Досуг как фактор социальной реабилитации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 16:25, реферат

Описание работы

Сегодня же досуг – неотъемлимая часть жизни человека. Считается, что он необходим и существенно важен для восстановления душевного равновесия людей, пытающихся, как это показал Фрейд, в проведении досуга реализовать ту сторону личности, которая не находит себе применения в профессиональном труде. Некоторые социологи даже пришли к выводу, что досуг должен заменить труд на пути расцвета человеческой личности, в том смысле, что те виды деятельности, которые раньше рассматривались как вторичные, могут стать первостепенными – это не обязательно отдых; он может представлять собой активную деятельность. Речь идет о свободной и неоплачиваемой деятельности, представляющей собой просто средство самовыражения человеческой личности.

Содержание

Введение .................................................................................................... 3

1.Социальная реабилитация .................................................................. 4
2.Досуг как фактор социальной реабилитации инвалидов ................ 8
3.Досуг пожилых людей ....................................................................... 14
4.Социальная реабилитация преступников ........................................ 22
5.Социальная реабилитация наркоманов ............................................ 23
6.Реабилитация детей из неблагополучных семей ............................. 27
Заключение ............................................................................................... 33

Список литературы .................................................................................. 34

Работа содержит 1 файл

Досуг как фактор социальной реабилитации (Автосохраненный).docx

— 58.82 Кб (Скачать)

     Существует  несколько основных направлений  совместной деятельности медицинских  работников и специалистов по социальной работе для достижения поставленных целей:

- формирование у больного осознанной стабильной мотивации или установки на окончательный отказ от потребление героина, на активное включение в реабилитационный процесс;

- осуществление комплекса лечебно-психолого-терапевтических мероприятий, направленных на дезактуализацию влечения к героину, предотвращение рецидивов болезни;

- редуцирование поведенческих, аффективных, интеллектуальных расстройств, развившихся или усугубившихся в процессе болезни;

- укрепление здоровья больного на основе обучения навыкам здорового образа жизни;

- коррекция структуры личности больного для обеспечения позитивного личностного развития;

- повышение уровня социального функционирования больного, формирование или восстановление позитивных семейных и средовых связей;

- достижение реального материального самообеспечения пациента на основе закрепления навыков системной занятости, образовательно-профессиональной подготовки.

     Для более эффективного воздействия на больного, лечение и социальная реабилитация наркоманов должна проводится в учреждениях закрытого типа и в течение длительного периода времени (до двух лет). При этом они должны строиться на неукоснительном соблюдении следующих принципов:

     1. Максимальная индивидуализация реабилитационных технологий: первая ступень – определение индивидуальных условий прохождения курса лечения и реабилитации каждого наркомана (стационарные, полустационарные или амбулаторные программы), клинических особенностей заболевания, социальных осложнений, вызванных употреблением наркотиков, определение особенностей структуры личности, микросоциального окружения зависимого. Вторая ступень – анализ собранной информации, составление индивидуального профиля каждого наркомана и включение его в подходящую по этим параметрам программу реабилитации.

     2. Комплексный подход к лечению и реабилитации. Наркологические заболевания у каждого конкретного зависимого состоят из одних и тех же составляющих (биологические и социально-психологические), но удельный вес этих составляющих различен. Одни больные – с биологической предрасположенностью к наркотической зависимости, а другие втягиваются в процесс злоупотребления под влиянием среды, то есть на первом месте у них стоят социально-психологические факторы. Но, тем не менее, независимо от преобладания тех или иных факторов, на всем протяжении реабилитационного воздействия оно должно быть комплексным, включая в себя медикаментозное, психотерапевтическое и социальное воздействие, причем продолжительность частей реабилитационного процесса у разных наркоманов разная.

     3. Принцип добровольности. О нем следут сказатть отдельно: по отношению к больным с героиновой зависимостью данный принцип может применяться условно, в зависимости от тяжести заболевания и социально-психологических особенностей индивида. В том случае, если пациент злостно уклоняется от самостоятельного обращения за медицинской помощью, ведёт асоциальный или антисоциальный образ жизни, грубо социально дезадаптирован, то о добровольности лечения и социальной реабилитации речи идти не может. К сожалению, на сегодняшний день законодательная база, обеспечивающая принудительные меры медицинского характера, очень несовершенна.

     Досуг как фактор социальной реабилитации предлагается больному только на стадии завершения лечения. До этого периода  зависимому человеку очень сложно интересоваться чем-то отвлеченным. Импульсивные виды спорта, чаще всего, не предлагаются. А вот прогулки, различное конструирование и моделирование благоприятнее других видов деятельности влияют на больного, так как требуют максимальной концентрации от пациента. 

  1. Реабилитация детей из неблагополучных семей
 

     Социальная  реабилитация детей - это восстановление их способности к действиям, поведению и общению в обществе при этом способности детей должны отвечать ожиданиям общества. Осуществление социальной реабилитации детей из семей алкоголиков возвращает им социальное достоинство, что означает осознание человеком своей ценности, значимости, признание этой ценности и в другом человеке. На этом основании формируется требовательность человека к себе, к своему поведению и поступкам.

     Вопросами социальной реабилитации детей начали заниматься совсем недавно. Лишь два  десятилетия назад работа с детьми из семей алкоголиков заключалась в том, что либо родителей лечили от алкоголизма, либо их лишали родительских прав, а детей отправляли в детские дома и интернаты, где основной упор делают на обеспечение жизненно важных потребностей и обучение. Мало внимания уделялось тому, что дети из семей алкоголиков из-за неблагоприятных условий воспитания или отсутствия такового, входят во взрослую жизнь совершенно неподготовленными, не могут адаптироваться в группе сверстников и испытывают большие трудности в общении. Это дало стимул к пониманию того, что работа с детьми алкоголиков должна носить комплексный характер, обязательно учитывая и психические особенности детей.

     Особенно  важная роль принадлежит специализированному  уходу и лечению в раннем возрасте, когда имеет место наиболее интенсивное  психическое развитие ребенка. Именно в этот ответственный период ведущую  роль в становлении психики играет общение со взрослыми. Поэтому организация эмоционально-положительного окружения, в котором воспитывается ребенок, является той основой, на которой осуществляется весь лечебно-коррекционный и воспитательный процесс.

     Комплексная лечебно-коррекционная работа включает организацию правильного режима, полноценного питания, физического  воспитания, стимуляцию психического развития, логопедическую работу, медикаментозное  лечение, организацию досуга и психотерапию.

     Все эти мероприятия должны быть индивидуальны  с учетом возраста. физического и  нервно-психического состояния ребенка.

     Важно следить за оформлением помещения, в котором находится ребенок. В специальных детских учреждениях, куда попадают дети родителей, страдающих хроническим алкоголизмом, имеют  значение даже такие детали, как  окраска стен, расцветка штор, оформление комнат досуга и т. д.

     Для детей раннего возраста необходимы яркие, крупные, легкие пластмассовые  игрушки, а также игрушки средней  величины, которые легко можно  взять в руку и с которыми можно  производить различные манипуляции. Важно, чтобы у ребенка было постоянное место для сна, приема пищи, а позже - для личных вещей.

     Благоприятное влияние на психическое состояние  детей оказывает проведение специальных  музыкальных занятий. Музыка успокаивает  ребенка, вызывает у него положительные  эмоции способствует развитию его речи.

     Основной  задачей психолого-педагогических мероприятий является предупреждение трудностей обучения и нарушений  поведения, а также патологического  развития личности у данного контингента  детей и подростков. Все психолого-педагогические воздействия имеют не только профилактическую, но и лечебно-коррекционную направленность.

     Необходимыми  условиями успешности всей психолого-педагогической работы является ее системность и  регулярность.

     Прежде  чем проводить психолого-педагогическую коррекцию, надо иметь представление  об особенностях физического и нервно-психического состояния каждого ребенка, его  семейного окружения. Кроме того, важно выявить возможности, склонности и интересы ребенка. Особое внимание уделяется определению уровня умственного  развития детей. Опыт работы показывает, что многие из детей, растущие и условиях семейного алкоголизма, особенно при  наличии у них педагогической запущенности из-за недостатка общения  с взрослыми, при первоначальном обследовании могут производить  впечатление умственно отсталых.

     Однако  правильный педагогический подход к  этим детям, проведение специальных  коррекционных занятий в сочетании  с медикаментозным лечением дают положительные результаты, что говорит  об отсутствии у них умственной отсталости. Имеющиеся же трудности в обучении и поведении связаны с задержкой  психического развития по типу инфантилизма, но не с умственной отсталостью.

     Несмотря  на большую частоту олигофрении  у потомства при семейном алкоголизме, необходимо отметить сложность постановки подобного диагноза. Дифференциация умственной отсталости от других форм интеллектуальных нарушений у этих детей особенно сложна и требует  нередко длительного наблюдения в процессе проведения коррекционно-педагогических мероприятий. Крайне ответственным  является начало их обучения. Несформированность целого ряда предпосылок, составляющих готовность к школьному обучению, определяет изначальную несостоятельность многих из них. Это, с одной стороны, может способствовать постановке неправильного диагноза олигофрении, а с другой - сразу же вызывать у ребенка отрицательное отношение к школе и приводить к ухудшению его психического состояния в целом.

     В связи с этим важной задачей является подготовка ребенка к обучению в  школе и правильная углубленная  диагностика его психического развития.

     Дети  из семей больных алкоголизмом даже при наличии минимальных признаков  органической неполноценности центральной  нервной системы в силу грубейшей  педагогической запущенности уже в дошкольных учреждениях часто испытывают на себе негативные реакции со стороны окружающих. Не зная порой как правильно вести себя за столом, в игровой ситуации, эти дети вызывают к себе отрицательное отношение сверстников, что является недопустимым. Только терпеливое, доброжелательное отношение к этим детям, неоднократный показ, повторение и объяснение того, как надо выполнить то или иное действие, как вести себя в той или иной ситуации, позволит предупредить отклонения в их психическом развитии, и в частности в развитии личности.

     Удовлетворение  так называемой «сенсорной жажды» особенно необходимо в раннем возрасте, так как нормальное психическое развитие возможно только при наличии идущей извне информации. Мир, окружающий ребенка, должен быть насыщен красками, звуками (особенно звуками человеческой речи), предметами разных размеров и форм, с разными функциональными значениями.

     Среди разнообразных видов сенсорной  информации важное место занимает информация, воспринимаемая на слух. При современном  уровне развития теле- и радиотехники одним из аспектов коррекционной работы может быть воспроизведение записей спокойных мелодичных песен, текстов сказок, коротких рассказов в комнате, где играют дети.

     В раннем возрасте положительную роль для закрепления необходимых  условных связей играет сочетание определенного  действия с ежедневно повторяющейся  приятной мелодией или звуками пения  птиц (например, утром при пробуждении, перед зарядкой и т. п.), бодрого  марша (при подготовке к прогулке) и т. п. Также можно использовать демонстрацию мультфильмов, диафильмов, кукольных и других спектаклей, концертов, приглашая, например, самодеятельные детские  коллективы из ближайших школ.

     Дети  должны иметь возможность наблюдать  разнообразные явления, происходящие в неживой (дождь, мороз, жара и т. п.) и живой (взаимодействия и взаимоотношения  людей между собой и с остальной  живой природой) природе.

     Не  менее важную роль играют эмоциональные  воздействия на ребенка. Элементы этих воздействий содержатся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на правильный и неправильный, хороший и плохой поступок ребенка.

     Для доведения до сознания ребенка неправильности его поступка можно использовать оценку поведения другого ребенка  или сказочного персонажа, героя  мультфильма и т, п. в аналогичной  ситуации. Причем как хороший, так  и плохой поступок персонажа в  этой же ситуации, при правильном и  доступном объяснении его воспитателем, обогащает социальный опыт ребенка  и позволяет ему усвоить понятия  о том, «что такое хорошо и что  такое плохо».

     Важно дать ребенку в раннем возрасте возможность  самому определиться как именно он хочет проводить свой досуг, чтобы  определить, к чему он больше склоняется. Поощерять несовершеннолетнего за проявление интереса к полезным вещам необходимо. Если он склоняется к спорту, нужно показать и рассказать ему все возможности и преимущества данного вида спорта. Если ребенок проявляет интерес к рисованию или музыке, желательно снабдить его всем необходимым для занятий, чтобы дать ему полностью раскрыться. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Инвалиды, пожилые люди, наркоманы и преступники как одни из самых уязвимых в социальном плане группы общества, по определению нуждаются в особой заботе государства, а конкретнее – в особой деятельности специальных организаций и учреждений, которые бы обеспечивали социальную защиту пожилых и престарелых граждан.

     Сохраняющаяся острота социально-экономической  ситуации в стране является тем объективным  фактором, который предопределяет масштабность и направления работы. Ежедневно  сталкиваясь с проблемами таких групп людей, нельзя не осознавать всю меру ответственности, которая лежит на системе в целом и на каждом из работников досуга в отдельности.

     Определение понятия досуга состоит в том, что это соответствующая политика государства по обеспечению прав и гарантий в области уровня жизни, удовлетворения различных потребностей человека.

Информация о работе Досуг как фактор социальной реабилитации