Семья – как объект социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Семья всегда будет важнейшей средой духовно-нравственного формирования личности ребенка и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни. Развитие общественных отношений, влияние урбанизации и научно-технического прогресса привели к определенному сужению роли семейной педагогики в воспитании детей. Однако сужение воспитательной функции ни в коей мере не привело к утрате семьей главенства в формировании личности.

Содержание

Введение ………………………………..……………………………………
Глава 1. Приёмная семья как объект социальной работы.
Параграф 1 Понятие приёмной семьи как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
Параграф 2 Проблемы и перспективы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность в приемной семье
Параграф 1 Особенности адаптации детей в приемной семье.
Параграф 2 Мой опыт работы приёмного родителя в период адаптации моих приёмных детей.
Заключение. ………………………………….………….…..…………….
Список используемой литературы. ……………………….…

Работа содержит 1 файл

моя дипломная.docx

— 72.11 Кб (Скачать)

Семья – как объект социальной работы.

Содержание

Введение ………………………………..……………………………………

Глава  1. Приёмная семья как объект социальной работы.

Параграф 1 Понятие приёмной семьи как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Параграф 2 Проблемы и перспективы  устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность в приемной семье

Параграф 1 Особенности адаптации детей в приемной семье.

Параграф 2 Мой опыт работы приёмного родителя в период адаптации моих приёмных детей.

Заключение. ………………………………….………….…..…………….

Список используемой литературы. ……………………….…

      

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Семья всегда будет важнейшей  средой духовно-нравственного формирования личности ребенка и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни. Развитие общественных отношений, влияние урбанизации и научно-технического прогресса привели к определенному сужению роли семейной педагогики в воспитании детей. Однако сужение воспитательной функции ни в коей мере не привело к утрате семьей главенства в формировании личности.

Семью можно определить как  обладающую исторически определенной организацией малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью  быта и взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость в  которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения (А.Г. Харчев).

Семья в силу глубокой специфичности  ее воздействия на ребенка является обязательным фактором нормального  воспитания. Дети, воспитывающиеся  без участия семьи, в гораздо  большей мере подвержены опасности  одностороннего или запоздалого  развития, чем те дети, которые являются членами семейных коллективов.

Когда в  родной семье  ребенка проблемы, то принимается решение об изъятии и помещении в приют для определения его дальнейшей судьбы. Может быть, работа с кровной семьей даст положительный результат и туда можно будет вернуть маленького ее члена. А может быть, ребенку предстоит и иная судьба. Но в любом случае оказаться в приюте для каждого ребенка пусть даже и из неблагополучной семьи, - это немалый стресс. А сколько их еще впереди? Ребенок же, попавший в нормальную семейную обстановку, пусть чужой семьи, но принимающей его, готовой ему помочь, – это совершенно другое. Он становится активным участником усвоения семейного опыта через взаимодействие, взаимовлияние, общение с представителями разных поколений семьи: приёмной мамой и папой, их детьми и родственниками. У ребенка появляется возможность увидеть и почувствовать на себе положительный опыт семейных взаимоотношений, что впоследствии правильно сформируется мировоззрение на семейную жизнь.

Главная цель создания приёмной семьи – создание благоприятных условий для ребёнка.

Приемная семья – довольно новая для России форма семейного  воспитания. Она была узаконена в 1996 году с момента принятия Семейного  Кодекса. Постановление о приемной семье более мягкое, нежели правовая основа для усыновления. Конечно, главным  требованием для приемных родителей  были и остаются их добропорядочность  и огромное желание взять на воспитание неродного ребенка. Ну а потом  уже рассматривают их жилищные условия, состояние здоровья, заработную плату. Приёмная семья образуется на основании  договора между органами опеки и  попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью.

Возникновение новой формы  устройства детей, оставшихся без попечения  родителей, стало благоприятной  для научных и практических разработок по усовершенствованию  и координации  работы с данной категорией семей  и детей.

Таким образом, мною была определена цель исследования – проанализировать систему социально-педагогической работы с приемной семьей.

Для изучения данной проблемы необходимо решить следующие задачи:

- изучить понятие и  сущность приемной семьи как  формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

- определить основные  проблемы и перспективы организации  и деятельности приемных семей;

- проанализировать опыт  социально-педагогического сопровождения  приемных семей;

- рассмотреть систему  работы социально-педагогической  службы как основного института,  осуществляющего сопровождение  приемных семей на конкретном  примере.

Объект исследования: приемная семья.

Предмет исследования: система  социально-педагогической работы с  приемной семьей.

Гипотеза: проживание ребенка, оставшегося без попечения родителей  в приемной семье, оказывает положительное  влияние на его социализацию.

Методы исследования:

- теоретический и практический  анализ, сравнение литературы, статей  и других публикаций по вопросу  приемной семьи;

- анкетный опрос;

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава  1. Приёмная семья  как объект социальной работы.

Параграф 1.

 Понятие приёмной семьи  как формы устройства детей,  оставшихся без попечения родителей.

    Количество детей, оставшихся без попечения родителей. Стремительно возросло число воспитанников детских домов и школ – интернатов. Выпускники таких учреждений испытывают трудности в социализации. Важную роль в том, каким вырастит человек, играют люди, с которыми он непосредственно взаимодействует. Такими людьми выступают родители, братья, сёстры и другие родственники. Между ними возникает привязанность – эмоциональная связь между значимыми индивидами. В детском доме нет возможности установить эмоциональную связь, много воспитателей, люди, постоянно сменяющие друг друга, поверхностные связи, которые легко рвутся и не оставляют эмоционального следа. Появляется  страх, боязнь привязаться к кому – либо. Формируется установка – только брать, добиваться своего, удовлетворять свои потребности.

   В 90-е годы государственная политика в отношении детей сирот стала более гуманной. Определились три основных направления этой политики.

  1. Формирование взгляда на семью, как наиболее приятную среду  для развития ребёнка;
  2. Создание системы альтернативных решений в пользу детей брошенных родителями.
  3. Осуществление мер, предупреждающие ситуации, в которых родители бросают ребёнка.

    Есть много  причин, вызывающих желание открыть  двери своего дома ребенку,  оставшемуся без попечения родителей.  В то время как альтруизм  (бескорыстная помощь) стоит первым в списке причин, есть еще ряд жизненных факторов, которые способны изменить жизнь приемных родителей в положительную сторону:

1. Статус бездетных пар  – к сожалению не все супружеские  пары имеют счастливую возможность  иметь родного ребенка, которого  бы они любили, могли заботиться  о нем и жить вместе с  ним.

Взять ребенка из приюта – одна из счастливых возможностей осуществить желание иметь детей.

2. Общение с ребенком. Дети – самое прекрасное, что  есть на свете, они любят  бескорыстно и не привередливы  в заботе о них. Если вы  хотите заботиться о ком-то, и  чтобы к вам тоже проявляли  заботу и любовь – усыновление  ребенка будет для вас счастливым  выходом. Но чтобы сделать это,  надо все хорошенько взвесить  и обдумать, так как это очень  ответственный шаг.

   Важно иметь в  виду, что у приемного ребенка  в прошлой жизни могли быть  эмоциональные проблемы, вы не  знаете, кто были его родители, в какой обстановке он рос,  как воспитывался. Только прочная  семья и доброжелательная и  окружающая обстановка помогут  встать этим детям на ноги  и жить, радуясь жизни.

Эти дети помогут обрести  радость, счастье и смысл в  жизни родителям, которые в силу обстоятельств не имеют своих  родных детей. Если вы семейный человек, но вас угнетает одиночество в  стенах вашего дома – возьмите ребенка, оставшегося без попечения родителей, в свою семью – это принесет вам радость и счастье.

3. Альтруизм – не исключено,  что с ребенком, которого вы  возьмете из приюта, будете испытывать  трудности в его воспитании. Эти  дети могли расти в семьях  алкоголиков, родителей с неустойчивой  психикой, испытывали крайнюю нужду и в еде, и в одежде, были лишены ласки и заботы. И, может быть, вы единственные, кто сможет растопить этот лед.

  Но не может быть  другой радости и счастья в  том, что ваши усилия оправдались,  когда вы увидите ка сияют  глаза ребенка, услышите его радостный смех, будете наблюдать, как он взрослеет и становится человеком с большой буквы. Крепкая семья и доброжелательные отношения в семье – это неотъемлемая часть нормального развития ребенка. То, что вы широко открыли этому ребенку двери вашего дома, ввели его в семью, дает ему второй шанс как бы родиться заново, и обрести то, чего он был лишен раньше – быть любимым и нужным в семье, где он растет.

   По состоянию на 01.01.2010 году  в Краснодарском крае  проживает свыше 1 млн.  семей, в которых воспитываются несовершеннолетние дети. В рамках реализации государственной семейной политики в крае действуют программы, направленные на поддержку молодых семей, а также семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении.  В 2009 году Постановлением главы администрации Краснодарского края от 05.08.2009 г.  № 672  утверждена краевая программа «Чужих детей не бывает». С целью реализации комплекса мероприятий, направленных на совершенствование межведомственного взаимодействия по профилактике семейного и детского неблагополучия, социального сиротства, развитие  семейных форм  устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дальнейшее сопровождение замещающих семей.  В настоящее время на учете в органах  и учреждениях социальной защиты населения Краснодарского края, состоит  более    6,3 тыс. семей, в которых проживает  12,8 тыс. несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации,  более 1,4 тыс. семей, в них 2,7 тыс. несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в отношении которых организуется индивидуальная профилактическая работа. Продолжает реализовываться программа «Дети Кубани».

Нельзя не отметить успехи Краснодарского края в  развитии семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: только за 2009  год в крае   сократилось количество интернатных  учреждений,  более 85% выявленных детей  указанной категории переданы на воспитание в замещающие семьи.  Наблюдается стремительное развитие института  приемной семьи, по данным департамента семейной политики Краснодарского края,  по состоянию на  декабрь 2009 года в крае созданы и осуществляют свою деятельность  1619 приемных семей, в которых воспитываются  3286 детей, что почти в 4 раза превышает аналогичные  показатели 2007 года.

Для эффективной работы по устройству детей - сирот в приёмные семьи, необходим, прежде всего, системный подход к данной проблеме, позволяющий решить главные задачи:

  • поиск семей, желающих взять на воспитание детей-сирот;
  • обучение приёмных родителей и их подготовка к приёму ребёнка;
  • подготовка детей  к переходу на воспитание в приёмную семью;
  • организация психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения, как на этапе знакомства, так и на этапе  адаптации ребёнка в приёмной семье и на протяжении всего периода воспитания приёмного ребенка в семье.

   Для решения этих главных задач в крае открываются «Школы приёмного родительства», где работаю и социологи и психологи.

Согласно Положению  о  приёмной семье, приёмная семья –  одна из форм устройства, на воспитание детей оставшихся без попечения  родительства.

Граждане, желающие взять  на воспитание ребёнка, оставшегося  без попечения родителей. Именуются  – приёмными родителями, ребёнок, предаваемый на воспитание приёмным родителям, именуется - приёмным ребёнком, а такая семья – приёмная семья.

  В основу жизнедеятельности  приёмных семей положены следующие  принципы:

  1. Приёмная семья может создаваться гражданами РФ, в том числе  кровными родственниками детей (кроме биологических родителей), в отдельных случаях иностранными гражданами.
  2. Приёмная семья
    • реализует право каждого ребёнка на проживание и  воспитание в атмосфере любви, счастья и взаимопонимания;
    • оказывает общественно-государственную помощь детям оставшихся без попечения родителей;
    • проявляет милосердие и бескорыстие к детям, которые оказались в экстремальных жизненных ситуациях и остались без семейного окружения;
  1. Приёмная семья создаётся при решении опекунского совета.
  1. Контингент  воспитанников приёмных семей составляют  дети сироты, и дети которые остались без  родительского попечения в результате отобрания их у биологических родителей с лишением прав и без лишения их родительских прав, дети, родители которых осуждены, недееспособны; место жительство которых неизвестно; брошенные или подкинутые дети, а так же те, от которых биологические родители отказались.
  2. За ребёнком, направленным в детский дом сохраняются его имя, фамилия, отчество и право на имущество, жильё биологических родителей, пенсия, алименты, согласно действующему законодательству. Родные братья, сёстры воспитываются, как правило,  в одной семье.
  3. Родители – воспитатели  содействуют контактам с биологическими родителями и воссоединению с ними в случае  восстановления их в родительских правах.

Приёмными родителями могут  быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

  • лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • лиц лишённых родительских прав или ограниченных в родительских правах;
  • отстранённых от обязанностей опекуна,  за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
  • бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
  • лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребёнка (детей) на воспитание в приёмную семью.

Информация о работе Семья – как объект социальной работы