Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 20:57, курсовая работа
Цель настоящей работы: разработать методические рекомендации по формированию социокультурной компетентности, как основы межкультурного общения.
Задачи исследования:
- уточнить сущность социально-культурной компетенции обучаемых;
- обосновать возможности уроков иностранного языка при формировании социально-культурной компетенции обучаемых;
- разработать модель формирования социально-культурной компетенции обучаемых и экспериментально ее проверить.
Введение
Глава 1. Теоретические основы процесса формирования социально-культурной компетенции обучаемых
1.1. Сущность социально-культурной компетенции обучаемых
1.2. Обоснование средств формирования социально-культурной компетенции обучаемых
(на уроках иностранного языка)
Выводы по первой главе
Глава 2. Процесс формирования социально-культурной компетенции обучаемых на уроках иностранного языка
2.1. Практическая реализация средств формирования социально-культурной компетенции обучаемых на уроках иностранного языка
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы.
Выводы по второй главе
Заключение
Литература
Приложения
С учетом класса учитель может продолжить (развернуть) беседу в любом направлении.
Игра может проводиться в режиме:
1) группа А – группа В;
2) ученик А – ученик В.
Контроль проводится самими учащимися. Скрытый контроль проводится учителем.
В конце игры учащиеся вместе с учителем подводят итоги и определяют, насколько были достигнуты цели. Кроме того, учителем могут быть предложены следующие комбинации:
- самый интересный вопрос;
- самый полный ответ;
- самый эрудированный игрок;
- самый оригинальный ответ (вопрос) и т.д.
Победители награждаются аплодисментами и… (на усмотрение учителя).
What…? Who…? Why…? When…? Which…? How…? |
| В помощь учителю: 1926 – год рождения Елизаветы II 1789 – Великая Французская революция 1991 – объединение Германии 1666 – пожар в Лондоне |
AdventuresofBilboBaggins
Данная игра может проводиться в нескольких режимах работы:
1) учитель – класс. Учитель помещает карту путешествия на доску (все письменные задания ученики выполняют в рабочих тетрадях);
2) учитель – ученик 1, ученик 2, ученик 3… Учитель копирует игру и раздает каждому ученику (ученики выполняют письменные задания карандашом). В этом случае можно организовать соревнование: кто быстрее поможет Bilbo найти драгоценный камень;
3) учитель – группа 1, группа 2… Игра может выполняться в группах по 2-3 человека (соревновательная форма).
Учитель: Many people lake travelling. They would like to see new, interesting places. Fairy-tale characters are great globe-trotters too. Do you know any of them? Do you want to get acquainted with one of them? Ученики: Yes, of course. Учитель: So his name is Bilbo Baggins. He is a hobbit. Bilbo is from a book by J.R.R. Tolkien. You see, Bilbo is very kind. He wants to help the dwarfs to find their precious stone. So Bilbo starts off his trip. Would you like to join him? Ученики: We would like to join Bilbo. Учитель: You are very brave. Here is the map of your route. (предъявляетсяигра) Follow the instructions carefully, do (perform) all the tasks properly (correctly) and you will receive a hint (подсказку) for every correct answer. Hints will help you to find the precious stone. Ex. 1. But before you start you should pack your things up. Experienced (опытные) travellers always make a list of them not to forget something. So write down what you will take. Begin like this: I will take… I will need…
|
Если ученики затрудняются ответить, вы можете предложить им свой вариант (e.g. kolobok? lyaguschkaputeschestvennitsa?)
Если ученики никогда не слышали об этой книге, вы можете предложить им краткую справку на русском или английском языке (Джон Рональд Рэул Толкиен написал сказку о хоббите, волшебном маленьком существе и о его удивительных приключениях. В книге J.R.R. Tolkien “TheHobbit” храбрый Bilbo помогает гномам найти сокровища). Перед уроком Вы заготавливаете несколько комплектов букв из слова FRIENDSHIP (см. окончание игры), контролируете выполнение заданий и за правильно выполненные задания раздаете ученикам по одной букве из слова (не обязательно по порядку). Если ученики затрудняются выполнить задание, предложите им следующую подсказку ПОДСКАЗКА НАЧИНАЮЩЕМУ ПУТЕШЕСТВЕННИКУ Whatfoodwillyoutake? What clothes will you need? Will you take books?
|
Ход 1: чтобы попасть в волшебную страну, ученикам необходимо вписать пароль (либо в игру, либо в тетрадь), который представляет собой ответы на 3 вопроса (проверяется умение учеников представляться).
* Здесь и далее возможные варианты работы будут отмечаться звездочкой.
Если игра проводится в более слабом классе, Вы можете вписать начала ответов, регулируя тем самым степень сложности задания. Например:
My name is… I’m… years old.
… name is… Iamfrom…
I’m…
Ход 2: ученикам предлагается разгадать ребус. Зашифрованное слово – LochNess.
* Вы можете упростить задание, предложив ученикам рисунок с изображением Лохнесского чудовища и усложнить, предложив рассказать о том, почему это озеро считается загадочным.
Ход 3: ученикам предлагается следующий текст для аудирования, прослушав который необходимо догадаться о каком городе идет речь.
There are a lot of attractions: Trafalgar Square, The Barbican Art Gallery. It is famous for its large parks with charming flowers. ManypeoplecomeheretoseetheQuee
Вы можете прочитать этот текст сами, либо предложить ученикам начитанный кем-то текст.
* Используйте в тексте для аудирования другую дополнительную информацию. Принесите различные фотографии, открытки с изображением достопримечательностей Лондона. Это поможет ученикам при изображении одного из символов города.
Ход 4: ученикам необходимо исправить 4 ошибки в правописании слов (с помощью карандаша непосредственно в карте или записать правильные варианты в тетрадь).
Ход 5: 1) необходимо воссоздать меню, дописав отсутствующие буквы в следующие слова (cornflakes, orangejuice, fishandchips, Yorkshirepudding, Cornishpastry);
2) ученикам предлагается ответить на вопрос: Whatwouldyouliketoeat? (fromthemenu).
В случае затруднения скажите, что бы выбрали Вы (Ваше высказывание будет служить образцом для учеников).
Ход 6: ученикам необходимо вписать английские эквиваленты русских пословиц либо прямо в карту путешествия, либо в тетрадь.
Ход 7: ученикам предлагается разгадать кроссворд “ThesymbolsofHalloween”. Использованные в кроссворде слова: which, bat, pumpkin, ghost.
* Предложите ученикам назвать другие символы Halloween или рассказать о том, что они знают об этом празднике.
Ход 8: ученики угадывают по звукам, доносящимся из зоопарка, какие животные живут там (afrog, anowl, apig, asnake, acat).
Ход 9: учащиеся должны помочь Bilbo написать отчет о своих приключениях. Они могут использовать следующие глаголы, предварительно написанные Вами на доске: visited, saw, haddinner, wentto, met, crossed.
Итак, после того как ученики прошли все испытания вместе с Bilbo, Вы обращайтесь к ним:
Учитель: So you were very brave and smart and you have collected several letters. They will help you to make a word. The word consists of 9 letters. Itissomethingthatonlytruefrien
Все ученики собрали разное количество букв и пытаются разгадать зашифрованное слово. Обратите их внимание на значение суффикса ship. После того, как большая часть класса догадалась, что это слово friendship, Вы открываете закрытую часть доски, на которой нарисован алмаз, с вписанным в него словом friendship и написанным для них посланием:
Hurrah! You have found the precious stone the dwarfs were looking for (искали). It is friendship. It is good when every person has such a stone. Today you have found one more friend. His name is Bilbo Baggins. And if you would like to know more about his adventures (приключениях) read the book “The Hobbit” by Tolkien.
Фрагмент урока формирования композиционных навыков письма по теме “Pets” (животные).
Примерная формулировка проблемы: Pet’sCraze? Most of the British spend a lot of time taking care of their pets. They take pets as members of their families. There are dog hotels, Rest Homes for horses in Britain. One in ten people own a dog or a cat. What is this? Pet’s craze? On the one hand, pets are so devoted to their owners and demand nothing in return. One the other hand, pets are so interesting to observe that people can’t imagine their life without them. Упр. 1. Here are some snapshots (смотривконцерубрики) of curious events connected with pets. What do they show? What has happened? I’ve written two expositions to these photos. Explain, which exposition corresponds to a certain photo. Упр. 2. As you see, one of the pictures doesn’t have an exposition. What do you think has happened to the characters of this photo at the beginning/ What could have happened before the photo was taken (write your own vision). Do you find your neighbor’s exposition interesting? Is it written property? Упр. 3. There are several viewpoints of different onlookers of the events at different time. Guess, which people witnessed certain incidents in certain pictures. In what order did the events take place? Choose the significant facts to give the development of the plot of the story using them. | Вы можете сформулировать свою собственную проблему или заменить данную применительно к проблеме, к проблеме, предлагаемой учебником. Если Вам известны какие-либо интересные факты, связанные с жизнью животных в Англии, Германии, Франции, используйте их в экспозиции. Эта установка произносится учителем как естественное продолжение экспозиции. Экспозиции (начало рассказов) можно написать и иначе, в зависимости от уровня подготовленности класса. Перед выполнением этого упражнения учащимся раздается памятка и обращается их внимание на пункт 1.
Перед упр. 3 учащимся необходимо ознакомиться с пунктом 2 памятки. | |
The railwayman: ‘Well, I saw a girl with a dog in her rucksack when she was getting on a train. I don’t remember what train it was. I can only mention that she looked happy.’ The yard-keeper: ‘It was strange that a perambulator had been left there. I wanted to have a look at the baby but the Alsatian bared his teeth at me.’ The policeman: I saw a crowd of people not far from the hospital I came up to see what had happend. A dog was sitting near a blue perambulator. It was clear that the child’s mother was not far from the place. I decided to find her.’ |
The forester: ‘It was raining cats and dogs. I was surprised to see a red spaniel sitting in a bag not far from my house. The dog whimpered. No, I don’t see his owner nearby. The poor creature had been lost, I believe.’ The shop-keeper: ‘I’ve never seen the girl before. She bought a kilo of sausages, a loaf of bread, milk and left immediately.’ |
Заметьте: высказывания свидетелей могут быть и иными. При желании и необходимости их можно написать. В этом случае –данные опоры вызовут другие мысли, другое развитие событий (таким образом можно управлять фантазией учащихся). Если у Вас окажется много высказываний разных свидетелей, можно раздать их учащимся как индивидуальные опоры. Кроме того, ученикам наверняка будет интересно поделиться друг с другом различными версиями одной и той же истории, изображенной на картинке. |
Упр. 4. Imagine you are an onlooker of the scene that took place either before the picture was taken or after it. What would you write? Упр. 5. Of course your observations are different. Split into groups of three, four pupils. Exchange the observations between the groups and give the developments of the events using them. Упр. 6. Judging by the development of the events of the stories what their endings could be? Write a most unexpected ending to one of the stories, which appeals to you most? Упр. 7. It is clear from the photos that the main characters (participants) of incidents are pets. What story could they tell? Choose a photo to write an interpretation from the pet’s point of view.
| Ученики могут написать свои наблюдения от лица случайного прохожего, водителя такси, и т.д. по аналогии с примерами, данными в упр. 3 к картинке, которая не была использована. Отошлите учеников к памятке, пункт 3.
Объявите конкурс на самое необычное окончание истории.
Перед выполнением этого упражнения обратите внимание на * в памятке. Если отдельные ученики затрудняются выполнить задание, то Вы можете предложить им следующие упражнения: 1. Завершить высказывания. 2. Восстановить историю по ключевым словам (используйте не только слова, которые будут напрямую передавать смысл изображенного, но также создавать мотивационный фон, передавать атмосферу, эмоции, переживания героев). | |
|
|
|
Памятка.
КАК НАПИСАТЬ ИСТОРИЮ (РАССКАЗ)? Если Вы хотите правильно выстроить рассказ и заинтересовать читателя так, чтобы он с замиранием сердца читал его до конца, ознакомьтесь с данной памяткой. 1. Продумайте начало рассказа (его экспозицию) Exposition. Она обычно направлена на то, чтобы снабдить читателей ответами на вопросы: кто (главные действующие лица), где (место действия), когда (время), что (сама ситуация). В зависимости от замысла автора, эти вопросы могут раскрываться и в основной части (Body), чтобы позволить читателю самому домыслить опущенные моменты. 2. Основная часть рассказа (Body) раскрывает замысел автора. Начинающим «писателям» советуем придерживаться хронологического порядка изложения. 3. Развязка (Denouement) подводит итог, снабжает читателя дополнительной информацией, делает вывод на основе описанного. *В каждой истории есть то, что автор хочет донести до читателя (Message). Ну, например: иногда собака может быть более надежной охраной, чем человек и т.д. Не забывайте об этом, когда приступите к написанию рассказа. ЖЕЛАЕМ УДАЧИ! |
√ Упр. 1. Ученики читают возможные варианты экспозиций.
√ Упр. 2. Ученики пишут сами начала историй к картинке, у которой нет экспозиции.
Ö Упр. 3. Ученики оценивают правильность написания экспозиций своих одноклассников.
Ö Упр. 4. Ученики выбирают необходимые факты для воссоздания историй. Воссоздают их устно.
Ö Упр. 5. Ученики пишут свои наблюдения к картинке, свидетельские показания к которой отсутствуют.
Ö Упр. 5. Ученики воссоздают историю по наблюдениям, написанным одноклассниками.
Ö Упр. 6. Ученики пишут окончание понравившейся истории.
Ö Упр. 7. Ученики пишут целый видоизмененный рассказ от лица животного.
Пословица на уроке
1. Пословица как экспозиция к уроку и речевая подготовка.
Экспозиция
Учитель: Говорят, тот богат, у кого верные друзья ( Речевая подготовка: Кого ты считаешь своим лучшим другом и почему? Можете ли вы сказать, что у вас действительно настоящие друзья? | Экспозиция плавно переходит в речевую подготовку. Учитель должен вести себя как можно более естественно и непринужденно, речь его должна быть эмоциональной, т.к. его задача – заинтересовать учеников, мотивировать их к дальнейшему обсуждению проблемы урока. Поэтому учитель сам должен показать свою заинтересованность. |
2. Пословица как материал для дискуссии и построения высказывания.
Установки:
Упр. 1. Другпознаетсявбеде (A friend in need is a friend indeed). Всегда ли это так? Приведите примеры из своего личного опыта.
Упр. 2. Как ты думаешь, почему возникла пословица: Чтобы узнать человека надо с ним пуд соли съесть (
Упр. 3. Хочешь иметь друга – будь хорошим другом сам (Thewaytohaveafriendistobeone)
Упр. 4. Between friends all is common, - гласитнароднаямудрость. Что, на ваш взгляд, может и не может быть общим между друзьями?
Упр. 5. Хорошо смеется тот, кто смеется последним (Hewholaughslastlaughsbest). Не так ли? Поясните.
1) Озаглавьте текст с помощью пословицы.
2) Опишите ситуацию, используя пословицу.
3) Закончите диалог пословицей.
4) Соотнесите пословицы с картинками.
5) Сделайте вывод, подобрав пословицу.
6) Из нескольких пословиц составьте свою.
7) Соотнесите пословицы:
пословица на иностранном языке / пословица на иностранном языке
пословица на иностранном языке / пословица на родном языке
8) Подберите эквиваленты на родном языке / иностранном языке к следующим пословицам.
9) Придумайте свое начало / окончание пословицы (учащимся предлагается ее часть).
10)Нарисуйте пословицу, как Вы ее понимаете.
11)Изобразите пословицу при помощи жестов.
12)Поразмышляйте… (материалом для размышления является пословица).
13)Пословица как тема для сочинения.
Информация о работе Формирование социально-культурной компетенции, как основы межкультурного общения