Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:34, контрольная работа
Цели – выявить специфику ценностей и ценностных ориентаций современной молодежи.
Задачи:
провести анализ методологии исследования ценностей и ценностных ориентаций;
рассмотреть типологию ценностей, ее теоретико-методологические вариации;
провести анализ молодежи как особой социально-демографической группы;
определить базовые ценности молодежи;
обозначить постмодернизационные тенденции в трансформации ценностей молодежи.
Как видно,
для современной российской молодежи
свойственны и духовно-
А также
по результатам исследования видно,
какие ценностные суждения являются
более значимыми: "свобода —
то, без чего жизнь человека теряет
смысл" (70,5%), "человек должен иметь
те доходы, которые заработал честным
путем" (67,6%), "мое материальное положение
в настоящем и будущем зависит, прежде
всего, от меня" (64,9%), "выделяться
среди других и быть яркой индивидуальностью
лучше, чем жить как все" (60,7%), "только
на интересную работу стоит потратить
значительную часть жизни" (59%), "я
лучше не достигну материального благополучия
и не сделаю карьеру, но никогда не перешагну
через свою совесть и моральные нормы"
(56,2%).
Менее
значимыми для российской
Для молодого поколения наименее значимыми ценностными суждениями являются следующие: "от меня мало что зависит — важно, какая экономическая ситуация будет в стране" (35,1%), "надо стремиться иметь любые доходы, независимо от того, как они получены" (32,4%), "главное в жизни — материальное благополучие, а свобода второстепенна" (29,5%).
Следует
подчеркнуть, что российская молодежь
ориентирована в большей
Однако
убеждение молодых россиян в
том, что бедность — справедливый
удел тех, кто не обеспечил свое материальное
благополучие, отнюдь не является проявлением
их жестокости или эгоизма. Здесь мы имеем
дело с явлением более глубокого порядка
— сломом коллективистско-
Таким
образом, базовые ценности современной
молодежи в трансформирующем обществе
отражают изменения, происходящие в
них на протяжении последних 20 лет.
Следует подчеркнуть, что молодежь
ориентирована в большей
Особое внимание к модернизации и к постмодернизации ценностного дискурса обусловлено тем, что именно ценности актуализируют субъектность личности (или социальной группы). Р. Инглехарт и многие другие социологи, сравнивая традиционные, модернистские и постмодернистские ценностные системы, прежде всего, подчеркивают различия их отношение к социальной мобильности. Если традиционные ценности с их акцентом на традиции, наследственный статус, обязательство перед общиной, "осуждают" социальные перемещения, то ценности модерна, представляя новые мироощущения, базирующиеся на все более светских социальных нормах и фокусирующиеся на достижении (служебный рост, профессиональная и общественная карьера, достижение материального благополучия), индивидуализме, инновациях, провоцирует человека на социальную мобильность, делают его субъектом общественных отношений.
В 70-х годах ХХ в. Р. Инглехарта провел крупное эмпирическое исследование ценностных представлений западноевропейского населения. В этом исследовании он применил типологию "материалистических – постматериалистических" ценностей, которая основывалась на известной иерархии потребностей А. Маслоу. Под "материалистическими ценностями" подразумевались ориентации респондентов на материальное благосостояние, экономический рост, борьбу против преступности и т.п. Под "постматериалистическими" - ориентации на престиж, самореализацию, взаимопонимание и т.п. На основе эмпирических результатов Инглехарт пришел к выводу, что в ценностном сознании западноевропейского населения имеются две иерархии ценностных представлений – "материалистические" и "постматериалистические". При этом первые ценности больше характерны для старших поколений, а вторые – для молодого поколения.
Сдвиг к постмодернизации ценностей, наметившийся на рубеже веков как глобальной, так и в региональной перспективе, символизирует, по Р. Инглехарту, переход от материалистический к посматериалистическим ценностям – самовыражение, самореализация, качеству жизни. Последние в сочетании с такой ценностью, как толерантность, терпимость, в том числе к неопределенности, с потребностями в общении, в признании, в интеллектуальном и эстетическом удовлетворении, в свободе самовыражения, в политическом участии составляют, как подчеркивает Р. Инглехарт, ядро процесса постмодернизации.
Интериоризация этих ценностей и потребностей личностью предопределяет ее большую готовность к принятию социокультурных изменений, к отказу от привычных моделей и созданию новых и, главное, актуализирует жизненную стратегию самореализации, которую, в свою очередь, выступает условием и одновременно показателем субъективности современного человека. Именно по этому, исходя из социокультурного критерия типологизации ценностей, как важнейшую ценность, свидетельствующую о постмодернизации ценностного сознания.
По результатам исследования, которое было проведено под руководством Л.Г. Сокурянской, видно какие постмодернистские ценности преобладают у молодежи. Данное исследование позволило выделить характеризующие ориентации молодежи на различные типы самореализации. Во-первых, личность стремится к самоактуализации в различных сферах приватной жизни (семья, дружеское общение), ей необходимо признание индивидуальных качеств, а также важно развивать собственные способности. Во-вторых, личность делает акцент на свободу, творчество и общение с прекрасным (искусством, природой).
Следует отметить, что жизненный успех "постмодернисты" связывают с собственным интеллектом, профессионализмом, деловыми качествами и расчетливостью.
Что касается политико-идеологических и гражданских позиций постмодернистов, среди них больше всего тех, кто выступает за независимость своей страны.
Среди объективных факторов, детерминирующих постмодернизацию ценностного сознания молодежи наиболее значимыми являются такие как, достаточно высокая материальная обеспеченность, высокоурбанизованный образ жизни и образовательный капитал родительской семьи.
Для обнаружения внутренних (субъективных) детерминант постмодернистского дискурса постсоветской молодежи, в частности такой ценности, как самореализация, в данном исследовании был применен метод интеллектуального анализа данных – метод дерева классификации.
Целью данного метода было выделить совокупность признаков, потенциально являющихся причинами, обусловливающими исследуемое явление. В данном исследовании это означало выделение определенных типов проявления ориентации на самореализацию.
В результате
автоматического поиска признаков,
связанных с целевой
А также, были обнаружены еще два признака, определяющих проявление ориентации на самореализацию. Это такая терминальная ценность как "интересная, творческая работа" и профессиональная ценность "возможность применять и развивать свои способности".
Таким образом, данный метод позволил исследователям выявить внутреннюю (ценностную) обусловленность направленности современного молодого человека на самореализацию. С помощью названного метода было зафиксировано стремление к самореализации ориентацией на такие ценности, как "личная свобода, независимость в суждениях и действиях", "интересная, творческая работа".
Было проведено исследование российскими социологами, целью которого было определение ценностных ориентаций молодежи. Исследование показало, что главными жизненными ценностями молодежи являются семья, друзья и здоровье, затем следуют: интересная работа, деньги и справедливость (значение последней ценности в настоящее время возрастает). Замыкает семерку главных ценностей религиозная вера.
Как считают
исследователи, неблагоприятным фактором
постмодернистских ценностей
Исследования также показали, как молодые россияне осознают, кто и что влияет на них в процессе социализации и особенно воспитания. Вне конкуренции остается влияние родителей, прежде всего матери (58% опрошенных) и в меньшей степени отца (44%), затем с большим отрывом следуют друзья (24%), книги (19%), фильмы (15%), родственники (13%) и на последнем месте - учителя (12%). При этом в возрастной группе до 25 лет книги уже уступают влиянию фильмов (соответственно 12 и 15%). В то же время у петербуржцев старше тридцати лет книги по влиянию находятся на почетном третьем месте, а учителя так же влиятельны, как и друзья.
Вместе с тем влияние средств массовой информации (прежде всего телевидения) молодежью осознается плохо. Исследования российских социологов свидетельствуют о том, что влияние СМИ на них признают только 7% молодых людей Однако психологические эксперименты и наблюдения в России и за рубежом доказывают другое: телевидение значительно (явно и неявно) влияет на психику и сознание, в первую очередь, детей и подростков. В скрытом кумулятивном (накопительном) воздействии телевидения на психику как раз и заключается его "коварство". Да и как оно может не воздействовать, если большинство молодежи контактирует с ним по несколько часов практически ежедневно.
Таким образом, можно сказать о том, что столь распространенное сегодня мнение о меркантильности современной молодежи, ее прагматизме, обусловлено тем, что артикулирующие эти ценности молодые люди представляют не очень многочисленную, но весьма активную, целеустремленную и дерзкую часть нового поколения, способную мыслить и действовать не так, как поколение родителей. Следует отметить, что такое поведение молодежи это ответ на вызовы времени. Надо только захотеть увидеть в современной молодежи не социальную проблему, а важнейший социальный ресурс.
Наша сегодняшняя жизнь проходит под знаком глобальных перемен в обществе, общественном сознании, и от нашего сегодняшнего выбора путей развития зависит наше будущее.
Социокультурная среда выступает мощным формирующим элементом ценностной системы личности. В условиях социальных изменений, высокого уровня социальной динамики социокультурная среда сама претерпевает серьезные изменения и поэтому социальные группы и личность становятся активными участниками конструирования ее нового качества. Именно поэтому система ценностных ориентаций, сформированная такой средой, представляет особый интерес и заслуживает пристального внимания.
Сегодня признано, что ценность не существует "сама по себе", а проявляется как элемент действия индивида и социальной группы. Ценности могут являться абсолютными, в виде материальных и нематериальных предметов, либо заключаются в самом человеке, в его биологических потребностях. Следует отметить, что ценностная проблематика является достаточно разрабатываемой в современной науке.
Ценности можно определить как концепции жизненных предпочтений личности (или социальной группы,), отражающие ее способности осмысления окружающей реальности, оценочного отношения к ней, а также ее эмоциональное (аффективное) состояние, волютивные интенции и выступающие главными мотиваторами поведения и деятельности того или иного социального субъекта.
Информация о работе Ценностные ориентации современной российской молодёжи