Методика исследований в социальной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:56, реферат

Описание работы

Цель работы – анализ основных направлений и подходов исследования;
Для достижения поставленной цели, ставятся следующие задачи:
рассмотреть понятие исследования в социальной работе;
изучить номотетический и идиографический подходы;
рассмотреть основные направления исследований в социальной работе;

Работа содержит 1 файл

Реферат по Методике Исследования в Социальной работе.docx

— 36.35 Кб (Скачать)
 

Введение

    Веком расцвета естественных наук стал XIX в. Социальные науки обособились от философии и стали активно  развиваться в русле эмпирического  знания значительно позже. Сразу  возникли споры о возможности  и целесообразности заимствования  социальными науками методов  естественных наук, показавших свою эффективность  в исследовании природы. Более зрелые естественные науки задавали определённую модель науки вообще, которой нарождающиеся социальные науки пытались следовать.

    Приверженцы нового взгляда отстаивали необходимость  эмпирического, т. е. опытного подхода  к изучению социальных явлений. Сторонники традиционного подхода утверждали, что науки, изучающие человека и  его деятельность, имеют дело с  реальностью особого рода. Здесь  не применимы объективные методы – наблюдение, измерение, эксперимент. Это в мире природы всё предсказуемо, обусловлено причинно-следственными  связями, поэтому познаваемо объективными методами.

    Изучение  мира человеческого требует иного  подхода. Субъективный мир познаваем  лишь путём сопереживания. Использование  наблюдения и эксперимента в исследовании человека отстояли пионеры эмпирической психологии, для чего пришлось признать, что внутренний мир человека можно  познать через его внешние (поведенческие) проявления. Противники такого подхода  утверждали, что психические явления, будучи субъективными переживаниями, доступны лишь самонаблюдению. Они  категорически отвергали возможность  объективной психологии, построенной  на принципах и методах, заимствованных из естественных наук. 

     Цель  работы –  анализ основных направлений и подходов исследования;

     Для достижения поставленной цели, ставятся следующие задачи:

  1. рассмотреть понятие исследования в социальной работе;
  2. изучить номотетический и идиографический подходы;
  3. рассмотреть основные направления исследований в социальной работе;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Исследования  в социальной работе: основные подходы  и направления

    Иссле́дование (буквально «следование изнутри») в предельно широком смысле — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование — научный метод (процесс) изучения чего-либо.

    Научное исследование, основанное на применении научного метода, предоставляет научную информацию и теории для объяснения природы и свойств окружающего мира. Такое исследование может иметь практическое применение. Научные исследования могут финансироваться государством, некоммерческими организациями, коммерческими компаниями и частными лицами. Научные исследования могут быть классифицированы согласно их академическому и прикладному характеру. Основная цель прикладных исследований (в отличие от фундаментальных исследований) — обнаружение, интерпретация и развитие методов и систем по совершенствованию человеческих знаний в различных отраслях человеческого знания.[11]

    Научный подход в его современном понимании  прочно утвердился в социальных науках к середине XX в. С тех пор социальные науки далеко продвинулись по пути утверждения своего научного статуса  и применения строгих исследовательских  процедур, включая математические модели. Однако споры относительно методов, адекватных предмету социальных исследований, не утихают до сих пор, указывая на существование здесь подлинной  проблемы.

    Социальные  науки имеют дело с системами, которые постоянно изменяются. Они  стремятся использовать, с одной  стороны, те методологические принципы и приёмы анализа, которые выработаны и с успехом применяются в  области естествознания. С другой стороны, специфика предмета исследования заставляет учёных-гуманитариев постоянно оценивать степень их адекватности собственным задачам, пытаться выработать особую методологию исследования, отвечающую как нынешней фазе развития научного знания в данной области, так и природе изучаемых процессов.

    В социальных науках сложилось два  принципиально различных подхода  – позитивистский и феноменологический[3;32].

    Позитивизм исходит из представления, что всё многообразие реальности сводимо к некоторым достаточно простым и универсальным закономерностям, которые существуют объективно и в принципе познаваемы. Задача науки – исследовать окружающий мир и открывать его законы.

    В плане конкретной методологии позитивизм отвергает любые умозрительные  построения и требует, чтобы каждое научное положение можно было проверить эмпирически (верифицировать). Идеал научной теории, согласно чистому  позитивизму, – знание, представленное в математической форме.

    Феноменологический  подход, широко используемый в социальных исследованиях, ставит своей целью не столько раскрытие каких-то универсальных закономерностей, сколько доскональное исследование и описание некоторых целостных явлений (феноменов), значимых с точки зрения общественной жизни. Исследования феноменологического плана дают прежде всего предварительный ответ на вопросы, порождаемые практикой. Кроме того, корректно проведённые, они готовят почву для прогресса наших знаний о социальных явлениях, для расширения сферы точной науки.

    В методологии социальных наук довольно часто позитивистский подход даётся под названием номотетический, а  феноменологический подход обозначается как идиографический. Эти специальные  термины в данном контексте даже предпочтительнее, поскольку носят  чисто технический характер, в  то время как понятия "позитивизм" и "феноменология" относятся к целым философским школам со своими внутренними течениями и разновидностями. 

    Номотетический  и идиографический подходы 

    Номотетический  подход (номотетический метод) − подход, направленный на выявление общих закономерностей. Согласно классификации наук и методов Г. Риккерта, номотетический метод противополагается идиографическому, направленному на выявление в изучаемом объекте его уникальности (последним, по мнению Риккерта, должны пользоваться науки, исследующие единичные, особенные феномены, такие как, например, история).[ 10]

    Исследователь ищет общие моменты, присутствующие в однородных явлениях. При этом он отвлекается от целого ряда случайных  обстоятельств. Другими словами, с  помощью анализа (мысленного разложения объекта на составляющие его элементы) и абстрагирования (отвлечения от случайных  вариаций) исследователь выявляет существенные в данных условиях связи, обобщает полученные результаты и таким образом открывает  законы, определяющие те или иные естественные процессы. Заметим, что под законом  в науке обычно понимают констатацию  факта устойчивой связи между  явлениями, предсказание обязательного  возникновения некоторого состояния  при соблюдении определённых условий. При этом следует иметь в виду, что закономерности, с которыми имеют  дело социальные науки, как правило, носят вероятностный характер и  не могут быть сформулированы в такой  категорической форме, как законы математики, физики, химии.

    Идиографический подход (от др.-гречἴδιος — своеобразный + γράφω — пишу) — поиск индивидуальных особенностей человека или любого иного объекта (например, цивилизации, конкретного эволюционирующего общества), по наличию которых он отличается от остальных людей. Противоположное — номотетический подход, направленный на выявление закономерностей функционирования и эволюции разного рода систем (природных, социальных, семиотических и т.д.) [11].

    Идиографический подход отличается от номотетического  по трем основаниям — по пониманию объекта измерения, по направленности измерения и по характеру применяемых методов измерения. Личность, согласно идиографическому подходу, есть система, изучение личности осуществляется через распознавание ее индивидуальных особенностей, для этого применяются проективные методики и идиографические техники.

    Впервые этот термин был предложен немецким философом-идеалистом В.Виндельбандом. Под идиографическим мышлением он подразумевал такой ход рассуждения, при котором описываются отдельные факты и внимание уделяется частным признакам, а не общим законам [11].

    Подробно  идиографический подход был разработан американским психологом Г.Оллпортом при выделении личностных диспозиций. Предлагаемый им метод заключался в глубоком изучении и анализе единичного случая в течение длительного промежутка времени. Основным методом в рамках идиографического подхода, по мнению Оллпотра, является биографический метод.

    Идиографический подход не претендует на широкие обобщения. В этом случае берётся какое-то явление, интересное само по себе, и ставится, цель изучить его как можно исчерпывающе. Само явление в этом случае предстаёт как некое сложное образование, имеющее определённую внутреннюю структуру. Анализ такого типа обычно называют системно-структурным. Он предполагает выделение в системе базовых элементов, а также анализ характера существующих между ними связей.

    Хотя  номотетический подход сложился в естествознании, а идиографический чаще всего  используется в социальных науках, это не означает, что тот или иной подход жёстко привязан к определённому предмету исследования.

    Противопоставление  этих подходов оказывается принципиально  важным в плане классификации  методов исследования. Рассмотрим пример, непосредственно касающийся социальной работы. [9;256]

    Беженцы и переселенцы (перемещённые лица) относятся  к одной из категорий социально  незащищённых людей. Они сталкиваются с целым рядом социальных проблем: проблемами жилья, трудоустройства, адаптации к новой для них социальной и культурной среды. Эти люди являются объектом внимания социальных работников. Но для того чтобы помощь этим людям была эффективной, надо знать, в чём именно они нуждаются в первую очередь. В таких случаях необходимы более или менее масштабные исследования.

    Можно построить исследование в номотетическом ключе. В этом случае собираются репрезентативные данные об интересующей нас группе людей. Репрезентативность данных обеспечивается тем, что либо исследованием охватываются все члены группы без исключения, либо специальным образом выбираются те представители, которые в своей  совокупности адекватно представляют группу в целом.

    Полученные  данные обрабатываются таким образом, чтобы на этой основе сложилась картина  жизни этих людей в настоящее  время, тех проблем, с которыми они  сталкиваются, прежде всего. Это могут быть вопросы обеспеченности жильём, работой, медицинским обслуживанием, сведения об источниках существования, состоянии здоровья, возрастном составе группы.

    Результаты  представляются в обобщённом виде и  характеризуют положение типичной семьи беженцев или переселенцев. Нетипичные случаи игнорируются, поскольку  требуется сосредоточение усилий на главных направлениях, на помощи основной массе людей, на получении максимального  эффекта в условиях ограниченных реальных возможностей. При этом следует иметь в виду, что само проведение полномасштабного исследования по данной схеме требует значительных затрат и времени, и средств.

    Ту  же самую исследовательскую задачу – сбор репрезентативных данных о  группе беженцев или переселенцев —  можно решить идиографически. Тогда  стратегия исследования будет следующей: исследователь выбирает несколько  семей, которые, по его мнению, являются достаточно типичными, и проводит тщательный анализ их положения. Описываемый подход отличается интенсивностью, т. е. концентрацией  внимания на небольшом количестве случаев, но с углублённой их проработкой. Собираемый материал носит характер словесных отчётов. Такой анализ называется качественным. Количественный анализ используется при номотетическом подходе.

Информация о работе Методика исследований в социальной работе