Исследование взаимоотношений в школьном классе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 08:01, курсовая работа

Описание работы

Социометрические методы предназначены для изучения структуры эмоциональных взаимоотношений, описывают класс характеристик, являющийся общим для всех малых групп, но не дают представления о специфике коллектива, так как эмоциональные отношения являются не единственным и даже не самым важным классом характеристик для описания коллектива. Кроме эмоциональных отношений существуют отношения, которые опосредуются содержанием совместной деятельности членов коллектива, ее целями, задачами и ценностями.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Социометрия как социологическое исследование……………………...5

§ 1. История развития социометрии ……………………….……………………...5

§ 2. Процедура проведения социометрии ………………………………………..12

Глава 2. Исследование взаимоотношений в школьном классе …………………25

§ 1. Особенности объекта исследования …………………………………….…...25

§ 2. Результаты исследования ……………………………………………………..31

Заключение………………………………………………………………………….36

Список использованной литературы………………………………………………38

Приложение

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 877.63 Кб (Скачать)

     Размер  коллектива должен предоставлять ее членам возможность активного непосредственного  общения. Поэтому оптимальное количество членов изучаемого коллектива не должно превышать 8 – 9 человек. Большой размер коллектива снизит качество получаемой информации. Человек может с определенностью  выразить свое отношение не более  к 7±2 индивидам.

     Задаваемые  вопросы должны представлять собой  критерии, на основании которых опрашиваемый (респондент) осуществляет личный выбор  кого-либо из членов коллектива для  участия в какой-то совместной деятельности.

     Содержание  выбранного критерия (работать на одной  операции, сидеть за одной партой, жить в одной квартире и т. д.) должно быть ясным и понятным для всех членов изучаемого коллектива.

     Опрос должен проводиться посторонним  для данного коллектива лицом. Ни члены коллектива, ни тем более  руководство или представители  администрации не должны проводить  сбор информации, так как это резко  нарушает анонимность, являющуюся обязательным условием успешного проведения социометрического  опроса.

     Каждый  член коллектива должен делать выбор  самостоятельно, не советуясь с другими.

     Процедура социометрического опроса состоит  из нескольких этапов.

     Подготовительная  фаза. Исследователь определяет проблему, выбирает объект исследования, знакомится с величиной и различными социально-демографическими характеристиками коллектива.

     Первая  фаза. Исследователь входит в прямой контакт с членами коллектива, стремится внушить им доверие  к себе. Предварительный контакт  исследования с членами коллектива повышает их психологическую готовность к предстоящему опросу. Этот этап часто  называют социометрической разминкой. Одновременно на этой фазе устанавливается  содержание социометрических критериев.

     Вторая  фаза. Проведение собственного опроса: инструктирование респондентов, раздача  социометрических карточек, заполнение их опрашиваемыми, сбор карточек.

       Фаза обработки. Обработка информации, представление ее в свернутом  виде; проверка надежности полученных  данных.

     Когда социометрические карточки заполнены  и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами  количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.

     Завершающая фаза. Получение выводов и рекомендаций.[7, с. 275-285]

     Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Результаты выборов разносятся по матрице  с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются  в первую очередь, в отдельности  по деловым и личным отношениям.

     По  вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая  изучается; по горизонтали — только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 — тех, кого подопытный не избирает в первую, вторую и третью очередь.

     Взаимный  положительный или отрицательный  выбор обводится в таблице (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные  выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом  надо подсчитать сумму баллов для  каждого члена группы, учитывая при  этом, что выбор в первую очередь  равняется +3 баллам (-3), во вторую — +2 (-2), в третью — +1(-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая  и определяет статус в группе.  
 

Фамилия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 И   +1     +2     +3   -1
2 П +1     +3 +2          
3 С -1 +1   +2 +3          
4 Д   +2     +1       +3  
5 А +2 +1   +3     -3     -2
6 А                    
7 П +1     +3            
8 К +1   +3 +2            
9 Я   +2     +1   +3     -1
10 Ш   +2 +1   +3       -1  
  Кол-во положительных  выборов                    
  Кол-во отрицательных  выборов                    
  Общая сумма  баллов                    

      
Примечание: + положительный выбор; - отрицательный выбор.

     Анализ  социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений  в группе. Могут быть построены  суммарные социоматрицы, дающие картину  выборов по нескольким критериям, а  также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь  позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в  группе. На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов (социометрическая карта).

     Уже визуальный анализ социоматрицы многое говорит о взаимоотношениях в  группе: как члены группы выбирают  кого, кто более активно выбирается, кто чаще отвергается. Удобным способом представления содержания социоматрицы являются социограммы, которые подразделяются на множество видов.

     Социограмма — графическое изображение реакции  испытуемых друг на друга при ответах  на социометрический критерий. Социограмма  позволяет произвести сравнительный  анализ структуры взаимоотношений  в группе в пространстве на некоторой  плоскости («щите») с помощью специальных  знаков. Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы за их статусом (популярностью). Пример социограммы (карты групповой дифференциации), предложенной Я. Коломинским [7]:

      
 

     ——> позитивный односторонний выбор,

     <——> позитивный обоюдный выбор,  

     ------> негативный односторонний выбор,

     <------> негативный обоюдный выбор.

Каждая  окружность в социограмме имеет свое значение.

I. Внутренний  круг — это так называемая  «зона звезд», и которую попадают  лидеры, набравшие максимальное  количество выборов.

П. Второй круг — зона предпочитаемых, в которую  входят лица, набравшие выборов в  количестве ниже среднего показателя.

III. Третий  круг — зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

IV. Четвертый  круг — зона изолированных, это те, которые не получили ни одного очка. [8]

     Социограммная техника является существенным дополнением  к табличному подходу в анализе  социометрического материала, ибо  она дает возможность более глубокого  качественного описания и наглядного представления групповых явлений.

     Анализ  социограммы заключается в  отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.

     При непараметрическом выборе даже в  случае относительно небольших групп  возникает значительное количество различного вида связей между членами  группы, значит, и графическое представление  социограмм становится усложненным. Поэтому  для проведения анализа следует  всегда изыскивать пути упрощения социометрического  чертежа. Так, социоматрица легко прочитывается, если отдельно представить «положительные»  и «отрицательные» связи. 

     Количественными характеристиками межличностных отношений, естественно отвечающим выделенным критериям, являются социометрические индексы, или коэффициенты. Их существует огромное множество, которое можно  разделить на два класса. Первый класс – это персональные социометрические индексы. Они отражают индивидуальные социально-психологические свойства личности, проявляющиеся в отношении  к членам группы. После того как  такой индекс вычислен, с ним можно  производить все операции, доступные  для количественных переменных. Второй класс включает в себя групповые  индексы, они характеризуют группу в целом.

     Основными персональными социометрическими индексами являются: индекс социометрического статуса i-члена; эмоциональной экспансивности j-члена, объема, интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена. Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях; i — выбираемый, j — он же выбирающий, ij — совмещение ролей.

     Индекс  социометрического статуса i-члена группы определяется по формуле:

     

     где Сi — социометрический статус i-члена, R+ и R- — полученные i-членом выборы, Z — знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N— число членов группы. 

     Социометрический  статус — это свойство личности как элемента социометрической структуры  занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотноситься с другими  элементами. Такое свойство развито  у элементов групповой структуры  неравномерно и для сравнительных  целей может быть измерено числом — индексом социометрического статуса.[9, c. 143-152] 

     Элементы  социометрической структуры — это  личности, члены группы. Каждый из них  в той или иной мере взаимодействует  с каждым, общается, непосредственно  обменивается информацией и т. д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим  поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия  протекает через различные социально-психологические  формы взаимовлияния.

       Субъективную меру этого влияния  подчеркивает величина социометрического  статуса. Но личность может  влиять на других двояко —  либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о  положительном и отрицательном  статусе. Статус тоже измеряет  потенциальную способность человека  к лидерству. Чтобы высчитать  социометрический статус, необходимо  воспользоваться данными социоматрицы. .[10, с. 275-285]

     Возможен  также расчет С-положительного и  С-отрицательного статуса в группах  малой численности (N).

     Индекс  эмоциональной экспансивности j-члена группы высчитывается по формуле

     

     где Ej — эмоциональная экспансивность j-члена, Rj — сделанные членом выборы (+, -). С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении.

     Из  групповых социометрических индексов наиболее важными являются: Индекс эмоциональной экспансивности группы и индекс психологической взаимности.  

     Индекс  эмоциональной экспансивности группы высчитывается по формуле:

     

     где Ag — экспансивность группы, N — число  членов группы? Rj (+,-) — сделанные j-членом выборы. Индекс показывает среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого члена группы). 

     Индекс  психологической взаимности («сплоченности группы») в группе высчитывается по формуле:

     

     где Gg — взаимность в группе по результатам  положительных выборов, Аij+ — число положительных взаимных связей в группе N — число членов группы. [7]

      

 

     Глава 2. Исследование взаимоотношений в школьном классе.

Информация о работе Исследование взаимоотношений в школьном классе