Досуговая деятельность молодёжи

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 10:45, контрольная работа

Описание работы

Известно, что сегодня досуг студентов выросших в больших и малых городах различен. Различен настолько, что, общаясь с представителями малых городов, мы настолько отчётливо улавливаем отличие их от представителей больших городов, что становится понятно - разные это люди, и культура досуга у них разная.

Содержание

Содержание:
1. Теоретическая часть
• теоретическое обоснование
• практическая значимость
• программа исследования
2. Практическая часть
• анализ совокупной структуры досуга студентов, выросших в малых и больших городах
3. Заключение и рекомендации
4. Библиография

Работа содержит 1 файл

Досуговая деятельность студенчества.docx

— 115.89 Кб (Скачать)

Однако, сам по себе досуг не является показателем ценностей. Самое главное заключается в  характере его использования, степени  его социальной насыщенности. Досуг  может стать могучим стимулом для развития личности. В этом заключены  его прогрессивные возможности. Но досуг может превратить в силу, калечащую личность, деформирующую  сознание и поведение, привести к  ограничению духовного мира и  даже к таким проявлениям ассоциальности как пьянство, наркомания, проституция, преступность.

В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о  соотношении между направленным процессом социализации и количественно  преобладающим стихийным воздействием на индивида. К сожалению, чаще всего  социализирующее воздействие на юношество бывает случайным, мало организованным в целостную систему в различных  сферах деятельности – в семье, в  университете, в досуговых учреждениях. Случайными могут быть посещение  кино, театра, выставки, выбора литературы для чтения и музыки для прослушивания. Случайным может оказаться окружение  и дела осуществляемые в этой группе. И хорошо, если случайный выбор удачен, в противном случае он влечет за собой приобщение студентов к ассоциальным явлениям.

Разрешение этого  противоречия заключается в целенаправленной деятельности социальных институтов, ориентированной на формирование соответствия между лично значимым и общественно  значимым, на формирование общечеловеческих ценностей молодого поколения. Особая роль в решении этих задач отводится  семье, университету и досуговым  учреждениям.

Семья, являясь источником первоначального развития природных  свойств человека, где формируется  основа для развития собственно человеческих потенций, а также специфические  роли и отношения в макро - и  микрогруппах, могла бы оказать существенное воздействие на формирование и развитие молодого поколения.

Весьма существенное значение имеет университет, где  на различных этапах в программу  образования включены предметы, способствующие осуществлению этого процесса. В  университетах преподаются предметы «основы этики и эстетики», «риторика», «этика и психология семейных отношений» и другие, способствующие становлению  человека.

Важное место занимают массовые мероприятия. Внутриуниверситетские  вечера, беседы, диспуты по различным  проблемам, недели музыки, и другие мероприятия способствуют становлению  и развитию студенчества.

Важным является досуговое учреждение, которое по природе своей является учреждением  полифункциональным и мобильным, способным  объединять и активно использовать все социальные институты, оказывающие  социализирующее воздействие на личность. В своих высших формах досуговая деятельность служит целям  воспитания, просвещения и самовоспитания молодого поколения.

ТИПЫ  МОДЕЛЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСТВА В СФЕРЕ  ДОСУГА.

Общая модель Специальная  модель

(обязательная) (добровольная)

Типы социально-досуговых  учреждений:

(основные)

семья,чебные заведения, семья, парки,

средние школы, школы-интренаты, библиотеки,

специнтернаты, ПТУ, колледжи, технические станции,

техникумы, вузы и  т.д. культурно-досуговые центры,

физкультурно-спортивные комплексы,

музыкальные, хореографические,

художественные школы.

(вспомогательные)

средства массовой информации, театры, кинотеатры, творческие союзы, технические и спортивные общества, массовые добровольные организации.

Виды деятельности в сфере досуга

Программные виды деятельности: Добровольные виды

Общественно-политическая, деятельности

Художественная (музыка, (ориентацией на

Хореография, драма), склонности и способности).

Техническая, спортивная.

Направления деятельности

(общая и специальные  модели)

- этнография;

- история;

- эстетика;

- экология;

- человековедение;

- профориентация;

- техника.

Формы деятельности общей и специальной моделей

Индивидуальные, групповые, массовые.

Общая модель социализации должна осуществляться в рамках школьных досуговых программ, а также за счет самоорганизации семейного  досуга (самодосуга).

Специальная модель социализации может осуществляться на уровне коммерческих структур, и  то, что она не будет доступна всем, не отразится на социальном здоровье нации, ибо предполагается, что общая  модель вбирает в себя необходимый  минимум социальных знаний, умений и навыков молодёжи.

Опытно-экспериментальная  работа, осуществленная в ряде вузов  Санкт-Петербурга, показала, что даже на уровне теперешнего кадрового  обеспечения, то есть без дополнительного  привлечения финансовых средств  организация досуга может осуществляться по следующим направлениям:

1.Организация художественно-массовой  работы.

2.Развитие прикладного  искусства, художественного и  технического творчества.

3.Развитие физкультуры  и спорта.

4.Организация работы  со студентами:

А) по пропаганде педагогических знаний;

Б) по организации  семейного досуга.

Реализация специальной  модели социализации юношества в  сфере досуга может осуществляться культурно-досуговыми центрами, парками, физкультурно-спортивными комплексами, музыкальными, хореографическими и  художественными школами, библиотеками, техническими станциями, летними лагерями, экскурсионно-туристскими, спортивно-оздоровительными и санаторно-курортными учреждениями. Деятельность обозначенных социальных институтов (при условии обеспечения  общей модели) может быть основана на коммерческой основе.

Большей эффективности  функционирования как общей, так  и специальной моделей для  работы со студенчеством целесообразно  использовать средства массовой информации, театры, кинотеатры, музеи, выставки, религиозно-культовые  учреждения, массовые добровольные организации.

РАЗДЕЛ 3.

И. Р.

Потребность

общества в

совершенствовании

досуга студентов.

  Досуг студентов,

выросших в

малых и

больших городах.

1.ПРОБЛЕМА  ИССЛЕДОВАНИЯ.

Противоречие между  потребностями общества в совершенствовании  досуга студентов малых и больших  городов и реальным процессом  этого досуга.

2.ОБЪЕКТ  ИССЛЕДОВАНИЯ.

Студенты.

3.ПРЕДМЕТ  ИССЛЕДОВАНИЯ.

Досуг студентов  выросших в больших и малых  городах.

4.ЦЕЛЬ  ИССЛЕДОВАНИЯ.

Разработка проекта  по усовершенствованию, улучшению досуга студентов.

5.ЗАДАЧИ  ИССЛЕДОВАНИЯ.

- Определение понятий  досуга.

- Изучение структуры  досуга студентов.

- Разработка рекомендаций  для усовершенствования недостатков.

- Рекомендации по  внедрению проекта, внедрение,  выводы.

РАЗДЕЛ4.

ТАБЛИЦА ГИПОТЕТИЧЕСКИХ ФАКТОВ.

ГИПОТЕЗЫ ГИПОТЕТИЧЕСКИЕ

ФАКТЫ

ИСТОЧНИКИ МЕТОДЫ
Вероятно,

форма досуга студентов  зависит от того в больших или  малых городах выросли студенты.

Структура досуга

студентов, изучение влияния факторов на досуговое время  студентов выросших в малых и  больших городах.

Студенты. Анкетирование,

опрос, хронометраж

времени, мнение

экспертов, экспертные оценки.

Вероятно,

организация досуга

студентов должна проходить полноценно вне зависимости  от того в каких городах они  выросли.

Структура досуга

студентов, изучение влияния факторов на досуговое время  студентов выросших в малых и  больших городах.

Студенты. Анкетирование,

опрос, хронометраж

времени, мнение

экспертов, экспертные оценки.

Вероятно,

студентам из больших  городов стоит обмениваться опытом проведения досуга со студентами

малых городов, и наоборот.

Структура досуга

студентов, изучение влияния факторов на досуговое время  студентов выросших в малых и  больших городах.

Студенты. Анкетирование,

опрос, хронометраж

времени, мнение

экспертов, экспертные оценки.

Вероятно,

студенты выросшие в малых городах имеют очень  скудно насыщенный досуг, а некоторые  его вообще не имеют. Вследствие этого, незнание куда «употребить» свободное  время, бесцельное «шатание», наркотики, алкоголь.  

Структура досуга

студентов, изучение влияния факторов на досуговое время  студентов выросших в малых и  больших городах.

Студенты. Анкетирование,

опрос, хронометраж

времени, мнение

экспертов, экспертные оценки.

Вероятно,

студенчество  выросшее в больших городах ( Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, и тд.) имеют более полный спектр развлечений, познаний, запас сведений, багаж  знаний.

Структура досуга

студентов, изучение влияния факторов на досуговое время  студентов выросших в малых и  больших городах.

Студенты. Анкетирование,

опрос, хронометраж

времени, мнение

экспертов, экспертные оценки.

РАЗДЕЛ 5.

ВОПРОСЫ ОПРОСНОГО ЛИСТА:

1.Из  каких городов  у вас больше  друзей?

- крупных (мега)

- малых (малых  по населению, из сельской и  тд. местности).

2.Где  вы часто проводите  досуг?

- театр

- казино

- музеи

- другое

3. Из какого вы  города?

- крупного

- малого

4. Когда вы посещали  последний раз  выставку?

- месяц назад

- неделю назад

- гол назад

- вообще не посещал

5. Какое у вас  хобби?

- я театрал

- резка по дереву

- интересуюсь литературными  вечерами

- другое

6. Как по вашему, чем отличаются  люди выросшие  в больших и  малых городах?

- культурой поведения

- знаниями

- этикой

- коммуникационными  навыками

7. Как вы оцениваете  досуг студентов  малых городов? (по  шкале 10-бальной)

- 3

- 8

- 0

- ваша оценка

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИНТЕРВЬЮ:

1. Какие способы  досуга вы используете?

2. Каков культурный  ресурс вашего города?

3. Какие критерии  вы используете для выбора  места досуга?

4. Чем отличается  досуг студентов выросших в  больших городах в отличие  от малых?

5. Как, по вашему  мнению, влияет на студента неправильно  организованный досуг? Какие методы  он должен применять для выравнивания  досуга?

РАЗДЕЛ 6.

ИНСТРУМЕНТАРИИ  ИССЛЕДОВАНИЯ.

Исследование предполагает использование такого исследовательского метода, как массовый опрос студентов - анкетирование. Посредством обработки  заполненных анкет в данном исследовании были доказаны и опровергнуты выдвинутые гипотезы.

ОСНОВНЫЕ  СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ  ДАННЫХ.

Данные, собранные  процедурами обрабатываются комбинацией  средств качественно-количественного  анализа содержания (контент - анализ) и статистической обработки.

Информация о работе Досуговая деятельность молодёжи