Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:00, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности использования визуальных методов в исследовании объектов социальной работы и выработать рекомендации по их использованию в практике специалистов учреждений социального обслуживания населения.
Введение
1. ВИЗУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
1.1. Понятие и виды визуальных методов исследования социальных объектов. Использование наблюдения при исследовании объектов социальной работы
1.2. Нормативно-правовые аспекты использования визуальных методов в исследованиях социальных объектов
1.3. Этические аспекты использования визуальных методов в исследованиях социальных объектов и объектов социальной работы
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ МЕТОДОВ В ИССЛЕДОВАНИИ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: ОПЫТ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ГРУППОВЫМИ ЗАНЯТИЯМИ С ВОСПИТАННИКАМИ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
2.1. Методика проведения визуального наблюдения и регистрация его результатов
2.2. Результаты проведенного исследования эффективности групповых занятий с детьми и подростками с использованием наблюдения
Заключение
Приложение 1. БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЯ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
Использованная литература
4.
Была уточнен объект
5.
Затем потребовалось
Окончательная структура разработанного бланка регистрации результатов наблюдения (см. Приложение) включила в себя три основных блока:
- дата, время, название, тема и цели занятия;
- его характер (отдельное или часть серии занятий), порядковый номер занятия в серии, общее название серии;
- сведения о ведущем или ведущих занятия;
- количество участников занятия и их средний возраст.
- время, затраченное на использование таких педагогических форм, методов и приемов подачи материалов, как беседа, лекция и другие традиционные вербальные способы (информационно-познавательный блок), мин.;
- время, затраченное на использование интерактивных форм, методов и приемов подачи материала (тренинговые упражнения, игры, разминки, «мозговые штурмы», деловые игры, просмотр тематических видеороликов, обсуждение и пр.), мин.;
- время, затраченное на групповое тестирование (психодиагностику), мин.;
- время, затраченное на релаксацию, мин.
- время, затраченное на обмен мнениями в конце занятия («обратная связь» с участниками), мин.
3. Параметры, отражающие визуально наблюдаемые реакции участников занятия, и которые могут быть переведены в систему оперативных оценок эффективности занятия по пятибалльной шкале, в том числе:
- оценка эмоциональной включенности участников, баллы;
- оценка деловой (функциональной) включенности участников, баллы;
- оценка общей удовлетворенности участников, баллы;
- оценка
удовлетворенности занятием ведущего,
баллы.
2.2.
Результаты проведенного
исследования эффективности
групповых занятий
с детьми и подростками
с использованием
наблюдения
Таблица
Тематика
проводившихся в 1-м полугодии 2006
г. групповых психологических
Тематика групп | Кол-во занятий | Доля, % | Кол-во часов | Доля, % |
Обучение здоровому образу жизни | 126 | 55,0 | 65,5 | 45,7 |
Развитие и формирование позитивных социальных навыков | 11 | 4,8 | 9 | 6,3 |
Релаксация, обучение навыкам нормализации псих.состояния | 86 | 37,6 | 53 | 36,9 |
Профориентация | 6 | 2,6 | 16 | 11,2 |
Итого: | 229 | 143,5 |
Формы групповой работы | Кол-во занятий | Доля, % | Кол-во часов | Доля, % |
Лекция | 1 | 0,4 | 1 | 0,7 |
Тренинг | 97 | 42,4 | 58,8 | 41,0 |
Групповое занятие | 107 | 46,7 | 66,8 | 46,6 |
Беседа | 24 | 10,5 | 17 | 11,9 |
Итого: | 229 | 143,6 |
код | 34. Формы групповой работы | Кол-во занятий | Доля, % | Кол-во часов | Доля, % | Кол-во обслуж, чел. | Доля, % |
34.1 | Лекция | 1525 | 9,4 | 1719 | 8,6 | 27454 | 21,0 |
34.2 | Тренинг | 2149 | 13,2 | 3117 | 15,5 | 15418 | 11,8 |
34.3 | Развивающее занятие | 3698 | 22,8 | 4189 | 20,8 | 23455 | 17,9 |
34.4 | Групповое занятие | 5385 | 33,2 | 6014 | 29,9 | 31427 | 24,0 |
34.5 | Групповая психодиагностика | 1050 | 6,5 | 1937 | 9,6 | 10801 | 8,3 |
34.6 | Группа встреч (клуб) | 414 | 2,6 | 720 | 3,6 | 5306 | 4,1 |
34.7 | Деловая игра | 157 | 1,0 | 240 | 1,2 | 2030 | 1,6 |
34.8 | Беседа | 1685 | 10,4 | 240 | 1,2 | 12927 | 9,9 |
34.9 | Семинар | 166 | 1,0 | 1917 | 9,5 | 2073 | 1,6 |
Итого: | 16229 | 100,0 | 20093 | 100,0 | 130891 | 100,0 |
Таблица.
Тематика
проводившихся в 1-м полугодии 2006
г. групповых психологических
код | 35. Тематика групп | Кол-во занятий | Доля, % | Кол-во часов | Доля, % | Кол-во обслуж, чел. | Доля, % |
35.1 | Профилактика зависимостей | 913 | 5,7 | 1269,8 | 6,4 | 9087 | 7,5 |
35.2 | Профилактика девиантных форм поведения | 870 | 5,4 | 1178,5 | 5,9 | 6203 | 5,1 |
35.3 | Обучение здоровому образу жизни | 2631 | 16,4 | 3292,4 | 16,5 | 30062 | 24,7 |
35.4 | Развитие и формирование позитивных социальных навыков | 3931 | 24,4 | 5182,1 | 26,0 | 30841 | 25,3 |
35.5 | Релаксация, обучение навыкам нормализации псих.состояния | 4015 | 25,0 | 4284,6 | 21,5 | 18842 | 15,5 |
35.6 | Родительско-детские отношения | 874 | 5,4 | 1494,2 | 7,5 | 7607 | 6,2 |
35.7 | Профориентация | 517 | 3,2 | 765,0 | 3,8 | 5512 | 4,5 |
35.8 | Другое | 2335 | 14,5 | 2458,2 | 12,3 | 13746 | 11,3 |
Итого: | 16085 | 100,0 | 19924,8 | 100,0 | 121900 | 100,0 |
Всего наблюдение было проведено на 8 групповых занятиях. Из них 4 занятия проводились в группе для младших школьников (8 человек, от 7 до 10 лет), а другие 4 занятия – в группе для подростков старших классов (9 человек, от 12 до 16 лет).
Всего наблюдение продлилось в течение четырех дней. Ежедневно наблюдалось по два занятия: по одному в младшей и старшей группе.
Результаты
наблюдения позволили выявить сильные
отличия по структуре времени, отведенного
на различные формы подачи материалов
младшим воспитанникам и
Как
видно из таблицы 2.2.1, в младшей
группе (группа М) интерактивная часть
занятий (165 мин.) заняла времени в
три раза больше, чем информационно-
Зато
у старших воспитанников в
четыре раза больше времени было посвящено
различным тестам (40 мин.) Кроме того,
в старшей группе относительно много
времени было уделено такому блоку,
как «обратная связь» (25 минут), в
то время как у младших
Таблица
Сравнение временной методической структуры занятий в младшей и старшей группах воспитанников приюта
Методическая структура занятия | Суммарное время, мин. | |
Группа М | Группа С | |
Информационно-познавательный блок (беседа, лекция, др. вербальные способы подачи материала) | 55 | 80 |
Интерактивный блок (игры, разминки, тренинговые упражнения, «мозговой штурм» и пр.) | 165 | 95 |
Групповое тестирование (психодиагностика) | 10 | 40 |
Релакасация | - | - |
«Обратная связь» с участниками | 10 | 25 |
Информация о работе Использование визуальных методов в исследовании объекта социальной работы