Использование визуальных методов в исследовании объекта социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности использования визуальных методов в исследовании объектов социальной работы и выработать рекомендации по их использованию в практике специалистов учреждений социального обслуживания населения.

Содержание

Введение
1. ВИЗУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
1.1. Понятие и виды визуальных методов исследования социальных объектов. Использование наблюдения при исследовании объектов социальной работы
1.2. Нормативно-правовые аспекты использования визуальных методов в исследованиях социальных объектов
1.3. Этические аспекты использования визуальных методов в исследованиях социальных объектов и объектов социальной работы
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ МЕТОДОВ В ИССЛЕДОВАНИИ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: ОПЫТ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ГРУППОВЫМИ ЗАНЯТИЯМИ С ВОСПИТАННИКАМИ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
2.1. Методика проведения визуального наблюдения и регистрация его результатов
2.2. Результаты проведенного исследования эффективности групповых занятий с детьми и подростками с использованием наблюдения
Заключение
Приложение 1. БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЯ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
Использованная литература

Работа содержит 1 файл

курсач Смоленский Гуманитарный Университет.docx

— 83.84 Кб (Скачать)
 

 

   Уже непосредственно в процессе наблюдения (на первом же занятии) спонтанно выяснилось, что в бланк регистрации результатов  наблюдения требуется ввести еще  один параметр, отражающий частоту  возникновения ситуаций, отвлекающих  от основной цели занятия (нарушение  детьми дисциплины, отвлечение ведущего от занятий другими специалистами  приюта, просьбы детей «в туалет»  и т.п.).

   В результате данный параметр был введен в бланк регистрации результатов  наблюдения, а последующий анализ полученных по нему данных показал, что  отвлекающие от занятий моменты  в старшей группе встречались  в два раза реже, чем у младших. По времени они, однако, затратили  в два раза времени больше, чем  у младших ребят (см. табл. 2.2.2). Это объясняется тем, что в группе младших воспитанников возникновение отвлекающих моментов по преимуществу было связано с их просьбами сходить в туалет («Можно выйти?!»), на разрешение которых ведущая обычно затрачивала всего лишь по нескольку секунд, а возникновение отвлекающих моментов в старшей группе по большей части было связано с нарушениями дисциплины, в результате которых ведущая занятий тратила очень много времени на восстановление в классе порядка.  

   Таблица

Частота возникновения непредусмотренных  отвлекающих моментов в процессе групповых занятий в младшей  и старшей группах воспитанников  приюта

Количество  непредусмотренных отвлечений от занятий Группа М Группа С
по  частоте, ед. 15 7
по  времени, мин. 11 24
 

 

   Результаты  проведенного наблюдения позволили  также сравнить оперативные оценки эффективности занятий в младшей  и старшей группах воспитанников  приюта. Эмоциональная включенность и общая удовлетворенность от занятия в обеих группах на всех занятиях всегда была очень высокая (по 5 баллов). Деловая (функциональная) включенность в младшей группе была несколько выше (в среднем 4,75 баллов), чем у старших (в среднем 4,5 балла). Удовлетворенность ведущего от занятий  в младшей группе также была несколько  выше (на 0,5 балла), чем от занятий  со старшими воспитанниками (см. табл. 2.2.3).  
 
 
 
 
 
 

   Таблица

Сравнение оперативных оценок эффективности  занятий в младшей и старшей  группах воспитанников приюта

Оперативная оценка эффективности занятия Средняя оценка, баллы
Группа  М Группа С
Эмоциональная включенность участников 5,00 5,00
Деловая (функциональная) включенность участников 4,75 4,50
Общая удовлетворенность участников 5,00 5,00
Удовлетворенность ведущего занятием 4,75 4,25
 

 

   Оценки, полученные по параметрам «эмоциональная включенность участников» и «общая удовлетворенность участников»  и в младшей, и в старшей  группах, отразили только впечатления  наблюдателя, оценивавшего визуально  наблюдаемые реакции детей и  подростков. На оценках же деловой (функциональной) включенности участников и удовлетворенности  занятием ведущего отразились впечатления  самой ведущей, которая после  их окончания обсуждала процесс  с наблюдателем (автором данной работы), отмечая удачи и неудачи в  прошедшем занятии.

   В целом полученные данные свидетельствуют  о достаточно высокой эффективности  наблюдавшихся групповых занятий. В свою очередь, это свидетельствует  о том, что разработанная методика их наблюдения в целом себя оправдала. Ее дальнейшее использование может  быть перспективным как с точки  зрения чисто практических целей  приюта, так и с точки зрения перспектив обобщения опыта групповых  занятий в других типах учреждений социального обслуживания - в центрах  социальной помощи семье и детям, реабилитационных центрах для детей-инвалидов, в учреждениях социального обслуживания пожилых граждан и т.д.  
 
 
 
 
 

                            Заключение

   В процессе теоретического изучения и  обобщения материалов (научная литература по теме, нормативно-правовые документы  и комментарии к ним) автор  данной курсовой работы пришла к следующим  основным выводам:

   1.                   Визуальные методы являются эффективными приемами исследования объектов социальной работы. Спектр их использования может быть достаточно широким: от стандартных монографических обследований типичных объектов социальной работы (например, осмотр условий проживания детей в семьях) до наблюдения нетипичных, уникальных ситуаций и процессов, имеющих непосредственное отношение к социальной работе (например, как часть гуманитарной экспертизы территории, непосредственно прилегающей к учреждению социального обслуживания или наблюдение за жизнью местных «уличных» подростков). В последнем случае такое исследование объектов социальной работы с использованием визуальных методов относится к исследованию типа «кейс-стади». Отечественные специалисты отмечают большие перспективы, открывающиеся для теории и практики социальной работы, при проведении подобных исследований, в частности, при проведении гуманитарной экспертизы системы социальной защиты населения.

   2.                   При использовании визуальных методов исследования социальных объектов необходимо соблюдать действующее российское законодательство в части норм о незаконности вмешательства в частную, семейную и личную жизнь граждан без их согласия и об уголовной ответственности за такое незаконное вмешательство. Поэтому международное и российское законодательство ограничивает исследовательский интерес принципами гуманности, добровольности и конфиденциальности собранной в ходе исследований информации.

   3.                   Принципы добровольности, гуманности и конфиденциальности предполагают выполнение авторами медицинских или любых других научных исследований с привлечением в качестве объекта человека ряда обязательных процедур. Среди них - заключение письменного договора, информирование людей о целях и задачах проводимого исследования, сообщение о предполагаемом характере использования собранной информации (как правило, что информация будет использована в обобщенном виде) и т.п.

   4.                   Соблюдение принципов гуманности, добровольности и конфиденциальности является также частью требований профессиональной этики исследователей. Иногда эти соблюдение этих требований может снизить эффект проводимого исследования. Профессиональная этика, тем не менее, полагает, что в этих случаях психологический или физический ущерб, который может быть нанесен обследуемым, не может быть оправдан никакими научными результатами. Безопасность людей, принимающих участие в исследованиях, всегда должна ставиться выше ценности исследовательских результатов, даже если при этом теряется часть эффекта от исследования.

   5.                   Социальный работник, задействованный в исследованиях социальных объектов с использованием визуальных методов, в своих действиях также должен руководствоваться принципами гуманности, добровольности и конфиденциальности. Эти принципы зафиксированы в Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», а также предусмотрены Профессионально-этическим кодексом социального работника России. Таким образом, гражданин имеет полное право оказаться от участия в исследовании без объяснения причин. В случае же обращения гражданина в социальные службы за предоставлением социальной помощи, поддержки и обслуживания, согласие на участие в обследовании условий проживания и других обстоятельств является обязанностью потенциального клиента. В противном случае он сам отказывается от помощи.

   В процессе осуществления практической части данной курсовой работы автор  работы пришла также к выводу, что  в практике социальных работников использование  визуальных методов исследования (наблюдение) имеет очень большие перспективы. Вместе с тем процесс наблюдения содержит в себе немало методических трудностей, которые затрудняют их использование в практической социальной работе. Среди этих трудностей можно  также отметить отсутствие у специалистов учреждений социального обслуживания навыков систематической фиксации результатов наблюдений, отсутствие специальных методик наблюдения и форм (бланков, протоколов и пр.) для регистрации их результатов.

   Разработанная в рамках данной курсовой работы методика проведения наблюдения групповых занятий  с детьми и подростками, а также  инструментарий по регистрации его  результатов, будучи внедренными в  практическую деятельность специалистов данных учреждений, могут способствовать ликвидации данного пробела.  
 
 
 

Приложение 1. БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЯ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ

Дата  занятия ________________200__г.                       Время занятия: с _______до ________

Характер  занятия: отдельное, часть цикла занятий (подчеркнуть)

№ занятия в цикле ____ Название цикла __________________________________________                                                                           

__________________________________________

Ведущий занятия: _______________________________________________________________

Тема  занятия: __________________________________________________________________

Цели  занятия: __________________________________________________________________   

Количество  участников занятия _________

Средний возраст участников

0-6 7-11 12-17 18-22 23-35 36-54 55-65 66<
 

 

Количество  непредусмотренных  отвлечений от занятий: ______  ед.  ______ мин.   
 
 
 
 

Методическая  структура занятия

Используемые  в занятии формы, методы и приемы Кол-во времени от общего объема занятия, мин.
в 1-й  части занятия во 2-й части  занятия в 3-й части  занятия
Информационно-познавательный блок (беседа, лекция, др. вербальные способы подачи материала)      
Интерактивный блок (тренинговые упражнения, игры, разминки, просмотр видеороликов, обсуждения и пр.)      
Групповое тестирование (психодиагностика)*  
 
   
Релакасация*  
 
   
«Обратная связь» с участниками*  
 
   

* По  необходимости, в зависимости  от контингента участников, а  также программы, целей и задач  занятия  

Оперативная оценка эффективности  занятия 

(оценивается  ведущим или внешним наблюдателем (супервизором) на основе визуального  наблюдения за реакциями участников)

  Оценка, баллы
1 2 3 4 5
1.Эмоциональная  включенность участников          
2.Деловая  (функциональная) включенность участников          
3.Общая  удовлетворенность участников          
4.Удовлетворенность  ведущего занятием          

Информация о работе Использование визуальных методов в исследовании объекта социальной работы