Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 08:01, курсовая работа
Социометрические методы предназначены для изучения структуры эмоциональных взаимоотношений, описывают класс характеристик, являющийся общим для всех малых групп, но не дают представления о специфике коллектива, так как эмоциональные отношения являются не единственным и даже не самым важным классом характеристик для описания коллектива. Кроме эмоциональных отношений существуют отношения, которые опосредуются содержанием совместной деятельности членов коллектива, ее целями, задачами и ценностями.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Социометрия как социологическое исследование……………………...5
§ 1. История развития социометрии ……………………….……………………...5
§ 2. Процедура проведения социометрии ………………………………………..12
Глава 2. Исследование взаимоотношений в школьном классе …………………25
§ 1. Особенности объекта исследования …………………………………….…...25
§ 2. Результаты исследования ……………………………………………………..31
Заключение………………………………………………………………………….36
Список использованной литературы………………………………………………38
Приложение
В
Советском Союзе
Обоснованность
и плодотворность применения методов
социометрии в прикладных социологических
исследованиях, прежде всего, связаны
с логически верным пониманием такого
сложного социального образования
как, малая группа. Отправным моментом
для понимания законов
Технический
аппарат социометрии находит
применение в различных сферах
микросоциологии, позволяет повысить
производительность труда, смягчить конфликты,
способствует выработке, принятию групповых,
коллективных решений. Методологически
оправданное и грамотное
§2. Процедура проведения социометрии.
В техническом, узкопроцедурном отношении социометрия – это сочетание опросной методики и алгоритмов специальной математической обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов.
Все
начинается с выбора, создания социометрического
критерия, то есть вопроса, задаваемого
членам изучаемой группы с целью
выяснения взаимоотношении
Отношения между членами коллектива выясняются на основе выбора, отклонения или оставления без внимания опрашиваемым членом коллектива другого члена коллектива как участника совместной деятельности.
Выбор – выраженное каким-либо индивидом желание сотрудничать с другим индивидом.
Отклонение (отрицательный выбор) – выражение каким-либо индивидом желания уклониться от сотрудничества с другим индивидом.
Опускание – оставление одним индивидом другого без внимания (отсутствие выбора или отклонения).[5, с. 413-432]
Социометрический критерий, будучи одним из вопросов анкеты или интервью, в своем строении, форме должен удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к вопросам социологических анкет. Одновременно на него распространяются и другие требования.
Он должен:
Кроме того, при формулировке социометрического критерия важно учитывать следующие правила:
Социометрические
критерии разделяются на два класса:
коммуникативные («социометрические
тесты») и гностические («тесты социальной
перцепции»). Коммуникативные используются
для того, чтобы описать, замерить
реальные или воображаемые отношения
в группе, выявить, как каждый член
группы видит свое непосредственное
окружение. Гностические предназначены
для отражения представлений
человека о том, как он видит свою
роль, свою позицию в группе, кто,
по мнению субъекта, выберет его
для совместного решения той
или иной групповой задачи, кто
– отвергнет. По гностическим критериям
можно определить и понимание
человеком закономерностей
Реакция опрашиваемого на социометрический критерий в виде выбора или отклонения какого-либо из членов коллектива как участника совместной деятельности определяется не только содержанием критерия, но и целым рядом свойств, знание и учет которых является необходимым для выявления и фиксации структурных особенностей изучаемого коллектива. В основном критерии делятся на производственные и непроизводственные.
Производственные критерии позволяют исследователю выяснить межличностные взаимоотношения на уровне структуры производственной деятельности. Они формулируются в виде вопроса, требующего выбора лиц для совместного выполнения рабочих заданий.
Непроизводственные критерии являются показателями межличностных взаимоотношений в коллективе. В качестве такого критерия выделяется значимая ситуация, не связанная с производственной деятельностью коллектива. Она фиксируется в виде вопроса, требующего выбора партнера для проведения досуга, и т. п. выборы по непроизводственным критериям образуют так называемые психогруппы.
Прогностический критерий – критерий, позволяющий выяснить структуру ожидания отношений членов коллектива согласно представлениям респондента.
Используя
прогностический критерий, можно
получить представление о структуре
коллектива, основанное на его психологических
и социально-психологических
Респонденту предлагается ответить на вопрос, кто из членов коллектива выберет или отвергнет его как партнера в каком-либо виде деятельности.
Социальные критерии предполагают выбор для совместной общественной работы. Выборы по социальным критериям образуют социогруппы.
Критерий считается
Отрицательным критерием называется критерий, предполагающий выделение из коллектива лица (или лиц), с которыми опрашиваемый не хотел бы заниматься одной деятельностью.
Двойными критериями называются такие критерии, которые предполагают возможность взаимного равенства партнеров в случае их реального осуществления (выбор соседа по комнате, спутника в командировку, противника или союзника в игре и т.п.).
Содержанием одинарных критериев является ситуация, при осуществлении которой с необходимостью возникает неравенство выбирающего и выбранного.
Кроме того выделяют прямые и косвенные критерии.[6, с.238-246]
Часто
используют дихотомический критерий.
Он позволяет более точно
Еще одна разновидность социометрических вопросов – критерии ранжирования. Они создают возможность для ранжирования субъектом своих отношений к членам группы.
Выбор
того или иного способа
Очевидно,
что на основе одного социометрического
критерия невозможно дать обоснованную
картину межличностных
Нецелесообразно увеличение критериев свыше семи-восьми: это может вызвать раздражение у опрашиваемых. Сами критерии следует располагать от простого к сложному.
Социометрическая
процедура, при которой отвечающий
выбирает в соответствии с заданным
критерием столько лиц, сколько
он считает нужным (то есть отсутствуют
всяческие ограничения на выбор),
называется непараметрической. Подобный
вариант социометрической процедуры
позволяет выявить
Параметрическая
процедура предполагает выбор с
заранее заданными количественными
ограничениями. Например, по сформулированному
критерию предлагается выбрать из пятнадцати
человек двоих или троих. Лимит
выборов снижает вероятность
появления спонтанных реакций, непродуманных
ответов. На основании некоторых
теоретических построений и обобщения
опыта осуществления
Число членов группы | Социометрическое ограничение |
5-7 | 1 |
8-11 | 2 |
12-16 | 3 |
17-21 | 4 |
22-26 | 5 |
27-31 | 6 |
32-36 | 7 |
При социометрическом опросе
каждому опрашиваемому
Проведение
социометрического опроса должно
удовлетворять следующие
Опрос
можно проводить только в коллективах,
имеющих некоторый опыт совместной
деятельности (обычно не менее 6-ти месяцев),
на основе которой уже возникли определенные
устойчивые взаимоотношения между
его членами (совместная работа, учеба
и т. д.). В противном случае исследователь
рискует зафиксировать
Информация о работе Исследование взаимоотношений в школьном классе