Информационные технологии в работе социального педагога с неполными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 17:06, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: - определить эффективность использования электронного методического пособия «Социально-правовое обеспечение неполной семьи» в работе социального педагога с неполными семьями по оказанию информационной поддержки.

Объект исследования: - информационная поддержка неполных семей по правовым вопросам в работе социального педагога.

Предмет исследования: - информационные технологии в работе социального педагога с неполными семьями.

Гипотеза исследования: - если в работе социального педагога с неполными семьями использовать информационные технологии, то работа социального педагога с неполными семьями по правовой защите данной категории семей будет более эффективной.

Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретические основы использования информационных технологий в работе социального педагога с неполными семьями 6

1.1 Анализ социальных проблем неполных семей и их правовая защита 6

1.2. Информационная поддержка неполных семей в работе социального педагога 14

Выводы по первой главе 25

Глава II. Опытно-практическая работа по апробации электронного методического материала «Социально-правовое обеспечение неполной семьи» с целью оказания информационной поддержки 26

2.1.Первичная диагностика по выявлению уровня информированности неполных семей по правовым вопросам 27

2.2.Апробация электронного методического материала «Социально–правовое обеспечение неполной семьи» как средства информационной поддержки неполных семей по правовым вопросам 33

2.3.Повторная диагностика уровня информированности по правовым вопросам неполных семей и анализ результатов исследования 39

Выводы по второй главе 47

Заключение 49

Работа содержит 1 файл

работа 1.docx

— 110.32 Кб (Скачать)

Таблица №8

Распределение учащихся из неполных семей по уровням  правовой информированности при повторной диагностике

Фамилия, имя Кол-во баллов Уровень
1 2 3 4
1. А. Алина 16 средний
2. Б. Ильнур 26 высокий
3. Б. Эльвира 17 средний
4. Г. Ринат 24 высокий
5. Г. Элина 16 средний
6. К. Лиана 15 средний
7. К. Николай 17 средний
8. М. Артем 14 средний
9. М. Светлана 16 средний
10. Н. Мария 15 средний
11. С. Дмитрий 19 высокий
12. С.Анастасия 12 средний
13. Ш. Николай 13 средний
 

Таблица №9

Процентное  соотношение уровней первичной  и повторной диагностики

Показатель  уровня Первичная диагностика Повторная диагностика
Низкий  уровень 50 0.00
Средний уровень 36 71
Высокий уровень 8 22
 

     Результаты  диагностики показали, что с низким уровнем информированности семей  не стало, а у десяти учащихся (А.Алина, Б.Эльвира, Г. Элина, К.Лиана, К.Николай, М.Артем, М.Светлана, Н.Мария, С.Анастасия, Ш.Николай) повысился уровень правовой информированности на средний. Как  мы видим из таблицы №10 передвижение в уровне троих учащихся не оказалось (А.Алина, К.Николай, М.Светлана), но произошли  изменения в увеличении показателей  внутри уровня. У них сформировались частичные знания законов о правах и обязанностях учащихся в области  образования. Учащиеся начали понимать правовую информацию по защите учащихся, появился интерес к правовой информации. Частично сформировалось понимание  и использование правовых знаний по защите учащихся в жизненных ситуациях. В поиске правовой информации стали  чаще пользоваться интернетом.

     Таблица №10

     Сравнительные результаты по распределению неполных семей по уровням информированности по правовым вопросам

ФИ учащегося Констатирующий  этап Контрольный этап
1 2 3 4
1. А. Алина средний средний
2. Б. Ильнур высокий высокий
3. Б. Эльвира низкий средний
4. Г. Ринат средний высокий
5. Г. Элина низкий средний
6. К. Лиана низкий средний
7. К. Николай средний средний
8. М. Артем низкий средний
9. М. Светлана средний средний
10. Н. Мария низкий средний
11. С. Дмитрий средний высокий
12. С.Анастасия низкий средний
13. Ш. Николай низкий средний
 

Диаграмма 2

Сравнительная диаграмма распределения неполных семей по уровням информированности  по правовым вопросам 

     По  таблице №10  и диаграмме 2 мы видим, что у учащихся из неполных семей  отмечается положительная динамика в повышении уровня правовой информированности. Результаты первичной диагностики  показали, что семь учащихся относятся  к низкому уровню правовой информированности  – 50%, а при повторной диагностики  уровень информированности учащихся увеличился. Пять учащихся со средним  уровнем информированности по правовым вопросам – 36% (А.Алина, Г.Ринат, М.Светлана, К.Николай, С.Дмитрий), а при повторной  диагностики уровень информированности увеличился, кроме троих  учащихся у которых  произошли изменения в увеличении показателей внутри уровня.

      Таким образом, повторная диагностика  показала следующие результаты:  трое учащихся с высоким уровнем  информированности по правовым вопросам – от 18  до 27 баллов, то есть – 22% (Б.Ильнур, Г.Ринат, С.Дмитрий). Учащиеся знают  все законы о правах и обязанностях учащихся. В полном объеме сформированы глубокие правовые знания по социальным и государственным гарантиям  прав граждан в области образования, имеется устойчивый интерес к  правовой информации. Полностью сформированы понимание и использование правовых знаний в области защиты учащихся в жизненных ситуациях. В поиске правовой информации часто стали  пользоваться интернетом. Сформировалось желание изучать свои права в  рамках изучения школьных предметов. Десять учащихся (А.Алина, Б.Эльвира, Г.Элина, К.Лиана, К.Николай, М.Артем, М.Светлана, Н.Мария, С.Анастасия, Ш.Николай) средний уровень  информированности по правовым вопросам – от 10 – 17 баллов, то есть 71%. У учащихся сформировались знания законов о  правах и обязанностях учащихся. Учащиеся начали понимать правовую информацию, появился интерес к правовой информации. Частично сформированы понимание и  использование правовых знаний по защите учащихся в жизненных ситуациях. Часто начали пользоваться интернетом в поиске информации. Сформировалось желание изучать свои права в  рамках изучения школьных предметов.

       Благодаря проведенному комплексу  родительских собраний по содержанию  электронного методического материала  «Социально – правовое обеспечение  неполной семьи» семьи познакомились  всеми законами по социально  – правовой защите неполных  семей, у них сформировался  интерес к правовой информации. Семья свободно пользуется юридическими  терминами. Полностью сформировалось  понимание и использование этих  законов в жизненных ситуациях.  Учащиеся познакомились законами  и другими нормативными документами  по правам и обязанностям учащихся. У них сформировались достаточные правовые знания по социальным и государственным гарантиям прав граждан в области образования, а так же проявился интерес  к правовой информации. Были сформированы понимание и использование правовых знаний в области защиты учащихся в жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Выводы  по второй главе

     Целью опытно–практической работы было апробировать и  определить эффективность электронного методического материала «Социально – правовое обеспечение неполной семьи» в работе социального педагога с неполными семьями по информационной поддержке. На первом этапе была проведена  первичная диагностика, где использовался  опросник исследования отношения к  законодательству на личностном уровне и опросник на выявление правовой информированности у учащихся из неполных семей» (адаптированный вариант  опросника Пуленко Г.А.).

     Результаты  первичной диагностики показали, что родители и дети частично владеют  правовой информацией по защите неполных семей. Минимально сформировано знание и понимание правовой информации, наблюдался неустойчивый интерес к  правовой информации. Не сформированы понимание и использование законов  в жизненных ситуациях.

    Для преодоления выявленных проблем  был разработан комплекс мероприятий  по содержанию электронного методического  материала «Социально – правовое обеспечение неполных семей» по правовому  информированию неполных семей по их социально – правовой защите. Электронный  методический материал «Социально-правовое обеспечение неполной семьи» использовался  в работе с родителями и учащимися  из неполных семей. Работа с родителями и их детьми осуществлялась в различных  формах: беседы; лектории; консультации; родительские собрания; индивидуальные консультации; классные часы; педагогические практикумы, когда родителям предлагаются различные ситуации, где необходимо найти выход, дать совет или рекомендацию, объяснить свою позицию. Все формы работы с родителями и учащимися осуществлялась с использованием электронного методического материала «Социально-правовое обеспечение неполной семьи».

     Повторная диагностика показала, что благодаря  проведенному комплексу мероприятий  по правовой информированности, семьи  в достаточной мере  овладели  знаниями о законах и нормативных документах по социально – правовой защите неполных семей, у них сформировался интерес к правовой информации, а так же понимание и использование этих законов в жизненных ситуациях. За информационной поддержкой по правовой защите эти  семьи начали обращаться в официальные органы. У учащихся сформировались достаточные правовые знания по государственным и социальным гарантиям прав граждан в области образования и использование их в жизни.

     Таким образом, результаты проведенных исследований продемонстрировали эффект электронного методического материала «Социально-правовое обеспечение неполных семей» в работе социального педагога с неполными семьями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Исследуя  проблему информированности неполных семей по правовым вопросам, была изучена  и проанализирована литература по педагогике, психологии, методике и технологии работы социального педагога, а так  же литература по информационным технологиям, сайтостроению, информатике следующих  авторов: Алешина Ю.Е., Болсуновская Н.А., Виштынецкий Е.И., Гордеев М.Ю., Гохберг Г.С., Киреева Л.А.,  Курбатов В.И.

     Проанализировав проблемы социально-правовой защиты неполной семьи, можно сделать вывод, что  системы пособий, льгот и компенсационных  выплат семье позволяет констатировать их роль на уровне материального благосостояния, уровне социальной и правовой эффективности  обеспечения защиты невелика. Уровень  жизни неполных семей с детьми не претерпевает качественных изменений, несмотря на то, что в доходах  этих семей пособия на детей составляют значительную долю. Это подтверждает тезис о том, что в сложившихся  в переходный период условиях жизни  проблема социально-правовой защиты неполных семей приобретает принципиально  важное значение. Вместе с тем ее реализация на стадии формирования рыночной экономики нуждается в качественно  новом подходе.

     Представленные  информационные технологии и их развивающий  потенциал позволяют говорить о  том, что использование Интернет - технологий в практике работы социального  педагога с родителями из неполных семей позволяет способствовать развитию родительской компетентности по правовым вопросам  и выстраиванию работы социального педагога с родителями на качественно новом уровне.

     Активное  внедрение информационных технологий в деятельность социального педагога вызвало необходимость в создании электронного методического материала  «Социально – правовое обеспечение  неполной семьи», который  является доступным полноценным источником социально – правового информационного обеспечения неполных семей, где собраны необходимые нормативные и законодательные документы по защите прав неполных семей.

Информация о работе Информационные технологии в работе социального педагога с неполными семьями