Семьи групп риска как объект социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:26, творческая работа

Описание работы

Цель данной работы – доказать практическую значимость системы социальной профилактики в семьях « группы риска».
Для достижения заданной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить характеристику семей « группы риска»;
- выявить проблемы данной категории;
- рассмотреть общие процедуры социальной профилактики;
-рассмотреть взаимодействие между всеми специалистами, работающими с данным контингентом детей и их родителя.

Содержание

Введение.
Характеристика категории
Проблемы семей «групп риска»
Пути решения проблем семей «групп риска»
Учреждения, работающие с семьями «групп риска»
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

ПРОЕКТ.docx

— 26.10 Кб (Скачать)

ГОУ ВПО «Челябинский Государственный педагогический Университет»

Кафедра социальной работы, педагогики и психологии

 

 

 

Творческое задание по педагогике на тему:

«Семьи  групп риска как объект социальной работы»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Зайкова Ольга (гр. 331)

Проверила: Пташко  Т. Г.

 

 

 

 

Челябинск, 2010 год.

 

 

Введение.

Критерием благополучия или  неблагополучия семьи может служить  ее воздействие на детей, стиль отношения  к ребенку. Если же серьезные нарушения  в межличностных внутрисемейных отношениях наблюдаются во внешне благополучных  семьях, имеющих высокий социальный статус, уровень образования и  культуры родителей, то и они тоже являются неблагополучными из-за множества  скрытых в них рисков, а потому опасность деформации в процессе социализации детей усиливается.

В семье группы социального  риска – это вероятность появления  и/или обострения проблем. Они могут  стать причиной внутрисемейного  кризиса, который может обостриться  довольно быстро и подчас стать необратимым  и, как правило, обязательно отразится  на ребенке. Иначе говоря, в случае возникновения трудной жизненной  ситуации, проблемы семьи, находящейся  в зоне повышенного социального  риска, будут гораздо острее. Сюда можно отнести и дефекты психического развития ребенка, и его трудный  характер, и социальную дезадаптацию, и девиантное поведение. В результате страдают не только родители и вступающий в жизнь человек, но и все общество в целом, т.е. первоначально личностная проблема, а затем внутрисемейная трансформируется в проблему социальную.

Большинство семей, принадлежащих  к группе риска, не видят и не понимают, что в их жизни могут обостриться, на первый взгляд, невидимые проблемы, которые в дальнейшем отрицательно отразятся на их детях, а многие не верят, что они могут что-то изменить в своей судьбе и судьбе своих  близких. У таких семей, как правило, недостаточно, психологических, физических, социальных и экономических ресурсов. Главная задача социальных служб  – активизация этих ресурсов в  ходе работы с ними. Здесь очень  важным является своевременная работа, пока эти ресурсы еще есть.

Цель данной работы – доказать практическую значимость системы социальной профилактики в семьях « группы риска».

 Для достижения заданной  цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить характеристику  семей « группы риска»;

- выявить проблемы данной  категории; 

- рассмотреть общие процедуры  социальной профилактики;

-рассмотреть взаимодействие  между всеми специалистами, работающими  с данным контингентом детей и их родителя.{1}

 

Характеристика  категории.

Семьи «групп риска» - семьи, которые в силу объективных или  субъективных причин находятся в  состоянии жизненного затруднения  и нуждаются в помощи со стороны  государственной системы социальной защиты и социального обслуживания.

К таким семьям относятся:

Семьи беженцев и вынужденных  переселенцев;

Малообеспеченные семьи

Семьи с избыточной иждивенческой  нагрузкой (многодетные или имеющие  в своем составе инвалидов), в  которых на одного работающего приходится более одного иждивенца;

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов

Неполные семьи

Семьи военнослужащих срочной  службы.

В последние годы возникают  новые категории таких семей:

Семьи безработных

Семьи военнослужащих-контрактников

Семьи, проживающие в неблагополучных  регионах

Семьи, члены которых работают на предприятиях или в учреждениях, месяцами не выплачивающих заработную плату. {3, стр. 501}

 

 Семьи, находящиеся в социально-опасном положении, характеризуются:

- слабой способностью  ее членов к анализу того, что  происходит в семье, неспособностью  по этой причине самостоятельно  выдвигать цели по улучшению  ее жизни и достигать эффективных  результатов;

- слабой способностью  обсуждать словесно внутрисемейные  проблемы, когда не знают, в  чем причины неблагополучия.

 

На основе проведенного разграничения  по степени тяжести рисков можно  выделить семьи, относящиеся к группе риска, но решающие свои проблемы самостоятельно. Они могут принимать участие  в конкретных мероприятиях, проводимых социальными учреждениями, обращаться за отдельной социальной услугой. Из их числа стоит также выделить те, которые не могут без помощи социальных работников самостоятельно справляться со своими трудностями  и проблемами. Такие семьи требуют  постоянного контроля и поддержки, по крайней мере на начальном этапе работы, но стоит заметить, что здесь речь идет уже о тех, что находятся в социально опасном положении.

 

Как показывает практика, наибольшие трудности связаны в работе с  семьями, находящимися на стадиях позднего или хронического кризиса. В целом  они представляют собой классический пример социальной эксклюзии, из рынка труда, внутренних и родственных связей, систем социальной безопасности и т.д. Семья группы социального риска – это такая категория, которая в силу определенных жизненных обстоятельств более других подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества. Это может стать причиной семейной дисфункции.

Причины, вызывающие риски  этого явления, весьма разнообразны, они взаимосвязаны и взаимозависимы, между ними существуют разноуровневые причинно-следственные связи. Можно выделить три группы риска:

1) риски макросоциального  характера, т.е. кризисные явления  в социально-экономической сфере,  которые непосредственно влияют  на семью, ее воспитательный  потенциал;

2) риски психолого-педагогического  характера, связанные с внутрисемейными  отношениями и воспитанием детей;

3) риски биологического  характера (физически или психически  больные родители, неблагоприятная  наследственность у детей, дети-инвалиды).

 

Среди причин появления рисков социально-экономического характера  можно назвать падение жизненного уровня и ухудшение условий содержания детей; сокращение социальной инфраструктуры детства и резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в  жизненно важных сферах духовного и  физического развития; нерешенная жилищная проблема и новые коллизии с жильем в связи с его приватизацией; дистанцирование школы от детей с трудными судьбами; резкий поворот в ценностных ориентациях общества и снятие многих моральных запретов; усиление влияния асоциальных криминальных групп в микросреде. {2}

 

Проблемы семей  «групп риска»

Причиной возникновения  социальных проблем в неполных семьях является в первую очередь мелообеспеченность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход. Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного выполнением обязанностей по уходу за детьми. Доход от алиментов, если дети имеют на них право и получают их, как правило, покрывает не более половины стоимости их содержания. Социально-экономические проблемы присущи не всем неполным семьям; во всяком случае, их разрешить проще, чем социально-психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей прежде всего детей.

Недавно стала распространенной новая категория неполных семей  – неполные расширенные семьи, которые  образуются, как правило, в результате какой-либо социальной катастрофы: гибель родителей малолетних детей, нахождение родителей в тюрьме, лишение их родительских прав, пьянство – чаще всего именно это вынуждает поколение  прародителей брать внуков на содержание и воспитание. Такие семьи, разумеется, имеют низкий уровень доходов; ряд сложностей вызван плохим состоянием здоровья пожилых людей их более слабыми адаптационными способностями, неумением приспособиться к реалиям современности…

Многодетные семьи в настоящее  время устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количества семей. Причем зачастую многодетность  является не запланированной, а случайной.

Все многодетные семьи  могут быть распределены на 3 категории:

  1. Семьи, многодетность в которых запланирована ( с национальными традициями). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей, состоянием из здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей.
  2. Семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже – отца), в которых рождаются новые дети.
  3. Неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально–психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней.

Семьи инвалидов вынуждены  преодолевать экономические трудности, вызванные распадом производственно-реабилитационной системы, оснванной прежде на труде инвалидов, ограничением трудоспособности и адаптационной способности.

Инвалиды вообще весьма ограничены в своей жизнедеятельности. Внедрению программ, направленных на приспособление общества к потребностям и возможностям инвалидов, препятствуют недостаток средств и организационные трудности.

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, вынуждены решать все проблемы, связанные  с инвалидностью, но зачастую выражают добровольное согласие заниматься этими  проблемами, отказываясь поместить  ребенка-инвалида с неисправимой врожденной патологией в специализированный интернат.

Количество разводов в  таких семьях намного выше – отцы чаще не в состоянии выдерживать  постоянные трудности и уходят из семьи. Дети-инвалиды, лишенные квалифицированной  реабилитирующей т развивающей помощи, иногда ведут практически биологическое существование, не получая тех навыков и умений, которые помогут им хотя бы в самообслуживании, если не в трудовом самообеспечении.{3, стр. 508-512}

 

Главная цель работы специалистов с семьёй "группы риска" должно быть сохранение семьи (то есть решение  проблем и взрослых и детей).

Актуальным стало выстраивание более тесного и эффективного межведомственного взаимодействия.  Чтобы достичь цели, необходима совместная, командная работа многих специалистов из органов образования (социальные педагоги, классные руководители, специалисты  ДОУ), здравоохранения (детские поликлиники, врачи-наркологи), органов опеки, КДН, ЦСПН и других компетентных в решении  проблем семьи учреждений.

Таким образом, при построении системной работы с семьёй, например, родительская некомпетентность становится не предметом осуждения, а мишенью  работы. То есть родители также становятся сотрудниками и, наравне со специалистами, реабилитируют свои семьи. Нередко специалисты заключают с семьёй договор о социальном обслуживании.

В раннем выявлении семей "группы риска" так же могут  принимать участие медицинские  работники скорой помощи, так как  они совершают выезды на дом и  могут пронаблюдать атмосферу семьи  и сообщить при необходимости  в социальную службу.

Только при их сотрудничестве возможна эффективная работа по профилактике семейного неблагополучия. Но сотрудничество и межведомственное взаимодействие прописаны практически во всех положениях о деятельности организаций, в должностных  инструкциях специалистов, но все  же системного подхода до сих пор  нет, необходима координация, единая база данных, то куда будет стекаться  вся информация о семьях, например, введение срочного номера социальной помощи, как скорая помощь и милиция. Необходим телефон доверия, общеизвестный, разрекламированный. Необходимо развитие социальной рекламы, как способа  информирования населения о правах на оказание социальных услуг, возможные  пути действий в сложных ситуациях  и т.д.

Перспективным методом социальной работы является - участковая работа, лишь бы законодательство подходило к  функции и важности работы таких  специалистов с пониманием актуальности и эффективности данного подхода.

Явным преимуществом организации  раннего выявления семей с  проблемами является активная партнерская  позиция, способность выстраивать  отношения со специалистами и  руководством разных учреждений. {1}

 

Пути решения  проблем семей «групп риска»

 

Важно научить всех членов семьи тому, как противостоять манипулятивным влияниям извне с целью выманить деньги, заставить делать не свою работу или склонить к приему алкоголя, наркотиков и т.д. Часто эти люди внушаемы, доверчивы и соглашаются на то, о чем потом сожалеют. А выход из ситуации они предпочитают искать в агрессивных действиях, вандализме, приеме алкоголя или обращении к иным влияющим на психическое равновесие веществам. Это только усугубляет их проблемы, дестабилизирует жизнь их семей. Следует предложить проиграть соответствующие ситуации психологического давления, и научить членов семьи разумно, словами, в социально приемлемой форме отказываться от того, что им не выгодно и не входит в их планы, отстаивать свои права. Каждая семья "группы риска" имеет в памяти своих членов груз информации о несправедливостях и обидах. Эта информация часто вытесняется, при этом люди не способны отстаивать свои права, поступать по-своему в значимых ситуациях. Полученные обиды и неспособность справиться с соответствующими проблемами ухудшают эмоциональный фон взаимоотношений в семьях.

Информация о работе Семьи групп риска как объект социальной работы