Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 08:01, курсовая работа
Социометрические методы предназначены для изучения структуры эмоциональных взаимоотношений, описывают класс характеристик, являющийся общим для всех малых групп, но не дают представления о специфике коллектива, так как эмоциональные отношения являются не единственным и даже не самым важным классом характеристик для описания коллектива. Кроме эмоциональных отношений существуют отношения, которые опосредуются содержанием совместной деятельности членов коллектива, ее целями, задачами и ценностями.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Социометрия как социологическое исследование……………………...5
§ 1. История развития социометрии ……………………….……………………...5
§ 2. Процедура проведения социометрии ………………………………………..12
Глава 2. Исследование взаимоотношений в школьном классе …………………25
§ 1. Особенности объекта исследования …………………………………….…...25
§ 2. Результаты исследования ……………………………………………………..31
Заключение………………………………………………………………………….36
Список использованной литературы………………………………………………38
Приложение
В четвертом, самом отдаленном круге находится один ученик 9. Он набрал -11 баллов, не имея ни одного положительного выбора. Количество отрицательных выборов этого ученика равно 6, т.е. отрицательный выбор в его пользу сделала две трети класса.
Во
второй категории(см. приложение 5), «внеучебная
деятельность», в центральном круге
находятся два ученика: 1, 6. Ученик
1 набрал 5 баллов. В категории «учеба»,
ученик 1 был во втором круге, из чего
следует, что во внеучебной деятельности
ученик 1 больше популярен. Ученик 6
набрал 6 баллов, количество баллов этого
ученика равно в обеих
Во втором круге находятся 4 ученика: 3, 4, 7, 8. Ученик 3 набрал 2 балла. В предыдущей категории этот ученик находился в третьем круге, следует, во внеучебной деятельности ученик 3 намного популярней, чем в учебе. Ученик 4 набрал 2 балла. В предыдущей категории ученик 4 также набрал 2 балла, следует, он в равной степени популярен в обеих категориях. Ученик 7 набрал 2 балла. В предыдущей категории ученик 7 также набрал 2 балла, следует, он в равной степени популярен в обеих категориях. Ученик 8 набрал 3 балла. В предыдущей категории ученик 8 также набрал 3 балла, но находился в первом круге, так как не было разрыва с лидерами той категории. В этой категории разрыв с лидерами больше, из чего следует, в равной степени популярен в обеих категориях, но менее популярен, чем ученики центрального круга. Ученики второго круга делают положительный выбор только между собой и учениками первого круга.
В третьем круге находится один ученик 5, набравший -2 балла. В предыдущей категории ученик 5 находился во втором круге, следует, во внеучебной деятельности он менее популярен.
В четвертом круге находится 2 ученика: 2, 9. Ученик 2 набрал -4 балла. В предыдущей категории ученик 2 находился в третьем круге, следует, во внеучебной деятельности он еще менее популярен. Ученик 9 набрал -6 баллов. Он не получил ни одного положительного выбора, однако, количество отрицательных выборов равно 4, что меньше, чем в прошлой категории.
В категории «отдых» (см. приложение 6), в центральном круге находятся 3 ученика: 1, 6, 7. Ученик 1 набрал 5 баллов, что выше чем в первой категории и равно количеству баллов во второй, следует, этот ученик одинаково популярен во внеклассной деятельности и в отдыхе, но менее популярен в учебе. Ученик 6 набрал 5 баллов, что немного ниже, чем в двух других категориях. Следует популярность ученика 6 немного ниже в отдыхе, чем во внеучебной деятельности и учебе. Ученик 7 набрал 4 балла, что выше, чем в двух других категориях, следует, что ученик 7 наиболее популярен в отдыхе и менее популярен в учебе и внеучебной деятельности. Как и в двух других категориях ученики центрального круга взаимодействуют только между собой и с учениками второго круга, делая отрицательные выборы учеников других кругов.
Во втором круге находятся три ученика: 3, 4, 8. Ученик 3 набрал 1 балл, что выше, чем в первой категории и ниже, чем во второй. Следует, ученик 3 наиболее популярен в работе, немного менее популярен в отдыхе и не популярен в учебе. Ученик 4 набрал 0 баллов, имея положительный и отрицательный выбор, что меньше, чем в двух других категориях. Из чего следует, что ученик 3 одинаково популярен в учебе и внеучебной деятельности и менее популярен в отдыхе. Ученик 8 набрал 1 балл, что ниже, чем в двух других категориях, следует, что наиболее популярен ученик 8 в учебе, менее популярен во внеучебной деятельности и наименьшая его популярность в отдыхе.
В
третьем круге находится ученик
2, набравший -2 балла. Ученик 2 во всех категориях
имел по одному положительному и по
несколько отрицательных
В четвертом круге находится два ученика: 5, 9. Ученик 5 набрал -4 балла, что ниже, чем в двух других категориях. В каждой категории ученик 5 отдаляется от центрального круга. В учебе он более популярен, чем во внеучебной деятельности, а в отдыхе наименее популярен. При анализе анкеты ученика 5 было замечено, что он предпочитает уединяться, за партой сидит один, из чего можно сделать вывод, что ученик по собственной инициативе устраняется из коллектива. Ученик 9 набрал -6 баллов, количество баллов, равное с результатом данных второй категории. Этот ученик самый не популярный в классе, получивший самое большое количество отрицательных выборов и ни одного положительного.
При ознакомлении с успеваемостью учащихся было выявлено, что в классе три хорошиста: 1, 6, 8. Ученик 9 – отстающий. Остальные – троечники. При разговоре с завучем, оказалось, что ученик 5 раньше был отличником, теперь же в классе нет отличников. Ученик 9 всегда был отстающим.
Сопоставив успеваемость учеников и их популярность, выяснилось следующее:
В ходе беседы с завучем выяснилось, что ученик 2 сам обособляется от класса, предпочитая не взаимодействовать с ним. Это объясняет низкую популярность ученика в классе. Ученики 5 и 2 в категориях «внеучебная деятельность» и «отдых» делали взаимный положительный выбор, что говорит об их стремлении к обособлению от класса, чем и объясняется их низкая популярность.
Таким
образом, наиболее популярными учениками
в классе являются хорошисты, наименее
популярный ученик – отстающий, причем
отношения в учебе
Таким образом, гипотеза о том, что успеваемость школьника влияет на его отношения со сверстниками, подтвердилась.
Заключение.
Нет
плохих и хороших методов
С
одной стороны социометрические
методы могут быть использованы для
исследования более широкого класса
характеристик, чем эмоциональные
взаимоотношения, с другой, эти методы
не дают полного представления не
только о коллективах, но и о всех
других видах малых групп, т.е. с
их помощью нельзя измерить достаточно
полно характеристики отдельных
членов группы, групповые нормы, ценности
и т.п. модальным классом
Социометрические методы находят место в социальном планировании производственных коллективов, в исследовании управленческих коллективов и групп ученых, в изучении воинских коллективов и студенческих групп, они находят применение в педагогике и во многих других областях науки и практики.
Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы.
Назначение социометрической процедуры может быть трояким: (а) измерение степени сплоченности - разобщенности в группе; (б) выявление "социометрических позиций", т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии - антипатии, где на крайних полюсах оказывается "лидер" группы и "отвергнутый"; (в) обнаружение внутригрупповых подсистем — сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
С
помощью этого способа можно
установить популярность — непопулярность
отдельных членов группы, изучить
типологию социального
По
результатам исследования можно
сделать вывод, что успеваемость
школьника влияет на его взаимоотношения
со сверстниками. В классе наблюдалось
явное отвержение учеников с низкой
успеваемостью. Причем отвержение происходило
не только в учебе, но и в отдыхе,
и во внеучебной деятельности. Ученики
с хорошей успеваемостью
Социометрическая
техника — на сегодняшний день
один из немногих способов, посредством
которого можно увидеть зачастую
скрытую от непосредственного наблюдения
систему межличностных
Социометрия,
как и другие методы социологии постоянно
развиваются и
Список использованной литературы:
1. Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. Г.В.Осипова; Ред.-сост. А.В.Кабыща. - М.: ИСПИ РАН, 1995. - 939 с.
2. Морено, Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе/Пер. с англ. – М.: Академический проект, 2004. – 320с.
3. Социология: Энциклопедия/ Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. – Мн.: Книжный Дом, 2003. – 1312 – (Мир энциклопедий).
4. Основы прикладной социологии. Учебник для вузов. Колл. авторов. Под. ред. Ф. Э. Шереги и М. К. Горшкова. М.: Интерпракс, 1996 – 184с.
5. Осипов Г.В. Рабочая книга социолога. М.: «Наука», 1983г. - 480с.
6. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - 2-е изд. - М.: Наука, 1987. - 248 с.
7. http://psyfactor.org/
8. http://www.psihologu.
9. Паниотто В. И. Социометрические методы изучения малых социальных групп // Социологические исследования №3, 1976 г.
10. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы: учеб. пособие. - Самара: Самар. ун-т, 1995. - 331 c.
11. http://www.
12. Шаповаленко
И.В. Возрастная психология (Психология
развития и возрастная психология). —
М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
Приложение 1
Программа исследования
Проблема: Современный мир вокруг нас изменяется практически ежедневно, и мы должны успевать делать очень многое и овладевать различными знаниями. Новые, более современные знания нужны, чтобы уметь использовать их на практике, так как технологии изменяются каждый день и тот, кто хочет уверенно ими пользоваться должен знать определенные правила.
Современное образование является средством решения важнейших проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов. Это один из важнейших этапов в длительном процессе их социализации.
Основным институтом современного образования является школа. От других форм обучения она отличается многообразием подготовки учащихся, а также особыми технологиями, используемыми в процессе занятий. Выполняя «заказ» общества, школа наряду с учебными заведениями иных типов осуществляет подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности.
В
средней школе подросток
Информация о работе Исследование взаимоотношений в школьном классе