Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 08:01, курсовая работа
Социометрические методы предназначены для изучения структуры эмоциональных взаимоотношений, описывают класс характеристик, являющийся общим для всех малых групп, но не дают представления о специфике коллектива, так как эмоциональные отношения являются не единственным и даже не самым важным классом характеристик для описания коллектива. Кроме эмоциональных отношений существуют отношения, которые опосредуются содержанием совместной деятельности членов коллектива, ее целями, задачами и ценностями.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Социометрия как социологическое исследование……………………...5
§ 1. История развития социометрии ……………………….……………………...5
§ 2. Процедура проведения социометрии ………………………………………..12
Глава 2. Исследование взаимоотношений в школьном классе …………………25
§ 1. Особенности объекта исследования …………………………………….…...25
§ 2. Результаты исследования ……………………………………………………..31
Заключение………………………………………………………………………….36
Список использованной литературы………………………………………………38
Приложение
§1. Особенности объекта исследования.
Основные
особенности поведения
Средний школьный возраст (от 9-11 до 14-15лет) называют отроческим, или подростковым.
Основным видом деятельности подростка является учение, но содержание и характер учебной деятельности в этом возрасте существенно изменяется. Подросток приступает к систематическому овладению основами наук. Обучение становится многопредметным, место одного учителя занимает коллектив педагогов. К подростку предъявляются более высокие требования. Это приводит к изменению отношения к учению. Для школьника среднего возраста учебные занятия стали привычным делом. Учащиеся порой склонны не утруждать себя лишними упражнениями, выполняют уроки в пределах заданного или даже меньше. Нередко происходит снижение успеваемости. То, что побуждало младшего школьника активно учиться, не играет теперь такой роли, а новые побуждения к учению (установка на будущее, дальние перспективы) еще не появились.[11]
Подросток не всегда осознает роль теоретических знаний, чаще всего он связывает их с личными, узко практическими целями. Например, зачастую семиклассник не знает и не хочет учить правила грамматики, так как «убежден», что и без этих знаний можно писать грамотно. Младший школьник все указания учителя принимает на веру — подросток же должен знать, зачем нужно выполнять то или другое задание. Нередко на уроках можно слышать: «Для чего это делать?», «Зачем?» В этих вопросах сквозит и недоумение, и некоторое недовольство, и порой даже недоверие к требованиям учителя.
В то же время подростки склонны к выполнению самостоятельных заданий и практических работ на уроках. Они с готовностью берутся за изготовление наглядного пособия, живо откликаются на предложение сделать простейший прибор. Даже учащиеся с низкой успеваемостью и дисциплиной активно проявляют себя в подобной ситуации.
Особенно ярко проявляет себя подросток во вне учебной деятельности. Кроме уроков, у него много других дел, которые занимают его время и силы, подчас отвлекая от учебных занятий. Школьникам средних классов свойственно вдруг увлечься каким-либо занятием: коллекционированием марок, сбором бабочек или растений, конструированием и т. д.
Большая активность, готовность подростков участвовать в различных видах деятельности проявляется в пионерской работе. Им нравится обежать множество квартир и побывать в неожиданных ситуациях при сборе макулатуры или металлолома. Они охотно включаются в оказание тимуровской помощи. «Красные следопыты» готовы пройти и проехать по многим местам, чтобы получить желаемые сведения.[11]
Ярко проявляет себя подросток и в играх. Большое место занимают игры-походы, путешествия. Они любят подвижные игры, но такие, которые содержат в себе элемент соревнования. Подвижные игры начинают носить характер спортивных (футбол, теннис, волейбол, игра типа «Веселые старты», военные игры). В этих играх на первый план выступает смекалка, ориентировка, смелость, ловкость, быстрота. Игры подростков носят более устойчивый характер. Особенно ярко в подростковом возрасте проявляются интеллектуальные игры, которые носят состязательный характер (шахматы, КВН, соревнование в решении задач на сообразительность и т. д.). Увлекаясь игрой, подростки часто не умеют распределить время между играми и учебными занятиями.
В школьном обучении учебные предметы начинают выступать для подростков как особая область теоретических знаний. Они знакомятся с множеством фактов, готовы рассказать о них или даже выступить с короткими сообщениями на уроке. Однако подростков начинают интересовать не факты сами по себе, а их сущность, причины их возникновения, но проникновение в сущность не всегда отличается глубиной. Образы, представления продолжают занимать большое место в мыслительной деятельности подростка. Часто детали, мелкие факты, подробности мешают выделить главное, существенное и сделать необходимое обобщение. Учащиеся довольно подробно рассказывают, например, о восстании под предводительством Степана Разина, но вскрыть его социально-историческую сущность затрудняются. Для подростков, как и для младших школьников, характерна установка скорее на запоминание материала, чем на обдумывание и глубокое осмысливание.
В то же время в отличие от младшего школьника, который с большим интересом воспринимает готовое, подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности. Многие подростки предпочитают справляться с задачами, не списывая их с доски, стараются избегать дополнительных разъяснений, если им кажется, что они сами могут разобраться в материале, стремятся придумать свой оригинальный пример, высказывают свои собственные суждения и т. д. Вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность. В отличие от младшего школьника, который все принимает на веру, подросток предъявляет более высокие требования к содержанию рассказа учителя, он ждет доказательности, убедительности.[12, с. 251-256]
В
области эмоционально-волевой
При
встрече с трудностями
Для
подросткового возраста характерен
активный поиск объекта для подражания.
Идеал подростка — это
В
связи с «чувством зрелости»
у подростка появляется специфическая
социальная активность, стремление приобщаться
к разным сторонам жизни и деятельности
взрослых, приобрести их качества, умения
и привилегии. При этом в первую
очередь усваиваются более
Стремление быть взрослым ярко проявляется и в сфере взаимоотношений с взрослыми. Подросток протестует, обижается, когда его, «как маленького», опекают, контролируют, наказывают, требуют беспрекословного послушания, не считаются с его желаниями и интересами. Подросток стремится расширить свои права. Он требует, чтобы взрослые считались с его взглядами, мнениями и интересами, т. е. претендует на равноправие с взрослыми. Важнейшим благоприятным условием нормальных взаимоотношений с подростком является такая ситуация, когда взрослые выступают по отношению к подростку в роли старшего друга и товарища, у которого можно многому научиться. Если же старшие продолжают относиться к подростку, как к ребенку, то может возникнуть конфликтная ситуация.
Для
подросткового возраста характерна
потребность в общении с
Подросток
не мыслит себя вне коллектива, гордится
коллективом, дорожит его честью,
уважает и высоко ценит тех
одноклассников, которые являются хорошими
товарищами. Он более чутко и сознательно
по сравнению с младшим школьником
относится к мнению коллектива, руководствуется
им. Если младший школьник в большинстве
случаев удовлетворяется
Место,
которое занимают подростки среди
товарищей по классу, имеет огромное
социально-психологическое
Иной
характер по сравнению с младшим
возрастом приобретает дружба. Если
в младшем школьном возрасте дети
дружат на основе того, что живут
рядом или сидят за одной партой,
то главной основой дружбы подростков
является общность интересов. При этом
к дружбе предъявляются довольно
высокие требования, и дружба носит
более длительный характер. Она может
сохраниться на всю жизнь. У подростков
начинают складываться относительно устойчивые
и независимые от случайных влияний
моральные взгляды, суждения, оценки,
убеждения. Причем в тех случаях,
когда моральные требования и
оценки ученического коллектива не совпадают
с требованиями взрослых, подростки
часто идут за моралью, принятой в
их среде, а не за моралью взрослых.
У подростков возникает своя система
требований и норм, и они могут
упорно их отстаивать, не боясь осуждения
и наказания со стороны взрослых.
Этим объясняется, видимо, стойкость
некоторых «моральных установок», которые
из года в год существуют в среде
школьников и почти не поддаются
педагогическому воздействию, например,
осуждение тех учащихся, которые
не дают списывать или не хотят
подсказывать на уроке, и вполне добродушное,
даже поощрительное отношение к
тем, кто списывает и пользуется
подсказкой. Но вместе с тем мораль
подростка оказывается еще
§2 Результаты исследования.
В рамках поставленной проблемы было проведено исследование, с помощью которого были выявлены межличностные отношения в малой группе - социометрия. Целью исследования был анализ межличностных отношений в классе, оказывающих влияние на успеваемость учащихся. Для достижения поставленной цели нужно было определить характер взаимоотношений в классе путем анкетного опроса, ознакомиться с индивидуальной успеваемостью учеников путем просмотра классного журнала и сопоставить данные опроса с успеваемостью учащихся.
В предоставленной мне аудитории находилось 9 парт, расставленных в 3 ряда по 3 парты. Первоначально ученики разместились в произвольном порядке, с тем, с кем они хотят, в том месте, где хотят. Ученики под номерами 2, 5 и 9 сидели по одному, остальные сидели в парах: 3 - 4, 6 - 8, 1 – 7. Позже я попросила учеников сесть по одному, чтобы избежать совместного заполнения анкет. Ученики, сидевшие ранее в парах, завершали заполнение анкет примерно в одно время и покидали класс вместе. Ученик 9 был очень импульсивен, долго не мог сделать выбор, задержался дольше всех.
Полученные данные были распределены по трем категориям: «учеба», «внеучебная деятельность», «отдых».(см. приложение 3)
В категории (см. приложение 4) «учеба»,
в центральном, наиболее
Во втором круге находятся три ученика: 4, 5, 7. Ученик 4 получил 2 балла, ученик 5 получил 1 балл, ученик 7 получил 2 балла. Ученики 4, 7 делают положительные выборы в первый круг и отрицательные в третий и четвертый круг. Ученик 5 сделал положительный выбор ученика 3 из третьего круга, чего раньше не наблюдалось: все ученики, за исключением 5, не делают положительный выбор в пользу учеников третьего и четвертого круга.
В
третьем круге социограммы
Информация о работе Исследование взаимоотношений в школьном классе