Исследование взаимоотношений в школьном классе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 08:01, курсовая работа

Описание работы

Социометрические методы предназначены для изучения структуры эмоциональных взаимоотношений, описывают класс характеристик, являющийся общим для всех малых групп, но не дают представления о специфике коллектива, так как эмоциональные отношения являются не единственным и даже не самым важным классом характеристик для описания коллектива. Кроме эмоциональных отношений существуют отношения, которые опосредуются содержанием совместной деятельности членов коллектива, ее целями, задачами и ценностями.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Социометрия как социологическое исследование……………………...5

§ 1. История развития социометрии ……………………….……………………...5

§ 2. Процедура проведения социометрии ………………………………………..12

Глава 2. Исследование взаимоотношений в школьном классе …………………25

§ 1. Особенности объекта исследования …………………………………….…...25

§ 2. Результаты исследования ……………………………………………………..31

Заключение………………………………………………………………………….36

Список использованной литературы………………………………………………38

Приложение

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 877.63 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Социометрия как социологическое исследование……………………...5

§ 1. История развития социометрии ……………………….……………………...5

§ 2. Процедура проведения социометрии ………………………………………..12

Глава 2. Исследование взаимоотношений в школьном классе …………………25

§ 1. Особенности  объекта исследования …………………………………….…...25

§ 2. Результаты исследования ……………………………………………………..31

Заключение………………………………………………………………………….36

Список использованной литературы………………………………………………38

Приложение 1……………………………………………………………………….39

Приложение 2……………………………………………………………………….40

Приложение 3……………………………………………………………………….46

Приложение 4……………………………………………………………………….47

Приложение 5……………………………………………………………………….48

Приложение 6……………………………………………………………………….49 
 

 

     Введение.

     На  протяжении всей жизни человек находится  в социальной среде, которая состоит  из различных элементов, играющих неодинаковую роль во всей общественной системе, оказывающих  на человека весьма различное по силе и по характеру влияние. В обществе существуют и малые, и большие  социальные группы.  Человек подвержен  влиянию как одних, так и других. Воздействие социальных факторов микросреды, малых групп имеет большое  значение, поскольку оно является основанием действий факторов макроуровня.

     В малой группе определяющими являются непосредственные отношения и взаимодействия между ее членами, эмоциональный  контакт, податливость или сопротивление  групповому давлению, социально-психологическая  совместимость и т. д. В коллективе же как определяющие выступают те взаимодействия и взаимоотношения  людей, которые опосредованы целями, задачами и ценностями совместной деятельности.

     Концепция первичных малых групп и коллективов, в современных условиях нуждается  в возможно более широком развитии, необходимом для решения проблем  общества.

     Общеизвестно, что одним из эффективных способов изучения отношений в малой группе является метод социометрии.

     Вопрос  изучения отношений в малых группах  при помощи социометрии является актуальным для современной социологии и социальной психологии.

     В 30-е годы нашего столетия Дж. Морено предложил термин “социометрия”, а  также разработал особую социопсихологическую теорию, согласно которой изменение  психологических отношений в  малой группе является якобы главным  условием изменений во всей социальной системе.

     Социометрия в качестве системы прикладных методов  для изучения отношений в малых  группах нашла широкое применение среди зарубежных и отечественных  ученых.

     Среди исследований малых групп преобладают  два направления — изучение отношений  в производственных группах (бригадах, отрядах, отделах) и изучение отношений  в педагогических системах (школьных классах, студенческих группах и  т.п.).

     Социометрические  методы предназначены для изучения структуры эмоциональных взаимоотношений, описывают класс характеристик, являющийся общим для всех малых  групп, но не дают представления о  специфике коллектива, так как  эмоциональные отношения являются не единственным и даже не самым  важным классом характеристик для  описания коллектива. Кроме эмоциональных  отношений существуют отношения, которые  опосредуются содержанием совместной  деятельности членов коллектива, ее целями, задачами и ценностями.

     Социометрические  исследования актуальны сейчас и  будут актуальны всегда, пока человек  находится в социуме и взаимодействует  с другими людьми. 

     Глава 1. Социометрия как  социологическое  исследование.

     §1.История  развития социометрии.

     Социометрия (от лат. societas – общество, греч. metreō – измеряю) – теоретическое направление в изучении малых социальных групп в современной социологии, исследующее эмоциональные межличностные отношения и экстраполирующее свои выводы на большие социальные группы и общество в целом; 2) количественное измерение эмоциональных отношений в малых группах.[1, с. 756]

     Вклад, вносимый социометрией, состоит из идей. Социометрия не просто сумма  различных приемов, применяемых  в тех или иных обстоятельствах. Ее идеи являются источником, из которого возникают теоретические построения, концепции и методы. Наибольшее влияние, которое социометрия, вероятно, оказывает  на социальные науки, - это та энергия  и настойчивость, с которыми она  отрывает ученых от письменного стола  и заставляет их действовать в  реальных ситуациях, в реальных коллективах  и иметь дело с реальными людьми; общаться с коллективом лично  и непосредственно, входить в  него с теплым и отважным сердцем, вооружая их немногочисленными гипотезами и инструментами, вместо того чтобы  пользоваться переводчиками и информаторами  в качестве посредников; заставляя  их приняться за свою науку безотлагательно, заняться исследованием действием, а не писать труды, которые будут  лежать тысячелетиями на полках библиотек.[2, с. 42-45]

     Социометрия как метод описательного анализа  межличностных отношений в малых  группах, была разработана в США  в начале 1930-х австрийским эмигрантом психиатром Дж. Морено. Термин социометрия  был использован им еще в 1915 в  письме в Министерство внутренних дел  Австро-Венгерской империи, однако исследовательские  публикации относятся к 1931 – 1936.[3, с. 1080-1081]

     Под социометрией понимается измерение  социальных отношений, в самом широком смысле – любое измерение любых социальных отношений. В силу диалектического характера человеческих отношений также и все социометрические понятия и инструменты имеют диалектический характер; «диалектический» означает здесь следующее: развитие социометрического сознания может потребовать сглаживания противоречий и уравновешения многочисленных социальных параметров, гибкости позиции и определений. До тех пор пока, например, демографическая статистика и традиционные опросы общественного мнения являются единственными социометрическими методами, которые принимаются социометрическим сознанием населения, социометрия находится на грани своих возможностей. (К счастью, социальная спонтанность людей при непосредственном занятии своими проектами, равно как и их открытость к социометрическим методам, инженерами социальных наук грубо недооценивается.) Но как только люди принимают более тонкие инструменты, они могут использоваться для улучшения и измерения человеческих отношений и отношений между группами; в этом случае старые методы становятся менее желательными и даже реакционными, ненаучными и несоциометрическими. До тех пор пока уровень социометрического сознания у населения является низким, различия между психологическими и социальными качествами населения не имеют значения. С точки зрения акциональных методов чрезмерное подчеркивание логической чистоты дефиниций может быть даже вредным, точно так же чересчур развитые логические системы создают ложное чувство уверенности и научного самолюбования, которое подрывает и сдерживает исследование действием.

     1931, «Application of the Group Method to Classification» ("Применение группового метода при классификации"): Социометрия занимается «внутренней структурой общественных групп, которую можно сравнить со строением атома или физиологической структурой клетки». Она «изучает сложные образования, которые возникают из сил притяжения и отталкивания между отдельными людьми определенной группы». Ее основное внимание направлено не только на различные процессы, из которых возникают социальные образования, например «отношения» и «интеракции» между людьми и группами, но в первую очередь на сами возникающие образования. Как бы то ни было, социальные целостности можно правильно описать только с помощью социометрических методов.

     1933, «Psychological Organization of Groups in the Community», Year Book of Mental Deficiency, Бостон ("Психологическая организация групп в коллективе): «Социометрия занимается математическим изучением психологических свойств популяции, экспериментальными методами и результатами, которые получаются при применении количественных и качественных принципов».

     Особый  резонанс получило выступление Морено на медицинской конференции в  апреле 1933. Морено предложил не только способ измерения отношений, но и  связал этот метод инструментарий с  понятиями структуры, социальных ролей  и сплоченности.

     1936. «Plan for the Re-Grouping of Communities», Sociometric Review. Февраль ("План перегруппировки коллективов"): «Социометрия предоставляет все преимущества движимого уверенностью в себе и свободным развитием пионерского дела, вместе со всеми преимуществами организованного в систему движения».

     1937. «Sociometry In Relation to Other Social Sciences», Sociometry, ("Социометрия по отношению к другим социальным наукам",): «Участвующий наблюдатель социальной лаборатории, в противоположность научному наблюдателю в физической лаборатории, испытывает глубокое изменение... Наблюдаемые люди становятся открытыми участниками проекта и ставят себе это общей задачей. При этом переживаются и одновременно изучаются как собственные проблемы, так и проблемы других».

     В 1937 г. Морено основал журнал «Социометрия». К этому времени новую методологию  признали ведущие социологи, специалисты  по менеджменту, антропологи и психологи.

     1942, «Sociometry in Action», Sociometry, том V, № 3 ("Социометрия в действии"): «Настоящая социометрия — это всегда наука о действии». «Социометрический тест — это в первую очередь исследование способов действия и поведения социальных групп».

     1947, «Contributions of Sociometry to Research Methodology in Sociology», American Sociological Review, том XII, № 3 ("Вклад социометрии в методы исследования социологии"): «Социометрия тогда становится... социологической наукой людей, осуществляемой людьми и для людей».[2, с. 50-55]

     Представления Морено были довольно эклектичными и  утопичными. Для объяснения потребности  людей устанавливать позитивные и негативные отношения он привлек  понятие «теле» - «некий эзотерический  фактор». Под социометрической матрицей он понимал все структурные свойства сети, настаивал на нераздельном единстве социометрии и предложенного  им психотерапевтического метода психодрамы, полагал, что все социальные конфликты  могут быть разрешены приведением  официальных структур общества к  структуре  социометрической матрицы, поскольку даже «Бога метафорически  можно назвать социометристом на космическом уровне». Он обосновал  метод лечения обществ и предложил  учредить в США Министерство человеческих отношений, придав ему статус главного департамента страны. Морено болезненно относился к отклонениям от предложенных им исследовательских процедур и  отрицал возможность влияния  на его идеи работ Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, и М. Вебера. «Я решил… не считать  доказанной ни одну социологическую  гипотезу, начать с самого начала, как  будто нам ничего не известно о  социальных отношениях человека». Хотя для анализа данных Морено и его  сотрудники привлекали некоторые формальные методы, основной упор делался не эвристические  приемы и психотерапевтическую интерпретацию. По существу, дальнейшее развитие социометрической, сетевой  методологии было обеспечено  теоретическими новациями социальной психологии, новыми, более мягкими  антропологическими методами получения данных о межличностных связях, эмпирическими работами в организационной психологии и особенно разработкой формальных математических методов анализа социальных сетей.[3, с. 1080-1081]

     Наряду  с работами Морено важнейшим источником творческих идей в исследованиях  межличностных отношений явилось  одно из самых популярных направлений  социальной психологии 1930 – 1950-х –  групповая динамика, в особенности  работы другого эмигранта из Европы – К. Левина отчетливое предпочтение лабораторного экспериментального метода и использование физических метафор. Школа Левина обогатила  социометрическую традицию не только эмпирическими данными о динамике межличностных отношений в малых  группах, но и дала им новую интерпретацию  в терминах гештальтпсихологии и  теории поля. Другой немецкий эмигрант, Ф. Хайдер, разработал важную идею о  тяготении когнитивных и социальных структур к сбалансированности.

     Антропологические исследования связей между индивидами опирались в 1930-е годы на иную традицию, в частности, - на работы британского  ученого А. Радклифа-Брауна. Его ученик Л. Уорнер использовал методологию, отличную от социометрической, в городских  исследованиях. Классические работы Уорнера  были выполнены в небольших городках «Янки-Сити» в Новой Англии и  «Олдсити» на юге США и содержали  не только самый большой в то время  банк наблюдений за социальными отношениями, но полуформализованный анализ сплоченных клик («социальных кругов» - по терминологии Уорнера). 

     В те же годы организационные психологи  и социологи из Гарварда проводили  исследования групповой эффективности  на заводе компании «Уэстерн электрик»  в Чикаго. Одним из результатов  стали диаграммы взаимодействий между членами малой группы, которые  по форме напоминали социограммы  Морено и содержали идентифицированные клики. Поскольку авторы (Ф. Ротлисбергер и У. Диксон) не ссылаются на работы Морено, Дж. Скотт предположил, что источником идеи визуализации отношений могли стать электрические схемы, использовавшиеся на заводе.

     Подлинную стройность социометрические методы приобрели  с привлечением формального математического  аппарата. В частности, психолог Д. Картрайт и математик Ф. Харри применили  для анализа  социометрических данных матричную алгебру и теорию графов. Основными событиями в истории  социометрии 1950-х стали закат  групповой динамики, теоретико-эмпирические исследования манчестерских антропологов, в которых были предложены новые  объяснения индивидуального поведения  в терминах структурных свойств  социальных групп, и развитие Гарвардской  школы новых математических средств  анализа социальных отношений. С  этого момента социометрия как  самостоятельное и оригинальное направление социологических исследований методологии – анализу социальных сетей. Можно сказать, что социометрия  представляет собой частный метод  и арсенал средств анализа  социальных сетей.

Информация о работе Исследование взаимоотношений в школьном классе