Использование визуальных методов в исследовании объекта социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности использования визуальных методов в исследовании объектов социальной работы и выработать рекомендации по их использованию в практике специалистов учреждений социального обслуживания населения.

Содержание

Введение
1. ВИЗУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
1.1. Понятие и виды визуальных методов исследования социальных объектов. Использование наблюдения при исследовании объектов социальной работы
1.2. Нормативно-правовые аспекты использования визуальных методов в исследованиях социальных объектов
1.3. Этические аспекты использования визуальных методов в исследованиях социальных объектов и объектов социальной работы
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ МЕТОДОВ В ИССЛЕДОВАНИИ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: ОПЫТ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ГРУППОВЫМИ ЗАНЯТИЯМИ С ВОСПИТАННИКАМИ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
2.1. Методика проведения визуального наблюдения и регистрация его результатов
2.2. Результаты проведенного исследования эффективности групповых занятий с детьми и подростками с использованием наблюдения
Заключение
Приложение 1. БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЯ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
Использованная литература

Работа содержит 1 файл

курсач Смоленский Гуманитарный Университет.docx

— 83.84 Кб (Скачать)

   Сегодня большинство исследователей стараются  принять прагматический подход к  этой проблеме. Подобно Дж.Лофланду, они признаются, что заняты исследованием, но не раскрывают до конца своих  целей. Вероятно, такой подход приносит самые удовлетворительные результаты, но, замечает Н. Смелзер, этические проблемы при этом остаются не совсем разрешенными [28; 476].

   В принципе, наилучшей гарантией от научных злоупотреблений являются «профессионально-правильные» методы работы, соблюдение которых должно диктоваться соответствующим профессиональным сообществом в виде свода деонтологических стандартов и профессионально-этических требований.

   В теории социальной работы такой свод основных деонтологических стандартов и принципов, определяющих этическую  ответственность исследователя, разработаны  достаточно подробно. Часть из них  изложена в кодексе «Этические принципы в проведении исследований над людьми», принятом Американской психологической  ассоциацией в 1975 г. [20; 114].

   В России соблюдение этических стандартов при проведении исследований в рамках социальной работы является требованием  закона. В статье 5 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» добровольность, конфиденциальность и  гуманность входят в число основных принципов социального обслуживания [33].

   Кроме того, работники социальных служб, проводящие такие исследования, ограничены в  своих действиях профессионально-этическим  кодексом.

   Согласно  Профессионально-этическому кодексу  социального работника России, принятому  Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб в 1994 году, к социальному  работнику, участвующему в исследовательской  работе, предъявляются следующие  этические требования:

    -         социальный работник, вовлеченный в исследовательскую работу, должен четко осознавать, какие последствия может иметь эта работа для человека;

    -         социальный работник, вовлеченный в исследовательскую работу, должен удостовериться в том, что все участники объединены на основе добровольности и информированности, с полным соблюдением личной свободы и достоинства участвующих;

    -         социальный работник, вовлеченный в эксперимент, должен защищать участников от незаконного физического или душевного дискомфорта, расстройства, опасности или унижения;

    -         информация, полученная об участниках исследования за время его проведения, должна рассматриваться как конфиденциальная [20; 191].

     Данные  требования относятся к специалистам по социальной работе, участвующим  в научных исследованиях. Хотя их основная цель, безусловно, имеет практический характер – совершенствование системы  социальной защиты, повышение эффективности  работы социальных служб, т.е. в конечном итоге, ориентирована на благо клиентов, результаты такого исследования для  конкретного клиента, тем не менее, не являются непосредственными и  явными, а их полезность для него может быть неочевидной. В этом случае клиент имеет право отказаться от участия в исследовании без объяснения причин отказа.

     В этих правилах, однако, существует свое исключение, связанное с проведением  практических монографических обследований объектов социальной работы. Так, если конкретный клиент обращается в социальную службу с просьбой поставить его  на учет для последующего оказания ему социальной помощи или услуг, как правило, эти услуги или помощь оказываются после тщательной проверки личных или семейных обстоятельств  его жизни. Такого рода обследования необходимы, чтобы избежать злоупотреблений, для того, чтобы составить объективное  мнение о трудностях клиента и  на основании полученных данных с  максимальной эффективностью оказать  требуемую помощь. Например, для  принятия решения о предоставлении клиенту социальных услуг на дому, социальная служба должна располагать  сведениями о доходах клиента, состоянии  его здоровья, условиях проживания, составе семьи и т.п. это позволит правильно определить количество и  качество необходимых услуг и  их стоимость, что особенно важно, если в соответствии с законом решается вопрос о предоставлении бесплатных, частично оплачиваемых или полностью платных социальных услуг [20; 115-116].

     Участие в подобном обследовании, предоставление максимально полной информации в  таком случае является обязанностью клиента, поскольку обследование делается в первую очередь в его интересах  и его результаты имеют чисто  практическое значение. Во всех подобных случаях исследование, проводимое социальной службой, является обязательным и отказ  от него автоматически означает отказ  клиента и от самой социальной помощи.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ  МЕТОДОВ В ИССЛЕДОВАНИИ  ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ  РАБОТЫ: ОПЫТ НАБЛЮДЕНИЯ  ЗА ГРУППОВЫМИ  ЗАНЯТИЯМИ С ВОСПИТАННИКАМИ  СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА  ДЛЯ ДЕТЕЙ И  ПОДРОСТКОВ «МАРИНА»

2.1. Методика проведения  визуального наблюдения  и регистрация  его результатов

   В практической части данной курсовой работы автором было решено разработать  и апробировать авторский вариант  исследования с использованием метода наблюдения.

   Предварительно  для этого понадобилось изучить  основные методические требования, предъявляемые  к процедуре проведения подобного  исследования, а также основные приемы, с помощью которых фиксируются  и анализируются его результаты.

   Изучение  литературы по данной теме показало, что  процедура проведения исследования методом наблюдения чаще всего определяется произвольно в каждом конкретном случае самим исследователем - в  зависимости от того, какие элементы наблюдения планируется взять в  качестве переменных. Есть примерный  перечень значимых элементов, свойственных всем наблюдаемым ситуациям. В опоре  на них конкретизируется программа, научно-организационный план и процедура  исследования методом наблюдения. В  самом общем виде в этот перечень входят:

    1)      наблюдаемые – количество человек, участвующих в наблюдаемой ситуации; социально-демографическая структура группы; характер взаимоотношений в ней; распределение ролей между участниками наблюдаемой ситуации;

    2)      обстановка – место нахождения наблюдаемой ситуации; типичное для этого места социальное поведение; возможные отклонения в поведении участников наблюдаемой группы;

    3)      цель деятельности группы – случайна или закономерна наблюдаемая ситуация; наличие определенных формальных и неформальных целей, ради которых собралась группа; совместимы или противоположны цели различных участников ситуации;

    4)      социальное поведение – характер деятельности наблюдаемой группы; стимулы деятельности; на кого (на что) направлена деятельность группы; психологическая атмосфера в группе;

    5)      частота и продолжительность – время, длительность и повторяемость наблюдаемой ситуации, ее уникальность или типичность [13; 113-114].

   Кроме того, было определено, что в отличие  от исследований с использованием вербальных методов (опрос, интервью), использование  метода наблюдения влечет за собой  серьезные трудности в разработке показателей, позволяющих фиксировать  результаты наблюдения.

   После изучения литературы был сделан вывод, что основное требование к фиксации результатов наблюдения состоит  в том, что запись должна вестись  на месте наблюдения и в момент его совершения. Эта запись одновременно является средством двойного контроля: за наблюдателем и за возможными отклонениями в рамках наблюдаемой ситуации или  процесса [27; 335].

   Однако  универсального способа записи, годного  на все случаи жизни, фактически не существует. Очевидно, следует применять  самые простые, экономичные и  надежные способы записи. Конкретный выбор того или иного способа  ведения записи прямо зависит  от того, какое наблюдение используется.

   Неконтролируемое  наблюдение, ставящее своей целью  исследование широкого круга объектов, очевидно, не может иметь жестких  форм записи. Здесь прежде всего  важно, чтобы запись давала возможность  определить, что является только наблюдением, а что – в какой-то мере интерпретацией наблюдаемых событий, объектов. Это  необходимо, потому что в противном  случае данные наблюдения смешаются  с выводами.

   При контролируемом наблюдении еще до его  начала имеются четкий план и система  категорий, с помощью которых  должно описываться наблюдаемое  явление или процесс. Система  категорий оформляется в виде таблицы, карточки или протокола. В  этом случае запись результатов сводится к тому, что заранее обусловленным  знаком (плюс, минус, цифровой или буквенный  индекс и т.д.) наблюдатель отмечает проявление той или иной формы  поведения или фиксирует ее отсутствие [27; 336].

   Подробно  разработанная система категорий  свидетельствует о том, что наблюдение является структурализированным. В  литературе указывается, что обращение  к структурализированному наблюдению плодотворно при исследовании вопросов проведения различных собраний, групповых  занятий и иных мероприятий с  заранее известной повесткой  дня и пр. При использовании  такого вида наблюдения исследователями  могут решаться задачи, связанные  с определением состава выступающих  и содержания выступлений, с изучением  реакций аудитории на сообщаемую информацию и анализом процесса принятия решения, с выявлением организационных  характеристик занятия.

   Документация  для записи происходящего может  отражать, например, следующие этапы  собрания, занятия: 1) общая характеристика собрания, занятия; 2) ситуация непосредственно  перед началом собрания, занятия; 3) организационный период; 4) содержание и форма сообщения докладчика, выступающего; 5) реакции участников собрания, занятия на заслушанный  доклад, выступление; 6) общая ситуация во время прений; 7) ситуация во время  принятия проекта решения; 8) ситуация во время принятия поправок и дополнений к проекту решения; 9) ситуация после  окончания собрания, занятия [13; 115].

   Значимыми элементами наблюдения при таких  параметрах будут: положительное отношение  к сообщаемой информации (одобрительные  реплики, аплодисменты и пр.); отрицательное  отношение к сообщаемой информации (неодобрительные реплики, возгласы и пр.); наличие интереса аудитории (требование дополнительной информации, вопросы к выступающему, разговоры, связанные с обсуждаемым вопросом); отсутствие интереса к сообщаемой информации (разговоры на посторонние темы, занятие посторонними делами). Наблюдая ту или иную реакцию участников собрания, проявление значимого момента наблюдаемой  ситуации, наблюдатель должен зафиксировать, от кого она исходила. Для этого  может быть, например, выделены следующие  элементы объекта наблюдения: 1) президиум  собрания, 2) большинство аудитории, 3) примерно половина аудитории, 4) меньшинство  аудитории, 5) несколько человек, 6) один - два человека [13; 115-116].

   В данной курсовой работе, исходя из всей изученной литературы по данному  вопросу, было принято решение проводить  контролируемое структурализованное  наблюдение. Ниже приводятся основные шаги по разработке его организационного плана, методики и процедуры.

   1. При разработке плана данного  наблюдения сначала были определены  его объект и цели. Объектом  наблюдения было решено сделать  групповые занятия, проводимые  в учреждениях социального обслуживания, а основной целью наблюдения  за этими занятиями была выдвинута  разработка методов оценки их  эффективности.

   2. Гипотезой при проведении данного  наблюдения стало предположение  о том, что оценка эффективности  групповых занятий в учреждениях  социального обслуживания посредством  наблюдения и с помощью специально  разработанных форм-бланков может  быть эффективным и доступным  по форме методом. Основным  препятствием для его внедрения  в практику может быть неумение  специалистов систематически фиксировать  результаты своих наблюдений  и отсутствие для этого специальных  бланков их регистрации.

   3. Затем была определена процедура  наблюдения. В литературе по данной  тематике указывается, что наблюдатель,  присутствующий на занятиях группы, должен находиться «за кругом».  Он фиксирует поэтапно все  изменения в группе, оценивает  роли каждого члена группы, изменения  в эмоциональном состоянии группы, стиль руководства ведущего, используемые  формы и методы работы. Поэтому было решено присутствовать на занятиях группы в качестве наблюдателя, не вмешивающегося в сам процесс занятий, т.е. был выбран вид невключенного наблюдения.

Информация о работе Использование визуальных методов в исследовании объекта социальной работы