Информационные технологии в работе социального педагога с неполными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 17:06, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: - определить эффективность использования электронного методического пособия «Социально-правовое обеспечение неполной семьи» в работе социального педагога с неполными семьями по оказанию информационной поддержки.

Объект исследования: - информационная поддержка неполных семей по правовым вопросам в работе социального педагога.

Предмет исследования: - информационные технологии в работе социального педагога с неполными семьями.

Гипотеза исследования: - если в работе социального педагога с неполными семьями использовать информационные технологии, то работа социального педагога с неполными семьями по правовой защите данной категории семей будет более эффективной.

Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретические основы использования информационных технологий в работе социального педагога с неполными семьями 6

1.1 Анализ социальных проблем неполных семей и их правовая защита 6

1.2. Информационная поддержка неполных семей в работе социального педагога 14

Выводы по первой главе 25

Глава II. Опытно-практическая работа по апробации электронного методического материала «Социально-правовое обеспечение неполной семьи» с целью оказания информационной поддержки 26

2.1.Первичная диагностика по выявлению уровня информированности неполных семей по правовым вопросам 27

2.2.Апробация электронного методического материала «Социально–правовое обеспечение неполной семьи» как средства информационной поддержки неполных семей по правовым вопросам 33

2.3.Повторная диагностика уровня информированности по правовым вопросам неполных семей и анализ результатов исследования 39

Выводы по второй главе 47

Заключение 49

Работа содержит 1 файл

работа 1.docx

— 110.32 Кб (Скачать)

     Основными направлениями работы социального  педагога с неполными семьями – информирование и поддержка родителей в воспитании детей; помощь в определении их физических, психологических и социальных нужд; социальное и терапевтическое содействие семьям в трудном положении; юридическая помощь и советы, с тем, чтобы предотвратить все формы эксплуатации (насилие, правонарушения), как физические, так и психологические.

     Помощь  в информировании направлена на обеспечение  семьи информацией по вопросам социально - правовой защиты. Она проводится в  форме консультирования. Вопросы  могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного  законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.

     Социальный  педагог при работе с семьей выступает  в трех основных ролях:

     Советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей  и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.

     Консультант – консультирует по вопросам семейного  законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует  о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального  развития и воспитания ребенка в  семье.

     Защитник  – защищает права ребенка в  случае,  когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение  к детям) и вытекающими из этого  проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям [22, с. 176 - 184].

     Внедрение следующих информационных технологий в работу социального педагога с  неполными семьями, повысит эффективность  деятельности социального педагога:

Работа  с интернетом

    В настоящее время информационные технологии все шире входят в жизнь  человека, меняют ее, формирует новые  потребности и открывает возможности, которые не были доступны ранее. Социальные сети, Интернет–документы, программы  для дистанционных коммуникаций, совместной деятельности, форумы, блоги, Wiki – все это активно используется современными родителями, школьниками  и они заинтересованы в том, чтобы  выстраивать отношения со школой на основе современных технологий. Появилось даже понятие в мировой  практике –web 2.0 образование –основанное на использование в учебно–воспитательном процессе Интернет –сервисов [5].

     При использование интернета во взаимодействии социального педагога с неполной семьей, семья сможет:

  • Оперативно получать информацию о том, что происходит и будет происходить в школе, а так же об  изменениях в законе по социально – правовой защите неполных семей;
  • Оперативно получать консультации разных специалистов, в том числе социальных педагогов по вопросам правовой защиты неполных семей;
  • Повысить родительскую грамотность по социально – правовым вопросам.

     Все эти потребности должны найти  отражение в организации взаимодействия социального педагога школы с  родителями.

     Для реализации этих возможностей появился проект «Социальное образование», реализуемых  в рамках федеральной целевой  программы развития образования  РФ и направленный на внедрение новых  Интернет технологий в практику работы социального педагога с родителями. Использование новых технологий социальными педагогами не должно рассматриваться  как дань моде и желание идти на поводу у родителей. Наоборот, внедрение  Интернет –технологий должно быть целесообразным и способствовать повышению  эффективности деятельности социального  педагога в работе с родителями по правовым вопросам.

     Так, в настоящее время можно говорить о том, что внедрение Интернет технологий в практику работы социального педагога с родителями по правовым вопросам позволит специалисту:

  • сделать деятельность социального педагога видимой для родителей за счет оперативности освещения и возможности для родителей быть в курсе того, что конкретно делают социальные педагоги в школе;
  • повысить оперативность реагирования на запросы родителей;
  • повысить доступность социально – правовых услуг для родителей;
  • обеспечить системную постоянную поддержку родителям, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями, или родителям, чьи дети обучаются в форме экстерната, домашнего обучения;
  • предоставить родителям достаточное количество ресурсов по воспитанию, обучению, развитию ребенка, которые родители могут использовать в удобное для них время;
  • организовать дистанционное просвещение и обучение родителей по правовой защите неполных семей, которое не привязано к конкретному времени и месту;
  • сократить время для обработки материалов анкетирования родителей, за счет использования Интернет–анкет;
  • получить новые инструменты отслеживания эффективности деятельности социального педагога с родителями за счет использования статистики сайта, анализа сетевых продуктов деятельности родителей, сетевых анкет.

     Таким образом, грамотное использование Интернет–технологий позволяет сделать деятельность социального педагога с родителями более эффективной, а родителей – более компетентными в социально-правовых вопросах.

     Говоря о конкретных технологиях использования Интернет в практике работы социального педагога с родителями, можно отметить следующие возможности:

   Проведение  Интернет–анкетирования родителей

     Существующий  сервис Google Документы http://docs.google.com позволяет социальному педагогу  создать Интернет–анкеты, тесты и опросники доступ к прохождению которых осуществляется с помощью ссылки, которая генерируется автоматически при создании анкеты. После заполнения анкеты вся информация в автоматическом режиме обрабатывается и аккумулируется в специальных таблицах, а специалист получает отчет с диаграммами и статистикой.

   Проведение  дистанционного консультирования родителей

     Консультирование  может быть организовано с помощью  бесплатных программ, которые позволяют  выстраивать консультации в режиме реального времени –Skype, ICQ, mail.ru Агент, Google-wave, форум, Friendfeed.com, Gtalk, а также  с помощью специальных Интернет–форм  связи с социальным педагогом, которые  размещаются в блоге социального  педагога, на сайте школы.

Организация сетевого проектирования, марафона идей по решению  социально - правовых проблем

     Такая форма предполагает, что родители, социальный педагог, возможно учитель  собираются в сети и продумывают  пути решения нестандартной ситуации. Это «мозговой штурм», где идет составление списка идей с последующей  оценкой и выбором нескольких наиболее адекватных ситуации. В качестве примера можно привести – совместное проектирование родителями и социальным педагогом в Интернет–среде Friendfeed.com квеста для учащихся их неполных семей, в ходе которого обдумывались мероприятия  по работе с ними. В данной ситуации родители вместе с социальным педагогом  обозначили проблему, после чего в  Интернете формировали варианты ее решения, а реальной жизни встретились  лишь для уточнения и принятия окончательного решения. В качестве сред для сетевого проектирования могут  выступать Skype, Google-wave, форум, Friendfeed.com, форум, блог, Wiki-wiki.

Проведение  группового консультирования родителей с использованием Интернет

     Проведение  группового консультирования родителей  по правовым вопросам может быть усовершенствовано  и выведено на качественно новый  уровень в связи с появлением Интернет–технологий. Благодаря Интернет - технологиям появляются разные варианты проведения группового консультирования. В частности, стало возможным провести полностью дистанционное групповое консультирование в сети Интернет, очное консультирование группы родителей завершить или начать виртуальной частью, а также использовать Интернет непосредственно в аудитории для проведения консультирования.

     Особенностью  организаций собраний с использованием Интернет является то, что они ставят и социального педагога и родителей  в деятельностную позицию, что способствует развитию профессиональных компетенций  специалиста и повышения компетентности родителей по правовым вопросам. Собрание с использованием Интернет может  быть организовано в блоге, на сайте  школы, среде Friendfeed.com, campus.ru, среде Wiki-wiki.

     В рамках группового консультирования с  использованием Интернет можно организовывать следующую активность родителей  в предлагаемом для собрания Интернет -пространстве:

  • показывать ресурсы Интернет;
  • обсуждать социально - правовые вопросы;
  • создавать совместный продукт, разрабатывать варианты решения проблем, проекты мероприятий;
  • обмениваться опытом;
  • визуализировать результаты и предъявлять их;
  • анализировать ресурсы Интернет, работать с предложенными материалами, обсуждать видео и аудиоматериалы;
  • создавать и обсуждать родительские истории успеха;
  • включать родителей в имеющиеся сетевые родительские проекты.

     Разработка и проведение дистанционных услуг по социально  – правовым вопросам, акций для  родителей как непрямых форм повышения  родительской компетентности

     Интернет–технологии открывают путь к возможностям организации  дистанционных форм повышения родительской компетентности по правовым вопросам. В частности, можно выделить несколько технологий, которые могут быть реализованы на родительской аудитории:

  • проведение Интернет–квестов для родителей;
  • проведение вебинаров;
  • проведение сетевых акций;
  • проведение детско–родительских мероприятий.

     Интернет–квест  – это популярная игра, в ходе которой участники должны пройти по специализированному маршруту и  выполнить задания. Продвижение  по игре возможно только при выполнении заданий.

     Подобные  игры можно организовать в Интернете  для родителей для формирования родительской компетентности по правовым вопросам. Развивающие возможности  квеста достигаются за счет того, что:

  1. Квест – популярная востребованная форма в несетевом мире и ее использование создает дополнительную мотивацию для участников по включению в деятельность
  2. Задания квеста составляются таким образом, чтобы поставить участников в деятельностную позицию, в ходе которой они должны анализировать ситуацию, предлагать свои способы действий, искать пути решения и т.д. Все это способствует усвоению знаний без прямой их передачи.
  3. Квест дает возможность участникам через систему заданий, подсказок, помощи отслеживать собственное продвижение, осуществлять рефлексию того, что они делают, а также позволяют участникам с разным уровнем подготовленности включиться в игру.

     Сетевые акции для родителей, организуемые в рамках блогов, сайтов, в среде Wiki, friendfeed.com, позволяют включить родителей  в небольшую по объему и времени  деятельность, в ходе которой родители, участвуя в активности делятся опытом с другими родителями, предлагают варианты решения, высказывают собственные  мнения, получают обратную связь для  детей, и т.д. Тем самым идет непрямое усвоение знаний, обмен опытом с другими родителями, рефлексия собственной модели воспитания.

     Вебинары  – это Интернет–встречи с людьми, интересными для родителями, например, в среде Skype, где родители могут  в режиме реального времени задать вопросы гостям по правовым вопросам, выслушать их выступления, комментарии  на определенные темы или, если не было возможности присутствовать на мероприятии, то можно скачать видео, аудиоматериалы с выступлениями гостей или заранее  оставить вопрос.

     Сетевые детско-родительские мероприятия позволяют  родителям и детям увидеть  разные точки зрения, по-иному посмотреть друг на друга, согласовать позиции. Это дает возможность родителям  эффективно решать конфликты, получать обратную связь от детей, совместно  действовать с собственным ребенком, что также способствует развитию родительской компетентности.

Информация о работе Информационные технологии в работе социального педагога с неполными семьями