Досуговая деятельность молодёжи

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 10:45, контрольная работа

Описание работы

Известно, что сегодня досуг студентов выросших в больших и малых городах различен. Различен настолько, что, общаясь с представителями малых городов, мы настолько отчётливо улавливаем отличие их от представителей больших городов, что становится понятно - разные это люди, и культура досуга у них разная.

Содержание

Содержание:
1. Теоретическая часть
• теоретическое обоснование
• практическая значимость
• программа исследования
2. Практическая часть
• анализ совокупной структуры досуга студентов, выросших в малых и больших городах
3. Заключение и рекомендации
4. Библиография

Работа содержит 1 файл

Досуговая деятельность студенчества.docx

— 115.89 Кб (Скачать)

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ.

Анализ  досуга студентов, выросших в малых и больших  городах.

По данным, проведённого исследования в феврале 2003 года среди  студентов факультета культуры 4 курса  СПбГУП выявились определённые результаты:

Из  пригорода

Лен. области

Из области  и республиканских центров России и СНГ Из районных городов

России

Из сельской местности
1ч./ 1,8% студент 24 ч./ 42,1%

студентов

12 ч./ 21,1%

студентов

_

Скорей всего, ориентиры  студентов, выросших в малых и  больших городах будут отличаться друг от друга.

Ведь, помимо индивидуальных интересов, потребностей личности использование  свободного времени зависит от условий, которые предоставляются обществом  для удовлетворения этих потребностей. Роль в воспитании и развитии определенных ценностных ориентации играет месторасположение  и значимость для страны в города, в котором родился, провел детство  и юность студент.

Свободное время  человек проводит так, как ему  хочется и если есть места, где  человек может себя полностью  раскрыть и реализовать (клубы, секции, любительские объединения и т.п.), это замечательно. Но чаще бывает, что  человек не имеет доступа к  тем или иным видам досуга. Не последнюю роль в этом играет город, где родился и жил человек.

Малый город имеет  массу преимуществ:

1.Экология лучше,  чем в крупном мегаполисе

2. Более душевные  и доверительные отношения между  людьми, взаимопомощь

3. Возможность чаще  встречаться из-за близости расстояний

Но есть недостатки:

В маленьком городе плохо развита сеть досуговых  учреждений, что неизменно приводит к тому, что человек при поиске приемлемого вида досуга наталкивается  на невозможность проводить свой досуг так, как хотелось бы. Некуда пойти отдохнуть, выразить себя, самореализоваться. Как следствие этого антисоциальное поведение - пьянство, наркотики, криминал. Иногда получается, что студент, выросший в малом городе, не решается найти  или не хочет искать новые формы  проведения досуга в силу сложившихся  привычек, что приводит к преобладанию пассивных форм досуга, все его  устраивает и так, либо не заинтересовывает учебный коллектив, преподаватели, друзья.

Большой город дает возможность реализовать себя в  любом виде досуга. Человек, выросший в большом городе с детства  привыкает к разнообразию форм проведения свободного времени. В любое время  можно сходить в кино, театр, музей  записаться в любой кружок или  секцию, пообщаться с интересными людьми. Студенты, выросшие в малых городах не имеют такого выбора и все им в новинку.

На основе анализа  анкет опрошенных студентов была составлена Таблица №1, по которой  можно определить ценностные ориентации в области досуга студентов, выросших в больших и малых городах  и реальную деятельность тех же студентов  в свободное время.

Гипотеза исследования была эмпирически доказана. Как показывают данные анкетирования ценностные ориентации в области досуга студентов, выросших в малых и больших городах  различны.

Студенты, выросшие в малых городах предпочитают те виды досуга, которые не были им доступны у себя дома, они заполняют информационный вакуум. Студенты, выросшие в больших  городах предпочитают спокойные  формы досуга, также деятельность в общественных организациях.

Такие формы проведения досуга, как: посещение театров, концертов, чтение художественной литературы, посещение  выставок, музеев, дали высокие показатели у студентов, выросших в малых  городах. Средневзвешенная оценка по данным видам проведения досуга - 4,2; 4,8; 3,2 у  студентов, выросших в малых городах  и, соответственно, 3,3; 3,8; 3,5, - у студентов, выросших в больших городах.

Эти данные говорят  о том, что студенты из малых городов  хотят использовать полученную возможность  для реализации своих эстетических потребностей, их привлекает неожиданно появившаяся возможность увидеть  в реальном времени театральную  постановку, посетить концерт любимого исполнителя, почитать редкую книгу. В  своем родном городе такие виды досуга могут быть вообще не представлены. В большом городе все эти досуговые  мероприятия представлены широко, есть возможность выбирать театр или  концерт, который можно посетить в свободное время, но по данным исследования можно сделать вывод о том, что подобный выбор привлекает небольшую  часть данной категории студентов.

При этих данных показатель заинтересованности в деятельности в общественных организациях выше у  студентов, выросших в больших городах - 2 и 1,5 соответственно. Объясняется  это тем, что свободное время  студенты занимаются другими видами досуга - посещение театра, концертов, туризм и др., на общественную работу времени не остается.

Студенты из малых  городов привыкли проводить досуг  по большей части дома или во дворе (песни под гитару, дворовые игры, общение с друзьями, распитие спиртных напитков), т.к. больше попросту негде  и потому, в университете, они  в реальном досуге занимаются общественной работой, а предпочтение отдают художественным видам досуга.

Туризм, прогулки по Санкт-Петербургу больше привлекают студентов, выросших в малых городах - 3,9; 3,7 и 3,6; 3,6 у студентов, выросших в больших  городах.

В данном случае разница  не столь высока. Студенты, выросшие в больших городах ищут и стремятся  к привычным видам проведения досуга. Большой город - место учебы  не столь интересен данным студентам, поездки по новым местай, часто  без достаточных удобств не по ним, привыкшим к комфорту, а вот  для студентов, выросших в малых  городах это интересно и привлекательно.

По таким показателям, как интимные отношения, загородные прогулки, рукоделие (вязание, шитье), мастерство чего-либо по дому показатели примерно одинаковы Студенты, выросшие в больших  городах -4,4; 4,3; 2,3; 2,2 соответственно и 4; 3,6; 1,7; 2,1 - у студентов, выросших в  малых городах.

Вторая гипотеза исследования - реализация ценностных ориентации в реальном досуге у студентов, выросших в больших городах выше, чем у студентов, выросших в малых  городах. Данная гипотеза не подтвердилась.

Лишь только реализация ценностных ориентации в таких формах досуга, как посещение театров, загородные прогулки у студентов, выросших в  больших городах была выше, чем  у студентов, выросших в малых  городах - 2,6/1,2; 2,9/2,8 соответственно. Даже в этих данных разница не велика, это достаточно тревожный факт, т.к. эти цифры говорят о небольшом  желании студентов из больших  городов реализовывать свои ценностные ориентации в реальном досуге.

Студенты, выросшие в малых городах во всех остальных  видах досуга реализуют себя полнее. Самые высокие показатели по таким  видам досуга, как интимные отношения, садоводство, цветоводство, рукоделие (шитье, вязание), мастерить что-либо по дому, деятельность в общественных организациях - 3,6; 3,4; 2,9; 2,2, 3. У студентов, выросших в больших городах по тем же видам досуга - 2,9; 2,3; 1,8; 1,6; 2. Разница огромна.

Интимные отношения  в реальном досуге дали такой высокий  показатель в силу того, что приехавшие из другого города студенты получили вдруг полную свободу от родительского  ока. Контролировать стало некому и  потому наиболее привлекателен тот  вид деятельности в свободное  время, который был под запретом. Деятельность в общественных организациях интересна потому, что приезжий студент  живет в общежитии, как правило, либо снимает жилье недалеко от университета и выходить за стены университета не всегда получается (просто страшно, нет денег, неизвестно как проехать куда-либо и т.п.), а в этом виде деятельности можно самовыразиться, реализовать себя. Студент из малого города может почувствовать себя снова в группе, в большой семье. Студенту из большого города более  интересны другие занятия в силу того, что он привык и знает, что есть из чего выбрать в большом городе. Здесь можно принимать самостоятельные решения, а это стало уже давно привычным, т.к. родители далеко Студент из большого города больше привык полагаться на родителей. Остальные из перечисленных выше форм привлекают из-за того, что это обыденные занятия, которые напоминают о доме и родителях.

Примечательно, что  у студентов, выросших и в больших, и в малых городах ценностные ориентации намного выше, чем их реализация в реальном досуге. Посещение  кино у студентов, выросших в малых  городах - 4,4/2,7; посещение театров - 4,4/1,2; посещение концертов - 4,7/2,9; чтение художественной литературы - 4,4/4 (ценностные ориентации / их реализация в реальном досуге). По тем же формам проведения свободного времени у студентов, выросших в  больших городах - 4,2/2,7; 3,6/2,6; 3,7/2,6; 3,7/3 Конечно, всегда хочется больше чем-то заниматься, чем действительно чем-то заниматься.

Для того, чтобы выявить  в чем причина столь малой  реализации ценностных реализаций в  реальном досуге, необходимо провести дополнительное исследование.

III. Заключение и рекомендации.

Досуговая деятельность обусловлена объективной потребностью человеческого организма в восстановлении своего физического и психического баланса. Она осуществляется в свободное  время и отличается огромным разнообразием.

Как показали данные исследования, ценностные ориентации студентов, выросших в малых и  больших городах достаточно высоки практически по всем видам деятельности, а их реализация в досуговой деятельности очень низка.

Для того, чтобы исправить  данное положение вещей необходимо обязательно раз в год проводить  подобное исследование в стенах университета и на его основе предлагать студентам  именно те виды досуга, которые являются наиболее предпочтительными

Студенты, выросшие в больших городах меньше реализуют  в реальном досуге ценностные ориентации. Это достаточно печальный факт, который  говорит об отсутствии у значительной части студентов сформированной культуры досуга, безразличное и некритичное  отношение большей части студентов  к содержанию и направленности своего досуга. В тоге это приведет к  снижению уровня культуры, т.к., уделяя большее количество времени на занятия  досугом, студент развивает свой умственный и культурный потенциал - гарантию достойного существования  в современном обществе.

В данной ситуации необходимо также на основе проведенного исследования выявить наиболее значимые виды деятельности для этой категории студентов и помочь организовать такие формы досуга при участии университета (например, покупка билетов в кинотеатр или на другие досуговые мероприятия и их реализация в стенах универститета).

Можно организовать интересные экскурсии по Санкт-Петербургу на тему «Проходные дворы города», при  этом в качестве экскурсоводов на подобные мероприятиях могут быть студенты, выросшие и малых и в больших  городах. В первом случае приезжие будут  рассказывать новые факты жителям  большого города, тем самым, заинтересовывая  в истории и жизни города. Во втором случае студент, выросший в большом  городе сам будет заинтересован  в том, чтобы экскурсия прошла интересно и при подборе необходимой  информации почерпнет для себя много  нового.

Студенты, выросшие в малых городах более активны, чем студенты, выросшие в больших  городах. Это говорит о том, что  данные группы студентов проводят друг с другом слишком малое количество свободного времени, т.к. если бы совместного  времяпрепровождения было больше, то активность студентов из больших  городов возросла бы за счет совместного  досуга и общих интересов, возникающих  в процессе коммуникации.

Необходимо организовывать совместные формы досуга для этих двух категорий студентов, причем важно  учесть интересы и тех и других. В качестве примера можно привести общую поездку на базу отдыха университета, совместные постановки спектаклей в  любительском театре, конные прогулки, организованные неформальными лидерами групп при содействии администрации  университета, либо на основе личной инициативы (оплату может заменить уход за лошадьми, работа на конюшне и т.п.).

К исследованию прикладывается таблица (Таблица №3) с данными  подобного исследования, проведенного в марте-июне 1999г. в г. Зеленограде - административный округ Москвы, с  населением 220 тыс. человек. Опрос проводился методом анкетирования в школах, среднеспециальных и высших учебных  заведениях города. Всего было опрошено 564 респондента- молодые люди от 12-29 лет. 47% составили юноши.

Мы  живем ночью

Досуг студентов  изучали специалисты Академического центра маркетинговых исследований.

Оказалось, что  времяпрепровождение студентов 1-3 курсов и студентов "со стажем" значительно  отличается.

Так, из младших  треть занимается спортом, 20% посещают кинотеатры, 15% используют время для  самообразования и около 64% посещают ночные клубы. К четвертому курсу  верными спорту остаются только 12%, самообразованием продолжают заниматься 10%, интерес к кинотеатрам возрастает и посещает их уже треть студентов. 73% старшекурсников - активные посетители ночных клубов.

Зачем студенты ходят в ночные клубы? Основной мотив - тусовка (более 50%). Далее мотивы у  девушек и молодых людей расходятся. Так, для девушек привлекательность  ночных клубов определяется возможностью потанцевать. Сильная же половина предпочитает общение за стойкой бара, и чем  старше студент, тем более выражен  этот мотив.

Есть и те, кто не посещает ночные клубы вообще. Более 60% из них не любят громкую  музыку, шумную обстановку, 40% ссылаются  на нехватку времени, 15% не устраивают цены на входной билет или удаленность  клубов от дома.

В исследовании есть информация о том, какие ночные клубы самые посещаемые. Но мы о  том умолчим.

На вопрос "Что  особенного в ночном клубе, который  нравится вам больше всего?" - 40,4% ответили: музыка, дискотека, возможность  потанцевать, 36,2% - друзья, особый контингент людей, 19% - дизайн, мебель, интерьер. У  студентов 20-24-х лет друзья, особый контингент людей являются определяющим фактором симпатии к тому или иному  клубу, в то время как для возраста 17-19 лет - возможность потанцевать, послушать  музыку.

Самым существенным фактором оказалась музыка/светомузыка - для 63,8% это важно. Наиболее нейтральное  отношение у студентов к наличию  в ночном клубе бильярда, бара. С  возрастом увеличивается роль имиджа ночного клуба.

Информация о работе Досуговая деятельность молодёжи