Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 17:06, дипломная работа
Цель исследования: - определить эффективность использования электронного методического пособия «Социально-правовое обеспечение неполной семьи» в работе социального педагога с неполными семьями по оказанию информационной поддержки.
Объект исследования: - информационная поддержка неполных семей по правовым вопросам в работе социального педагога.
Предмет исследования: - информационные технологии в работе социального педагога с неполными семьями.
Гипотеза исследования: - если в работе социального педагога с неполными семьями использовать информационные технологии, то работа социального педагога с неполными семьями по правовой защите данной категории семей будет более эффективной.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы использования информационных технологий в работе социального педагога с неполными семьями 6
1.1 Анализ социальных проблем неполных семей и их правовая защита 6
1.2. Информационная поддержка неполных семей в работе социального педагога 14
Выводы по первой главе 25
Глава II. Опытно-практическая работа по апробации электронного методического материала «Социально-правовое обеспечение неполной семьи» с целью оказания информационной поддержки 26
2.1.Первичная диагностика по выявлению уровня информированности неполных семей по правовым вопросам 27
2.2.Апробация электронного методического материала «Социально–правовое обеспечение неполной семьи» как средства информационной поддержки неполных семей по правовым вопросам 33
2.3.Повторная диагностика уровня информированности по правовым вопросам неполных семей и анализ результатов исследования 39
Выводы по второй главе 47
Заключение 49
Немаловажно
и то, что в отсутствие одного
из родителей ребенок лишен
Статистические исследования свидетельствуют, что в силу названных причин дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению [7].
Все это не означает, однако, что неполная семья обязательно является неблагополучной в воспитательном аспекте. Указанные проблемы могут возникнуть в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе не следует, что они обязательно возникнут. В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании здоровой личности [3].
Анализируя социальные проблемы неполных семей можно выделить следующую правовую основу по защите детей из неполных семей. Основным документом, определяющим правовую основу защиты детей и их родителей из неполных семей является Семейный кодекс Российской Федерации. Он был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года с изменениями от 15 ноября 1997 г. и 27 июня 1998 г. Приведем наиболее важные статьи более подробно, поскольку для социального педагога очень важно знать вопросы, касающиеся защиты прав детей из неполных семей, где не все благополучно.
Раздел I. Общие положения
Глава 1. Семейное законодательство
Статья 1. Основные начала семейного законодательства
1.
Семья, материнство, отцовство
и детство в Российской
Семейное
законодательство исходит из необходимости
укрепления семьи, построения семейных
отношений на чувствах взаимной любви
и уважения, взаимопомощи и ответственности
перед семьей всех ее членов, недопустимости
произвольного вмешательства
Раздел III. Права и обязанности супругов
Глава 11. Права несовершеннолетних детей
Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье
1.
Ребенком признается лицо, не
достигшее возраста
2.
Каждый ребенок имеет право
жить и воспитываться в семье,
насколько это возможно, право
знать своих родителей, право
на их заботу, право на совместное
с ними проживание, за исключением
случаев, когда это
Ребенок имеет права на
При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.
Статья 55. Право ребенка на общение
с родителями и другими
Статья 56. Право ребенка на защиту
1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.
Защита прав и законных
Несовершеннолетний, признанный в
соответствии с законом
2. Ребенок
имеет право на защиту от
злоупотреблений со стороны
При нарушении прав и законных
интересов ребенка, в том
3. Должностные
лица организаций и иные
Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут
Родители имеют
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.
Родители с учетом мнения
Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей
1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.
Родители являются законными
представителями своих детей
и выступают в защиту их
прав и интересов в отношениях
с любыми физическими и
2. Родители не вправе
Глава 14. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов
Статья 89. Обязанности супругов по взаимному содержанию
1. Супруги обязаны материально поддерживать друг друга.
2. В случае отказа от такой
поддержки и отсутствия
Пенсии по случаю потери
Статья 29 Закона РФ от 18 июня 1992 г. регламентирует порядок назначения пенсии по случаю потери кормильца.
IV.1. В соответствии с пунктами
1 и 2 части 1 этой статьи семьям
граждан, указанных в пунктах
1 и 2 части 1 статьи 13 Закона, пенсии
по случаю потери кормильца
могут назначаться в двух
IV.2. Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона
РФ от 18.06.92 определен круг лиц,
имеющих право на пенсию по
случаю потери кормильца - участника
ликвидации последствий аварии
на ЧАЭС из числа
К ним относятся:
Пенсия по случаю потери
Таким
образом, анализируя социальные проблемы
правовой защиты неполной семьи, можно
сделать вывод, что системы пособий,
льгот и компенсационных выплат
семье позволяет констатировать
их роль на уровне материального благосостояния,
уровне социальной и правовой эффективности
обеспечения защиты невелика. Уровень
жизни неполных семей с детьми
не претерпевает качественных изменений,
несмотря на то, что в доходах
этих семей пособия на детей составляют
значительную долю. В высокодоходных
группах семей тем более эти
пособия и льготы не играют никакой
роли в определении уровня их жизни.
Это подтверждает тезис о том,
что в сложившихся в переходный
период условиях жизни проблема социально-правовой
защиты неполных семей приобретает
принципиально важное значение. Вместе
с тем ее реализация на стадии формирования
рыночной экономики нуждается в
качественно новом подходе.
1.2. Информационная поддержка неполных семей в работе социального педагога
Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет социальному педагогу качественно изменить содержание, методы и организационные формы работы. Непременным условием повышения эффективности работы социального педагога является оптимальная информационная технология, обладающая гибкостью, мобильностью и адаптивностью к внешним воздействиям. Информационная технология предполагает умение грамотно работать с информацией и вычислительной техникой [43].
Информационные
технологии — широкий класс дисциплин
и областей деятельности, относящихся
к технологиям управления и обработки
данных, в том числе, с применением
вычислительной техники, которые сделали
бы работу социального педагога эффективной.
В настоящее время под
Работа социально педагога сложна и многообразна и связана, в том числе, со сбором, анализом, систематизацией информации, с обработкой значительного числа данных различных диагностических исследований, с обработкой данных социологических опросов. Перед будущим социальным педагогом стоят задачи научиться грамотно, работать с большими объемами информации, целесообразно использовать технические средства для работы с информацией, применять информационные технологии в своей профессиональной деятельности [12].
Информация о работе Информационные технологии в работе социального педагога с неполными семьями