Проблема суицида. Анализ, социальные факторы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 17:51, реферат

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть проблему суицида.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать основные понятия и подходы к изучению проблемы суицида.
2. Рассмотреть проблему суицида в социально - философском, психотерапевтическом и религиозном аспектах

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Раздел I Основные социологические понятия и подходы к изучению проблемы суицида
Раздел II. Причины суицидального поведения: социальные и асоциальные факторы.
Раздел III. Категории самоубийц. Фазы и типы самоубийств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

проблемы суицида.docx

— 51.55 Кб (Скачать)

Проблема  суицида. Анализ, социальные факторы   

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 

Раздел I Основные социологические  понятия и подходы к изучению проблемы суицида 

Раздел II. Причины  суицидального поведения: социальные и асоциальные факторы.

Раздел III. Категории  самоубийц. Фазы и типы самоубийств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  

 

ВВЕДЕНИЕ 

Актуальность. Каждый человек хотя бы раз в жизни бывает искушаем свободой выбора смерти. Поиск “моральных каникул” имеет оборотную сторону - донжуановское пресыщение жизнью. Тело как “большой разум” приходится обманывать в его стремлении во что бы то ни стало жить и безжалостно расправляться с ним через обретение абсолютной свободы в смерти.

Этот страшный путь сознательного суицида очевиден и безжалостен в наготе своей  экзистенциальности; он имеет множество реальных и литературных сюжетов своего воплощения от гетевского Вертера до лондоновского Мартина Идена, от самоубийц произведений Достоевского до судеб Есенина, Маяковского, Марины Цветаевой и Фадеева. Всякий пишущий о самоубийстве осознает свою личную причастность к борьбе двух “Я” , вариативно выражающейся в столкновении реальности с идеалом, бессмысленности объекта со смысловой структурой субъекта, соматической временности с когнитивной вечностью, волевой безудержности с ограничительной силой поступка. Всякий, заявляющий своеволие в сознательном суициде, хотя бы на “дне” своей спрятанной рассудочности осознает мелкость, наивность и театральность собственных притязаний на функции бога. Поздно раскаиваться, когда дело сделано, конечно, лучше проиграть суицидальный сюжет на словах, освободиться от “сна разума” , породившего чудовищ, залив кровью лишь страницы романа или экран кинематографа, однако “спасшийся” благодаря своему Вертеру Гете или благодаря свои несчастным самоубийцам Достоевский являют собой слабый аргумент “за” , когда существует загадка ухода из жизни Дж. Лондона, Вл. Маяковского и многих других.

Что-то постоянно  не связывается, обрывается в наших  попытках если не объяснить, то хотя бы рационально описать акт сознательного самонасилия. Даже гениальная полифония романов Достоевского, работа на грани между психиатрией и философией У. Джемса, В. Бехтерева, Р. Лэнга не дают исчерпывающих ответов на поставленный ребром вопрос: в чем основная причина преобладания сознательного суицида над аффектом (80% против 20%) , почему неизменно вместе с ростом численности народонаселения планеты происходит рост сознательного суицида в среде наиболее перспективной в эволюционном отношении?! · Уже с 60-х годов XX века суицид становился все более и более ощутимой проблемой в разных странах мира. Наиболее опасный для суицида возраст - около 30 лет - стал уменьшаться до 24-х и даже 15-ти лет, суицидологи были вынуждены констатировать страшный показатель "помолодевшего суицида": самоубийство становится третьей по счету ведущей причиной смерти среди 15-24 летних людей в США, Австрии, Швейцарии, Германии, Голландии, Англии, Австралии и Японии за период от конца семидесятых годов и до начала 90-х. · ·

Разработанность. На эту тему было проведено множество исследований. Так, к примеру, книги Эмиля Дюркгейма, изданные ещё при жизни автора, одна - "Самоубийство" (1897) - целиком посвящена данной проблематике, а в "Методе социологии" (1895) правилам, относящимся к различению нормального и патологического, отведена III глава. Кроме того, разработанные Дюркгеймом и ставшие классическими методы установления корреляций между социальными отклонениями и экономическими, социальными, демографическими, культурными и др. характеристиками были широко использованы (отчасти уточнены и пересмотрены) учеником и последователем мэтра Морисом Хальбваксом и активно применяются в исследованиях различных форм девиаций до сих пор. Последующие работы по этой проблеме так или иначе ссылались на работы Эмиля Дюркгейма. Многое из творческого наследия Дюркгейма, в частности введенная им в научный оборот категория анемии, дающая ключ к пониманию процессов, происходящих в переходные и кризисные периоды развития общества, послужило источником вдохновения для Роберта Мертона, одного из самых значительных представителей социологии отклоняющегося поведения в нашем столетии и многих других социологов.

Нужно отметить, что  многие работы характеризуются излишней практичностью. Действительно, изучаемый  объект не абстрактен, он реален, и если опираться на статистику, эта реальность ужасает.

Цели  и задачи. Учитывая вышеизложенное, цель данной курсовой работы – рассмотреть проблему суицида.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Проанализировать основные понятия и подходы к изучению проблемы суицида.
  2. Рассмотреть проблему суицида в социально - философском, психотерапевтическом и религиозном аспектах
  3. Выявить влияние социальных и асоциальных факторов на самодеструктивное поведение человека.
  4. Рассмотреть этапы, виды суицида и определить категории самоубийц..

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трёх разделов основной части, заключения и списка используемой литературы.

В разделе I рассматриваются  основные понятия и исследования Дюркгейма, а в частности, социологического одно из первых фундаментальных исследованияй суицидального поведения. и определяются основные социальные типы самоубийств. Действие социальных и асоциальных факторов на суицид.

В разделе II рассматриваются  социальные и асоциальные факторы, влияющие на появление суицидального  настроения. кардинально противоположные позиции по проблеме качества веры, спасающей от суицида, и проблема существования зла и страданий в мире. Также приводится анализ суицида некоторыми известными мыслителями и размышления на тему “Судьба. Свобода.” В разделе III описываются этапы, через которые проходит самоубийца, категории самоубийц, а также типология самоубийств.  

     проводится сравнительный анализ некоторых стран. Рассказывается о влиянии средств массовой информации и о некоторых современных философских теориях. Показывается суицид с научной, исторической, религиозной точек зрения.  

 

Раздел I Основные социологические понятия  и подходы к изучению проблемы суицида 

Суицид - самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни, а также отказ от реальных возможностей избежать смерти в критической ситуации. Приходится различать проведение двух типов расследования причин суицида. Выяснение причин и обстоятельств данного конкретного случая и исследование некоторых общих оснований, которые приводят человека к мысли о необходимости безвременно уйти из жизни. Я полагаю, если нет за фактом самоубийства явных криминальных обстоятельств, то нет необходимости ворошить недавнее прошлое. Ненавязчивое любопытство здесь просто неуместно и бестактно. Владимир Маяковский в своей предсмертной записке, как известно, просил: “Пожалуйста, не сплетничайте, покойник этого ужасно не любил” . Еще менее уместны упреки, обращенные к человеку, который уже исполнил роковое решение. Другое дело - анализ социальных ситуаций, которые провоцируют людей, толкая их на фатальный шаг. Понять причины, осмыслить их - во многом означает сделать первый шаг к их устранению.

При достаточно поверхностном  анализе суицида, не вдаваясь пока ни в какие подробности оценки этого  явления с точки зрения ключевых для него причин и сопутствующих  ему условий можно сделать  следующий вывод: самоубийство в  качестве проявления дееспособной воли, когда страдающим лицом является сам активно действующий субъект, знающий об ожидающих его результатах  и сознательно выполняющий задуманный план насилия, - это феномен болезни  сознания, для характеристики которого нельзя использовать медицинский термин, но можно эту болезнь сознания подвергнуть рациональному философскому анализу, избежав преобладания дескриптивности, которое характерно для любого анализа с точки зрения эмпирии.

"В моей смерти  прошу винить... " По уровню самоубийств  Россия вышла на одно из  первых мест в мире. Масштаб  этой цифры ужасает: в 1998 году (более свежих данных нет) в  России добровольно расстались  с жизнью около 66 тысяч человек.  Разумеется, каждая человеческая  трагедия неповторима. Но в  этих тысячах трагедий есть  некие закономерности, которые помогают  лучше понять состояние общества  в целом. Закономерности эти  предмет серьезных научных исследований.

Мировая наука уже  давно установила, что акт самоубийства аккумулирует в себе множество факторов: социальных, экономических, политических, философских, психологических, религиозных. Но в целом уровень самоубийств (их количество на 100 тысяч населения) и его динамика важнейшие индикаторы социального благополучия или неблагополучия той или иной среды.

В социологии эта  проблема изучается как социальная патология. Особенно отчетливо это  можно проследить на примере творчества Э. Дюркгейма.

В социологическом  этюде "Самоубийство" общие основания  методологии в изучении социальной патологии выглядят следующим образом. Смысл социологии состоит в изучении социальных фактов, находящихся "вне" индивида. Сами же социальные факты  следует рассматривать как физические предметы, как вещи. Это могут  быть институты, нормы, ценности, законы, коллективные представления и прочее. Каждый индивид и каждое новое  поколение встречаются с определенным набором социальных фактов, которые  обладают свойствами вещи постольку, поскольку  осуществляют внешнее давление на индивида. Они одновременно и делают возможными определенные типы поведения, и управляют  ими. "Такова, стало быть, категория  фактов, отличающихся весьма специфическими свойствами; ее составляют способы  мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой  они ему навязываются. Поэтому  их нельзя смешивать ни с органическими  явлениями, так как они состоят  из представлений и действий, ни с явлениями психическими, существующими  лишь в индивидуальном сознании и  через его посредство. Они составляют, следовательно, новый вид, и им-то и должно быть присвоено название социальных". · Важную роль в учении Дюркгейма играют разработанные им правила различения нормального и патологического, необходимые для "управления поведением" (выражение самого автора) . Как отмечает известный французский социолог Р. Арон, значимость для Дюркгейма этого различения определялась его реформаторскими устремлениями, в частности, надеждой учредить своеобразные "советы действия" по объективному и научному изучению феноменов, результаты деятельности которых служили бы определенным промежуточным звеном между наблюдаемыми фактами и установлением предписаний. И если некий феномен признается нормальным, то у общества нет оснований стремиться к его устранению; если же признается патологическим - общество располагает существенными аргументами в пользу необходимости реформ. · Для Дюркгейма главным и решающим признаком нормальности факта выступает частота его проявлений. "Социальный факт нормален для определенного социального типа, рассматриваемого в определенной фазе его развития, когда он имеет место в большинстве принадлежащих к этому виду обществ, рассматриваемых в соответствующей фазе их эволюции". Отсюда - раз в любом обществе совершается определенное число преступлений, самоубийств и т.д. и, следовательно, они относятся к регулярно совершаемым действиям, - то такие факты не являются патологическими феноменами. Патология начинается тогда, когда увеличивается средний для данного общества показатель.

Причины социальных феноменов следует искать в социальной среде, в природе самого общества. Объяснить социальный феномен - значит отыскать действенную причину его  возникновения, отыскать предшествующее явление, неизбежно его порождающее. Причем, считает Дюркгейм, социолог располагает лишь одним средством  доказать, что одно явление служит причиной другого - сравнением случаев, когда они одновременно присутствуют или отсутствуют. "Научное исследование не может достигнуть своей цели иначе, как сравнением фактов, и у него тем более будет шансов на успех, чем увереннее оно будет, что  собрало все явления, которые  можно с пользой сравнить между  собой". · С этих позиций Э. Дюркгейм осуществляет одно из первых фундаментальных  исследований суицидального поведения ("Самоубийство") . Им используется метод совпадающих изменений, т.е. анализируются изменения уровня самоубийств среди разных групп населения. Итогом рассмотрения статистических корреляций становится определение основных социальных типов самоубийств: эгоистического, альтруистического и аномического. Применяемые статистические методы достаточно просты: определяются статистические корреляции между частотой самоубийств и социальными характеристиками (пол, возраст, брачность, детность, конфессиональная принадлежность и т.д.) · · Помимо социологов этой проблемой занимается философия, медицина, а именно психиатрия, психология.

Раздел II Причины суицидального поведения: социальные и асоциальные факторы 

2. Специалисты насчитывают  большое количество факторов, имеющих  отношение к суицидальным попыткам. Среди них и изменение солнечной  активности, и влияние магнитных  полей Земли, и загрязнение  окружающей среды, накопление  определенных морских воздушных  масс, циклонов и антициклонов, но  наиболее ценными для понимания  самоубийства являются социальные, социально-психологические и психологические  причины, разрушающие личность  человека, его “я” .

Непосредственные  причины, толкнувшие человека на отказ  от жизни, как правило, тесно связаны  с его ближайшим окружением - семьей, родителями, друзьями. И, наконец, главным  звеном в решении вопроса “быть  или не быть” является сам человек, от силы его личности зависит, как  поведет он себя в кризисном психическом  состоянии, какой выбор сделает, столкнувшись с трудностями приспособления к сложным жизненным ситуациями, и не сдастся ли он под влиянием длительных травмирующих психику обстоятельств. Другой важный момент, связанный с проблемой самоубийства, - это временная перспектива. Поиск причин суицида нередко приводит в прошлое человека или общества, в котором он живет, а неопределенность или безысходность будущего часто явный признак или причина стремления к самоуничтожению.

Информация о работе Проблема суицида. Анализ, социальные факторы