Общение как социальная перцепция

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 16:03, реферат

Описание работы

Человек не может жить обособленно. На протяжении всей своей жизни мы вступаем в контакт с окружающими нас людьми, формируем межличностные взаимоотношения, целые группы людей образовывают связи между собой и таким образом каждый из нас оказывается субъектом бесчисленных и многообразных отношений.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 28.29 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИПЕЦКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра психологии  
 
 

Реферат

Тема:

Общение, как социальная перцепция. 
 

Работу  выполнила:

студентка 4 курса ГБО

Иванова С.В

Научный руководитель:

доц. к.п.н. Шароглазова С.А. 
 
 
 

Липецк 2010 

     Человек не может жить обособленно. На протяжении всей своей жизни мы вступаем в  контакт с окружающими нас  людьми, формируем межличностные  взаимоотношения, целые группы людей  образовывают связи между собой  и таким образом каждый из нас  оказывается субъектом бесчисленных и многообразных отношений. То, как  мы относимся к собеседнику, какие  отношения с ним формируем, чаще всего зависит от того, как мы воспринимаем и оцениваем партнера по общению. Человек, вступая в контакт, оценивает каждого собеседника, как по внешнему виду, так и по поведению. В результате сделанной  оценки формируется определенное отношение  к собеседнику, и делаются отдельные  выводы о его внутренних психологических  свойствах. Данный механизм восприятия одним человеком другого является непременной составной частью общения  и относится к социальной перцепции. Понятие социальная перцепция было впервые введено Дж. Брунером в 1947 году, когда был разработан новый взгляд на восприятие человека человеком.

     Социальная  перцепция – процесс, который  возникает при взаимоотношении  людей друг с другом и включает восприятие, изучение, понимание и  оценку людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп или социальных общностей. Процесс социальной перцепции  является сложной и разветвленной  системой формирования в сознании человека образов общественных объектов в  результате таких методов постижения людьми друг друга как восприятие, познание, понимание и изучение. Термин «восприятие» не является наиболее точным при определении формирования представления наблюдателя о  своем собеседнике, так как это  более специфический процесс. В  социальной психологии иногда применяется  такая формулировка как «познание  другого человека» (А.А. Бодалев) в качестве более точного понятия для характеристики процесса восприятия человека человеком. Специфика познания человеком другого человека заключается в том, что субъект и объект восприятия воспринимают не только физические характеристики друг друга, но и поведенческие, а также в процессе взаимодействия происходит формирование суждений о намерениях, способностях, эмоциях и мыслях собеседника. Кроме того создается представление о тех отношениях, которые связывают субъекта и объекта восприятия. Это придает еще более значительный смысл последовательности дополнительных факторов, которые не играют столь важной роли при восприятии физических объектов. Если субъект восприятия активно участвует в общении, то это означает намерение лица установить согласованные действия с партнером с учетом его желаний намерений, ожиданий и прошлого опыта. Таким образом, социальная перцепция зависит от эмоций, намерений, мнений, установок, пристрастий и предубеждений.

     Социальную  перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, сопоставление  их с его личностными характеристиками, толкование и прогнозирование на этом основании его действий и  поступков. Таким образом, в социальной перцепции непременно присутствует оценка другого человека, и вырабатывание  в зависимости от этой оценки и  произведенного объектом впечатления  определенного отношения в эмоциональном  и поведенческом аспекте. Этот процесс  познания одним человеком другого, оценивание его и формирование определенного  отношения является неотъемлемой частью человеческого общения и может  быть условно назван перцептивной стороной общения.

     Существуют  основные функции социальной перцепции, а именно: познание себя, познание партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания  и установление определенных эмоциональных  взаимоотношений. Взаимопонимание  это социально-психическое явление, центром которого является эмпатия. Эмпатия — способность к сопереживанию, желание поставить себя на место другого человека и точно определить его эмоциональное состояние на основе поступков, мимических реакций, жестов.

     Общение как обмен информацией (коммуникативная  сторона общения) реализуется с  учетом отношений между людьми, их установок, целей и намерений. Это  приводит к движению информации, уточнению, обогащению знаний, сведений и мнений, которыми обмениваются люди.

     Структурные компоненты общения, как коммуникативной  деятельности:

     субъект общения;

     объект  общения;

     предмет общения;

     потребность в общении – стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью  самопознанию и самооценке;

     мотивы  общения – то, ради чего предпринимается  общение;

     действие  общения – единицы коммуникативной  активности, целостный акт, адресованный другому человеку;

     задачи  общения – та цель, на достижение которой направлены различные действия в процессе общения;

     средства  общения – те операции, с помощью  которых осуществляется действие общение;

     продукт общения – образование материального  и духовного характера как  итог общения.

     Реальной  единицей коммуникативной деятельности является диалог (высказывание, слушание). Формы общения:

     монологическая;

     диалогическая (субъекты общения взаимоактивны);

     полилогическая – многостороннее общение, которое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и стремления максимально эффективно ее реализовать.

     Общение как взаимодействие (интерактивная  сторона общения) – эта сторона  рассматривает общую стратегию  взаимодействия. Кооперация и конкуренция  формально описывают взаимодействие. Выделяют следующие подходы к  пониманию структуры взаимодействия.

     Теория  Парсонса – в основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия и на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении, то есть человеческая деятельность является результатом единичных действий. А единичный акт – то, из совокупности чего складывается система действий. Каждый акт состоит из элементов:

     деятель;

     другой  человек, то на кого направлено действие;

     ответная  реакция другого человека на действие деятеля;

     мотивация деятеля;

     система ориентации и ожидание деятеля в  отношении другого человека;

     нормы, по которым организуется взаимодействие;

     ценности, которые принимает каждый участник;

     ситуация, в которой совершается действие.

     Каждый  участник взаимодействия находится  в одной из трех позиций: дитя (хочу), родитель (надо), взрослый (компромисс). Взаимодействие эффективно тогда, когда  трансакции носят параллельный характер, то есть совпадают по позициям, но не пересекаются.

     Психолог  Ян Щипальский ввел понятие социальной связи для описания социального действия общающихся субъектов. Социальная связь представляет собой последовательное осуществление:

     пространственного контакта;

     психический контакт (взаимная заинтересованность);

     социальный  контакт (совместная деятельность);

     взаимодействие  как систематической постоянное осуществление действий вызывающих соответственно реакцию партнеров;

     социальное  отклонение.

     Три стиля действий:

     ритуальный (формальный);

     манипулятивных (управление партнером без его ведома и согласия в корыстных целях);

     гуманистический (взаимодействие бескорыстное).

     Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная)

     Социальная  перцепция – восприятие, понимание  и оценка людьми социальных объектов, прежде всего самих себя, других людей, социальных групп.

     Понятие социальной перцепции ввел Брунер для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик объекта, но и от прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, от значимости ситуации.

     Социальная  перцепция – целостное восприятие субъектом предметов материального  мира и социальных объектов.

     Восприятие  социальных объектов отличается от восприятия материального мира. Это происходит потому что:

     социальный  объект пассивен и небезразличен  по отношению к воспринимающему  субъекту, а материальный мир пассивен (воздействуя на субъект восприятием  восприимчивый человек стремится  трансформировать представление о  себе в благоприятную для своих  целей сторону);

     внимание  субъекта социальной перцепции сосредоточенно не а порождении образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях воспринимаемого объекта, в том числе причинных;

     восприятие  социальных субъектов характеризуется  большей системностью познавательных компонентов с эмоциональными (аффективными), большей зависимостью от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. 

     Представление о другом человеке связано с уровнем  собственного самосознания. Каждый из участников общения оценивая другого стремится построить определенную систему интерпретацию его поведения, в том числе причин его поведения. Для такой интерпретации необязательно знать причины этого поведения, люди приписывают друг другу эти причины. Приписывание осуществляется на основе сходства поведения воспринимаемого мира с каким-то другим образом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Приписывание возникает в условиях дефицита информации. Выделяют три вида приписывания:

     личностное – когда причина приписывается лично совершающему поступок;

     объектное – когда причина приписывается  тому объекту в отношении которого совершается действие;

     обстоятельственное – причина приписывается каким-либо обстоятельствам.

     Процесс восприятия определяется личностными  особенностями субъекта восприятия.

     Эффекты восприятия людьми друг друга 

     Эффект  Барнума – склонность людей принимать за чистую монету описание или общие оценки своей личности, если они преподносятся в научном, магическом или ритуальном контексте.

     Эффект  бумеранга – при некоторых  воздействиях источника информации на аудиторию или на отдельных  лиц получается результат, обратный ожидаемому. Это происходит из-за того, что:

     подорвано доверие к источнику информации;

     передаваемая  информация не соответствует изменившимся условиям;

     субъект, передающий информацию вызывает неприязнь  у воспринимающих эту информацию.

     Эффект  первого впечатления – очень  часто при оценке человека или  черт его характера придается  наибольшее значение первому впечатлению. При этом все последующие отбрасываются.

     Эффект  края – из предъявляемых субъекту для восприятия сигналов, те, что  находятся в начале и в конце  запоминаются быстрее, чем находящиеся  в середине.

     Эффект  ореола – распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и  личностных качеств. Информация, получаемая о человеке накладывается на тот его образ, который был уже создан ранее.

     Эффект  первичности – важность определенного  порядка поступления информации о человеке, для формирования представлений  о нем.

     Эффект  новизны – более новая информация оказывается самой значительной.

     Эффект  стереотипизации – тенденция формировать некий устойчивый образ какого-либо явления или человека. Этот эффект действует, когда мы обладаем ограниченной информацией об объекте или ситуации.

     Процесс социальной перцепции включает в  себя взаимоотношения между субъектом  восприятия и объектом восприятия. Субъектом восприятия называется индивид или группа, осуществляющие познание и преобразование действительности. Когда субъектом восприятия выступает индивид, он может воспринимать и познавать свою собственную группу, постороннюю группу, другого индивида, который является членом или своей или иной группы. Когда субъектом восприятия выступает группа, то тогда процесс социальной перцепции становится еще более запутанным и сложным, так как группа осуществляет познание, как самой себя, так и своих членов, а также может оценивать членов другой группы и саму иную группу в целом.

Информация о работе Общение как социальная перцепция