифференциации общества. Разделение труда, возникновение частной собственности, углубление национально-этнических, поселенческих различий приводит к появлению социальных групп с отличными, а то и прямо противоположными интересами, для регуляции которых уже недостаточны нормы морали, обычаи. Возникает потребность в новых формах организации и регуляции поведения, связанных с особой публичной властью. Публичная власть отличается от власти внутри рода, племени тем, что она особым образом организована уже не по кровному родству, а по территориальному принципу, имеет особую материальную базу в виде займов и налогов, осуществляется профессионалами чиновниками и опирается на специальные принудительные учреждения (армию, полицию, суд и т.д.).
Политика - это область целенаправленных отношений между социальными группами по поводу использования власти и ее распределения для реализации их коренных интересов. Власть играет одну из ведущих ролей в организации общественной жизни, является центральным элементом любого организованного общества. В этом смысле она универсальна.
Выделяют
как минимум три аспекта
1. директивный аспект. В соответствии с ним власть понимается как господство, обеспечивающее выполнение приказа, директивы. Понятая таким образом власть - это то, что дает возможность осуществить свою волю путем введения в дело различных наличных средств, ресурсов разного рода;
2. функциональный аспект, т.е. понимание власти как способности и умения практически реализовать функцию общественного управления. Функциональный аспект власти обусловлен тем, что власть в общем, и политическая власть, в частности, представляет собой определенное отношение между теми или иными субъектами (будь то отдельные граждане или организации, партии или государства и т.д.);
3. коммуникативный аспект власти, связанный с тем, что власть так или иначе реализуется через общение, через определенный язык, понятный обеим сторонам общественного отношения власти.
Все три приведенные выше аспекта власти совершенно реальны, но все же не совсем равнозначны. Директивный аспект, т.е. власть как принуждение к исполнению воли приказывающего, как правило, считается основополагающим.
Власть — это преобладание одних людей над другими. В рамках властного отношения люди (индивиды или группы) могут меняться местами, быть попеременно властвующими или подвластными. Власть над людьми не является врожденным свойством особого типа людей, она создается социальными ситуациями. В случае монополизации власти в руках одного человека или группы людей власть превращается в господство. Последнее означает такой порядок взаимодействия людей, при котором одни люди могут приказывать, а другие обязаны подчиняться. Господство - это такое отношение, для которого характерно наличие перевеса силы, с одной стороны, и признание этого перевеса, с другой. Господство означает насилие, навязывание своей воли другим людям. При добровольном подчинении это насилие становится легитимным.
Выделяют три типа легитимного господства, характеризующих мотивы подчинения. Первый тип - легальное легитимное господство - предполагает правовое государство, в котором все подчиняются закону. Любая власть, издающая и обеспечивающая выполнение законов легальна. Вместе с тем она может быть нелегитимной, т.е. не признаваться населением. С другой стороны, в обществе может существовать нелегальная власть, например, власть мафий.
Другой тип - традиционное легитимное господство - основан на вере в непоколебимость, священность давно существующих порядков, обычаев. Традиционное господство характерно для монархической формы правления.
Третий тип - харизматическое господство предполагает личную преданность руководителю, вождю, связанную с верой в особые его качества, в его священный дар (харизму).
Система официальных институтов, с помощью которой осуществляется легитимное насилие, называется государством.
Государство - это «отношения господства одних людей над другими, опирающиеся на легитимное насилие» [Вебер, 646]. Государство представляет собой совокупность институтов власти.
Сторонники теории конфликта и функционалисты высказывают разные точки зрения относительно того, как государство использует власть. В теории конфликта подчеркивается борьба между различными группами за ограниченные ресурсы; функционалисты придают главное значение формам сотрудничества в системе политической власти. В первом случае мы усматриваем внутреннее напряжение, подрывающее политическую жизнь. Согласно второй точке зрения, перед нами предстает политическая система как целостное единство. Обе точки зрения следует рассматривать как абстрактные модели, а не конкретные описания действительности.
Во всех исторически существовавших с начала периода цивилизации и существующих в настоящее время обществах действие этих институтов контролировалось незначительным меньшинством, которое называют правящей элитой.
Элита (от франц. elite — отборная, лучшая часть) представляет собой высший, относительно замкнутый слой общества, господствующий над всеми остальными слоями в силу своего преобладания по объему экономического, политического или культурного капитала. Элита состоит из «лучших людей» по богатству, престижу, рождению, заслугам, положению, образованию и т.д. Обычно выделяют экономическую, политическую и интеллектуальную элиту. Политической элитой называют людей, занимающих наилучшие позиции в сфере государственной власти и доминирующих на этой основе над всеми остальными людьми (массами).
Таким образом, лучшую часть можно выделять в любом сообществе людей. В этом смысле можно говорить о бизнес-элите, военной элите, шахтерской элите, партийной элите, профсоюзной элите, региональных элитах и т.д. Так как «лучшие» выделяются из значительного множества людей на основе того или иного типа капитала, а капиталы конвертируются, то экономическая, политическая и интеллектуальная элиты могут перемешиваться между собой. Поэтому правящая элита фактически состоит из представителей этих трех элит, у каждого из которых преобладает экономический (состояние), политический (влияние) или культурный (специальные знания и навыки) капитал. Вместе с тем для допуска в круг правящих лиц человек должен тем или иным способом овладеть символическим капиталом - завоевать моральное право господствовать над людьми. Лишь в этом случае правящая элита примет его как «человека своего круга» - круга власти.