Исследование взаимоотношений в школьном классе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 08:01, курсовая работа

Описание работы

Социометрические методы предназначены для изучения структуры эмоциональных взаимоотношений, описывают класс характеристик, являющийся общим для всех малых групп, но не дают представления о специфике коллектива, так как эмоциональные отношения являются не единственным и даже не самым важным классом характеристик для описания коллектива. Кроме эмоциональных отношений существуют отношения, которые опосредуются содержанием совместной деятельности членов коллектива, ее целями, задачами и ценностями.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Социометрия как социологическое исследование……………………...5

§ 1. История развития социометрии ……………………….……………………...5

§ 2. Процедура проведения социометрии ………………………………………..12

Глава 2. Исследование взаимоотношений в школьном классе …………………25

§ 1. Особенности объекта исследования …………………………………….…...25

§ 2. Результаты исследования ……………………………………………………..31

Заключение………………………………………………………………………….36

Список использованной литературы………………………………………………38

Приложение

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 877.63 Кб (Скачать)

     В Советском Союзе социометрические исследования становятся известными психологам и социологам в начале 1960-х, главным  образом из работ Морено. Отчасти  это было связано с тем, что  Морено дважды приезжал в СССР –  в 1959 ив 1966. В основном исследователи  применяли  вариации классической социометрической анкеты для исследования школьных классов  и отчасти производственных групп. Определенной новизной обладали предложенные авторами новые процедуры получения  данных и вычисления локальных социометрических индексов, хотя последние основывались, главным образом, на идее степени  вершины графа. Групповые индексы  включали плотность и показатели централизации графа по степени. В. Паниотто и другие математические социологи популяризовали аппарат  матричной алгебры и теории графов. Сегодня отечественная социометрическая традиция продолжает основываться на идеях Морено.[3, с. 1080-1081]

     Обоснованность  и плодотворность применения  методов  социометрии в прикладных социологических  исследованиях, прежде всего, связаны  с логически верным пониманием такого сложного социального образования  как, малая группа. Отправным моментом для понимания законов функционирования, жизнедеятельности такой группы является то, что она выступает  как субъект деятельности и через  нее включена во всю систему общественных отношений.  

     Технический аппарат социометрии находит  применение  в различных сферах микросоциологии, позволяет повысить производительность труда, смягчить конфликты, способствует выработке, принятию групповых, коллективных решений. Методологически  оправданное и грамотное использование  арсенала социометрических методов  позволяет получить серьезные теоретические  выводы о процессах функционирования, развития групп, достигать практических результатов в комплектовании коллективов, в повышении эффективности их деятельности.[4, с. 73] 

 

     

     §2. Процедура проведения социометрии.

     В техническом, узкопроцедурном отношении  социометрия – это сочетание  опросной методики и алгоритмов специальной  математической обработки первичных  измерений. Суть ее сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых  индексов.

     Все начинается с выбора, создания социометрического  критерия, то есть вопроса, задаваемого  членам изучаемой группы с целью  выяснения взаимоотношении между  ними. Поскольку отношения между  людьми всегда сложны, зачастую противоречивы  и изменчивы, поскольку выбор  критерия становится задачей, требующей  при своем решении и знания общих законов функционирования малых групп, и понимания, учета  конкретных особенностей поведения, жизнедеятельности  группы, и владения техникой измерения. Критерий должен быть индикатором взаимоотношений.[4, с. 74]

     Отношения между членами коллектива выясняются на основе выбора, отклонения или оставления без внимания опрашиваемым членом коллектива другого члена коллектива как  участника совместной деятельности.

     Выбор – выраженное каким-либо индивидом  желание сотрудничать с другим индивидом.

     Отклонение (отрицательный выбор) – выражение  каким-либо индивидом желания уклониться от сотрудничества с другим индивидом.

     Опускание – оставление одним индивидом  другого без внимания (отсутствие выбора или отклонения).[5, с. 413-432]

     Социометрический  критерий, будучи одним из вопросов анкеты или интервью, в своем строении, форме должен удовлетворять общим  требованиям, предъявляемым к вопросам социологических анкет. Одновременно на него распространяются и другие требования.

     Он  должен:

  • Нацеливать субъекта выбрать либо отвергнуть другого члена группы на основе заданной задачи совместной деятельности;
  • Не допускать ограничений на то, кто из членов группы может быть выбран или отвергнут в пределах группы, границы которой субъекту обязательно известны;
  • Быть понятным всем членам группы и интересным, если не всем, то большинству;
  • Содержать конкретику, особенно понятную, близкую для членов группы;
  • Включать в себя предложения по выбору или отвержению, сформулированные так, чтобы в реакциях членов группы проступало их эмоционально-психологическое отношение;
  • Убеждать человека в практической направленности опроса, в возможности участия в создании, реорганизации группы.[6, с. 238-246]

     Кроме того, при формулировке социометрического  критерия важно учитывать следующие  правила:

  1. Социометрический критерий должен быть подобран таким образом, чтобы в его содержании, прежде всего, отражались взаимоотношения между членами коллектива. Только в этом случае он будет действительным инструментом социометрического исследования.
  2. Социометрический критерий должен воспроизводить ситуацию выбора партнера для совместной деятельности, т. е. опрашиваемый должен выбрать или отклонить другого члена коллектива.
  3. Критерий не должен ограничивать возможности выбора. Опрашиваемый (респондент) должен четко представлять размеры и границы коллектива и знать, что он имеет право выбрать любого его члена.
  4. Используемые критерии должны интересовать исследуемый коллектив, быть значимыми для него.
  5. Критерий должен описывать конкретные ситуации, для того чтобы у респондента было конкретное основание для выбора или отклонения партнера.
  6. Особое внимание нужно уделить формулировке критерия.

     Социометрические  критерии разделяются на два класса: коммуникативные («социометрические  тесты») и гностические («тесты социальной перцепции»). Коммуникативные используются для того, чтобы описать, замерить реальные или воображаемые отношения  в группе, выявить, как каждый член группы видит свое непосредственное окружение. Гностические предназначены  для отражения представлений  человека о том, как он видит свою роль, свою позицию в группе, кто, по мнению субъекта, выберет его  для  совместного  решения  той  или иной групповой задачи, кто  – отвергнет. По гностическим критериям  можно определить и понимание  человеком закономерностей функционирования группы, и видение процессов общения  между людьми, входящими в нее.[4, с. 75]

     Реакция опрашиваемого на социометрический критерий в виде выбора или отклонения какого-либо из членов коллектива как  участника совместной деятельности определяется не только содержанием  критерия, но и целым рядом свойств, знание и учет которых является необходимым  для выявления и фиксации структурных  особенностей изучаемого коллектива. В основном критерии делятся на производственные и непроизводственные.

     Производственные  критерии позволяют исследователю  выяснить межличностные взаимоотношения  на уровне структуры производственной деятельности. Они формулируются  в виде вопроса, требующего выбора лиц  для совместного выполнения рабочих  заданий.

     Непроизводственные  критерии являются показателями межличностных  взаимоотношений в коллективе. В  качестве такого критерия выделяется значимая ситуация, не связанная с  производственной деятельностью коллектива. Она фиксируется в виде вопроса, требующего выбора партнера для проведения досуга, и т. п. выборы по непроизводственным критериям образуют так называемые психогруппы.

     Прогностический критерий – критерий, позволяющий  выяснить структуру ожидания отношений  членов коллектива согласно представлениям респондента.

     Используя прогностический критерий, можно  получить представление о структуре  коллектива, основанное на его психологических  и социально-психологических особенностях.

     Респонденту предлагается ответить на вопрос, кто  из членов коллектива выберет или  отвергнет его как партнера в  каком-либо виде деятельности.

     Социальные  критерии предполагают выбор для  совместной общественной работы. Выборы по социальным критериям образуют социогруппы.

       Критерий считается положительным,  если предполагает объединение  партнеров для какой-либо совместной  деятельности.

     Отрицательным критерием называется критерий, предполагающий выделение из коллектива лица (или  лиц), с которыми опрашиваемый не хотел  бы заниматься одной деятельностью.

     Двойными  критериями называются такие критерии, которые предполагают возможность  взаимного равенства партнеров  в случае их реального осуществления (выбор соседа по комнате, спутника в командировку, противника или союзника в игре и т.п.).

     Содержанием одинарных критериев является ситуация, при осуществлении которой с  необходимостью возникает неравенство  выбирающего и выбранного.

     Кроме того выделяют прямые и косвенные  критерии.[6, с.238-246]

     Часто используют дихотомический критерий. Он позволяет более точно определить взаимоотношения в малой группе.

     Еще одна разновидность социометрических вопросов – критерии ранжирования. Они создают возможность для  ранжирования субъектом своих отношений к членам группы.

     Выбор того или иного способа конструирования  критерия определяется как задачами исследования, так и характеристиками изучаемой группы (уровень общего образования и т. д.). 

     Очевидно, что на основе одного социометрического  критерия невозможно дать обоснованную картину межличностных отношений  в группе. С другой стороны, большое  число критериев способно утомить  отвечающего, внести различные «шумы» в первичную информацию. Поэтому  среди других аспектов важен и  вопрос о числе социометрических критериев. Практика социометрических опросов выработала следующие рекомендации:

  • Чем меньше организованы взаимоотношения в группе, тем меньше должно быть предъявлено критериев; особенно это касается изучения групп с серьезными межличностными конфликтами;
  • Число применяемых критериев зависит от того, насколько давно члены группы знают друг друга, от опыта общения.

     Нецелесообразно увеличение критериев свыше семи-восьми: это может вызвать раздражение  у опрашиваемых. Сами критерии следует  располагать от простого к сложному.

     Социометрическая  процедура, при которой отвечающий выбирает в соответствии с заданным критерием столько лиц, сколько  он считает нужным (то есть отсутствуют  всяческие ограничения на выбор), называется непараметрической. Подобный вариант социометрической процедуры  позволяет выявить эмоциональную  составляющую взаимоотношений, дать фотографию многообразных межличностных отношений  в группе. Вместе с тем такая  система выборов, выражения по принципу «все хорошие» или «все плохие».

     Параметрическая процедура предполагает выбор с  заранее заданными  количественными  ограничениями. Например, по сформулированному  критерию предлагается выбрать из пятнадцати человек двоих или троих. Лимит  выборов снижает вероятность  появления спонтанных реакций, непродуманных  ответов. На основании некоторых  теоретических построений и обобщения  опыта осуществления параметрической  процедуры рекомендуются следующие  ограничения на число выборов:

     Число членов группы      Социометрическое  ограничение
     5-7      1
     8-11      2
     12-16      3
     17-21      4
     22-26      5
     27-31      6
     32-36      7

      

        При социометрическом опросе  каждому опрашиваемому вручается  социометрическая анкета (социометрическая  карточка) и список членов социометрируемой  группы. Для удобства работы, для  простоты последующей обработку   фамилии членов группы шифруются,  в простейшем случае – кодируются  номером в списке группы. Социометрическая  карточка, как и любая социологическая  анкета, начинается с обращения,  в котором объясняются цели  опроса, его смысл и формулируется  просьба об участии в опросе. Далее четко излагается информация  о том, как заполнять карточку, имеется или на ограничение  на выбор, если да, то каково  оно. Поскольку социометрию невозможно  проводить анонимно, постольку следует  обязательно объяснить опрашиваемому  цели опроса, гарантировать сохранение  тайны его ответов. Карточка  завершается благодарностью.[5, с. 427]

     Проведение  социометрического опроса  должно удовлетворять следующие требованиям.

     Опрос можно проводить только в коллективах, имеющих некоторый опыт совместной деятельности (обычно не менее 6-ти месяцев), на основе которой уже возникли определенные устойчивые взаимоотношения между  его членами (совместная работа, учеба  и т. д.). В противном случае исследователь  рискует зафиксировать случайную  структуру.

Информация о работе Исследование взаимоотношений в школьном классе