fy">
Правовая
информированность – это есть
целенаправленная деятельность государства,
направленная на предоставление заинтересованным
субъектам правовой информации в
целях обеспечения им беспрепятственной
возможности осуществлять юридически
значимые действия путем реализации
прав, свобод и выполнения обязанностей.
По
раскрытию содержания электронного
методического материала «Социально-правовое
обеспечение неполной семьи» были выявлены
эффективные формы работы с родителями
и их детьми: беседы; лектории; консультации;
родительские собрания; индивидуальные
консультации; классные часы; педагогические
практикумы, когда родителям предлагаются
различные ситуации, где необходимо найти
выход, дать совет или рекомендацию, объяснить
свою позицию.
Опытно-практическая
работа проводилась с родителями
и учащимися 8А и 8Б классов
из неполных семей в условиях МОБУ
«Гимназии №1» г.Мелеуза и включала
три этапа. На первом этапе мы провели
диагностическую работу по методике
исследования отношения к законодательству
на личностном уровне (адаптированный
вариант опросника Пуленко Г.А.).
Диагностическая работа проводилась
с 13 родителями и их детьми из неполных
семей, и были выявления уровни информированности
по правовым вопросам.
Второй
этап включал в себя комплекс мероприятий
по содержанию электронного методического
пособия «Социально – правовое обеспечение
неполных семей» по правовому информированию
неполных семей по их социально –
правовой защите: 2 лектория, 2 беседы в
форме консультации и занятие
по ознакомлению родителей с особенностями
работы с интернетом, а так же
2 классного часа для учащихся и
их родителей по знакомству их нормативными
документами по защите прав детей.
Для
выявления эффективности электронного
методического материала «Социально-правовое
обеспечение неполной семьи» после
проведенного комплекса мероприятий
по правовой информированности неполных
семей, нами была проведена повторная
диагностика (третий этап). После проведения
эксперимента мы выясняли, что результаты
констатирующего этапа улучшились
по многим показателям. Если первичная
диагностика показала: высокой уровни
информированности – 0%, средний
уровень – 6 человек (46%) и низкого
уровня – 7 человек (54%), то повторная
диагностика дала другие результаты:
высокий уровень информированности
по правовым вопросам – 4 человека (30%),
средний уровень – 9 человек (70%) и
низкий уровень – 0%. А у учащихся
первичная диагностика показала:
высокий уровень информированности
– один учащийся (8%), средний уровень
– 5 учащихся (36%) и низкого уровня
– 7 учащихся (50%), то при повторной
диагностики показатели увеличились:
высокий уровень правовой информированности
– 3 учащихся (22%), средний уровень
– 10 учащихся (70%) и низким уровнем
– 0%.
Результаты
повторной диагностики позволили
сделать вывод об эффективности
электронного методического материала
«Социально-правовое обеспечение неполной
семьи» по информированности неполных
семей по правовым вопросам и выдвинутая
нами гипотеза подтвердилась.
Список
литературы
- Алексеева
Л.С. Социальный патронат семьи в системе
социального обслуживания: научно-методическое
пособие / Л.С. Алексеева, В.Ю. Меновщиков.
– М. : Государственный НИИ семьи и воспитания,
2000. – 160 с.
- Алешина Ю.Е.
Цикл развития семьи : исследования и проблемы
/ Ю.Е. Алешина // Вестник Московского Университета.
- 2002. - №2. – С. 60-72.
- Антонов А.И.
: Кризис или возрождение? / А.И. Антонов
// Семья и школа. – 1989. - №11. – С. 10 – 12.
- Апатова Н.В.
Информационные технологии в школьном
образовании / Н.В. Апатова.- М. : изд-во РАО.,
1999.- 228 с.
- Беличева С.А. Служба
социальной защиты семьи и детства // Педагогика
/ С.А. Беличева. М. : Издательство ВЛАДОС,
2002. – 256 с.
- Боер В.М.
Правовая информированность и формирование
правовой культуры личности // Вопросы
теории: автореф. дис. ... канд. юрид.
наук / В.М. Боер - С.-Пб., 2003. - 22 c.
- Божович Л.И.
Проблемы формирования личности / Л.И.
Божович. – М. : «Академия», - 2005. – 167 с.
- Бойко В.В.
Социально защищенные и незащищенные
семьи в изменяющейся России / В.В. Бойко,
К.М. Оганян, О.И. Копытенкова. - СПб.:
Изд-во «Сударыня»,1999. - 242 с.
- Бойко Г.М.
Об одном методическом подходе к постановке
курса информатики в средней школе // Новые
информационные технологии в образовании:
Всероссийская научно-практическая конференция
/ Г.М. Бойко Н.И. – М. : издательство «Феникс»,
- 2002. – 167 с.
- Болсуновская
Н.А. Возможности использования Интернет–технологий
в практике работы социального педагога
с родителями: проект «Социальное образование»,
реализуемых в рамках федеральной целевой
программы развития образования РФ. [Электронный
ресурс] / http://siok.rightside.ru/blog?view=entry&id=42%3A-13-q-q
- Буренкова
Е.В. Изучение взаимосвязи стиля семейного
воспитания личностных особенностей ребенка
и стратегии поведения значимого взрослого:
Дис. канд. псих. наук. – Пенза, 2000 – 237с.
- Бучкова
А.Л. Рекомендации специалиста – психолога
«Если ребенок растет один».[Электронный
ресурс] / http://www.tiras.ru/zdorove/1242-esli-rebenok-rastet-odin.-rekomendacii.html.
- Василькова
Т.А. Социальная педагогика: учебное пособие
/ Т.А. Василькова, Ю.В. Василькова. – М.
: «Академия», 1999. – 440с.
- Виштынецкий
Е.И. Вопросы применения информационных
технологий в сфере образования и обучения
/ Е.И. Виштынецкий // Информационные технологии.
- 1998. - №2. - С. 32-36.
- Гаспарян
Ю.А. Семья : на пороге XXI века / Ю.А. Гаспарян.
- С.- Петербург: издательство Петрополис,
2009. - с. 51
- Гордеев
М.Ю. Методическое пособие // Создание своей
веб-странички в Интернет. [Электронный
ресурс] / www.twirpx.com/file/102140/.
- Гохберг
Г.С. Информационные технологии : учебник
для сред. проф. образования / Г.С. Гохберг,
А.В. Зафиевский, А.А. Короткин. - 2-е изд.,
стер. - М.: Издательский центр "Академия",
2006. - 208 с.
- Гурко Т.А.
Особенности развития личности подростков
в различных типах семей // Социологические
исследования / Т.А. Гурко. – М. : издательство
«Феникс», 2006. - с. 85.
- Дементьева
И.С. Негативные факторы воспитания детей
в неполной семье / И.С. Дементьева // Соц.
исслед. – М. : Изд-во Ин-та педагогики соц.
Работы, 2001. - №11. – С. 108-118.
- Захарова
И.Г. Информационные технологии в образовании
: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений / И.Г. Захарова. - М.: Издательский
центр «Академия», 2003. - 192 с.
- Зубкова
Т.С. Неполные семьи / Т.С. Зубкова // Организация
и содержание работы по социальной защите
женщин, детей и семей : учеб. пособ. студ.
– М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. –
С. 75-80.
- Кибирев
А.А. Формы социализации личности безнадзорного
ребёнка в социально-ориентированном
образовательном пространстве // Материалы
Всероссийской научно-практической конференции
/ А.А. Кибирев. - Новосибирск , 2003. -
С. 176 - 184.
- Киреева
Л.А. Право социального обеспечения / Л.А.
Киреева, Е.С. Лебедева. – М. : Издательство
«Буклайн», 2006. – 120 с.
- Ковалев
С.В. Психология семейных отношений / С.В.
Ковалев. - М. : Издательский центр «Кристалл»,
2001. – 126 с.
- Колмыкова
Е.А. Информатика : учеб. пособие для студ.
сред. проф. образования / Е.А. Колмыкова,
И.А. Кумскова. - 4-е изд., стер. - М. : Издательский
центр "Академия", 2008. - 416 с.
- Конвенция
о правах ребенка. [Электронный ресурс]
/ http://www.razumniki.ru/konvenciya_prava_rebenka.html.
- Костенко
М.А. Помогая неполной отцовской семье
// Отечественный журнал социальной работы
/ М.А. Костенко. - М. : издательский центр
«Просвещение», 2002. - №1. – С. 73-76.
- Кристочевский
Е.А. Информатизация образования //
Информатика и образование / Е.А. Кристочевский.
– М. : Издательство ВЛАДОС, 2003. № 1)
- Курбатов
В.И. Социальная работа для студентов вузов
/ В.И Курбатов. – Изд. 2 – е. – Ростов н
/ Д : Издательство «Феникс», 2005. – 156 с.
- Нарыкова
И.Н. Групповые формы работы с семьей и
детьми как одно из направлений деятельности
центра // Работник социальной службы /
И.Н. Нарыкова, А.Е. Волохова. – 2001. -
№1. - С. 78-82.
- Организация
Объединенных Наций. Закон. Всеобщая декларация
прав человека. [Электронный ресурс] / http://sevkrimrus.narod.ru/ZAKON/deklaraz.htm
- Российская
Федерация. Законы. Семейный Кодекс Российской
Федерации. – М. : Издательство «Омега-Л»,
2008. – 64 с. – ISBN 978-5-370-00633-3.
- Российская
Федерация. Законы. Федеральный закон
«Об основах государственной поддержки
семьи в Российской Федерации». – М. : Издательство
«Омега-Л», 2007. – 21 с. – ISBN 5-370-00174-Х. – ISBN
978-5-370-00174-1.
- Российская
Федерация. Законы. Федеральный закон
«Об образовании». – М. : Издательство
«Омега-Л», 2007. – 88 с. – ISBN 978–5–370–00448-3.
- Российская
Федерация. Закон «О государственных пенсиях
в РФ». - М. : Издательство «Омега-Л», 2004.
– 86 с. – ISBN 567-7-567-5-55782-0.
- Российская
Федерация. Законы. Федеральный закон
«О государственных пособиях гражданам,
имеющим детей». М. : Издательство «Омега-Л»,
2007. – 68 с. – ISBN 789-68-567-58764-4.
- Российская
Федерация. Закон «О занятости населения
в РФ», М. : Издательство «Омега-Л», 2004. -
98 с. – ISBN 467-6-785-57687-3.
- Российская
Федерация. Конституция РФ. – М. : издательство
«Омега-Л», 2009. – 121 с. – ISBN 987-45-456-45674-9.
- Республика
Башкортостан. Закон «Об охране семьи,
материнства, отцовства и детства в Республике
Башкортостан». – Уфа. : Издательство «Китап»,
2005. – 23 с. - ISBN 685-7-001-74458-7.
- Марова 3.Н.
Воспитание детей в неполной семье / З.Н.
Марова. - М. : издательство «Мысль»,
2000. – 121 с.
- Мачюльская
Е.Е. Право социального обеспечения : учебное
пособие / Е.Е. Мачюльская . – М. : 2004. – 126
с.
- Мелихова
Л.Н. Интернет // Энциклопедия / Л.Н. Мелиховой.
- СПб: Питер, 2001. - 528 с.
- Полат Е.С.
Новые педагогические и информационные
технологии в системе образования : учеб.
пособие для студ. пед. вузов и системы
повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат,
М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров
; Под ред. Е.С. Полат. - М. : Издательский
центр “Академия”, 2003. – 224 с.
- Пуленко
Г.А. Воспитание правового сознания студентов
в процессе изучения иностранного языка
: диссертация кандидата педагогических
наук: 13.00.08 Ростов-на-Дону, 2007. – 180 с., библиогр.
: с. 146-157 РГБ ОД, 61:07-13/2728.
- Савинов
А.Н. Организация органов социального
обеспечения : учеб. пособие / А.Н. Савинов.
- М. : Форум : ИНФРА-М, 2003. - С. 92-94.
- Соловьева
Л.Ф. Сетевые технологии // учебник-практикум
// Л.Ф. Соловьева. - СПб.: БХВ-Петербург,
2004. - 416 с.
- Титаренко
В.Я. Семья и формирование личности / В.Я.
Титаренко - М. : Издательство «Мысль»,
2002. – 263 с.
- Трайнев
В.А. Информационные коммуникационные
педагогические технологии (обобщения
и рекомендации) : учеб. пособие / В.А.Трайнев,
И.В. Трайнев - М. : Издательско-торговая
корпорация "Дашков и Ко", 2005. - 280 с.
- Усачев А.А.
Имею право // Сборник игр и задач для тебя
и твоих друзей / А.А. Усачев. – М. : издательство
«Логос», 1999. – 126 с.
- Харчев А.Г.
Современная семья и ее проблемы / А.Г.
Харчев, М.С. Мацковский. - М. : Издательство
«Просвещение», 2002. – 256 с.