Досуг как фактор социальной реабилитации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 16:25, реферат

Описание работы

Сегодня же досуг – неотъемлимая часть жизни человека. Считается, что он необходим и существенно важен для восстановления душевного равновесия людей, пытающихся, как это показал Фрейд, в проведении досуга реализовать ту сторону личности, которая не находит себе применения в профессиональном труде. Некоторые социологи даже пришли к выводу, что досуг должен заменить труд на пути расцвета человеческой личности, в том смысле, что те виды деятельности, которые раньше рассматривались как вторичные, могут стать первостепенными – это не обязательно отдых; он может представлять собой активную деятельность. Речь идет о свободной и неоплачиваемой деятельности, представляющей собой просто средство самовыражения человеческой личности.

Содержание

Введение .................................................................................................... 3

1.Социальная реабилитация .................................................................. 4
2.Досуг как фактор социальной реабилитации инвалидов ................ 8
3.Досуг пожилых людей ....................................................................... 14
4.Социальная реабилитация преступников ........................................ 22
5.Социальная реабилитация наркоманов ............................................ 23
6.Реабилитация детей из неблагополучных семей ............................. 27
Заключение ............................................................................................... 33

Список литературы .................................................................................. 34

Работа содержит 1 файл

Досуг как фактор социальной реабилитации (Автосохраненный).docx

— 58.82 Кб (Скачать)
 

Содержание 

     Введение .................................................................................................... 3

  1. Социальная реабилитация .................................................................. 4
  2. Досуг как фактор социальной реабилитации инвалидов ................ 8
  3. Досуг пожилых людей ....................................................................... 14
  4. Социальная реабилитация преступников ........................................ 22
  5. Социальная реабилитация наркоманов ............................................ 23
  6. Реабилитация детей из неблагополучных семей ............................. 27

    Заключение ............................................................................................... 33

    Список литературы .................................................................................. 34 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение 

      Досуг – это время вне работы, используемое для привычных занятий. Проблема досуга остро встала во время первоначальной стадии развития капитализма. Следствием длительного рабочего дня было почти  полное отсутствие свободного времени  у низших классов общества. Одержимость  производством, конкуренция, отсутствие правового регулирования навязывали ритм труда, не оставлявший времени  для досуга – ведь едва хватало  времени даже на психологический  отдых. К тому же неоспоримым результатом  разделения труда, монотонности производственных задач стало разрушительное воздействие  такого труда на человеческую психику.

     Сегодня же досуг – неотъемлимая часть  жизни человека. Считается, что он необходим и существенно важен для восстановления душевного равновесия людей, пытающихся, как это показал Фрейд, в проведении досуга реализовать ту сторону личности, которая не находит себе применения в профессиональном труде. Некоторые социологи даже пришли к выводу, что досуг должен заменить труд на пути расцвета человеческой личности, в том смысле, что те виды деятельности, которые раньше рассматривались как вторичные, могут стать первостепенными – это не обязательно отдых; он может представлять собой активную деятельность. Речь идет о свободной и неоплачиваемой деятельности, представляющей собой просто средство самовыражения человеческой личности.

     Досуг является важнам помощником в социальной реабилитации, которая осуществляется для людей, перенесших психическое заболевание. Она помогает человеку восстановить свои психические и физические силы, а также способность к работе. 

  1. Социальная  реабилитация
 

   Цель  реабилитационной (восстановительной) медицины — восстановление психических  и физических сил у перенесшего  психическое заболевание человека до контрольного уровня, т.е. способности  к работе. Социально-реабилитационные мероприятия составляют важную часть  лечения психических заболеваний  и проводятся как в амбулаторных условиях, так и в психиатрическом  стационаре. В остром периоде психического заболевания, когда даже нормальная эмоциональная и трудовая нагрузка может вызвать усиление патологических изменений, больному необходим психический  н физический покой, т. е. лечебно-охранительный  режим, который осуществляется чаще всего в стационаре. При улучшении  состояния больного под влиянием активной терапии лечебно-охранительный  режим заменяется лечебно-активизирующим. При активизирующем режиме наряду с  активной терапией рекомендуются социально-психологические  воздействия: поощрение самообслуживания, стимуляция активного отношения  к жизни отделения путем участия  в коллективных мероприятиях по трудовой терапии и культурным развлечениям: В дальнейшем рекомендуется постепенное  увеличение трудовых нагрузок на больного и вовлечение его в самоуправление.

   Реабилитационные  мероприятия призваны восстанавливать  положительное отношение больного к семье, обществу, жизни и предотвратить  формирование психического дефекта  со склонностью больного к самоизоляции. Продолжающееся активное лечение больного приводит к компенсации психического состояния, что дает возможность  больному держать под контролем  собственных усилий остаточные проявления своей болезни. На этом этапе необходима всемерная стимуляция социальной активности больного; целью реабилитационных мероприятий  становится восстановление у больных социальных связей, нарушенных болезнью. Эти мероприятия проводятся в условиях больницы, а также после выписки больных под руководством участкового психиатра.

   В осуществлении  социальной реабилитации большая роль принадлежит медицинскому персоналу, который контролирует систематическое  выполнение больным реабилитационных мероприятий с увеличивающейся  трудовой нагрузкой, учитывая при этом индивидуальные склонности больного и  его интересы. Социальная реабилитация в амбулаторных условиях позволяет  больному вернуться на прежнюю работу или создает условия для рационального  трудоустройства, а также способствует формированию у больных полезных интересов, целесообразному использованию  свободного времени.

   Социальная  реабилитация включает в себя также  работу с логопедом и восстановления речевых навыков, различные программы социально-психологической коррекции. Больной должен понимать всю степень серьезности перенесенного заболевания и учитывать ее в своей повседневной жизни. Налагаемые болезнью ограничения осложняют «возвращение» пациента в социум, так что немалую роль в программе социальной реабилитации играет психологическая работа с родственниками больного, которые должны оказывать ему моральную поддержку и создавать условия для бытовой независимости пациента.

   В случае необходимости следует также  провести (с помощью родных пациента) переоборудование жилого помещения  под нужды больного. В этом случае врач-реабилитолог даст совет, какое  именно оборудование необходимо каждому  больному. Если после перенесенного  заболевания пациент ограничен  в своей трудовой и личной активности, врач поможет ему разработать  психологическую программу постановки новых жизненных целей с учетом ограничений.

   Социальная  реабилитация также включает в себя помощь больным в обучении (или  переобучении), если они желают продолжать трудовую деятельность.

   Социальная  реабилитация должна проводиться в  комплексе с медицинской, так  как возвращение пациента к нормальной жизнедеятельности включает в себя не только восстановление его физических параметров, но и психологическую  адаптацию к новым условиям. На первых этапах после проведения основного  курса лечения у пациента возможен острый психоз, вызванный как страхом  остаться неполноценным физически  и психологически, так и интоксикацией  организма продуктами распада или  нарушениями мозговой деятельности. В этом случае в период реабилитации после болезни пациенту рекомендованы  успокаивающие препараты в сочетании  с персональной работой с психологом. На последующих стадиях реабилитации (через 2-3 недели) симптомы острого психоза  уже сняты, что позволяет более  пристальное внимание уделить собственно адаптации в социуме и восстановлению физических способностей.

   Необходимо  помнить, что человек - существо социальное. Вне социума человек не может достичь высшей точки своего развития, не может самореализоваться. Обычно молодые люди, закончив школу, продолжают учиться дальше, либо ищут работу, исходя из своих возможностей или интересов. Люди с нарушением развития часто остаются в изоляции. Если такой ребенок еще и обучается индивидуально, то его социальная изоляция возрастает и становится патогенным фактором, препятствующим дальнейшему развитию. Короткие развлекательные мероприятия, предлагаемые различными фондами и большинством общественных организаций, не в состоянии даже частично решить эту проблему.

   В то же время и дети, и взрослые инвалиды стремятся к самореализации и  часто полны сил и желания  включиться в полноценную социальную жизнь на доступном для них уровне. Если для удовлетворения таких желаний и потребностей не находится подходящих условий, то инвалиды длительное время остаются предоставленными сами себе, подвергаясь риску распада уже сложившихся ранее конструктивных способов адаптации и обесценивания своей жизни.

   Для таких  людей необходимо создавать условия, в которых они могли бы быть приняты, где могли бы трудиться, и чувствовать себя полноправными  и полезными членами общества.

Результаты социальной реабилитации инвалидов:

1. Значительное  «взросление» молодых людей, появление  чувства ответственности за свою  работу. Возрастающие адаптационные  возможности, мобилизация душевных  ресурсов.

2. Активизация  собственной инициативы в работе  и в быту, в том числе перенос  наработанного в домашние условия.

3. Появление  профессиональных навыков в работе. В ряде случаев можно даже  сказать – открытие талантов.

4. Развитие моторики, речи, произвольного внимания.

5. Развитие коммуникативных  (социальных) навыков. 

6. Значительное  развитие внутренней жизни: кто  я, зачем я живу, что я смогу  делать и как жить в будущем.

7. У молодых  людей со склонностью к агрессии  и девиантному поведению улучшилось  общее состояние, молодые люди  находят более приемлемые формы  выражения своих чувств и лучше  контролируют себя.

8. У ряда инвалидов  улучшилась семейная ситуация, родители  могут спокойно работать, жить  нормальной жизнью, зная, что их  сын или дочь не сидят дома одни, а заняты конструктивной деятельностью под контролем специалистов.

     Досуг как фактор социальной реабилитации может помоч определенным группам  населения: инвалидам, пожилым людям, преступникам, детям из неблагополучных  семей, наркоманам и т.д. 

  1. Досуг как фактор социальной реабилитации инвалидов
 

     Здоровье  и образ жизни — категории  неразрывно связанные. Здоровый образ  жизни предполагает и содержательный досуг, одухотворяющий человека, восстанавливающий  его трудоспособность и жизненную  энергию.

     В отечественной литературе существует множество публикаций, в которых  рассматриваются различные аспекты  культурно-досуговои деятельности категорий населения, пребывающих  в нормальных, естественных условиях свободного времяпрепровождения и  практически нет исследований досуга инвалидов. Для многих из них рано или поздно возникает проблема восстановления духовных и физических сил, возвращения  к активной полноценной жизни.

     Досуг как уникальная сфера реализации личности обладает исключительным рекреативным потенциалом. Именно это обстоятельство актуализирует необходимость изучения и использования культурно-досуговои  деятельности в решении проблем  социальной реабилитации инвалидов. С  этой целью в 2005 году Депортаментом статистики было предпринято исследование содержания и организации досуга больных с последствиями травм и заболеваниями спинного мозга, проходящих курс лечения в различных специализированных учреждениях. Больше таких исследований, к сожалению, не проводилось.

     Предварительный анализ показал, что такой сплошной опрос может дать достоверную репрезентативную выборку, поскольку здесь были представлены различные группы инвалидов по основным социально-демографическим характеристикам.

     Опрос проводился по специально разработанной  анкете «Досуг и Ваше здоровье». Первая часть анкеты была направлена на выявление  предпочи-таемых форм и видов досуговой  деятельности инвалидов. Вторая — на изучение фактического содержания досуга и степени их вовлеченности в  различные виды занятий. В анкету были включены и вопросы, позволяющие  исследовать мотивы выбора инвалидами тех или иных видов досуга.

     Результаты  опроса обработаны по специальной программе  на ЭВМ и в дальнейшем анализе  представлены в двух относительных  величинах — процентах и индексах.

     Процентные  показатели характеризуют, главным  образом, обобщенные мнения опрошенных, а индексы представляют собой средневзвешенные групповые оценки по пятибалльной шкале, полученные при вторичном анализе данных исследования. Использование индексов обеспечивает большую сопоставимость, наглядность и интерпретируемость собранной информации.

     На  основе выявленных индексов проводился корреляционный анализ наиболее значимых признаков, характеризующих мотивацию выбора инвалидами досуговых занятий. Интерпретация значимости индексов производилась по следующей нормативной шкале: от 1 до 2,4 балла — низкий показатель; от 2,5 до 3,4 балла — средний показатель; от 3,5 до 4,4 балла — высокий показатель.

Информация о работе Досуг как фактор социальной реабилитации