Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:00, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности использования визуальных методов в исследовании объектов социальной работы и выработать рекомендации по их использованию в практике специалистов учреждений социального обслуживания населения.
Введение
1. ВИЗУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
1.1. Понятие и виды визуальных методов исследования социальных объектов. Использование наблюдения при исследовании объектов социальной работы
1.2. Нормативно-правовые аспекты использования визуальных методов в исследованиях социальных объектов
1.3. Этические аспекты использования визуальных методов в исследованиях социальных объектов и объектов социальной работы
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ МЕТОДОВ В ИССЛЕДОВАНИИ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: ОПЫТ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ГРУППОВЫМИ ЗАНЯТИЯМИ С ВОСПИТАННИКАМИ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
2.1. Методика проведения визуального наблюдения и регистрация его результатов
2.2. Результаты проведенного исследования эффективности групповых занятий с детьми и подростками с использованием наблюдения
Заключение
Приложение 1. БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЯ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
Использованная литература
Уже
непосредственно в процессе наблюдения
(на первом же занятии) спонтанно выяснилось,
что в бланк регистрации
В
результате данный параметр был введен
в бланк регистрации
Таблица
Частота
возникновения
Количество непредусмотренных отвлечений от занятий | Группа М | Группа С |
по частоте, ед. | 15 | 7 |
по времени, мин. | 11 | 24 |
Результаты
проведенного наблюдения позволили
также сравнить оперативные оценки
эффективности занятий в
Таблица
Сравнение оперативных оценок эффективности занятий в младшей и старшей группах воспитанников приюта
Оперативная оценка эффективности занятия | Средняя оценка, баллы | |
Группа М | Группа С | |
Эмоциональная включенность участников | 5,00 | 5,00 |
Деловая (функциональная) включенность участников | 4,75 | 4,50 |
Общая удовлетворенность участников | 5,00 | 5,00 |
Удовлетворенность ведущего занятием | 4,75 | 4,25 |
Оценки, полученные по параметрам «эмоциональная включенность участников» и «общая удовлетворенность участников» и в младшей, и в старшей группах, отразили только впечатления наблюдателя, оценивавшего визуально наблюдаемые реакции детей и подростков. На оценках же деловой (функциональной) включенности участников и удовлетворенности занятием ведущего отразились впечатления самой ведущей, которая после их окончания обсуждала процесс с наблюдателем (автором данной работы), отмечая удачи и неудачи в прошедшем занятии.
В
целом полученные данные свидетельствуют
о достаточно высокой эффективности
наблюдавшихся групповых
Заключение
В процессе теоретического изучения и обобщения материалов (научная литература по теме, нормативно-правовые документы и комментарии к ним) автор данной курсовой работы пришла к следующим основным выводам:
1. Визуальные методы являются эффективными приемами исследования объектов социальной работы. Спектр их использования может быть достаточно широким: от стандартных монографических обследований типичных объектов социальной работы (например, осмотр условий проживания детей в семьях) до наблюдения нетипичных, уникальных ситуаций и процессов, имеющих непосредственное отношение к социальной работе (например, как часть гуманитарной экспертизы территории, непосредственно прилегающей к учреждению социального обслуживания или наблюдение за жизнью местных «уличных» подростков). В последнем случае такое исследование объектов социальной работы с использованием визуальных методов относится к исследованию типа «кейс-стади». Отечественные специалисты отмечают большие перспективы, открывающиеся для теории и практики социальной работы, при проведении подобных исследований, в частности, при проведении гуманитарной экспертизы системы социальной защиты населения.
2. При использовании визуальных методов исследования социальных объектов необходимо соблюдать действующее российское законодательство в части норм о незаконности вмешательства в частную, семейную и личную жизнь граждан без их согласия и об уголовной ответственности за такое незаконное вмешательство. Поэтому международное и российское законодательство ограничивает исследовательский интерес принципами гуманности, добровольности и конфиденциальности собранной в ходе исследований информации.
3. Принципы добровольности, гуманности и конфиденциальности предполагают выполнение авторами медицинских или любых других научных исследований с привлечением в качестве объекта человека ряда обязательных процедур. Среди них - заключение письменного договора, информирование людей о целях и задачах проводимого исследования, сообщение о предполагаемом характере использования собранной информации (как правило, что информация будет использована в обобщенном виде) и т.п.
4. Соблюдение принципов гуманности, добровольности и конфиденциальности является также частью требований профессиональной этики исследователей. Иногда эти соблюдение этих требований может снизить эффект проводимого исследования. Профессиональная этика, тем не менее, полагает, что в этих случаях психологический или физический ущерб, который может быть нанесен обследуемым, не может быть оправдан никакими научными результатами. Безопасность людей, принимающих участие в исследованиях, всегда должна ставиться выше ценности исследовательских результатов, даже если при этом теряется часть эффекта от исследования.
5. Социальный работник, задействованный в исследованиях социальных объектов с использованием визуальных методов, в своих действиях также должен руководствоваться принципами гуманности, добровольности и конфиденциальности. Эти принципы зафиксированы в Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», а также предусмотрены Профессионально-этическим кодексом социального работника России. Таким образом, гражданин имеет полное право оказаться от участия в исследовании без объяснения причин. В случае же обращения гражданина в социальные службы за предоставлением социальной помощи, поддержки и обслуживания, согласие на участие в обследовании условий проживания и других обстоятельств является обязанностью потенциального клиента. В противном случае он сам отказывается от помощи.
В
процессе осуществления практической
части данной курсовой работы автор
работы пришла также к выводу, что
в практике социальных работников использование
визуальных методов исследования (наблюдение)
имеет очень большие
Разработанная
в рамках данной курсовой работы методика
проведения наблюдения групповых занятий
с детьми и подростками, а также
инструментарий по регистрации его
результатов, будучи внедренными в
практическую деятельность специалистов
данных учреждений, могут способствовать
ликвидации данного пробела.
Приложение 1. БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЯ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
Дата
занятия ________________200__г.
Характер занятия: отдельное, часть цикла занятий (подчеркнуть)
№
занятия в цикле ____
Название цикла ______________________________
______________________________
Ведущий
занятия: ______________________________
Тема
занятия: ______________________________
Цели
занятия: ______________________________
Количество участников занятия _________
Средний возраст участников
0-6 | 7-11 | 12-17 | 18-22 | 23-35 | 36-54 | 55-65 | 66< |
Количество
непредусмотренных
отвлечений от занятий: ______ ед. ______ мин.
Методическая структура занятия
Используемые в занятии формы, методы и приемы | Кол-во времени от общего объема занятия, мин. | ||
в 1-й части занятия | во 2-й части занятия | в 3-й части занятия | |
Информационно-познавательный блок (беседа, лекция, др. вербальные способы подачи материала) | |||
Интерактивный блок (тренинговые упражнения, игры, разминки, просмотр видеороликов, обсуждения и пр.) | |||
Групповое тестирование (психодиагностика)* | |
||
Релакасация* | |
||
«Обратная связь» с участниками* | |
* По
необходимости, в зависимости
от контингента участников, а
также программы, целей и
Оперативная оценка эффективности занятия
(оценивается
ведущим или внешним
Оценка, баллы | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1.Эмоциональная включенность участников | |||||
2.Деловая (функциональная) включенность участников | |||||
3.Общая удовлетворенность участников | |||||
4.Удовлетворенность ведущего занятием |
Информация о работе Использование визуальных методов в исследовании объекта социальной работы