Информационные технологии в работе социального педагога с неполными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 17:06, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: - определить эффективность использования электронного методического пособия «Социально-правовое обеспечение неполной семьи» в работе социального педагога с неполными семьями по оказанию информационной поддержки.

Объект исследования: - информационная поддержка неполных семей по правовым вопросам в работе социального педагога.

Предмет исследования: - информационные технологии в работе социального педагога с неполными семьями.

Гипотеза исследования: - если в работе социального педагога с неполными семьями использовать информационные технологии, то работа социального педагога с неполными семьями по правовой защите данной категории семей будет более эффективной.

Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретические основы использования информационных технологий в работе социального педагога с неполными семьями 6

1.1 Анализ социальных проблем неполных семей и их правовая защита 6

1.2. Информационная поддержка неполных семей в работе социального педагога 14

Выводы по первой главе 25

Глава II. Опытно-практическая работа по апробации электронного методического материала «Социально-правовое обеспечение неполной семьи» с целью оказания информационной поддержки 26

2.1.Первичная диагностика по выявлению уровня информированности неполных семей по правовым вопросам 27

2.2.Апробация электронного методического материала «Социально–правовое обеспечение неполной семьи» как средства информационной поддержки неполных семей по правовым вопросам 33

2.3.Повторная диагностика уровня информированности по правовым вопросам неполных семей и анализ результатов исследования 39

Выводы по второй главе 47

Заключение 49

Работа содержит 1 файл

работа 1.docx

— 110.32 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Башкортостан

ГОУ СПО  Стерлитамакский педагогический колледж 
 

                  Председатель  П(Ц)К педагогики, психологии и методики социальной работы                    ____________ Маврина М.А. 
                   
                   

Выпускная квалификационная работа

На тему: «Информационные технологии в работе социального педагога с неполными  семьями» 
 
 

                Выполнила

                студентка группы 52

                5 курса специальности 050711

                  «Социальная педагогика»

                Валитова  Земфира Темирхановна 

                Руководитель

                канд. пед. наук

                Ванина  Елена Сергеевна 
                 
                 
                 
                 

Стерлитамак, 2010

Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретические основы использования информационных технологий в работе социального педагога с неполными семьями 6

1.1 Анализ социальных проблем неполных семей и их правовая защита 6

1.2. Информационная поддержка неполных семей в работе социального педагога 14

Выводы по первой главе 25

Глава II. Опытно-практическая работа по апробации  электронного методического материала «Социально-правовое обеспечение неполной семьи» с целью оказания информационной поддержки 26

2.1.Первичная диагностика по выявлению уровня информированности неполных семей по правовым вопросам 27

2.2.Апробация электронного методического материала «Социально–правовое обеспечение неполной семьи» как средства информационной поддержки неполных семей по правовым вопросам 33

2.3.Повторная диагностика уровня информированности по правовым вопросам неполных семей и анализ результатов исследования 39

Выводы по второй главе 47

Заключение 49

Приложение 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Современный период развития  общества характеризуется сильным  влиянием на него компьютерных  технологий, которые проникают во  все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных  потоков в обществе, образуя глобальное  информационное пространство. Неотъемлемой  и важной частью этих процессов  является компьютеризация образования.  В настоящее время в России  идет становление новой системы  образования, ориентированного на  вхождение в мировое информационно-образовательное  пространство. Проникновение современных  информационных технологий в  сферу образования позволяет  социальному педагогу качественно  изменить содержание, методы и  организационные формы работы. Компьютер  сегодня – это мощнейший инструмент  получения и обработки информации, возможности компьютерных и сетевых  технологий, их быстродействие потрясают  воображение. Поэтому совершенно  естественно внедрение этих средств  в работу социального педагога  с неполными семьями.

     Работа  социально педагога сложна и многообразна и связана, в том числе, со сбором, анализом, систематизацией информации, с обработкой значительного числа  данных различных диагностических  исследований, с обработкой данных социологических опросов. Социальный педагог должен грамотно работать с  большими объемами информации, целесообразно  использовать технические средства для работы с информацией, применять  информационные технологии в своей  профессиональной деятельности.

     Проблема  широкого применения информационных технологий в работе социального педагога еще  до конца не изучена и требует  дальнейшего исследования. Но эта проблема не осталась неизученной, теоретические основы к исследованию проблемы внесли свой вклад социологи  В.М. Боер, И.Г. Захарова, Н.А. Болсуновская, Ю.Е. Алешина. В работах Т.С. Зубкова были изучены основные направления работы социального педагога с неполными семьями в области их правовой защиты.

     В настоящее время стоит проблема информирования неполных семей по социально-правовым вопросам. Для решения данной проблемы социальному педагогу необходимо использовать в своей деятельности информационные технология, которые  сделали бы работу социального педагога эффективной.

     Таким образом, внедрение информационных технологий в работу социального  педагога с неполными семьями  в настоящее время является актуальной.    

     Цель  исследования: - определить эффективность использования электронного методического пособия «Социально-правовое обеспечение неполной семьи»  в работе социального педагога с неполными семьями по оказанию информационной поддержки.

   Объект исследования: - информационная поддержка неполных семей по правовым вопросам в работе социального педагога.

   Предмет исследования:  - информационные технологии в работе социального педагога с неполными семьями.

   Гипотеза исследования: -  если в работе социального педагога с неполными семьями использовать информационные технологии, то работа социального педагога с неполными семьями по правовой защите  данной категории семей будет более эффективной.

     Задачи  исследования:

  1. Изучить и систематизировать знания по педагогике, психологии, методике и технологии работы социального педагога, информатике, сайтостроению и  информационным технологиям.
  2. Охарактеризовать  социальные проблемы неполных семей и их правовую защиту.
  3. Раскрыть особенности информационной поддержки социального педагога неполным семьям по правовым вопросам.
  4. Апробировать электронный методический материал «Социально – правовое обеспечение неполной семьи» в работе социального педагога с неполными семьями.

      База  опытно – практической работы: г.Мелеуз, МОБУ «Гимназия №1».

     Методы  исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, документации; эмпирические - наблюдение, тестирование, беседы с детьми и взрослыми участниками образовательного процесса, эксперимент; статистические - количественный, качественный  и сопоставительный анализ данных, полученных в ходе исследования, и их обработка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Теоретические основы использования информационных технологий в работе социального педагога с неполными семьями

1.1 Анализ социальных  проблем неполных  семей и

их  правовая защита

     Родительский  дом для ребенка — первая, главная  и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной.

     Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Такая семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания [21, С. 75-80].

      Основной  причиной нарушения семейных отношений  по                   В.Я. Титаренко  является проявление у одного или обоих супругов «потребностей, которые в детстве не удовлетворялись родителями. Взрослый человек выбирает партнера, с которым ему легче воспроизвести ситуацию, неразрешенную в детстве, вернуться к своим проблемам и конфликтам. Так возникает «невротическая семья»: в ней муж и жена воспроизводят ситуации «непроигранные», «нерешенные» в детстве, но не решают их. Вместе с тем психотерапевты обнаруживают важнейшую закономерность: неосознанную тенденцию повторять модель отношений своих родителей в собственной семье» [47].

    Среди проблем неполных семей в большинстве случаев особенно остро стоит проблема экономического характера.  Анализ системы пособий, льгот и компенсационных выплат неполной семье позволяет констатировать, что их роль в уровне материального благосостояния, уровне социальной и правовой эффективности защиты семьи невелика. Уровень жизни неполных семей с детьми не претерпевает качественных изменений, несмотря на то, что в доходах этих семей пособия на детей составляют значительную долю. В высокодоходных группах семей тем более эти пособия и льготы не играют никакой роли в определении уровня их жизни. Это подтверждает тезис о том, что в сложившихся в переходный период условиях жизни проблема правовой защиты семей приобретает принципиально важное значение. Вместе с тем ее реализация на стадии формирования рыночной экономики нуждается в качественно новом подходе [2, С. 60 - 72].

     Формы социально - правовой защиты, кроме  традиционно сложившихся, обусловлены  поддержанием необходимого уровня обеспеченности неполных семей жизненно важными  продуктами питания, одеждой, обувью, необходимыми услугами: включая недостающие средства на покупку жилья, получение образования, детского отдыха, спорта, здоровья. Роль этих форм социально-правовой защиты семье  с детьми по мере становления рыночной экономики в стране, развития рынка  жилья, страховой медицины и платных  услуг здравоохранения, а также  коммерциализации образования, будет  возрастать. Для социально-педагогической деятельности важными аспектами  является содействие в получении  образования, бесплатных путевок на спортивно-оздоровительные лагеря и выделении средств для медицинских  услуг.

     Сегодня семья, как никогда, требуется социальная помощь и защита государства - не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная. Большую роль в этом играет реализация государственной семейной политики, в том числе система организации  территориальных служб и, прежде всего, центров помощи семьи и  детям, что в целом составляет социальное обслуживание семьи [5].

     Социальное  обслуживание - понятие в нашей  жизни, совсем недавно вошедшее в  обиход. На первый взгляд можно представить, что такое обслуживание заключается  в оказании натуральной и материальной помощи. Однако под этим мы понимаем повседневную социальную работу с семьей, включающую все аспекты социальной поддержки, реабилитации, адаптации, защиты, а также активизацию потенциала ее собственных возможностей выживания в условиях дестабилизации общества.

     Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Правы те, кто полагает, что  издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов [50].

     Даже  самая заботливая женщина в неполной семье, физически не имеет достаточно времени для воспитания своего ребенка. Из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери дети предоставлены  сами себе[7].

     Специфический образ жизни семьи с одним  родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье может  явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В материнских  неполных семьях мальчики не видят  примера мужского поведения в  семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного  представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Поведение незамужней матери в семье во многом обусловлено отсутствием второго родителя. Это влияет и на социализацию воспитывающихся в материнских неполных семьях девочек, искажает их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери. Дети, воспитывающиеся в монородительских семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни в частности. Педагогика оценивает показатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериев эффективности семейного воспитания. При этом ребенок выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление этой составляющей воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи с отсутствием одного родителя. В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам добавляются отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным.

Информация о работе Информационные технологии в работе социального педагога с неполными семьями