Автор: t*************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 22:51, контрольная работа
Этнос (народ) - это сложившаяся устойчивая группа людей, характеризующаяся общностью языка, территории, особенностями быта, культуры и этническим самосознанием. Всего в мире насчитывается 3-4 тысячи этносов. Часть из них превратились в нации, другие представляют собой народности, племена. Кроме того, любая этническая группа обладает особым чувством, настроением и переживаниями, которые аккумулируются в выражении "мы группа", призванном подчеркнуть самобытность этноса, сплоченность его членов, их противостояние всем другим окружающим этническим группам, обладающих иным культурным слоем и психологией. В лекции я буду употреблять термины "этнос" и "этническая общность" (группа) как синонимы, тогда как в специальной этнографической литературе первый термин употребляется с акцентом на социокультурную особенность этнической группы.
1. Понятия, логика развития и исторические типы относов…………….…......стр.2-5
2. Понятие социализации личности………………………….………...…….…..стр.5-9
3. Основные функции и каналы изучения общественного мнения….………...стр.9-14
4. Политика как социальный институт…………………………………………..стр.14-17
5. Литература………………………………………………………………………стр.17
В основе современных теорий правящей элиты лежат классические разработки Г. Моски, В. Парето, Р. Михельса, М. Острогорского и др. Гаэтано Моска (1858—1941) рассматривал элиту как немногочисленный правящий класс, монополизирующий политическую власть. Этот класс может формироваться аристократическим или демократическим путем, но всегда остается правящей верхушкой, противостоящей основной массе населения. В ходе истории власть переходит от одних элит к другим, никогда не доставаясь массам. Вилъфредо Парето (1848—1923) считал элиту группой прирожденных руководителей нации, обладающих личными качествами, обеспечивающими им превосходство над другими людьми. Он утверждал, что в обществе всегда есть элита и контрэлита, т.е. что группа «прирожденных руководителей нации» внутренне расщеплена на правящую и оппозиционную части, непрерывно борющиеся друг с другом. Поэтому он называл историю «кладбищем аристократий». Роберт Михельс (1876—1936) и Моисей Острогорский (1854-1919) дополнили теорию правящей элиты теорией партийной элиты. Они обобщили опыт создания массовых партий в различных странах мира. Создавая эти партии в XIX в., люди считали, что с их помощью им удастся подчинить своему контролю правящую верхушку государства. Однако в этих структурах гражданского общества так же, как и в структурах государства, возникло влиятельное меньшинство, присвоившее себе право принимать важнейшие партийные решения и фактически отстранившее «партийные массы» от участия в партийных делах. Р. Михельс назвал эту тенденцию «олигархизацией» политических партий (олигархия в переводе с греческого означает власть немногих). Это партийное меньшинство срастается с правящей элитой, становится ее составной частью, противостоящей не только основной массе членов своих партий, но и всему населению. Надежды на демократизацию государственной власти рушатся.
Русский политолог М. Острогорский на основе сравнительного анализа партийных систем Великобритании и США еще в начале XX в. пришел к выводу о том, что для преодоления «партийного ига» необходимо создавать временные инициативные объединения граждан, не способные обюрократиться. Такие структуры могут служить противовесом системе «постоянных партий», поскольку они позволяют всем активным гражданам оказывать влияние на политическую жизнь. Острогорский рассматривал активного гражданина как «краеугольный камень демократии».
В процессе взаимодействия элиты и населения образуется система институтов, с помощью которых население стремится оказать влияние на элиту с целью защиты своих интересов. Эту систему называют гражданским обществом. Государство (совокупность институтов власти) и гражданское общество (совокупность институтов Участия) составляют две взаимосвязанные части политической системы — механизма распределения и осуществления власти.
Участие означает вмешательство в политическую жизнь. В современных обществах существуют многочисленные (институциализированные и неинституциализированные) формы такого участия, с помощью которых различные группы населения защищают свои интересы при взаимодействии с правящей элитой и бюрократией.
Политическое участие - это влияние на осуществление и распределение власти. Участвующих в политической жизни называют активными гражданами, не участвующих - пассивными. Во многих современных государствах удельный вес пассивных граждан довольно высок (от 26 до 35%). Все формы политического участия делятся на три группы:
1. индивидуальные действия - голосование, контакты с должностными лицами, работа на кандидата в депутаты или партию;
2. коллективные действия - митинги, демонстрации, подписание обращений;
3. прямые действия - несанкционированные политические забастовки, бойкоты, пикеты, захват зданий.
Различают конвенциональный (предусмотренный законом) и неконвенциональный (незаконный) тип участия. Первая и вторая группы форм участия относятся к конвенциональному типу, третья — к неконвенциональному.
Активная общественность делится на группировки, которые связывают правящую часть населения с его основной массой. Эти мобилизованные для постоянного участия в политической жизни группы граждан называются политическими партиями (от лат. Partis - часть). Политические партии образуют ядро активной и организованной общественности, поскольку их главной задачей является борьба за распределение государственной власти и контроль над нею. Поэтому партии можно назвать гражданскими структурами, действующими в сфере государственной власти. Они являются посредниками между гражданским обществом и государством. В политической системе партии выполняют ряд функций. Главные из них формулируются следующим образом:
1. Определение
цели. Разрабатывая идеологию и
программы, партии стремятся
2. Выражение
и объединение общественных
3. Мобилизация
и социализация граждан.
4. Формирование
правящей элиты и состава
Способ участия людей в политической жизни отражается в политической культуре. Она включает в себя структуры политического сознания и поведения людей, которые позволяют им более или менее эффективно влиять на процесс распределения и осуществления власти. Политическая культура характеризуется совокупностью политических ориентации, присущих населению в целом или его группам. Компонентами политической культуры являются познавательные, эмоциональные и оценочные составляющие. Это включает в себя знания и верования относительно политической реальности, чувства в отношении политики, приобщенность к политическим ценностям.
Содержание политической культуры складывается под воздействием ряда факторов: детской социализации, образования, открытости средствам массовой информации, контактов с правительственными организациями, влияния социально-экономической действительности. На основе эмпирических исследований Г. Алмонд и С. Верба предложили три идеальных типа политической культуры.
Политическая культура участия предполагает, что граждане выступают активными субъектами политической жизни, что они в состоянии реально влиять на политическую систему через участие в выборах, через организацию групп давления, политических партий для выражения своих интересов. В рамках подданнической политической культуры граждане находятся в пассивном или подчиненном положении по отношению к существующей политической системе. Несмотря на наличие различных оценочных отношений системы, доминирующими здесь являются представления граждан о своем зависимом положении от политической системы, о невозможности и безрезультатности своей активности.
Провинциалистская политическая культура присуща обществам с неразвитой политической системой. Индивиды, составляющие такие общества, в принципе не соотносят свое существование с политической системой как таковой, и вопрос о возможностях влияния на систему даже не ставится.
5. Список литературы
1. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. – М.: 1997
2. Социология. Словарь-справочник. – М.: 1990
3. Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. – М.: 1999
4. Фролов С. С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: 1998
5. Емельянов С. М. Теория и практика связей с общественностью. СПб.: Питер, 2005
6. Е.А. Якуба. Социология. 1996
7. Р. Милс Властвующая элита. - М.: Прогресс, 1961