Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 10:45, контрольная работа
Известно, что сегодня досуг студентов выросших в больших и малых городах различен. Различен настолько, что, общаясь с представителями малых городов, мы настолько отчётливо улавливаем отличие их от представителей больших городов, что становится понятно - разные это люди, и культура досуга у них разная.
Содержание:
1. Теоретическая часть
• теоретическое обоснование
• практическая значимость
• программа исследования
2. Практическая часть
• анализ совокупной структуры досуга студентов, выросших в малых и больших городах
3. Заключение и рекомендации
4. Библиография
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Анализ досуга студентов, выросших в малых и больших городах.
По данным, проведённого исследования в феврале 2003 года среди студентов факультета культуры 4 курса СПбГУП выявились определённые результаты:
Из
пригорода
Лен. области |
Из области
и республиканских центров |
Из районных
городов
России |
Из сельской местности |
1ч./ 1,8% студент | 24 ч./ 42,1%
студентов |
12 ч./ 21,1%
студентов |
_ |
Скорей всего, ориентиры
студентов, выросших в малых и
больших городах будут
Ведь, помимо индивидуальных
интересов, потребностей личности использование
свободного времени зависит от условий,
которые предоставляются
Свободное время человек проводит так, как ему хочется и если есть места, где человек может себя полностью раскрыть и реализовать (клубы, секции, любительские объединения и т.п.), это замечательно. Но чаще бывает, что человек не имеет доступа к тем или иным видам досуга. Не последнюю роль в этом играет город, где родился и жил человек.
Малый город имеет массу преимуществ:
1.Экология лучше, чем в крупном мегаполисе
2. Более душевные
и доверительные отношения
3. Возможность чаще
встречаться из-за близости
Но есть недостатки:
В маленьком городе
плохо развита сеть досуговых
учреждений, что неизменно приводит
к тому, что человек при поиске
приемлемого вида досуга наталкивается
на невозможность проводить свой
досуг так, как хотелось бы. Некуда
пойти отдохнуть, выразить себя, самореализоваться.
Как следствие этого
Большой город дает возможность реализовать себя в любом виде досуга. Человек, выросший в большом городе с детства привыкает к разнообразию форм проведения свободного времени. В любое время можно сходить в кино, театр, музей записаться в любой кружок или секцию, пообщаться с интересными людьми. Студенты, выросшие в малых городах не имеют такого выбора и все им в новинку.
На основе анализа анкет опрошенных студентов была составлена Таблица №1, по которой можно определить ценностные ориентации в области досуга студентов, выросших в больших и малых городах и реальную деятельность тех же студентов в свободное время.
Гипотеза исследования была эмпирически доказана. Как показывают данные анкетирования ценностные ориентации в области досуга студентов, выросших в малых и больших городах различны.
Студенты, выросшие в малых городах предпочитают те виды досуга, которые не были им доступны у себя дома, они заполняют информационный вакуум. Студенты, выросшие в больших городах предпочитают спокойные формы досуга, также деятельность в общественных организациях.
Такие формы проведения досуга, как: посещение театров, концертов, чтение художественной литературы, посещение выставок, музеев, дали высокие показатели у студентов, выросших в малых городах. Средневзвешенная оценка по данным видам проведения досуга - 4,2; 4,8; 3,2 у студентов, выросших в малых городах и, соответственно, 3,3; 3,8; 3,5, - у студентов, выросших в больших городах.
Эти данные говорят
о том, что студенты из малых городов
хотят использовать полученную возможность
для реализации своих эстетических
потребностей, их привлекает неожиданно
появившаяся возможность
При этих данных показатель заинтересованности в деятельности в общественных организациях выше у студентов, выросших в больших городах - 2 и 1,5 соответственно. Объясняется это тем, что свободное время студенты занимаются другими видами досуга - посещение театра, концертов, туризм и др., на общественную работу времени не остается.
Студенты из малых городов привыкли проводить досуг по большей части дома или во дворе (песни под гитару, дворовые игры, общение с друзьями, распитие спиртных напитков), т.к. больше попросту негде и потому, в университете, они в реальном досуге занимаются общественной работой, а предпочтение отдают художественным видам досуга.
Туризм, прогулки по Санкт-Петербургу больше привлекают студентов, выросших в малых городах - 3,9; 3,7 и 3,6; 3,6 у студентов, выросших в больших городах.
В данном случае разница
не столь высока. Студенты, выросшие
в больших городах ищут и стремятся
к привычным видам проведения
досуга. Большой город - место учебы
не столь интересен данным студентам,
поездки по новым местай, часто
без достаточных удобств не по
ним, привыкшим к комфорту, а вот
для студентов, выросших в малых
городах это интересно и
По таким показателям, как интимные отношения, загородные прогулки, рукоделие (вязание, шитье), мастерство чего-либо по дому показатели примерно одинаковы Студенты, выросшие в больших городах -4,4; 4,3; 2,3; 2,2 соответственно и 4; 3,6; 1,7; 2,1 - у студентов, выросших в малых городах.
Вторая гипотеза исследования - реализация ценностных ориентации в реальном досуге у студентов, выросших в больших городах выше, чем у студентов, выросших в малых городах. Данная гипотеза не подтвердилась.
Лишь только реализация ценностных ориентации в таких формах досуга, как посещение театров, загородные прогулки у студентов, выросших в больших городах была выше, чем у студентов, выросших в малых городах - 2,6/1,2; 2,9/2,8 соответственно. Даже в этих данных разница не велика, это достаточно тревожный факт, т.к. эти цифры говорят о небольшом желании студентов из больших городов реализовывать свои ценностные ориентации в реальном досуге.
Студенты, выросшие в малых городах во всех остальных видах досуга реализуют себя полнее. Самые высокие показатели по таким видам досуга, как интимные отношения, садоводство, цветоводство, рукоделие (шитье, вязание), мастерить что-либо по дому, деятельность в общественных организациях - 3,6; 3,4; 2,9; 2,2, 3. У студентов, выросших в больших городах по тем же видам досуга - 2,9; 2,3; 1,8; 1,6; 2. Разница огромна.
Интимные отношения в реальном досуге дали такой высокий показатель в силу того, что приехавшие из другого города студенты получили вдруг полную свободу от родительского ока. Контролировать стало некому и потому наиболее привлекателен тот вид деятельности в свободное время, который был под запретом. Деятельность в общественных организациях интересна потому, что приезжий студент живет в общежитии, как правило, либо снимает жилье недалеко от университета и выходить за стены университета не всегда получается (просто страшно, нет денег, неизвестно как проехать куда-либо и т.п.), а в этом виде деятельности можно самовыразиться, реализовать себя. Студент из малого города может почувствовать себя снова в группе, в большой семье. Студенту из большого города более интересны другие занятия в силу того, что он привык и знает, что есть из чего выбрать в большом городе. Здесь можно принимать самостоятельные решения, а это стало уже давно привычным, т.к. родители далеко Студент из большого города больше привык полагаться на родителей. Остальные из перечисленных выше форм привлекают из-за того, что это обыденные занятия, которые напоминают о доме и родителях.
Примечательно, что у студентов, выросших и в больших, и в малых городах ценностные ориентации намного выше, чем их реализация в реальном досуге. Посещение кино у студентов, выросших в малых городах - 4,4/2,7; посещение театров - 4,4/1,2; посещение концертов - 4,7/2,9; чтение художественной литературы - 4,4/4 (ценностные ориентации / их реализация в реальном досуге). По тем же формам проведения свободного времени у студентов, выросших в больших городах - 4,2/2,7; 3,6/2,6; 3,7/2,6; 3,7/3 Конечно, всегда хочется больше чем-то заниматься, чем действительно чем-то заниматься.
Для того, чтобы выявить в чем причина столь малой реализации ценностных реализаций в реальном досуге, необходимо провести дополнительное исследование.
III. Заключение и рекомендации.
Досуговая деятельность
обусловлена объективной
Как показали данные исследования, ценностные ориентации студентов, выросших в малых и больших городах достаточно высоки практически по всем видам деятельности, а их реализация в досуговой деятельности очень низка.
Для того, чтобы исправить
данное положение вещей необходимо
обязательно раз в год
Студенты, выросшие
в больших городах меньше реализуют
в реальном досуге ценностные ориентации.
Это достаточно печальный факт, который
говорит об отсутствии у значительной
части студентов сформированной
культуры досуга, безразличное и некритичное
отношение большей части
В данной ситуации необходимо также на основе проведенного исследования выявить наиболее значимые виды деятельности для этой категории студентов и помочь организовать такие формы досуга при участии университета (например, покупка билетов в кинотеатр или на другие досуговые мероприятия и их реализация в стенах универститета).
Можно организовать
интересные экскурсии по Санкт-Петербургу
на тему «Проходные дворы города», при
этом в качестве экскурсоводов на
подобные мероприятиях могут быть студенты,
выросшие и малых и в больших
городах. В первом случае приезжие будут
рассказывать новые факты жителям
большого города, тем самым, заинтересовывая
в истории и жизни города. Во
втором случае студент, выросший в большом
городе сам будет заинтересован
в том, чтобы экскурсия прошла
интересно и при подборе
Студенты, выросшие в малых городах более активны, чем студенты, выросшие в больших городах. Это говорит о том, что данные группы студентов проводят друг с другом слишком малое количество свободного времени, т.к. если бы совместного времяпрепровождения было больше, то активность студентов из больших городов возросла бы за счет совместного досуга и общих интересов, возникающих в процессе коммуникации.
Необходимо организовывать совместные формы досуга для этих двух категорий студентов, причем важно учесть интересы и тех и других. В качестве примера можно привести общую поездку на базу отдыха университета, совместные постановки спектаклей в любительском театре, конные прогулки, организованные неформальными лидерами групп при содействии администрации университета, либо на основе личной инициативы (оплату может заменить уход за лошадьми, работа на конюшне и т.п.).
К исследованию прикладывается
таблица (Таблица №3) с данными
подобного исследования, проведенного
в марте-июне 1999г. в г. Зеленограде
- административный округ Москвы, с
населением 220 тыс. человек. Опрос проводился
методом анкетирования в
Мы
живем ночью
Досуг студентов
изучали специалисты Оказалось, что времяпрепровождение студентов 1-3 курсов и студентов "со стажем" значительно отличается. Так, из младших
треть занимается спортом, 20% посещают
кинотеатры, 15% используют время для
самообразования и около 64% посещают
ночные клубы. К четвертому курсу
верными спорту остаются только 12%,
самообразованием продолжают заниматься
10%, интерес к кинотеатрам Зачем студенты
ходят в ночные клубы? Основной мотив
- тусовка (более 50%). Далее мотивы у
девушек и молодых людей Есть и те, кто не посещает ночные клубы вообще. Более 60% из них не любят громкую музыку, шумную обстановку, 40% ссылаются на нехватку времени, 15% не устраивают цены на входной билет или удаленность клубов от дома. В исследовании есть информация о том, какие ночные клубы самые посещаемые. Но мы о том умолчим. На вопрос "Что особенного в ночном клубе, который нравится вам больше всего?" - 40,4% ответили: музыка, дискотека, возможность потанцевать, 36,2% - друзья, особый контингент людей, 19% - дизайн, мебель, интерьер. У студентов 20-24-х лет друзья, особый контингент людей являются определяющим фактором симпатии к тому или иному клубу, в то время как для возраста 17-19 лет - возможность потанцевать, послушать музыку. Самым существенным
фактором оказалась музыка/светомузыка
- для 63,8% это важно. Наиболее нейтральное
отношение у студентов к |