Исследование взаимоотношений в школьном классе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 08:01, курсовая работа

Описание работы

Социометрические методы предназначены для изучения структуры эмоциональных взаимоотношений, описывают класс характеристик, являющийся общим для всех малых групп, но не дают представления о специфике коллектива, так как эмоциональные отношения являются не единственным и даже не самым важным классом характеристик для описания коллектива. Кроме эмоциональных отношений существуют отношения, которые опосредуются содержанием совместной деятельности членов коллектива, ее целями, задачами и ценностями.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Социометрия как социологическое исследование……………………...5

§ 1. История развития социометрии ……………………….……………………...5

§ 2. Процедура проведения социометрии ………………………………………..12

Глава 2. Исследование взаимоотношений в школьном классе …………………25

§ 1. Особенности объекта исследования …………………………………….…...25

§ 2. Результаты исследования ……………………………………………………..31

Заключение………………………………………………………………………….36

Список использованной литературы………………………………………………38

Приложение

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 877.63 Кб (Скачать)

     Поэтому я считаю проблему снижения успеваемости в классе во время среднего подросткового  возраста актуальной и значимой. 

     Объект: ученики 8 класса.

     Предмет: зависимость общей успеваемости класса от межличностных отношений.

     Цель: анализ межличностных отношений  в классе, оказывающих влияние  на успеваемость учащихся.

     Задачи:

  1. Изучение характера взаимоотношений в классе.
  2. Ознакомление с индивидуальной успеваемостью учащихся.
  3. Сопоставление места ученика во взаимоотношениях с индивидуальной успеваемостью

     Гипотеза:

     1) Успеваемость школьника влияет на его отношения со сверстниками (коллектив дружески относится к отличникам, либо делает их изгоями). 
 
 

Приложение 2

Социометрическая  анкета

Добрый  день!

 Вместе  с учителями вы не раз обсуждали  вопросы, касающиеся отношений  в вашем классе, пытались разобраться,  дружный он или нет, и если  нет, то почему. Для того чтобы  ваша дальнейшая учеба была  интересной и полезной, важно  понять, что из себя представляет  ваш класс. Для этого используется  методика с названием «социометрия».  Она состоит из нескольких  вопросов. Вопросы и простые и  сложные одновременно. Они касаются  вашего класса, отношений между  ребятами и лично каждого из  вас. Чтобы работа была не  напрасной, очень важно отнестись  к ней серьезно и при ответах  быть максимально искренним. Работу  надо обязательно подписать. Когда  вы прочитаете вопросы, то поймете,  что без подписи она теряет  всякий смысл. 

Со своей  стороны я гарантирую, что ваши листы с ответами не попадут в  руки никому: ни вашим одноклассникам, ни педагогам, ни родителям. Их буду видеть только я.

Вам предложено ответить на 14 вопросов. В области  для ответов тебе нужно вставить номер одноклассника,  и объяснить, почему ты сделал такой выбор.

Пример: 1 С кем из учеников своего класса ты предпочитаешь сидеть за одной партой?

1. ____2______., потому что ___он мой лучший друг_________________________________

__________________________________________________________________

2. ___3_______., потому что _____он помогает мне в учебе___________________________

__________________________________________________________________

3. _____1_____., потому что ______он веселый______________________________________

__________________________________________________________________ 

Фамилия
1 Иванов
2 Петров
3 Сидоров

 В вопросах 3, 8 нужно расставить номера фамилий  в соответствии с приоритетами.

Например:  _____3, 1, 2_________________________________

 Советоваться, обсуждать вслух, заглядывать  в лист одноклассника не следует:  это не контрольная, а личная  точка зрения каждого из вас,  которой вы не обязаны делиться  с одноклассниками. 

            По завершению работы сдать листы с ответами анкетеру и выйти из класса. 

Список класса

Фамилия
1 Богачев Алексей
2 Голушкова Анна
3 Варакина Юлия
4 Михайлова Полина
5 Никушина Ангелина
6 Кашина Кристина
7 Шахбанова Къюзилгюль
8 Ялый Александр
9 Чадаев Иван 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 С кем из учеников своего класса ты предпочитаешь сидеть за одной партой?

1. __________., потому  что _______________________________________________________

__________________________________________________________________

2. __________., потому  что _______________________________________________________

__________________________________________________________________

3. __________., потому  что _______________________________________________________

__________________________________________________________________

2 С кем из учеников своего класса ты НЕ хотел(а) бы сидеть за одной партой?

1. __________., потому  что _______________________________________________________

__________________________________________________________________

2. __________., потому  что _______________________________________________________

__________________________________________________________________

3. __________., потому  что _______________________________________________________

__________________________________________________________________

    3 Расставь по убыванию фамилии учеников, с кем ты предпочитаешь сидеть  
    за одной партой _____________________________________________________________

    4 С кем из своих одноклассников ты бы предпочитаешь сидеть вместе на контрольной, самостоятельной или лабораторной работе?

1. __________., потому  что _______________________________________________________

__________________________________________________________________

2. __________., потому  что _______________________________________________________

__________________________________________________________________

3. __________., потому  что _______________________________________________________

__________________________________________________________________

    5 С кем из своих одноклассников ты бы НЕ хотел(а) сидеть вместе на контрольной, самостоятельной или лабораторной работе?

1. __________., потому  что _______________________________________________________

__________________________________________________________________

2. __________., потому  что _______________________________________________________

__________________________________________________________________

3. __________., потому  что _______________________________________________________

__________________________________________________________________ 

6 С кем из учеников своего класса тебе действительно нравится учиться в одном классе?

1. __________., потому  что _______________________________________________________

__________________________________________________________________

2. __________., потому  что _______________________________________________________

__________________________________________________________________

3. __________., потому  что _______________________________________________________

__________________________________________________________________

7 С кем из учеников своего класса ты НЕ хотел(а) бы учиться вместе?

1. __________., потому  что _______________________________________________________

__________________________________________________________________

2. __________., потому  что _______________________________________________________

__________________________________________________________________

3. __________., потому  что _______________________________________________________

__________________________________________________________________

    8 Расставь по убыванию номера фамилий учеников, с кем тебе нравится учиться в одном классе ________________________________________________________________

9 С кем из учеников своего класса ты предпочитаешь выполнять какую-либо работу (дежурство в классе, уборка территории, дежурство по школе)?

1. __________., потому  что _______________________________________________________

__________________________________________________________________

2. __________., потому  что _______________________________________________________

__________________________________________________________________

3. __________., потому  что _______________________________________________________

__________________________________________________________________

10 С кем из учеников своего класса ты НЕ хотел(а) бы работать (дежурство в классе, уборка территории, дежурство по школе)? вместе?

1. __________., потому  что _______________________________________________________

__________________________________________________________________

2. __________., потому  что _______________________________________________________

__________________________________________________________________

3. __________., потому  что _______________________________________________________

__________________________________________________________________

11 С кем из учеников своего класса ты хотел(а) бы проводить свободное время?

1. __________., потому  что _______________________________________________________

__________________________________________________________________

2. __________., потому  что _______________________________________________________

__________________________________________________________________

3. __________., потому  что _______________________________________________________

__________________________________________________________________

12 С кем из учеников своего класса ты НЕ хотел(а) бы проводить свободное время?

1. __________., потому  что _______________________________________________________

__________________________________________________________________

2. __________., потому  что _______________________________________________________

__________________________________________________________________

3. __________., потому  что _______________________________________________________

__________________________________________________________________

13 Кого из своих одноклассников ты бы пригласил(а) на день рождения?

1. __________., потому  что _______________________________________________________

__________________________________________________________________

2. __________., потому  что _______________________________________________________

__________________________________________________________________

3. __________., потому  что _______________________________________________________

__________________________________________________________________

14 Кого из своих одноклассников ты бы НЕ пригласил(а) на день рождения?

1. __________., потому  что _______________________________________________________

__________________________________________________________________

2. __________., потому  что _______________________________________________________

__________________________________________________________________

3. __________., потому  что _______________________________________________________

__________________________________________________________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 3 Социоматрица

     Учеба

Фамилия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Количество (+) выборов Количество (-) выборов Общая сумма  баллов
1 Богачев Алексей
          +1   +2 2 0 3
2 Варакина Юлия -2
        -1   +1 1 2 -1
3 Голушкова Анна   +2   -2 +1 -1   -1   2 3 -2
4 Кашина Кристина     +2
  +1     -1 2 1 2
5 Михайлова Полина   +1       -2       1 1 1
6 Никушина Ангелина +2     +1  
+2 +1   4 0 6
7 Чадаев Иван +1 -2 -2   +2     +2   3 2 2
8 Шахбанова Къюзилгюль     +1 +2   +2     -2 3 1 3
9 Ялый Александр -1 -1 -1 -1 -1   -2     0 6 -11

Информация о работе Исследование взаимоотношений в школьном классе