Информационные технологии в работе социального педагога с неполными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 17:06, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: - определить эффективность использования электронного методического пособия «Социально-правовое обеспечение неполной семьи» в работе социального педагога с неполными семьями по оказанию информационной поддержки.

Объект исследования: - информационная поддержка неполных семей по правовым вопросам в работе социального педагога.

Предмет исследования: - информационные технологии в работе социального педагога с неполными семьями.

Гипотеза исследования: - если в работе социального педагога с неполными семьями использовать информационные технологии, то работа социального педагога с неполными семьями по правовой защите данной категории семей будет более эффективной.

Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретические основы использования информационных технологий в работе социального педагога с неполными семьями 6

1.1 Анализ социальных проблем неполных семей и их правовая защита 6

1.2. Информационная поддержка неполных семей в работе социального педагога 14

Выводы по первой главе 25

Глава II. Опытно-практическая работа по апробации электронного методического материала «Социально-правовое обеспечение неполной семьи» с целью оказания информационной поддержки 26

2.1.Первичная диагностика по выявлению уровня информированности неполных семей по правовым вопросам 27

2.2.Апробация электронного методического материала «Социально–правовое обеспечение неполной семьи» как средства информационной поддержки неполных семей по правовым вопросам 33

2.3.Повторная диагностика уровня информированности по правовым вопросам неполных семей и анализ результатов исследования 39

Выводы по второй главе 47

Заключение 49

Работа содержит 1 файл

работа 1.docx

— 110.32 Кб (Скачать)

     Немаловажно и то, что в отсутствие одного из родителей ребенок лишен возможности  полноценного формирования стереотипа поведения своего пола. Так, в отсутствие отца мальчик не имеет возможности  на наблюдать ближайший пример  особенности мужского поведения  и невольно перенимает  женские   черты. И для девочки мать в  этой ситуации вынуждена совмещать  собственную материнскую роль и  роль отсутствующего отца; в результате полоролевое развитие отличается противоречивостью [11].

     Статистические  исследования свидетельствуют, что  в силу названных причин дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость, более склонны  к невротическим нарушениям и  противоправному поведению [7].

     Все это не означает, однако, что неполная семья обязательно является неблагополучной  в воспитательном аспекте. Указанные  проблемы могут возникнуть в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе  не следует, что они обязательно  возникнут. В ряде случаев психологическая  атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в  формировании здоровой личности [3].

     Анализируя  социальные проблемы неполных семей  можно выделить следующую правовую основу по защите детей из неполных семей.  Основным документом, определяющим правовую основу защиты детей и их родителей из неполных семей является Семейный кодекс Российской Федерации. Он был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года с изменениями от 15 ноября 1997 г. и 27 июня 1998 г.  Приведем наиболее важные статьи более подробно, поскольку для социального педагога очень важно знать вопросы, касающиеся защиты прав детей из неполных семей, где не все благополучно.

     Раздел I. Общие положения

     Глава 1. Семейное законодательство

     Статья 1. Основные начала семейного законодательства

     1. Семья, материнство, отцовство  и детство в Российской Федерации  находятся под защитой государства.

     Семейное  законодательство исходит из необходимости  укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви  и уважения, взаимопомощи и ответственности  перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи  своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

     Раздел III. Права и обязанности супругов

     Глава 11. Права несовершеннолетних детей

     Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться  в семье

     1. Ребенком признается лицо, не  достигшее возраста восемнадцати  лет (совершеннолетия).

     2. Каждый ребенок имеет право  жить и воспитываться в семье,  насколько это возможно, право  знать своих родителей, право  на их заботу, право на совместное  с ними проживание, за исключением  случаев, когда это противоречит  его интересам.

     Ребенок имеет права на воспитание  своими родителями, обеспечение  его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. 

     При отсутствии родителей, при  лишении их родительских прав  и в других случаях утраты  родительского попечения право  ребенка на воспитание в семье  обеспечивается органом опеки  и попечительства в порядке,  установленном главой 18 настоящего  Кодекса.

            Статья 55. Право ребенка на общение  с родителями и другими родственниками

  1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка. В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.
  2. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом.

          Статья 56. Право ребенка на защиту

1. Ребенок  имеет право на защиту своих  прав и законных интересов.

        Защита прав и законных интересов  ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях,  предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

        Несовершеннолетний, признанный в  соответствии с законом полностью  дееспособным до достижения совершеннолетия,  имеет право самостоятельно осуществлять  свои права и обязанности, в  том числе право на защиту.

2. Ребенок  имеет право на защиту от  злоупотреблений со стороны родителей  (лиц, их заменяющих).

       При нарушении прав и законных  интересов ребенка, в том числе  при невыполнении или при ненадлежащем  выполнении родителями (одним из  них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при  злоупотреблении родительскими  правами, ребенок вправе самостоятельно  обращаться за их защитой в  орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати  лет в суд.

3. Должностные  лица организаций и иные граждане, которым станет известно об  угрозе жизни или здоровью  ребенка, о нарушении его прав  и законных интересов, обязаны  сообщить об этом в орган  опеки и попечительства по  месту фактического нахождения  ребенка. При получении таких  сведений орган опеки и попечительства  обязан принять необходимые меры  по защите прав и законных  интересов ребенка.

         Статья 63. Права и обязанности  родителей по воспитанию и  образованию детей

1. Родители имеют  право и обязаны воспитывать  своих детей.

      Родители несут ответственность  за воспитание и развитие своих  детей. Они обязаны заботиться  о здоровье, физическом, психическом,  духовном и нравственном развитии  своих детей. 

      Родители имеют преимущественное  право на воспитание своих  детей перед всеми другими  лицами.

2. Родители обязаны  обеспечить получение детьми  основного общего образования.

       Родители с учетом мнения детей  имеют право выбора образовательного  учреждения и формы обучения  детей до получения детьми  основного общего образования.

          Статья 64. Права и обязанности  родителей по защите прав и  интересов детей

        1. Защита прав и интересов детей  возлагается на их родителей.

       Родители являются законными  представителями своих детей  и выступают в защиту их  прав и интересов в отношениях  с любыми физическими и юридическими  лицами, в том числе в судах,  без специальных полномочий.

       2. Родители не вправе представлять  интересы своих детей, если  органом опеки и попечительства  установлено, что между интересами  родителей и детей имеются  противоречия. В случае разногласий  между родителями и детьми  орган опеки и попечительства  обязан назначить представителя  для защиты прав и интересов  детей.

        Глава 14. Алиментные обязательства  супругов и бывших супругов

        Статья 89. Обязанности супругов по  взаимному содержанию

        1. Супруги обязаны материально  поддерживать друг друга.

        2. В случае отказа от такой  поддержки и отсутствия соглашения  между супругами об уплате  алиментов право требовать предоставления  алиментов в судебном порядке от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеют:

  • нетрудоспособный нуждающийся супруг;
  • жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка;
  • нуждающийся супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком-инвалидом с детства I группы.

         Пенсии по случаю потери кормильца

         Статья 29 Закона РФ от 18 июня 1992 г. регламентирует порядок назначения пенсии по случаю потери кормильца.

       IV.1. В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 этой статьи семьям  граждан, указанных в пунктах  1 и 2 части 1 статьи 13 Закона, пенсии  по случаю потери кормильца  могут назначаться в двух вариантах  (по выбору):

  • в размере возмещения фактического ущерба, определяемого в соответствии с действующим законодательством России, но не ниже размеров пенсий, исчисленных из расчета семикратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда;

      IV.2. Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона  РФ от 18.06.92 определен круг лиц,  имеющих право на пенсию по  случаю потери кормильца - участника  ликвидации последствий аварии  на ЧАЭС из числа военнослужащих  и приравненных к ним по  пенсионному обеспечению лиц.

      К ним относятся: 

  • нетрудоспособные родители, независимо от нахождения их на иждивении погибшего (умершего) кормильца;
  • учащиеся дети до окончания среднего или высшего учебного заведения, но не долее достижения ими 25-летнего возраста;
  • супруг (жена, муж), если он занят уходом за детьми погибшего (умершего) кормильца, не достигшим 14 лет, независимо от того, работает супруг или нет;
  • супруг (жена, муж) независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста, а мужем - 55-летнего возраста или в случае инвалидности.

           Пенсия по случаю потери кормильца  лицам, указанным в пункте 3 части  1 статьи 29 Закона РФ от 18.06.92, назначается  независимо от других видов  пенсий (по старости, по инвалидности, за выслугу лет, социальной) и пособий [32].

     Таким образом, анализируя социальные проблемы правовой защиты неполной семьи, можно  сделать вывод, что системы пособий, льгот и компенсационных выплат семье позволяет констатировать их роль на уровне материального благосостояния, уровне социальной и правовой эффективности  обеспечения защиты невелика. Уровень  жизни неполных семей с детьми не претерпевает качественных изменений, несмотря на то, что в доходах  этих семей пособия на детей составляют значительную долю. В высокодоходных группах семей тем более эти  пособия и льготы не играют никакой  роли в определении уровня их жизни. Это подтверждает тезис о том, что в сложившихся в переходный период условиях жизни проблема социально-правовой защиты неполных семей приобретает  принципиально важное значение. Вместе с тем ее реализация на стадии формирования рыночной экономики нуждается в  качественно новом подходе. 

1.2. Информационная поддержка  неполных семей  в работе     социального педагога

     Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет  социальному педагогу качественно  изменить содержание, методы и организационные  формы работы. Непременным условием повышения эффективности работы социального педагога  является оптимальная информационная технология, обладающая гибкостью, мобильностью и адаптивностью к внешним воздействиям. Информационная технология предполагает умение грамотно работать с информацией и вычислительной техникой [43].

     Информационные  технологии — широкий класс дисциплин  и областей деятельности, относящихся  к технологиям управления и обработки  данных, в том числе, с применением  вычислительной техники, которые сделали  бы работу социального педагога эффективной. В настоящее время под информационными  технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, информационные технология имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения  для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения  информации [17].

     Работа  социально педагога сложна и многообразна и связана, в том числе, со сбором, анализом, систематизацией информации, с обработкой значительного числа  данных различных диагностических  исследований, с обработкой данных социологических опросов. Перед  будущим социальным педагогом стоят  задачи научиться грамотно, работать с большими объемами информации, целесообразно  использовать технические средства для работы с информацией, применять  информационные технологии в своей  профессиональной деятельности [12].

Информация о работе Информационные технологии в работе социального педагога с неполными семьями