Использование визуальных методов в исследовании объекта социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности использования визуальных методов в исследовании объектов социальной работы и выработать рекомендации по их использованию в практике специалистов учреждений социального обслуживания населения.

Содержание

Введение
1. ВИЗУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
1.1. Понятие и виды визуальных методов исследования социальных объектов. Использование наблюдения при исследовании объектов социальной работы
1.2. Нормативно-правовые аспекты использования визуальных методов в исследованиях социальных объектов
1.3. Этические аспекты использования визуальных методов в исследованиях социальных объектов и объектов социальной работы
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ МЕТОДОВ В ИССЛЕДОВАНИИ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: ОПЫТ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ГРУППОВЫМИ ЗАНЯТИЯМИ С ВОСПИТАННИКАМИ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
2.1. Методика проведения визуального наблюдения и регистрация его результатов
2.2. Результаты проведенного исследования эффективности групповых занятий с детьми и подростками с использованием наблюдения
Заключение
Приложение 1. БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЯ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
Использованная литература

Работа содержит 1 файл

курсач Смоленский Гуманитарный Университет.docx

— 83.84 Кб (Скачать)

   4. Была уточнен объект наблюдения  – групповые занятия с детьми  и подростками, и определена  эмпирическая база, на которой  будет непосредственно осуществляться  исследование – Социальный приют  для детей и подростков Авиастроительного  района г.Казани «Марина». С психологом  этого приюта была достигнута  договоренность о посещении нескольких  групповых занятий, которые она  регулярно проводит с младшими  и старшими воспитанниками этого  приюта. При этом автором данной  работы было сообщено об учебном  характере предпринимаемого наблюдения, и совместно с психологом были  обсуждены его возможные результаты.

   5. Затем потребовалось определить, какие параметры будут наблюдаться  и по каким критериям интерпретироваться (оцениваться). Было определено, что  основными наблюдаемыми переменными  будут все визуально воспринимаемые  динамические характеристики группы, включая изменения форм взаимодействий  и реакций ведущего с участниками  групповых занятий, изменения  в эмоциональном состоянии участников  группы, их «рабочего» настроя,  общей удовлетворенности от процесса  группового занятия и т.д.

   Окончательная структура разработанного бланка регистрации  результатов наблюдения (см. Приложение) включила в себя три основных блока:

  1. Общие сведения, в том числе:

    -         дата, время, название, тема и цели занятия;

    -         его характер (отдельное или часть серии занятий), порядковый номер занятия в серии, общее название серии;

    -         сведения о ведущем или ведущих занятия;

    -         количество участников занятия и их средний возраст.

  1. Параметры, отражающие методическую структуру занятия, в том числе:

    -         время, затраченное на использование таких педагогических форм, методов и приемов подачи материалов, как беседа, лекция и другие традиционные вербальные способы (информационно-познавательный блок), мин.;

    -         время, затраченное на использование интерактивных форм, методов и приемов подачи материала (тренинговые упражнения, игры, разминки, «мозговые штурмы», деловые игры, просмотр тематических видеороликов, обсуждение и пр.), мин.;

    -         время, затраченное на групповое тестирование (психодиагностику), мин.;

    -         время, затраченное на релаксацию, мин.

    -         время, затраченное на обмен мнениями в конце занятия («обратная связь» с участниками), мин.

3.      Параметры, отражающие визуально наблюдаемые реакции участников занятия, и которые могут быть переведены в систему оперативных оценок эффективности занятия по пятибалльной шкале, в том числе:

    -         оценка эмоциональной включенности участников, баллы;

    -         оценка деловой (функциональной) включенности участников, баллы;

    -         оценка общей удовлетворенности участников, баллы;

    -         оценка удовлетворенности занятием ведущего, баллы.   
     
     
     
     
     
     
     

2.2. Результаты проведенного  исследования эффективности  групповых занятий  с детьми и подростками  с использованием  наблюдения  

Таблица

Тематика  проводившихся в 1-м полугодии 2006 г. групповых психологических занятий 
 
 

Тематика  групп Кол-во занятий Доля, % Кол-во часов Доля, %
Обучение  здоровому образу жизни 126 55,0 65,5 45,7
Развитие  и формирование позитивных социальных навыков 11 4,8 9 6,3
Релаксация, обучение навыкам нормализации псих.состояния 86 37,6 53 36,9
Профориентация 6 2,6 16 11,2
Итого: 229   143,5  
 

   

Формы групповой работы Кол-во занятий Доля, % Кол-во часов Доля, %
Лекция 1 0,4 1 0,7
Тренинг 97 42,4 58,8 41,0
Групповое занятие 107 46,7 66,8 46,6
Беседа 24 10,5 17 11,9
Итого: 229   143,6  
 

  

код 34. Формы групповой  работы  Кол-во занятий Доля, % Кол-во часов Доля, % Кол-во обслуж, чел. Доля, %
34.1 Лекция 1525 9,4 1719 8,6 27454 21,0
34.2 Тренинг 2149 13,2 3117 15,5 15418 11,8
34.3 Развивающее занятие 3698 22,8 4189 20,8 23455 17,9
34.4 Групповое занятие 5385 33,2 6014 29,9 31427 24,0
34.5 Групповая психодиагностика 1050 6,5 1937 9,6 10801 8,3
34.6 Группа встреч (клуб) 414 2,6 720 3,6 5306 4,1
34.7 Деловая игра 157 1,0 240 1,2 2030 1,6
34.8 Беседа 1685 10,4 240 1,2 12927 9,9
34.9 Семинар 166 1,0 1917 9,5 2073 1,6
  Итого: 16229 100,0 20093 100,0 130891 100,0
 

   
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица.

Тематика  проводившихся в 1-м полугодии 2006 г. групповых психологических занятий

код 35. Тематика групп Кол-во занятий Доля, % Кол-во часов Доля, % Кол-во обслуж, чел. Доля, %
35.1 Профилактика  зависимостей 913 5,7 1269,8 6,4 9087 7,5
35.2 Профилактика  девиантных форм поведения 870 5,4 1178,5 5,9 6203 5,1
35.3 Обучение здоровому  образу жизни 2631 16,4 3292,4 16,5 30062 24,7
35.4 Развитие и  формирование позитивных социальных навыков 3931 24,4 5182,1 26,0 30841 25,3
35.5 Релаксация, обучение навыкам нормализации псих.состояния 4015 25,0 4284,6 21,5 18842 15,5
35.6 Родительско-детские  отношения 874 5,4 1494,2 7,5 7607 6,2
35.7 Профориентация 517 3,2 765,0 3,8 5512 4,5
35.8 Другое 2335 14,5 2458,2 12,3 13746 11,3
  Итого: 16085 100,0 19924,8 100,0 121900 100,0
 

 

   Всего наблюдение было проведено на 8 групповых  занятиях. Из них 4 занятия проводились  в группе для младших школьников (8 человек, от 7 до 10 лет), а другие 4 занятия  – в группе для подростков старших  классов (9 человек, от 12 до 16 лет).

   Всего наблюдение продлилось в течение  четырех дней. Ежедневно наблюдалось  по два занятия: по одному в младшей  и старшей группе.

   Результаты  наблюдения позволили выявить сильные  отличия по структуре времени, отведенного  на различные формы подачи материалов младшим воспитанникам и старшим.

   Как видно из таблицы 2.2.1, в младшей  группе (группа М) интерактивная часть  занятий (165 мин.) заняла времени в  три раза больше, чем информационно-познавательная (55 мин.). В старшей группе (группа С) интерактивный блок также по времени  занял первое место (95 мин.), но с очень  маленькой разницей (на 15 мин.).

   Зато  у старших воспитанников в  четыре раза больше времени было посвящено  различным тестам (40 мин.) Кроме того, в старшей группе относительно много  времени было уделено такому блоку, как «обратная связь» (25 минут), в  то время как у младших воспитанников  эта форма почти не использовалась (10 мин. за все 4 занятия).   

   Таблица

Сравнение временной методической структуры  занятий в младшей и старшей  группах воспитанников приюта

Методическая  структура занятия Суммарное время, мин.
Группа  М Группа С
Информационно-познавательный блок (беседа, лекция, др. вербальные способы  подачи материала) 55 80
Интерактивный блок (игры, разминки, тренинговые упражнения, «мозговой штурм» и пр.) 165 95
Групповое тестирование (психодиагностика) 10 40
Релакасация - -
«Обратная связь» с участниками 10 25

Информация о работе Использование визуальных методов в исследовании объекта социальной работы