Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:00, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности использования визуальных методов в исследовании объектов социальной работы и выработать рекомендации по их использованию в практике специалистов учреждений социального обслуживания населения.
Введение
1. ВИЗУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
1.1. Понятие и виды визуальных методов исследования социальных объектов. Использование наблюдения при исследовании объектов социальной работы
1.2. Нормативно-правовые аспекты использования визуальных методов в исследованиях социальных объектов
1.3. Этические аспекты использования визуальных методов в исследованиях социальных объектов и объектов социальной работы
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ МЕТОДОВ В ИССЛЕДОВАНИИ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: ОПЫТ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ГРУППОВЫМИ ЗАНЯТИЯМИ С ВОСПИТАННИКАМИ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
2.1. Методика проведения визуального наблюдения и регистрация его результатов
2.2. Результаты проведенного исследования эффективности групповых занятий с детьми и подростками с использованием наблюдения
Заключение
Приложение 1. БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЯ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
Использованная литература
Важно уметь отделять общественный интерес от банального обывательского любопытства. Нельзя его использовать для прикрытия распространения сплетен. Это не может быть оправдано ни с этической, ни с юридической позиции. В Кодексе профессиональной этики российского журналиста по этому поводу так и говорится: «Газета не должна вмешиваться в личную жизнь граждан, не будучи уверена в том, что это вмешательство мотивировано не любопытством обывателей, а законным правом общества на получение важных сведений. Только защита интересов общества может оправдать журналистское расследование, предполагающее вмешательство в частную жизнь человека» [15; 75].
Безусловно,
что сбор информации, ставящий перед
собой исследовательские
Вместе с тем следует учитывать, что наука находится в состоянии постоянного поиска, в постоянном развитии, а истины, устанавливаемые ею, являются относительными и часто со временем пересматриваются и опровергаются. А отвергнутые научные истины являются слабым способом оправдания нанесенного людям морального ущерба и нравственного страдания.
Именно
поэтому статья 10 федерального закона
«О науке и государственной
Кроме
того, в статье 4 указанного закона,
равно как и в статье 10 Закона
Республики Татарстан «О науке и
научной деятельности», оговаривается,
что научный работник обязан «осуществлять
научную, научно-техническую
В
статье 43 Основ законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан,
оговаривающей требования к проведению
биомедицинских исследований с привлечением
человека в качестве объекта, сформулировано,
что любое такое исследование
может проводиться только после
получения письменного согласия
гражданина. Ни при каких условиях
гражданин не может быть принужден
к участию в таком
Таким
образом, основным принципом проведения
исследований с привлечением человека
в качестве объекта являться добровольность
его участия. Свободное, осознанное
согласие человека на его участие
в медико-биологическом
Делается это для того, чтобы помочь человеку избежать опасности стать жертвой научных злоупотреблений. Современная наука обладает достаточно большим арсеналом средств манипуляции человеческим телом и психикой. Однако для исследователей они иногда становятся слишком сильным искушением. Известный российский философ В.С. Степин по этому поводу с горечью замечает: «Несомненно, что достижения научно-технического прогресса дадут в руки человечества могучие средства. ... Но, получив в свое распоряжение подобные средства, человечество обретет нечто равнозначное атомной энергии по возможным последствиям. При современном уровне нравственного развития всегда найдутся «экспериментаторы» и добровольцы для экспериментов, которые могут сделать лозунг совершенствования биологической природы человека реалиями политической борьбы и амбициозных устремлений. Перспективы генетической перестройки человеческой телесности сопрягаются с не менее опасными перспективами манипуляций над психикой человека. … Современные исследования мозга обнаруживают структуры, воздействия на которые могут порождать галлюцинации, … изменять эмоциональные состояния человека и т.п. И уже появились добровольцы, применяющие на практике методику многих экспериментов в этой области: вживляют, например, в мозги десятки электродов, которые позволяют … вызывать необычные психические состояния, устранять сонливость, получать ощущения бодрости и т.п.» [30; 33-34].
Бесспорно, что при подлинном уважении к правам личности человек должен рассматриваться как «хозяин» своего тела, без чьего осознанного и добровольного разрешения не должны проводиться никакие манипуляции: исследовательские, профилактические, диагностические и лечебные. Человеку принадлежат безусловные права на предварительное информирование о целях и задачах, предполагаемых результатах планируемого исследования. К тому же он обладает определенными правами на последующий доступ, контроль и распоряжение клинической, медико-биологической и иной информацией, полученной исследователями в рамках проводимого ими исследования [8; 110].
Следует
уважать готовность человека (независимо
от движущих им мотивов) добровольно
участвовать в качестве объекта
клинических испытаний и
Кроме того, предварительно инициаторы исследования должны принять все меры к тому, чтобы довести до граждан, которым предстоит принять участие в исследовании, информацию о его целях, задачах, предполагаемых результатах и возможном общественном резонансе. Иногда это делается письменно (например, в начале анкеты), иногда – устно, на презентациях программы исследования (например, в школе на родительском собрании перед началом проведения с их детьми инновационных тренинговых занятий). Нужно также указывать о неперсональном характере использования в будущем собираемых данных, например, как в Инструкции Госкомстата РФ по проведению исследований в рамках Национального обследования благосостояния домохозяйств и участия в социальных программах (НОБУС): «Данные обследования по конкретному домашнему хозяйству строго конфиденциальны и подлежат использованию исключительно для получения сводных итогов» [12].
Использование
этих стандартных и, в целом, нехитрых
приемов позволяет
1.3. Этические аспекты использования визуальных методов в исследованиях социальных объектов и объектов социальной работы
Использование
методов наблюдения в исследовательской
и практической социальной работе,
даже если при этом не используются
специальные технические
Суть
этой дилеммы заключается в
Дело в том, что иногда соблюдение этических требований может снизить эффект проводимого исследования. Профессиональная этика, тем не менее, полагает, что в этих случаях психологический или физический ущерб, который может быть нанесен обследуемым, не может быть оправдан никакими научными результатами. Безопасность людей всегда должна ставиться выше ценности исследовательских результатов, даже если это снижает их эффект.
Существование
этой дилеммы было осознано еще во
времена античной науки [20; 115]. Однако
особенно остро она предстала
перед исследователями в
В
начале 1950-х годов психологи
Эта женщина и ее последователи организовали движение, ожидавшее конца света. Психологов интересовало, как будет вести себя группа, если это предсказание в назначенный срок не сбудется. Будет ли это способствовать укреплению верований ее членов? Будут ли они обескуражены и откажутся от веры? Или они глубже осмыслят случившееся и выдвинут новое предсказание?
Исследователи
выбрали метод включенного
Спустя несколько лет Фестингер, Рикен и Шахтер, анализируя результаты этого проекта, описывали, что в целом исследователи-психологи вели себя как «скромные, внимательные слушатели, пассивные наблюдатели, проявляющие любознательность и жаждущие узнать то, что другие желали бы им сообщить». Но оставаться пассивными наблюдателями не получилось. Они проповедовали наравне с другими. Выдавая себя за верующих, психологи, безусловно, повлияли на группу и, тем самым, на результаты исследования. Но если бы они вели себя по-другому, то возможно, не получили бы никаких данных [28; 475].
С
похожим выбором столкнулся ученый
Джон Лофланд при изучении культа
«Божественный принцип». Его глава
объявил себя Иисусом Христом, вернувшимся
в этот мир, чтобы создать рай
на земле для своих
Вначале
Дж.Лофланд и его коллеги
Хотя эти два исследования проводились разными способами, здесь выявились вопросы, связанные с этической дилеммой. Этично ли было ученым выдавать себя за верующих? Если это неэтично, то насколько правдивым может быть ученый, чтобы его работа оказалась плодотворной? Первая группа ученых не достигла бы высоких результатов, если бы они признались поклонникам культа, что интересуются лишь их реакцией на неудачи предсказания. Что касается практического аспекта, то какое воздействие на поведение изучаемых объектов оказывает абсолютная честность, частичная честность или «притворство»? Какой метод менее вреден для научных результатов?
В идеале всякий обман или ложная информация о мотивах действий исследователей неэтичны. Н.Смелзер замечает по этому поводу: «Когда обман или надувательство становятся нормой в повседневной деятельности профессионалов, наверное, они заслуживают еще более суровой критики» [28; 649]. Вслед за этим, однако, Н.Смелзер оговаривает, что такой обман в принципе при проведении исследовании допустим, но при этом он предварительно «должен быть сопоставлен с важностью получения научно обоснованных результатов. В свою очередь, их важность должна сопоставляться с потенциальным психологическим или физическим ущербом, который может быть нанесен обследуемым. Если существует риск нанести им вред, даже потенциальная ценность исследований проектов не может служить оправданием обмана» [28; 649].
Информация о работе Использование визуальных методов в исследовании объекта социальной работы