Исследование взаимоотношений в школьном классе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 08:01, курсовая работа

Описание работы

Социометрические методы предназначены для изучения структуры эмоциональных взаимоотношений, описывают класс характеристик, являющийся общим для всех малых групп, но не дают представления о специфике коллектива, так как эмоциональные отношения являются не единственным и даже не самым важным классом характеристик для описания коллектива. Кроме эмоциональных отношений существуют отношения, которые опосредуются содержанием совместной деятельности членов коллектива, ее целями, задачами и ценностями.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Социометрия как социологическое исследование……………………...5

§ 1. История развития социометрии ……………………….……………………...5

§ 2. Процедура проведения социометрии ………………………………………..12

Глава 2. Исследование взаимоотношений в школьном классе …………………25

§ 1. Особенности объекта исследования …………………………………….…...25

§ 2. Результаты исследования ……………………………………………………..31

Заключение………………………………………………………………………….36

Список использованной литературы………………………………………………38

Приложение

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 877.63 Кб (Скачать)

       В четвертом, самом отдаленном  круге находится один ученик 9. Он набрал -11 баллов, не имея ни  одного положительного выбора. Количество  отрицательных выборов этого  ученика равно 6, т.е. отрицательный  выбор в его пользу сделала  две трети класса.

     Во  второй категории(см. приложение 5), «внеучебная  деятельность», в центральном круге  находятся два ученика: 1, 6. Ученик 1 набрал 5 баллов. В категории «учеба», ученик 1 был во втором круге, из чего следует, что во внеучебной деятельности ученик 1  больше популярен. Ученик 6 набрал 6 баллов, количество баллов этого  ученика равно в обеих категориях. Из чего можно сделать вывод, что  и в учебе, и во внеучебной деятельности ученик 6 одинаково популярен. Как  и в предыдущей категории ученики  из первого круга делают положительный  выбор только  между собой и  учениками второго круга.

     Во  втором круге находятся 4 ученика: 3, 4, 7, 8. Ученик 3 набрал 2 балла. В предыдущей категории этот ученик находился  в третьем круге, следует, во внеучебной деятельности ученик 3 намного популярней, чем в учебе. Ученик 4 набрал 2 балла. В предыдущей категории ученик 4 также набрал 2 балла, следует, он в  равной степени популярен в обеих  категориях. Ученик 7 набрал 2 балла. В  предыдущей категории ученик 7 также  набрал 2 балла, следует, он в равной степени популярен в обеих  категориях. Ученик 8 набрал 3 балла. В  предыдущей категории ученик 8 также  набрал 3 балла, но находился в первом круге, так как не было разрыва  с лидерами той категории. В этой категории разрыв с лидерами больше, из чего следует, в равной степени популярен в обеих категориях, но менее популярен, чем ученики центрального круга. Ученики второго круга делают положительный выбор только между собой и учениками первого круга.

     В третьем круге находится один ученик 5, набравший -2 балла. В предыдущей категории ученик 5 находился во втором круге, следует, во внеучебной деятельности он менее популярен.

     В четвертом круге находится 2 ученика: 2, 9. Ученик 2 набрал -4 балла. В предыдущей категории ученик 2 находился в  третьем круге, следует, во внеучебной деятельности он еще менее популярен. Ученик 9 набрал -6 баллов. Он не получил  ни одного положительного выбора, однако, количество отрицательных выборов  равно 4, что меньше, чем в прошлой  категории.

     В категории «отдых» (см. приложение 6), в центральном круге находятся 3 ученика: 1, 6, 7. Ученик 1 набрал 5 баллов, что выше чем в первой категории  и равно количеству баллов во второй, следует, этот ученик одинаково популярен  во внеклассной деятельности и в  отдыхе, но менее популярен в учебе. Ученик 6 набрал 5 баллов, что немного  ниже, чем в двух других категориях. Следует популярность ученика 6 немного  ниже в отдыхе, чем во внеучебной деятельности и учебе. Ученик 7 набрал 4 балла, что  выше, чем в двух других категориях, следует, что ученик 7 наиболее популярен в отдыхе и менее  популярен в учебе и внеучебной деятельности. Как и в двух других категориях ученики центрального круга  взаимодействуют только между собой  и с учениками второго круга, делая отрицательные выборы учеников других кругов.

     Во  втором круге находятся три ученика: 3, 4, 8. Ученик 3 набрал 1 балл, что выше, чем в первой категории и ниже, чем во второй. Следует, ученик 3 наиболее популярен в работе, немного менее  популярен в отдыхе и не популярен  в учебе. Ученик 4 набрал 0 баллов, имея положительный и отрицательный  выбор, что меньше, чем в двух других категориях. Из чего следует, что ученик 3 одинаково популярен в учебе и внеучебной деятельности и менее популярен в отдыхе. Ученик 8 набрал 1 балл, что ниже, чем в двух других категориях, следует, что наиболее популярен ученик 8 в учебе, менее популярен во внеучебной деятельности и наименьшая его популярность в отдыхе.

     В третьем круге находится ученик 2, набравший -2 балла. Ученик 2 во всех категориях имел по одному положительному и по несколько отрицательных выборов. Этот ученик имеет одинаковую популярность в учебе и отдыхе, а популярность во внеучебной деятельности ниже.

     В четвертом круге находится два  ученика: 5, 9. Ученик 5 набрал -4 балла, что  ниже, чем в двух других категориях. В каждой категории ученик 5 отдаляется от центрального круга. В учебе он более популярен, чем во внеучебной деятельности, а в отдыхе наименее популярен. При анализе анкеты ученика 5 было замечено, что он предпочитает уединяться, за партой сидит один, из чего можно сделать вывод, что  ученик по собственной инициативе устраняется  из коллектива. Ученик 9 набрал -6 баллов, количество баллов, равное с результатом  данных второй категории. Этот ученик самый не популярный в классе, получивший самое большое количество отрицательных  выборов и ни одного положительного.

     При ознакомлении с успеваемостью учащихся было выявлено, что в классе три  хорошиста:  1, 6, 8. Ученик 9 – отстающий. Остальные – троечники. При разговоре  с завучем, оказалось, что ученик 5 раньше был отличником, теперь же в  классе нет отличников. Ученик 9 всегда был отстающим.

     Сопоставив  успеваемость учеников и их популярность, выяснилось следующее:

    • Ученик 6 – хорошист. Самый популярный ученик в классе. Популярен во всех категориях.
    • Ученик 1 – хорошист. Наиболее популярен в учебе, внеурочной деятельности и отдыхе.
    • Ученик 8 – хорошист. Наиболее популярен в учебе и внеучебной деятельности.
    • Ученик 7 – троечник. Наиболее популярен в отдыхе.
    • Ученик 4 – троечник. Наиболее популярен в учебе и внеучебной деятельности.
    • Ученик 3 – троечник. Наиболее популярен во внеучебной деятельности и отдыхе.
    • Ученик 5 – троечник. Наиболее популярен в учебе. Обособление во внеучебной деятельности и отдыхе.
    • Ученик 2 – троечник. Не популярен ни в одной из категорий.
    • Ученик 9 – отстающий. Не популярен ни в одной категории.

     В ходе беседы с завучем выяснилось, что ученик 2 сам обособляется от класса, предпочитая не взаимодействовать  с ним. Это объясняет низкую популярность ученика в классе. Ученики 5 и 2 в  категориях «внеучебная деятельность»  и «отдых» делали взаимный положительный  выбор, что говорит об их стремлении к обособлению от класса, чем и  объясняется их низкая популярность.

     Таким образом, наиболее популярными учениками  в классе являются хорошисты, наименее популярный ученик – отстающий, причем отношения в учебе распространяются и на внеучебную деятельность и на отдых, так как ученик 9 не принимался ни в одной категории, хотя сам, всегда делал положительные выборы, т.е. отдавал предпочтение. Ученики в  двух, приближенных к центру кругах, взаимодействовали только между  собой, отвергая учеников других кругов. Ни один хорошист не оказался в третьем  или четвертом круге.  Следует, ученики хорошо относятся к успевающим ученикам и отвергают отстающих.

     Таким образом, гипотеза о том, что успеваемость школьника влияет на его отношения  со сверстниками, подтвердилась.

     Заключение.

     Нет плохих и хороших методов безотносительно  к объекту исследования, условиям применения метода, интерпретации полученных данных – все споры о достоинствах и недостатках методов являются  фактически спорами о границах и  применимости. Социометрические методы не являются исключением.

     С одной стороны социометрические методы могут быть использованы для  исследования более широкого класса характеристик, чем эмоциональные  взаимоотношения, с другой, эти методы не дают полного представления не только о коллективах, но и о всех других видах малых групп, т.е. с  их помощью нельзя измерить достаточно полно характеристики отдельных  членов группы, групповые нормы, ценности и т.п. модальным классом характеристик, для изучения которых могут быть использованы социометрические методы, является структура межличностных  отношений, что и определяет место  социометрических методов в ряду других методов изучения малых групп.

     Социометрические  методы находят место в социальном планировании производственных коллективов, в исследовании управленческих коллективов  и групп ученых, в изучении воинских коллективов и студенческих групп, они находят применение в педагогике и во многих других областях науки  и практики.

     Социометрический  тест предназначен для диагностики  эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами  группы.

     Назначение  социометрической процедуры может  быть трояким: (а) измерение степени  сплоченности - разобщенности в группе; (б) выявление "социометрических позиций", т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии - антипатии, где на крайних полюсах оказывается "лидер" группы и "отвергнутый"; (в) обнаружение внутригрупповых  подсистем — сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

     С помощью этого способа можно  установить популярность — непопулярность отдельных членов группы, изучить  типологию социального поведения  людей в условиях коллективной деятельности, вскрыть неформальную структуру  группы, выявить степень социально-психологической  совместимости ее членов и т.п.

     По  результатам исследования можно  сделать вывод, что успеваемость школьника влияет на его взаимоотношения  со сверстниками. В классе наблюдалось  явное отвержение учеников с низкой успеваемостью. Причем отвержение происходило  не только в учебе, но и в отдыхе, и во внеучебной деятельности. Ученики  с хорошей успеваемостью обособлялись, взаимодействуя только между собой.

     Социометрическая  техника — на сегодняшний день один из немногих способов, посредством  которого можно увидеть зачастую скрытую от непосредственного наблюдения систему межличностных взаимоотношений  в малой группе. В то же время  эти методы имеют границы применимости, которые необходимо учитывать при  исследовании малых групп.

     Социометрия, как и другие методы социологии постоянно  развиваются и совершенствуются. Перспективы дальнейшего их развития прежде всего связаны с совершенствованием процедуры сбора информации и  ее анализа, использования языка  теории графов и современной вычислительной техники, сочетания социометрических и других методов изучения малых  групп. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы:

     1. Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. Г.В.Осипова; Ред.-сост. А.В.Кабыща. - М.: ИСПИ РАН, 1995. - 939 с.

     2. Морено, Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе/Пер. с англ. – М.: Академический проект, 2004. – 320с.

     3. Социология: Энциклопедия/ Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. – Мн.: Книжный Дом, 2003. – 1312 – (Мир энциклопедий).

     4. Основы прикладной социологии. Учебник для вузов. Колл. авторов. Под. ред. Ф. Э. Шереги и М. К. Горшкова. М.: Интерпракс, 1996 – 184с.

     5. Осипов Г.В. Рабочая книга социолога.  М.: «Наука», 1983г. - 480с.

     6. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - 2-е изд. - М.: Наука, 1987. - 248 с.

     7. http://psyfactor.org/moreno.htm

     8. http://www.psihologu.info/content/view/64/2/

     9. Паниотто В. И. Социометрические методы изучения малых социальных групп // Социологические исследования №3, 1976 г.

     10. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы: учеб. пособие. - Самара: Самар. ун-т, 1995. - 331 c.

     11. http://www.detskiysad.ru/ped/ped063.html

     12. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с. 
Приложение 1

     Программа исследования

     Проблема: Современный мир вокруг нас изменяется практически ежедневно, и мы должны успевать делать очень многое и овладевать различными знаниями. Новые, более современные  знания нужны, чтобы уметь использовать их на практике, так как технологии изменяются каждый день и тот, кто  хочет уверенно ими пользоваться должен знать определенные правила.

     Современное образование является средством  решения важнейших проблем не только всего общества, но и отдельных  индивидов. Это один из важнейших  этапов в длительном процессе их социализации.

     Основным  институтом современного образования  является школа. От других форм обучения она отличается многообразием подготовки учащихся, а также особыми технологиями, используемыми в процессе занятий. Выполняя «заказ» общества, школа  наряду с учебными заведениями иных типов осуществляет подготовку квалифицированных  кадров для различных сфер человеческой деятельности.

     В средней школе подросток знакомится с основами знаний. Успеваемость является показателем уровня знаний ученика, а снижение успеваемости говорит  о не усвоении основ.  К старшим  классам увеличивается количество изучаемых предметов и соответственно объем информации, которую необходимо усвоить. Низкий уровень знания научных  основ является препятствием в усвоении новых знаний, что может привести к трудностям в реализации индивида в различных сферах жизнедеятельности.

Информация о работе Исследование взаимоотношений в школьном классе