Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 17:06, дипломная работа
Цель исследования: - определить эффективность использования электронного методического пособия «Социально-правовое обеспечение неполной семьи» в работе социального педагога с неполными семьями по оказанию информационной поддержки.
Объект исследования: - информационная поддержка неполных семей по правовым вопросам в работе социального педагога.
Предмет исследования: - информационные технологии в работе социального педагога с неполными семьями.
Гипотеза исследования: - если в работе социального педагога с неполными семьями использовать информационные технологии, то работа социального педагога с неполными семьями по правовой защите данной категории семей будет более эффективной.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы использования информационных технологий в работе социального педагога с неполными семьями 6
1.1 Анализ социальных проблем неполных семей и их правовая защита 6
1.2. Информационная поддержка неполных семей в работе социального педагога 14
Выводы по первой главе 25
Глава II. Опытно-практическая работа по апробации электронного методического материала «Социально-правовое обеспечение неполной семьи» с целью оказания информационной поддержки 26
2.1.Первичная диагностика по выявлению уровня информированности неполных семей по правовым вопросам 27
2.2.Апробация электронного методического материала «Социально–правовое обеспечение неполной семьи» как средства информационной поддержки неполных семей по правовым вопросам 33
2.3.Повторная диагностика уровня информированности по правовым вопросам неполных семей и анализ результатов исследования 39
Выводы по второй главе 47
Заключение 49
Результаты исследования показали, что шесть семей (Альберт Мухтарович А., Ильдар Вадимович Б., Владимир Владимирович К., Юлия Олеговна М., Светлана Юрьевна С., Яна Александровна Ш.) относятся к среднему уровню информированности по правовым вопросам – от 9 до 16 баллов. У них наблюдается частичные знания законов по социально-правовой защите неполных семей, минимальное знание и понимание правовой информации, неустойчивый интерес к правовой информации, юридическими терминами пользуются редко. Частично сформированы понимание и использование этих законов в жизненных ситуациях. Семьи не владеют информацией о месте нахождения и наличии официальных органов по правовой защите неполных семей. За правовой информацией обычно обращаются к соседям, знакомым и интернетом почти вообще не пользуются.
Семь семей (Ринат Сагитович Б., Расима Минивалеевна Г., Ильнур Ильдарович Г., Лилия Маратовна К., Роман Михайлович М., Илья Александрович Н., Владимир Николаевич С.) относятся к низкому уровню информированности по правовым вопросам – от 0 до 8 баллов. Для этих семей характерно поверхностные знания правовой документации. Минимальное понимание правовой информации, юридической терминологии, непонимание смысла закона, отсутствие стремления получения правовой информации по социально-правовой защите неполных семей. Несформированы понимание и использование этих законов в жизненных ситуациях. По вопросам информационной правовой поддержки неполных семей ни куда не обращаются и не владеют информацией о месте нахождения и наличия официальных органов по правовой защите неполных семей. В поиске информации по правовой защите неполных семей интернетом не пользуются.
Первичная
диагностика показала, что с высоким
уровнем информированности
Методика «Опросник на выявление правовой информированности у учащихся из неполных семей» (адаптированный вариант опросника Г.А.Пуленко) (см. Приложение № 2).
Методика «Опросник на выявление правовой информированности у учащихся из неполных семей» (адаптированный вариант опросника Г.А.Пуленко) использовалась с целью диагностики уровня информированности учащихся из неполных семей по правовым вопросам, а так же на знания нормативных документов по защите прав учащихся действующего законодательства в Российской Федерации. Методика включает в себя 14 утверждений, каждое из которых необходимо оценить применительно к своей жизни при помощи вариантов ответов (полный вариант методики дан в Приложении № 2). При интерпретации подсчитывается количество каждого из вариантов ответа. По результатам обработки данных диагностики мы определили 3 уровня информированности по правовым вопросам: «высокий», «средний», «низкий»:
Таблица №3
Таблица уровней правовой информированности
№ | Уровни | Показатели информированности |
1 | 2 | 3 |
1. | Высокий | Знание законов и других нормативных документов по правам и обязанностям учащихся. В полном объеме сформированы глубокие правовые знания по социальным и государственным гарантиям прав граждан в области образования, имеется устойчивый интерес к правовой информации. Полностью сформированы понимание и использование правовых знаний в области защиты учащихся в жизненных ситуациях. |
2 | Средний | Частичные знания законов и других нормативных документов по правам и обязанностям учащихся. Ребенок минимально знает и понимает правовую информацию, интерес к правовой информации неустойчив. Частично сформированы понимание и использование правовых знаний по защите учащихся в жизненных ситуациях. |
3. | Низкий | Поверхностные знания правовой документации по защите учащихся в области образования. Минимальное понимание правовой информации, непонимание смысла закона, отсутствие стремления получения правовой информации по социальным и государственным гарантиям прав граждан в области образования. Несформированы понимание и использование этих законов в жизненных ситуациях. |
Таблица №4
Распределение учащихся из неполных семей по уровням правовой информированности
№ | Фамилия, имя | Кол-во баллов | Уровень |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | А. Алина | 11 | средний |
2. | Б. Ильнур | 20 | высокий |
3. | Б. Эльвира | 7 | низкий |
4. | Г. Ринат | 13 | средний |
5. | Г. Элина | 9 | низкий |
6. | К. Лиана | 6 | низкий |
7. | К. Николай | 11 | средний |
8. | М. Артем | 8 | низкий |
9. | М. Светлана | 14 | средний |
10. | Н. Мария | 8 | низкий |
11. | С. Дмитрий | 12 | средний |
12. | С.Анастасия | 5 | низкий |
13. | Ш. Николай | 8 | низкий |
Результаты исследования показали, что один учащийся Б. Ильнур относится к высокому уровню правовой информированности – от 18 до 27 баллов. У него наблюдается знание законов других нормативных документов по правам и обязанностям учащихся в области образования. В полном объеме сформированы глубокие правовые знания по социальным и государственным гарантиям прав граждан в области образования, имеется устойчивый интерес к правовой информации и наблюдается желание изучать свои права в рамках изучения школьных предметов.
Пять учащихся (А. Алина, Г. Ринат, К. Николай, М. Светлана, С. Дмитрий) относятся к среднему уровню правовой информированности - от 10 до 18 баллов. У учащихся наблюдаются частичные знания законов и других нормативных документов по правам и обязанностям учащихся. Ребенок минимально знает и понимает правовую информацию, интерес к правовой информации неустойчив. Частично сформированы понимание и использование правовых знаний по защите учащихся в жизненных ситуациях.
Семь учащихся (Б. Эльвира, Г. Элина, К. Лиана, М. Артем, Н. Мария, С. Анастасия, Ш. Николай) относятся к низкому уровню правовой информированности. Для этих детей характерно поверхностное знание правовой документации по защите учащихся в области образования. Минимальное понимание правовой информации, непонимание смысла закона, отсутствие стремления получения правовой информации по социальным и государственным гарантиям прав граждан в области образования. Несформированы понимание и использование этих законов в жизненных ситуациях.
Таким
образом, первичная диагностика
показала, что у родителей учащихся
8А и 8Б классов из неполных семей
МОБУ «Гимназии №1» шесть семей
(Альберт Мухтарович А., Ильдар Вадимович
Б., Владимир Владимирович К., Юлия Олеговна
М., Светлана Юрьевна С., Яна Александровна
Ш.) относятся к среднему уровню информированности
по правовым вопросам. К низкому
уровню правовой информированности
– семь семей (Ринат Сагитович
Б., Расима Минивалеевна Г., Ильнур Ильдарович
Г., Лилия Маратовна К., Роман Михайлович
М., Илья Александрович Н., Владимир
Николаевич С.). А проанализировав
первичную диагностику у
Выявленные
проблемы обусловили необходимость
разработки электронного методического
материала «Социально-правовое обеспечение
неполной семьи», способствующего эффективной
информационной поддержки по правовым
вопросам со стороны социального
педагога.
2.2.Апробация электронного методического материала «Социально–правовое обеспечение неполной семьи» как средства информационной поддержки неполных семей по правовым вопросам
Основной целью апробации электронного методического материала «Социально – правовое обеспечение неполной семьи» является информационная поддержка неполных семей по правовым вопросам, которая включает в себя знакомство родителей и учащихся с основными законами действующего законодательства по защите интересов неполных семей.
Апробация электронного методического материала осуществляется в различных формах работы с родителями и учащимися: беседы; лектории; консультации; родительские собрания; индивидуальные консультации; педагогические практикумы, когда родителям предлагаются различные ситуации, где необходимо найти выход, дать совет или рекомендацию, объяснить свою позицию; классные часы.
Для
наполнения содержания этих мероприятий
использовалась информация из электронного
материала «Социально-правовое обеспечение
неполной семьи». Кроме этого, был
организован для родителей
Первое
мероприятие с родителями проводилось
в форме беседы. Целью беседы являлось
обратить внимание родителей на социально-правовое
положение неполных семей в современном
обществе, раскрыть основные проблемы
неполных семей и пути их решения.
Основной задачей беседы стало, познакомить
родителей с основными законами
по социально-правовой защите неполных
семей. В ходе беседы родители были
ознакомлены электронным
2. Лекторий №1: «Проект федерального закона «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации»» (см. Приложение №4).
Родительское
собрание проводилось в форме
лектория, целью, которой являлось познакомить
родителей проектом федерального закона
«Об основах государственной
поддержки семьи в Российской
Федерации» и основными статьями
государственной поддержки
Родительское собрание проводилось в форме лектория, целью которой являлось познакомить родителей законом Республики Башкортостан «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Башкортостан». Во время лектория были перечислены и раскрыты статьи закона, а на интерактивной доске была продемонстрирована презентация, раскрывающая основные статьи закона Республики Башкортостан «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Башкортостан». Проанализировав с родителями основные статьи закона Республики Башкортостан «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республики Башкортостан» можно было сказать, что данный закон поможет им решить вопросы по правовой защите неполных семей. Родители были заинтересованы законами по защите неполных семей и принимали активное участие в беседы, задавали вопросы о доступе к сайту «Социально-правовое обеспечение неполной семьи».
Целью беседы являлось проконсультировать родителей по правовой защите неполных семей и социальной поддержке, а так же познакомить федеральными денежными выплатами неполным семьям. Во время беседы были проанализированы нормативные акты, как общего, так и специального назначения, регулирующие отношения по правовой защите неполных семей. Были перечислены основные федеральные денежные выплаты неполным семьям и трудовые гарантии матерям одиночкам. На интерактивной доске была продемонстрирована страничка с электронного материала по правовой защите и социальной поддержке неполных семей, и таблица федеральных денежных выплат неполным семьям. В конце беседы родителями поделились ситуациями встречающих в жизни по защите и поддержке неполных семей, и попытались найти выход, дать совет или рекомендации, и объяснить свою позицию.
Информация о работе Информационные технологии в работе социального педагога с неполными семьями