Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 17:06, дипломная работа
Цель исследования: - определить эффективность использования электронного методического пособия «Социально-правовое обеспечение неполной семьи» в работе социального педагога с неполными семьями по оказанию информационной поддержки.
Объект исследования: - информационная поддержка неполных семей по правовым вопросам в работе социального педагога.
Предмет исследования: - информационные технологии в работе социального педагога с неполными семьями.
Гипотеза исследования: - если в работе социального педагога с неполными семьями использовать информационные технологии, то работа социального педагога с неполными семьями по правовой защите данной категории семей будет более эффективной.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы использования информационных технологий в работе социального педагога с неполными семьями 6
1.1 Анализ социальных проблем неполных семей и их правовая защита 6
1.2. Информационная поддержка неполных семей в работе социального педагога 14
Выводы по первой главе 25
Глава II. Опытно-практическая работа по апробации электронного методического материала «Социально-правовое обеспечение неполной семьи» с целью оказания информационной поддержки 26
2.1.Первичная диагностика по выявлению уровня информированности неполных семей по правовым вопросам 27
2.2.Апробация электронного методического материала «Социально–правовое обеспечение неполной семьи» как средства информационной поддержки неполных семей по правовым вопросам 33
2.3.Повторная диагностика уровня информированности по правовым вопросам неполных семей и анализ результатов исследования 39
Выводы по второй главе 47
Заключение 49
Существующие сервисы, например, feedburner.google.com, позволяют на школьном сайте или персональном блоге настроить бесплатную автоматизированную систему рассылок родителям, с помощью которой родители будут проинформированы о любом новом материале, сообщении по правовым вопросам. Для подписки родителям достаточно лишь ввести адрес электронной почты. Это позволяет оперативно информировать родителей и доносить информацию до большого количества родителей за минимальное время.
Памятки,
рекомендации, развивающие игры, заметки
и размышления социального
Таким образом, Интернет–технологии позволяют в рамках школьного сайта, блога оперативно информировать родителей о прошедших или предстоящих мероприятиях и тем самым сделать социального педагога ближе, доступнее родителям, повысить доверие к деятельности социального педагога.
Все
описанные выше активности могут
быть аккумулированы в рамках персонального
блога школьного социального
педагога. Создание личного блога
школьного социального педагога
(странички социального
Активное
внедрение информационных технологий
в деятельность социального педагога
вызвало необходимость в
Электронный методический материал «Социально – правовое обеспечение неполной семьи» содержит следующие пункты:
В электронном методическом материале «Социально-правовое обеспечение неполной семьи» подробно расписаны законы и нормативные документы по информационной поддержке неполных семей.
Представленные
возможности и их развивающий
потенциал позволяют говорить о
том, что использование Интернет
- технологий в практике работы социального
педагога с родителями из неполных
семей позволяет способствовать
развитию родительской компетентности
по правовым вопросам и выстраиванию
работы социального педагога с родителями
на качественно новом уровне [10].
Выводы по первой главе
Анализируя социальные проблемы правовой защиты неполной семьи, можно сделать вывод, что системы пособий, льгот и компенсационных выплат семье позволяет констатировать их роль на уровне материального благосостояния, уровне социальной и правовой эффективности обеспечения защиты невелика. Уровень жизни неполных семей с детьми не претерпевает качественных изменений, несмотря на то, что в доходах этих семей пособия на детей составляют значительную долю. В высокодоходных группах семей тем более эти пособия и льготы не играют никакой роли в определении уровня их жизни. Это подтверждает тезис о том, что в сложившихся в переходный период условиях жизни проблема социально-правовой защиты неполных семей приобретает принципиально важное значение. Вместе с тем ее реализация на стадии формирования рыночной экономики нуждается в качественно новом подходе.
Исходя из представленных возможностей использования Интернет - технологий в практике работы социального педагога с родителями из неполных семей позволяет способствовать развитию родительской компетентности по правовым вопросам и выстраиванию работы социального педагога с родителями на качественно новом уровне.
Таким
образом, электронный методический материал
«Социально – правовое обеспечение неполной
семьи» является доступным полноценным
источником социально – правового информационного
обеспечения неполных семей, где собраны
необходимые нормативные и законодательные
документы по защите прав неполных семей.
Он был разработан на основе данных 10 этапов,
который будет апробирован в опытно –
практической части дипломной работы
с целью оказания информационной поддержки
неполным семьям по правовым вопросам.
Глава II. Опытно-практическая работа по апробации электронного методического материала «Социально-правовое обеспечение неполной семьи», с целью оказания информационной поддержки
В
настоящее время большую
Все большее значение приобретает деятельность социального педагога по информационной поддержке неполных семей, так как в настоящее время стоит проблема информирования неполных семей по социально - правовым вопросам. В связи с этим возникает необходимость использования информационных технологий, которые сделали бы работу социального педагога эффективной.
Цель:
определить эффективность электронного
методического материала «
Задачи:
Опытно-практическая работа по информационной поддержке неполных семей по правовым вопросам проводилась на базе муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Гимназии №1», которая расположена по адресу: 453850, Республика Башкортостан, г. Мелеуз, ул. Шлычкова, 29. Руководитель образовательного учреждения Шадрин Александр Леонидович. Заместитель директора по воспитательной работе Миндиярова Людмила Алексеевна. Социальный педагог Марфина Надежда Александровна.
По микрорайону гимназии располагается жилой сектор, спортивный комплекс, городской дворец культуры, детская школа искусств, магазины и предприятия общественного питания.
В основном в гимназии обучаются дети из семей, имеющих средний или низкий материальный достаток. Состояние социальной жизни учащихся положительное, так как дети в основном проживают в благополучных семьях. По микрорайону проживают и неполные семья, в гимназии их насчитывается 167.
Опытно-практическая
работа по информационной поддержке проводилась
с родителями учащихся из неполных семей
8А и 8Б классов. Всего 13 неполных семей
(Абдурахманов А.М., Баймухаметов И.В., Биксанов
Р.С., Галиаскарова Р.М., Гильметдинов И.И.,
Камалетдинова Л.М.,Колосов В.В., Матвеев
Р.М., Мокрушина Ю.О., Невский И.А., Сафронова
С.Ю., Ситник В.Н., Шорохова Я.А.).
2.1.Первичная диагностика по выявлению уровня информированности неполных семей по правовым вопросам
Для проведения первичной диагностики по выявлению уровня информированности учащихся из неполных семей и их родителей по правовым вопросам использовался адаптированный вариант «Опросника для выявления правовой информированности у учащихся из неполных семей» Пуленко Г.А. [44].
Опросник исследования отношения родителей из неполных семей к законодательству на личностном уровне «Анкета на выявление уровня правовой культуры» (адаптированный вариант опросника Г.А. Пуленко) (см. Приложение №1)
Опросник
содержит 13 вопросов и три варианта
ответа. Опросник включает следующие
компоненты: оценка качества законов,
их справедливость; переживания по
поводу защищенности прав и свобод
неполных семей; наличие или отсутствие
обиды на государство; наличие понимания
и использования законов по социально-правовой
защите неполных семей; наличие желания
пользоваться в интернете сайтом
по социально-правовому
Для усиления надежности исследования вопросы касались всех аспектов отношений: когнитивный (наличие знаний), аффективный (незрелое правовое сознание) и конативный (обеспечивающий взаимодействие с лицами, организациями по оказанию правовой защиты).
Основываясь на рекомендации по обработке опросника, было выделено три уровня информированности по правовым вопросам:
Таблица №1
Таблица уровня информированности по правовым вопросам
№ | Уровни | Показатели информированности |
1 | 2 | 3 |
1. | Высокий | Знание всех законов по социально-правовой защите неполных семей. В полном объеме сформированы глубокие правовые знания по социально-правовому обеспечению неполных семей, имеется устойчивый интерес к правовой информации. Полностью сформированы понимание и использование этих законов в жизненных ситуациях. |
2. | Средний | Частичные знания законов о социально-правовой защите неполных семей. Семья минимально знает и понимает правовую информацию, интерес к правовой информации неустойчив, юридическими терминами пользуется редко. Частично сформированы понимание и использование этих законов в жизненных ситуациях. |
3. | Низкий | Поверхностные знания правовой документации. Минимальное понимание правовой информации, юридической терминологии, непонимание смысла закона, отсутствие стремления получения правовой информации по социально-правовой защите неполных семей. Несформированы понимание и использование этих законов в жизненных ситуациях. |
Таблица №2
Распределение неполных семей по уровням информированности по правовым вопросам по итогам первичной диагностики
№ | ФИО родителя | Кол-во баллов | Уровень |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Альберт Мухтарович А. | 15 | средний |
2. | Ильдар Вадимович Б. | 10 | средний |
3. | Ринат Сагитович Б. | 7 | низкий |
4. | Расима Минивалеевна Г. | 8 | низкий |
5. | Ильнур Ильдарович Г. | 7 | низкий |
6. | Лилия Маратовна К. | 6 | низкий |
7. | Владимир Владимирович К. | 16 | средний |
8. | Роман Михайлович М. | 8 | низкий |
9. | Юлия Олеговна М. | 12 | средний |
10. | Илья Александрович Н. | 6 | низкий |
11. | Светлана Юрьевна С. | 9 | средний |
12. | Владимир Николаевич С. | 5 | низкий |
13. | Яна Александровна Ш. | 14 | средний |
Информация о работе Информационные технологии в работе социального педагога с неполными семьями