Исследование взаимоотношений в школьном классе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 08:01, курсовая работа

Описание работы

Социометрические методы предназначены для изучения структуры эмоциональных взаимоотношений, описывают класс характеристик, являющийся общим для всех малых групп, но не дают представления о специфике коллектива, так как эмоциональные отношения являются не единственным и даже не самым важным классом характеристик для описания коллектива. Кроме эмоциональных отношений существуют отношения, которые опосредуются содержанием совместной деятельности членов коллектива, ее целями, задачами и ценностями.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Социометрия как социологическое исследование……………………...5

§ 1. История развития социометрии ……………………….……………………...5

§ 2. Процедура проведения социометрии ………………………………………..12

Глава 2. Исследование взаимоотношений в школьном классе …………………25

§ 1. Особенности объекта исследования …………………………………….…...25

§ 2. Результаты исследования ……………………………………………………..31

Заключение………………………………………………………………………….36

Список использованной литературы………………………………………………38

Приложение

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 877.63 Кб (Скачать)

     §1. Особенности объекта  исследования.

     Основные  особенности поведения школьников подросткового возраста.

     Средний школьный возраст (от 9-11 до 14-15лет) называют отроческим, или подростковым.

     Основным  видом деятельности подростка является учение, но содержание и характер учебной  деятельности в этом возрасте существенно  изменяется. Подросток приступает к  систематическому овладению основами наук. Обучение становится многопредметным, место одного учителя занимает коллектив  педагогов. К подростку предъявляются  более высокие требования. Это  приводит к изменению отношения  к учению. Для школьника среднего возраста учебные занятия стали  привычным делом. Учащиеся порой  склонны не утруждать себя лишними  упражнениями, выполняют уроки в  пределах заданного или даже меньше. Нередко происходит снижение успеваемости. То, что побуждало младшего школьника  активно учиться, не играет теперь такой  роли, а новые побуждения к учению (установка на будущее, дальние перспективы) еще не появились.[11]

     Подросток не всегда осознает роль теоретических  знаний, чаще всего он связывает  их с личными, узко практическими  целями. Например, зачастую семиклассник не знает и не хочет учить правила  грамматики, так как «убежден», что  и без этих знаний можно писать грамотно. Младший школьник все указания учителя принимает на веру — подросток  же должен знать, зачем нужно выполнять  то или другое задание. Нередко на уроках можно слышать: «Для чего это  делать?», «Зачем?» В этих вопросах сквозит и недоумение, и некоторое  недовольство, и порой даже недоверие  к требованиям учителя.

     В то же время подростки склонны  к выполнению самостоятельных заданий  и практических работ на уроках. Они с готовностью берутся  за изготовление наглядного пособия, живо откликаются на предложение сделать простейший прибор. Даже учащиеся с низкой успеваемостью и дисциплиной активно проявляют себя в подобной ситуации.

     Особенно  ярко проявляет себя подросток во вне учебной деятельности. Кроме  уроков, у него много других дел, которые занимают его время и  силы, подчас отвлекая от учебных занятий. Школьникам средних классов свойственно  вдруг увлечься каким-либо занятием: коллекционированием марок, сбором бабочек или растений, конструированием и т. д.

     Большая активность, готовность подростков участвовать  в различных видах деятельности проявляется в пионерской работе. Им нравится обежать множество квартир  и побывать в неожиданных ситуациях  при сборе макулатуры или металлолома. Они охотно включаются в оказание тимуровской помощи. «Красные следопыты» готовы пройти и проехать по многим местам, чтобы получить желаемые сведения.[11]

     Ярко  проявляет себя подросток и в  играх. Большое место занимают игры-походы, путешествия. Они любят подвижные  игры, но такие, которые содержат в  себе элемент соревнования. Подвижные  игры начинают носить характер спортивных (футбол, теннис, волейбол, игра типа «Веселые старты», военные игры). В этих играх  на первый план выступает смекалка, ориентировка, смелость, ловкость, быстрота. Игры подростков носят более устойчивый характер. Особенно ярко в подростковом возрасте проявляются интеллектуальные игры, которые носят состязательный характер (шахматы, КВН, соревнование в  решении задач на сообразительность  и т. д.). Увлекаясь игрой, подростки  часто не умеют распределить время  между играми и учебными занятиями.

     В школьном обучении учебные предметы начинают выступать для подростков как особая область теоретических  знаний. Они знакомятся с множеством фактов, готовы рассказать о них  или даже выступить с короткими  сообщениями на уроке. Однако подростков начинают интересовать не факты сами по себе, а их сущность, причины их возникновения, но проникновение в  сущность не всегда отличается глубиной. Образы, представления продолжают занимать большое место в мыслительной деятельности подростка. Часто детали, мелкие факты, подробности мешают выделить главное, существенное и сделать необходимое обобщение. Учащиеся довольно подробно рассказывают, например, о восстании под предводительством Степана Разина, но вскрыть его социально-историческую сущность затрудняются. Для подростков, как и для младших школьников, характерна установка скорее на запоминание материала, чем на обдумывание и глубокое осмысливание.

     В то же время в отличие от младшего школьника, который с большим  интересом воспринимает готовое, подросток  стремится к самостоятельности  в умственной деятельности. Многие подростки предпочитают справляться  с задачами, не списывая их с доски, стараются избегать дополнительных разъяснений, если им кажется, что они  сами могут разобраться в материале, стремятся придумать свой оригинальный пример, высказывают свои собственные  суждения и т. д. Вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность. В отличие от младшего школьника, который все принимает на веру, подросток предъявляет более  высокие требования к содержанию рассказа учителя, он ждет доказательности, убедительности.[12, с. 251-256]

     В области эмоционально-волевой сферы  для подростка характерны большая  страстность, неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в  поведении. Если в отношении к  нему проявляется малейшая несправедливость, он способен «взорваться», впасть в  состояние аффекта, хотя потом может  об этом сожалеть. Такое поведение  возникает особенно в состоянии  утомления. Очень ярко эмоциональная  возбудимость подростка проявляется  в том, что он страстно, с жаром  спорит, доказывает, высказывает возмущение, бурно реагирует и переживает вместе с героями кинофильмов  или книг.

     При встрече с трудностями возникают  сильные отрицательные чувства, которые приводят к тому, что школьник не доводит до конца начатое дело. В то же время подросток может быть настойчивым, выдержанным, если деятельность вызывает сильные положительные чувства.

     Для подросткового возраста характерен активный поиск объекта для подражания. Идеал подростка — это эмоционально окрашенный, переживаемый и внутренне  принятый образ, который служит для  него образцом, регулятором его поведения  и критерием оценки поведения  других людей. Но действенность идеала определяется не столько рассудочной  деятельностью подростка, сколько  силой его эмоций. В качестве идеала часто выступает конкретный человек. Обычно это выдающиеся люди, яркие, героические личности, о которых  он узнает из книг, кинофильмов и  реже близкие люди, по отношению  к которым в большей степени  проявляется критичность. На психическое  развитие подростка определенное влияние  оказывает половое созревание. Одной  из существенных особенностей личности подростка является стремление быть и считаться взрослым. Подросток  всеми средствами пытается утвердить  свою взрослость, и в то же время  ощущения полноценной взрослости у  него еще нет. Поэтому стремление быть взрослым и потребность в  признании его взрослости окружающими  остро переживается.

     В связи с «чувством зрелости»  у подростка появляется специфическая  социальная активность, стремление приобщаться  к разным сторонам жизни и деятельности взрослых, приобрести их качества, умения и привилегии. При этом в первую очередь усваиваются более доступные, чувственно-воспринимаемые стороны  взрослости: внешний облик и манера поведения (способы отдыха, развлечений, специфический лексикон, мода в одежде и прическах, а подчас курение, употребление вина). [12, с. 251-256]

     Стремление  быть взрослым ярко проявляется и  в сфере взаимоотношений с  взрослыми. Подросток протестует, обижается, когда его, «как маленького», опекают, контролируют, наказывают, требуют  беспрекословного послушания, не считаются  с его желаниями и интересами. Подросток стремится расширить  свои права. Он требует, чтобы взрослые считались с его взглядами, мнениями и интересами, т. е. претендует на равноправие с взрослыми. Важнейшим благоприятным условием нормальных взаимоотношений с подростком является такая ситуация, когда взрослые выступают по отношению к подростку в роли старшего друга и товарища, у которого можно многому научиться. Если же старшие продолжают относиться к подростку, как к ребенку, то может возникнуть конфликтная ситуация.

     Для подросткового возраста характерна потребность в общении с товарищами. Подростки не могут жить вне коллектива, мнение товарищей оказывает огромное влияние на формирование личности подростка. Особенно велико влияние пионерской и комсомольской организаций. Активно  участвуя в жизни пионерской организации, находясь под контролем коллектива, подростки приучаются выполнять  каждодневные обязанности, формируют  общественную активность, инициативу, способность определять свою волю и  интересы волей коллектива.

     Подросток не мыслит себя вне коллектива, гордится коллективом, дорожит его честью, уважает и высоко ценит тех  одноклассников, которые являются хорошими товарищами. Он более чутко и сознательно  по сравнению с младшим школьником относится к мнению коллектива, руководствуется  им. Если младший школьник в большинстве  случаев удовлетворяется похвалой или порицанием, исходящими непосредственно  от учителя, то подростка больше затрагивает  общественная оценка. Он болезненнее  и острее переживает неодобрение  коллектива, чем неодобрение учителя. Поэтому очень важно иметь  в классе здоровое общественное мнение, уметь на него опереться.[10]

     Место, которое занимают подростки среди  товарищей по классу, имеет огромное социально-психологическое значение: в числе «трудных» учащихся, как  правило, оказываются те подростки, которые в школе относятся  к категории изолированных. Сильнейшим стремлением подростка является стремление завоевать авторитет  среди товарищей, быть уважаемым, и во имя этого он готов на все. Если его не принимают в классе, он ищет себе друзей вне школы. Формирование личности подростка будет зависеть от того, с кем он вступит в дружеские взаимоотношения.

     Иной  характер по сравнению с младшим  возрастом приобретает дружба. Если в младшем школьном возрасте дети дружат на основе того, что живут  рядом или сидят за одной партой, то главной основой дружбы подростков является общность интересов. При этом к дружбе предъявляются довольно высокие требования, и дружба носит  более длительный характер. Она может  сохраниться на всю жизнь. У подростков начинают складываться относительно устойчивые и независимые от случайных влияний  моральные взгляды, суждения, оценки, убеждения. Причем в тех случаях, когда моральные требования и  оценки ученического коллектива не совпадают  с требованиями взрослых, подростки  часто идут за моралью, принятой в  их среде, а не за моралью взрослых. У подростков возникает своя система  требований и норм, и они могут  упорно их отстаивать, не боясь осуждения  и наказания со стороны взрослых. Этим объясняется, видимо, стойкость  некоторых «моральных установок», которые  из года в год существуют в среде  школьников и почти не поддаются  педагогическому воздействию, например, осуждение тех учащихся, которые  не дают списывать или не хотят  подсказывать на уроке, и вполне добродушное, даже поощрительное отношение к  тем, кто списывает и пользуется подсказкой. Но вместе с тем мораль подростка оказывается еще недостаточно стойкой и может меняться под  влиянием общественного мнения товарищей. Это особенно заметно, когда ученик переходит из одного класса в другой, где существуют иные традиции, требования, общественное мнение, которое он и  принимает.[11] 

 

      §2 Результаты исследования.

     В рамках поставленной проблемы было проведено  исследование, с помощью которого были выявлены межличностные отношения  в малой группе - социометрия. Целью  исследования был анализ межличностных  отношений в классе, оказывающих  влияние на успеваемость учащихся. Для достижения поставленной цели нужно  было определить характер взаимоотношений  в классе путем анкетного опроса, ознакомиться с индивидуальной успеваемостью  учеников путем просмотра классного  журнала и сопоставить данные опроса с успеваемостью учащихся.

     В предоставленной мне аудитории  находилось 9 парт, расставленных в 3 ряда по 3 парты. Первоначально ученики  разместились в произвольном порядке, с тем, с кем они хотят, в  том месте, где хотят. Ученики  под номерами 2, 5 и 9 сидели по одному, остальные сидели в парах: 3 - 4, 6 - 8, 1 – 7. Позже я попросила учеников сесть по одному, чтобы избежать совместного заполнения анкет. Ученики, сидевшие ранее в парах, завершали  заполнение анкет примерно в одно время и покидали класс вместе. Ученик 9 был очень импульсивен, долго  не мог сделать выбор, задержался дольше всех.

     Полученные  данные были распределены по трем категориям: «учеба», «внеучебная деятельность», «отдых».(см. приложение 3)

       В категории (см. приложение 4) «учеба»,  в центральном, наиболее популярном  круге социограммы оказались  три ученика: 1, 6, 8. Ученик 1 получил  3 балла, ученик 6 получил 6 баллов, ученик 8 получил 3 балла. В этой  категории ученики первого круга  взаимодействуют только между  собой и учениками из второго  круга, делая отрицательные выборы  учеников других кругов.

       Во втором круге находятся  три ученика: 4, 5, 7. Ученик 4 получил  2 балла, ученик 5 получил 1 балл, ученик 7 получил 2 балла. Ученики 4, 7 делают  положительные выборы в первый  круг и отрицательные в третий  и четвертый круг. Ученик 5 сделал  положительный выбор ученика  3 из третьего круга, чего раньше не наблюдалось: все ученики, за исключением 5, не делают положительный выбор в пользу учеников третьего и четвертого круга.

     В третьем круге социограммы находятся  два ученика: 2, 3. Ученик 2 набрал -1 бал, т.е. количество отрицательных выборов  превосходит количество положительных. Количество выборов этого ученика  равно трем, два из которых отрицательные. Ученик 3 набрал -2 балла, имея 2 положительных  и 3 отрицательных выбора.

Информация о работе Исследование взаимоотношений в школьном классе