Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 17:42, курсовая работа
Целью данной работы является изучение и анализ налога на добавленную стоимость, как одного из основных налогов формирующих бюджет в Российской Федерации, а также его участие в формировании бюджета Республики Коми и муниципального образования «Город Печора и подчиненные ему территории».
В процессе проводимого курсового исследования решаются следующие задачи:
-ознакомление с историей развития НДС в мире и в России;
-исследование экономической природы налога на добавленную стоимость, характеристика его основных элементов;
-анализ изменений в порядке взимания и исчисления НДС;
-анализ НДС как основного налога формирующего бюджет РФ;
-анализ НДС как одного из основных налогов формирующего бюджет Республики Коми;
-анализ НДС как одного из основных налогов формирующего бюджет МО «Город Печора и подчиненные ему территории»;
-предложены пути совершенствования НДС.
Введение________________________________________________________________3
Глава 1. Теоретические аспекты обложения НДС в РФ____________________4
1.История возникновения и развития НДС в мире и в России ______________4
2.Экономическое содержание НДС, его место и роль в налоговой системе РФ____8
Глава 2. Анализ влияния НДС на формирование доходов бюджетов разных уровней ________________________________________________________________10
2.1.Эволюция нормативно-правового порядка исчисления и взимания НДС в РФ___10
2.2.Анализ влияния НДС на формирование доходов федерального бюджета РФ,
регионального и муниципального бюджетов (на примере республиканского бюджета РК и бюджета "МО г. Печоры") ___________________________________________18
2.3 Пути совершенствования формирования бюджетов с использованием НДС ____21
Заключение ____________________________________________________________22
Список использованной литературы _____________________________________23
Приложение №1_________________________________________________________25
Приложение №2_________________________________________________________26
Приложение №3_________________________________________________________27
Приложение №4_________________________________________________________28
Приложение №5_________________________________________________________29
Приложение №6_________________________________________________________30
Приложение №7_________________________________________________________31
Приложение №8_________________________________________________________32
Приложение №9_________________________________________________________33
Приложение №10________________________________________________________34
Приложение №11________________________________________________________35
Приложение №12________________________________________________________36
Приложение №13________________________________________________________37
Приложение №14________________________________________________________38
Приложение №15________________________________________________________39
КОМИ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ АКАДЕМИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ
ПРИ ГЛАВЕ РЕСПУБЛИКИ
КОМИ
Северо-Западная
академия государственной
службы
Специальность 06.10.00
«Государственное
и муниципальное
управление».
Шипилов
Дмитрий Александрович
ТЕМА:
НДС, как основа формирования
бюджета.
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Научный руководитель
Сыктывкар,
2002 г.
Введение______________________
Глава 1. Теоретические аспекты обложения НДС в РФ____________________4
Глава 2.
Анализ влияния НДС
на формирование
доходов бюджетов разных
уровней ______________________________
2.1.Эволюция нормативно-
2.2.Анализ влияния НДС на формирование доходов федерального бюджета РФ,
регионального
и муниципального бюджетов (на примере
республиканского бюджета РК и бюджета
"МО г. Печоры") ______________________________
2.3 Пути совершенствования
формирования бюджетов с
Список
использованной
литературы ______________________________
Приложение
№2____________________________
Приложение
№3____________________________
Приложение
№4____________________________
Приложение
№5____________________________
Приложение
№6____________________________
Приложение
№7____________________________
Приложение
№8____________________________
Приложение
№9____________________________
Приложение
№10___________________________
Приложение
№11___________________________
Приложение
№12___________________________
Приложение
№13___________________________
Приложение
№14___________________________
Приложение
№15___________________________
Введение
В начале 90-х годов в России начались рыночные преобразования. Реформированию были подвергнуты все сферы экономической жизни общества. Особенное внимание уделялось ранее неизвестным в нашей стране налоговым отношениям. Одним из первых обязательных платежей, введенных в практику налогообложения, явился налог на добавленную стоимость. За шесть лет своего существования он прочно укрепился в налоговой системе Российской Федерации.
В настоящее время НДС - один из важнейших федеральных налогов. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Это налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.
НДС как наиболее значительный косвенный налог выполняет две взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую. Первая (основная), в частности, заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. В свою очередь регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного накопления и усилении контроля за сроками продвижения товаров и их качеством.
За период существования налога на добавленную стоимость действующий механизм его исчисления и взимания претерпел существенные изменения. В связи с этим у налогоплательщиков возникает множество вопросов по толкованию и разъяснению порядка обложения данным налогом. Это обстоятельство, главным образом, и обуславливает актуальность выбранной темы.
Как
известно, НДС является одним
из самых значимых налогов, уплачиваемых
предприятиями и организациями.
Вопросы его исчисления и
уплаты привлекают к себе
пристальное внимание многих
отечественных экономистов и
широко обсуждаются на страницах
периодической печати. Заинтересованность
в разрешении данного вопроса
и послужила основной причиной
выбора темы моего курсового
исследования.
Целью
данной работы является изучение
и анализ налога на добавленную стоимость,
как одного из основных налогов формирующих
бюджет в Российской Федерации,
а также его участие в формировании бюджета
Республики Коми и муниципального образования
«Город Печора и подчиненные ему территории».
В процессе проводимого курсового исследования решаются следующие задачи:
-ознакомление с историей развития НДС в мире и в России;
-исследование
экономической природы налога
на добавленную стоимость,
-анализ изменений в порядке взимания и исчисления НДС;
-анализ
НДС как основного налога
-анализ НДС как одного из основных налогов формирующего бюджет Республики Коми;
-анализ
НДС как одного из основных
налогов формирующего бюджет
МО «Город Печора и
-предложены
пути совершенствования НДС.
Глава 1. Теоретические аспекты обложения НДС в Российской Федерации.
1.1.
История возникновения
и развития
НДС в мире
и в России.
Налог на добавленную стоимость является сравнительно молодым налогом. Большинство из ныне действующих налогов были введены в практику в XIX веке. Некоторые налоги, такие как акцизы, земельный налог, известны еще с древних времен. НДС стал применяться лишь в XX веке. Конкретная же схема обложения НДС была разработана в 1954 году французским экономистом М. Лоре, с легкой руки которого он и был введен во Франции в 1958 году.1 В то же время добавленная стоимость начала использоваться в статистических и аналитических целях еще с конца прошлого века.
НДС относится к группе косвенных налогов. Необходимо отметить, что для них характерна в основном фискальная функция. Их появление обычно связано с возрастанием потребности государства в доходах в связи с ростом расходов. Исторически первой формой косвенных налогов выступали акцизы, которые взимались с отдельных видов товаров. В противоположность им НДС представляет собой универсальный акциз, так как обложению им подлежат все товары.
Одной из первых форм косвенного налогообложения явился налог с продаж, сходный по характеру с НДС. Предпосылкой возникновения налога с продаж послужила острая нехватка средств в связи с огромными военными расходами в период I Мировой войны. В результате его функционирования цена реализуемого товара значительно повышалась, что вызывало огромное недовольство, как покупателей, так и производителей. Прежде всего это было связано с тем, что потребители вынуждены были покупать товары по сильно завышенной цене, вытекающей из многократного обложения оборотов налогом с продаж. С другой стороны производители несли значительные убытки вследствие снижения спроса на свою продукцию. Это явилось предпосылкой к тому, что после I Мировой войны непопулярный налог был упразднен, но ненадолго. Государственный бюджет, сильно обремененный возросшими расходами в период II Мировой войны, требовал дополнительных источников пополнения доходов. Налог с продаж, отвечавший фискальным требованиям, был введен вновь. Необходимо отметить, что произошло некоторое совершенствование механизма обложения данным налогом. Во-первых, он начал взиматься однократно и, как правило, на стадии розничной торговли, тем самым не сильно замедляя оборот капитала. Во-вторых, поступление средств в казну также происходило более быстрыми темпами, так как возросла оборачиваемость средств. В то же время при таком положении вещей государство терпело некоторые убытки в результате потери части доходов из-за невозможности осуществлять полный контроль за всеми стадиями производства и обращения товара. При многократном обложении объекта фискальные органы имели возможность получать оперативную информацию о движении капитала при подаче налоговых деклараций. При однократном обложении только последней стадии обращения - розничной торговли - такая возможность терялась. Вышеперечисленные факторы послужили основными причинами к возникновению налога на добавленную стоимость, который давал возможность государству контролировать весь процесс производства и обращения товаров (в том числе оптовую и розничную торговлю).
Широкое распространение НДС получил благодаря подписанию в 1957 году в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно которому, страны его подписавшие, должны были гармонизировать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка. В 1967 году вторая директива Совета ЕЭС провозгласила НДС главным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести данный налог в свои налоговые системы до конца 1972 года. В том же 1967 году налог на добавленную стоимость начал функционировать в Дании, в 1968 - в ФРГ. Шестая директива Совета ЕЭС 1977 года окончательно утвердила базу современной европейской системы обложения НДС, чем способствовала унификации взимания данного налога в Европе. Последние уточнения в механизм обложения НДС были сделаны в 1991 году десятой директивой, и ее положения были включены во все налоговые законодательства стран-членов ЕЭС.1
В настоящее время НДС взимается более чем в сорока странах мира: почти во всех европейских странах, Латинской Америке, Турции, Индонезии, ряде стран Южной Америки. В США и Канаде применяется близкий по методу взимания к НДС налог с продаж.2
Обширная география распространения НДС свидетельствует о его жизнеспособности и соответствии требованиям рыночной экономики. Необходимо отметить, что прочному внедрению его в практику налогообложения в немалой степени способствовали следующие факторы.
Во-первых, недостатки, имеющиеся у прямых налогов. К их числу можно отнести чрезмерную сложность налогообложения, широкие масштабы уклонения плательщиков от их уплаты.
Во-вторых, постоянная потребность в увеличении доходов бюджета путем расширения налогооблагаемой базы и повышения эффективности налогообложения.
В-третьих, потребность в усовершенствовании существующих налоговых систем и приведении их в соответствие с современным уровнем экономического развития.
В настоящее время общий механизм взимания НДС идентичен во многих странах. Как известно, плательщиками этого налога являются юридические и физические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью. Объектами обложения выступают оборот товаров, объем произведенных работ и оказанных услуг. Необходимо отметить, что налог взимается многократно на каждом этапе производства и реализации продукции при ее движении от первого производителя до конечного потребителя. Налогооблагаемая база определяется исходя из стоимости, добавленной на каждой стадии производства и обращения, включая заработную плату с начислениями, амортизацию, проценты за кредит, прибыль и расходы общего характера (за электроэнергию, рекламу, транспорт и др.). При этом стоимость средств производства и материальных затрат исключается из облагаемого оборота. Так же, как и по многим налогам, предусмотрены льготы при расчете и уплате НДС, которые определяются историческим и социально-экономическим развитием каждой страны. Однако общей для всех налоговой льготой является необлагаемый минимум оборота реализуемой продукции. Прежде всего, это освобождение направлено на поощрение и стимулирование к развитию мелкого бизнеса.