Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:29, контрольная работа
1 . Раскройте содержание понятия "этническая общность" и рассмотрите его соотношение с понятиями "нация" и "народ". 3
2.Охарактеризуйте вклад Л.А. Козера в теорию социального конфликта. 4
3. Дайте определение понятия "экономическая культура", сформулируйте особенности экономической культуры современной России. 6
Задание 1. Раскройте содержание понятия "этническая общность" и рассмотрите его соотношение с понятиями "нация" и "народ".
В каждого человека его принадлежность к тому или иному этносу играет чрезвычайно важную роль в нахождении своего места в социальном пространстве и задевает самые сокровенные чувства по поводу собственной этнической соотнесенности (идентификации). Но не только для отдельной личности, но и для целого государства этнические процессы выступают на первый план, приобретают первостепенную значимость. «Напряженность» вместо «нормы» в развитии этнических процессов является показателем социального неблагополучия, аномалии в жизни социума. Эта напряженность может привести к трагическим событиям и даже войне между этносами.
Знание психологических
особенностей того или иного народа,
понимание значимости этнического
сознания в развитии социальных процессов
необходимо каждому члену общества,
чтобы способствовать его стабильности,
чтобы правильно строить свои
взаимоотношения с
Чаще всего в обыденной речи понятия «этнос» и «нация» употребляют как синонимы, как равнозначные понятия. Так говорят о польском народе и о нем же говорят как о нации, немецкий народ – это этнос, народ, он же является и нацией. Возникает естественный вопрос: можно ли между ними поставить равенство?
Если говорить о политической
практике, то слово «нация» и производное
от него «национальность» употребляется
в смысле «народ» и все население
страны. И сегодня «нацией» называют
граждан государства. Четкости в
использовании данного понятия
не было и в ХХ веке, в том числе
и в отечественной науке. Дискуссии
вокруг употребления понятий «этнос»
и «нация» возникают с
Другая точка зрения, которой придерживаются исследователи, заключается в различии этих социально-исторических организмов, какими являются этнос и нация.
Такова, например, позиция Ю. И. Семенова. Он считает что эти понятия относятся к разным социальным сферам и отражают разные процессы. Этносы возникли в глубокой древности, в период разложения первобытного общества. Нации начали формироваться в период зарождения буржуазного общества.
Когда рассматривают этнос, то обращаются к анализу его этнокультурных особенностей – таких как язык, традиции, обычаи, умственный и духовный строй народа (менталитет), этнические стереотипы и т.д.
Сущность нации наиболее
четко проявляется в
В результате борьбы дискриминируемый этнос становится нацией, противопоставляющей себя остальному населению. Так начинается процесс «нациезации» этноса, ведущий к отделению и образованию самостоятельного государства. В границах централизованных государств население чаще всего полиэтнично, оно отличается по языку и культуре. Так во Франции различные этнические общности до сих пор не ассимилировались, но это не мешает кельтам, баскам, корсиканцам войти в состав французской нации.
Дискриминация какого-либо этноса, отсутствие у него определенных прав по сравнению с другими этносами может привести к борьбе с этой дискриминацией. Однако национальная идея в условиях демократии используется политиками в своих собственных целях, а тезис о праве нации на самоопределение может привести к распаду полиэтничного государства, к конфликтам между народами, к превращению идеологемы собственной государственной независимости в идеологему приоритета титульного этноса.
Подводя итоги, можно сказать, что этнос, или этническая общность, есть совокупность людей, которые имеют общую культуру, говорят, как правило, на одном языке, обладают общим самоназванием и осознают как свою общность, так и свое отличие от членов других таких же человеческих групп, причем эта общность чаще всего осознается как общность происхождения.
Задание 2. Охарактеризуйте вклад Л.А. Козера в теорию социального конфликта.
Льюис Козер известный американский социолог, профессор социологии. Основные работы: «Функции социального конфликта», «Конфликт и консенсус».
Л. Козер концентрирует внимание на позитивных функциях. Вслед за Г. Зиммелем он рассматривает конфликт как одну из форм социального взаимодействия, как процесс, который при определенных условиях может иметь для «социального организма» не только деструктивные, но и конструктивные (интегративные) последствия. Основное его внимание направленно на выявление причин, при которых конфликт сохраняет или восстанавливает интеграцию системы и её приспособляемость к изменяющимся условиям.
В работах Л. Козера можно обнаружить ряд обозначаемых им функций социального конфликта:
1) разрядка напряженности, т.
е. конфликт служит “выхлопным клапаном”
напряжения;
2) коммуникативно-информационная, т. е.
люди в результате столкновений проверяют
друг друга, получают новую информацию
об окружающей среде и узнают свое соотношение
сил;
3) созидание, т. е. противоборство помогает
группе сплотиться, а не разрушиться в
трудную минуту;
4) интеграция социальной структуры, т.
е. конфликт не разрушает целостность,
а поддерживает ее;
5) нормотворчество, т. е. конфликт способствует
созданию новых форм и социальных институтов;
6) создание механизма
поддержки и/или
7)создание ассоциаций и коалиций.
Тезисы причин конфликта
по Козеру:
- чем больше неимущие группы сомневаются
в законности существующего распределения
дефицитных ресурсов, тем более вероятно,
что они должны будут разжечь конфликт;
- Чем меньше каналов, по которым группы
могут излить недовольство по поводу распределения
дефицитных ресурсов, тем более вероятно,
что они должны усомниться в законности;
- чем больше члены неимущих групп пытаются
перейти в превелигированные группы, чем
больше допускаемая при этом мобильность,
тем вероятнее, что они не станут придерживаться
законности;
- чем больше обнищание групп из общего
(абсолютного) превращается в отклонение,
тем более вероятно, что эти группы станут
зачинщиками конфликта.
В условиях
первичной группы, утверждает Л. Козер,
полнота личной вовлеченности в условиях
подавления конфликтной ситуации угрожает,
в случае возникновения конфликта, самим
источником внутригрупповых отношений.
Во вторичных же группах частичное участие
в массе неакуммулированных конфликтов
выступает в роли механизма, поддерживающего
равновесие внутригрупповой структуры,
предотвращая тем самым её раскол по одной
линии. На основании этих положений Л.
Козер заключает, что не только интенсивность
конфликта влияет на структуру группы,
но и природа групповой организации может
влиять на интенсивность конфликтного
процесса.
Анализируя социальную структуру
американского общества, он приходит
к выводу, что взаимозависимость
групп до некоторой степени сдерживает
тенденцию принципиального
Остроту конфликта Козер
предлагает измерять с помощью таких двух
максимально важных факторов
1. жесткость социальной структуры. На
нее влияют первичные (семейные, дружеские)
и вторичные (различные функциональные
и деловые) отношения. Если в системе преобладают
первичные отношения, то система имеет
жесткую структуру, если вторичные - менее
жесткую. Например, чем более жесткой является
социальная структура, тем больше в ней
институциональных средств, позволяющих
гасить конфликты и напряженность, тем
острее будет конфликт.
2. Эмоции, вызванные конфликтом. Наличие
эмоций в конфликте Козер также связывает
с первичными и вторичными отношениями,
где первичные более эмоционально насыщеннее.
Например, чем больше эмоций вызывает
конфликт у тех, кто в нем участвует, тем
острее сам конфликт.
Также выделяет 2 вида конфликта:
1. Реалистичные - служат средством
достижения конкретного результата;
2. нереалистичные - вызываются не соперничающими
целями противоборствующих сторон, а потребностью
снятия напряженности, по крайней мере
у одной из сторон. Чем более жесткой является
система, в которой происходит конфликт,
тем выше вероятность того, что конфликт
окажется нереалистичным. Длительность
конфликта по Козеру зависти от:
1. ясности целей конфликтных групп. Чем
меньше единодушия проявляют стороны
конфликта относительно целей конфликта,
тем он продолжительнее.
2. степень соглашения конфликтных групп
по поводу смысла победы или поражения.
Чем меньше интерпретаций участвующие
в конфликте стороны могут дать символическому
смыслу победы или поражения своих противников,
тем продолжительнее конфликт.
3. способность лидеров понять, чего стоит
победа и убедить своих сторонников в
том, что желательно прекратить конфликт.
Чем лучше лидеры конфликтных групп смогут
понять, что за то, чтобы полностью достичь
своих целей, нужно заплатить гораздо
дороже, чем за то, чтобы одержать победу,
тем менее продолжительным будет конфликт.
Л. Козер делает вывод: не конфликт как таковой угрожает равновесию системы, а её жестокость, подавляющая различного рода напряженности, которые, аккумулируясь, могут привести к острому конфликту, касающемуся базовых ценностей, затрагивающему основы общественного согласия. Социальный конфликт представляет собой способ адекватного приспособления норм к изменяющимся условиям. Социальная структура, в которой есть месть для конфликта, может избежать состояний внутренней неустойчивости или модифицировать эти сомнения, изменив существующее соотношение властных позиций.
Задание 3. Дайте определение понятия "экономическая культура", сформулируйте особенности экономической культуры современной России.
Кризисное состояние сегодняшней
российской экономики вызывает острую
необходимость регулирования
Прежде чем говорить о
понятии экономической
Однако такая концепция культуры, акцентируя внимание на связи времён, не фиксирует другой стороны культурного развития общества – обновления его ценностей и норм на базе освобождения от одних и замены их другими, вытеснения устаревших ценностей новыми.
Исходя из вышесказанного, основными функциями культуры являются:
Трансляционная функция культуры обеспечивает передачу из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее социальных ценностей, норм, предпочтений, потребностей, мотивов поведения.
Селекционная функция отбирает из унаследованных ценностей и норм тех, которые необходимы (полезны) для решения задач последующих этапов развития общества. Морально устаревшие ценности и нормы выбраковываются.
Инновационная функция культуры заключается в обновлении социальных ценностей и норм путём выработки новых и заимствования прогрессивных из других культур.
Основными элементами культуры считают потребности, ценности, нормы, предпочтения, интересы, престиж, мотивацию.
Ценности – это принятые неосознанно понятия о том, что является важным или правильным. Они являются фундаментом культуры. На их основе складываются социальные нормы – распространённые в данном обществе предписания к действиям. Нормы реализуют ценности общества.
Проявляются ценности и нормы через предпочтения – приоритеты социальных благ. Системы приоритетов коренятся в историческом прошлом народов и социальных групп и меняются достаточно медленно.