Динамика ценностей современной Российской молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:35, реферат

Описание работы

Ценностно-нормативная система стабильного общества регулирует социальное поведение членов общества как непосредственно через ролевые экспектации к поведению людей, занимающих тот или иной социальный статус, так и опосредованно, - формируя сознание (ценностные ориентации, установки, жизненные цели), которые позволяют мысленно подготовиться к успешному выполнению социальных ролей.
Психологическое состояние человека в стабильном обществе в основном зависит от того, насколько его поведение соответствует социальным требованиям.

Содержание

Введение----------------------------------------------------------------------------------3
2. Ценностные ориентации современной молодежи и их особенности-------4
2. Базовые ценности Российской молодежи-----------------------------------------7
3. Морально-нравственные ценности молодежи-----------------------------------10
4. Досуг российской молодежи: динамика последних 10-ти лет---------------12
5. Личная и семейная жизнь в ценностной иерархии молодежи---------------15
Заключение ------------------------------------------------------------------------------17
Список использованной литературы------------------------------------------------18

Работа содержит 1 файл

Реферат социология молод.docx

— 45.61 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ И  НАУКЕ

  ФГОУ ВПО «Госуниверситет - унпк»

Кафедра: "Социология и культурология" 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине:

"Социология  молодежи"

на тему:

"Динамика  ценностей современной Российской  молодежи" 
 
 
 
 

Работу выполнил студент:                                  Костомарова Е.А.

Группа:                                                               41- П

Проверил преподаватель

кандидат политический наук, доцент:              Лупандин В.Н. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Орел, 2011

Оглавление   

    Введение----------------------------------------------------------------------------------3

2. Ценностные  ориентации современной молодежи  и их особенности-------4

2. Базовые ценности  Российской молодежи-----------------------------------------7

3. Морально-нравственные ценности молодежи-----------------------------------10

4. Досуг российской  молодежи: динамика последних 10-ти  лет---------------12

5. Личная и семейная жизнь в ценностной иерархии молодежи---------------15

   Заключение  ------------------------------------------------------------------------------17

   Список  использованной литературы------------------------------------------------18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     На  всех исторических этапах существования  человечества важную роль в его развитии играла молодежь. На глазах современного поколения молодежи происходят колоссальные перемены, затрагивающие все сферы  жизнедеятельности общества, влияющие на весь уклад жизни современного человека. Она осуществляет свою жизнедеятельность  на основе базовых ценностей и  ценностных ориентаций.

     Под базовыми ценностями понимаются основные жизненные смыслы, которыми индивиды, включенные в различные формы  социальной активности, руководствуются  в своей повседневной жизни, смыслы, которые в значительной степени  определяют отношение индивидов  к окружающей их действительности и  детерминируют основные модели социального  поведения.[2]

     Ценностно-нормативная  система стабильного общества регулирует социальное поведение членов общества как непосредственно через ролевые  экспектации к поведению людей, занимающих тот или иной социальный статус, так и опосредованно, - формируя сознание (ценностные ориентации, установки, жизненные цели), которые позволяют  мысленно подготовиться к успешному  выполнению социальных ролей.

     Психологическое состояние человека в стабильном обществе в основном зависит от того, насколько его поведение соответствует  социальным требованиям.

     Нестабильное  общество характеризуется тем, что  разрушается ценностно-нормативная  система как всеобщая основа социальной интеграции. Такое состояние общества называется аномией.[1] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Ценностные ориентации современной молодежи и их особенности. 

     Традиция  изучения ценностных ориентаций общества в целом и его групп в  частности выработала за продолжительное  время своего существования множество  определений этого важного понятия  социологии. Понятие ценностной ориентации неоднократно становилось в центр  многочисленных исследований видных зарубежных и российских ученых. Особенности  ценностных ориентаций современной  молодежи определяются влиянием следующих  факторов:

1) возрастно-демографический;

2) амбивалентно-транзитивный;

3) образовательный;

4) дивиантно-деликвитный.

     1. Возрастно-демографический фактор  формирования ценностных ориентаций  связан с определенным возрастом  , с социальным статусом и в  известной мере зависимостью  молодежи от опеки со стороны  общества и государства. Возрастные  характеристики обуславливает двойственность  и еще не состоявшуюся прочность  усвоения ценностей и норм.

     Молодежь  несет в известной мере рудименты  и пережитки инфантильности первичного усвоения запретов и разрешений, прав и обязанностей и т.д. Это усвоение отличает внешний, поверхностный и  нерефлексивный характер.

     Символический закон общественной нормы воспринимается как привносимый извне, - со стороны  родителей, воспитателей, учителей, старших, взрослых, общества в целом. Эта инстанция  символического закона еще не интериоризировала  собой сознание незрелого существа в виде внутреннего закона как  закона совести. Инфантильность незрелого  эгоизма еще не изжита императивом  совести, как завоевания своего духа. Норма в этой ситуации стимулируется  страхом перед наказанием как  наказанием со стороны внешней карающей инстанции.

     Социальный  статус студента (а большинство молодых  людей в современном обществе являются учениками ВУЗов), имея характер неопределенности и зависимости, отличается весьма размытыми очертаниями, мигрируя от полюса к полюса, связанных с  его относительной невысокостью в настоящем и потенцией высокого статуса в будущем, после периода  реализации возможности полученных знаний и умений. Такое состояние  не дает студенту возможность зафиксировать  свой ценностные ориентации, вынуждая его к пассивному выжиданию, и  в то же время будущий выпускник  ВУЗа готов «поднять планку» своих  ценностных предпочтений так высоко, насколько этому будет способствовать его социальный статус в будущем.

     Зависимость от общества и государства вынуждает  молодежь идти на поводу у государственных  идеологий и общественных стереотипов, не давая ей возможность проявить свою самостоятельность в самостоятельном  и независимом выборе ценностных ориентаций. Желание угодить, понравиться, «причесанность» представляет собой вид конформизма, связанного с нуждой и экономической несамостоятельностью молодежи, и носит откровенно негативный характер, что лишний раз доказывает связь политической свободы с экономической независимостью.

     Позитивным  моментом возрастно-демографического фактора, влияющего на формирование ценностных ориентаций молодежи, можно  считать то, что сознание молодого человека широко открыто для восприятия знания аксиологической направленности, поскольку в «табула раса»  его души еще много свободного места.

     2. Амбивалентно-транзитивный фактор  обусловлен двойственно - переходным  характером молодежной студенческой  массы, чья самостоятельность  уже сказалась в выборе будущей  профессии и специализации, а,  с другой стороны, этой самостоятельности  еще предстоит реализоваться  практически. Так теоретическое  осознание своей свободы в  реализации право на выбор  профессии не подкреплено никакой  практической базы. Отсутствие социальной  практики придает теоретическому  основанию формирования ценностных  ориентаций спекулятивный и умозрительный  характер. И, как правило, это  спекулятивное основание оказывается  вскоре быстро утраченным, вследствие  столкновения с практической  стороной своей профессиональной  деятельности.

     Однако, с другой стороны, транзитивность обладает и потенцией высокого полета творческой мысли в стремлении к высотам  человеческого духа, что связано  с отсутствием привязанности  к своим будущим профессионально - функциональным и «цеховым» ценностям [1].

     3. Образовательный фактор является, пожалуй, самым позитивным, поскольку  связан с системным процессом  образования, в которое помимо  специальных профилирующих дисциплин  включаются аспекты гуманитарного  образования, которое имеет огромное  значение в деле формирования  ценностных ориентаций, и которое  делает по сути высшее образование  высшим. Студенты, обучаясь таким  предметам как история, философия,  социология, история искусств, религиоведение, уже а процессе образования  сталкивается с философскими  идеями, вокруг которых, как известно, вращается мир, с историческими  примерами подвигов народа и  его отдельных представителей, с  социологическими принципами и  законами, на которых основана  социальные стабильность и солидарность, с образцами и высокими шедеврами  мирового искусства и т.д.

     4. Девиантно-делинквентный фактор  опосредует асоциальные формы  переоценки прежних ценностей  и усвоения новых. Социальная  фрустрация, кризис переходного  возраста, коренная ломка инфантильных  стереотипов, мучительной и болезненной  адаптации к быстроменяющимся  условия социального окружения,  императив экономической самостоятельности  и необходимость создавать, а  потом содержать семью, - все это  не может ни вызывать различные  патологические формы отклоняющегося  поведения, как-то: алкоголизм, наркомания, суицидальный синдром, перверсивную сексуальность и т.д. [2].

     Такие патологии провоцируют пессимизм, апатию, вражду, неприязнь, депрессию, конфликтность в отношении к  «навязываемым» обществом ценностей  и норм. Именно этот асоциальный  резерв современной молодежи становится заложником агрессивно - политических, радикальных и откровенно антиконституционных  сил общества. Девиантно-деленквинтная  часть молодежи (по разным подсчетам, примерно 1-5%) легко склоняется к  идеологиям фашизма, крайнего национализма, национал - большевизма [3].

     Основная  проблема ценностной ориентации молодежи заключается в принципиальной их поляризованности, которая оказывает  непосредственное влияние на их расклад  и направленность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Базовые ценности Российской молодежи. 

     Сегодня со всех сторон доносятся упреки молодежи в аморальности, в отказе от традиционных для россиян ценностей, в меркантилизме и т.п.

     Насколько справедливы эти упреки? Как показывает проведенное российскими социологами  исследование, они справедливы.

     Прежде  всего, следует отметить, что у  подавляющего большинства молодежи (70%) есть главная цель жизни. Нет  её только у 9,0% молодых людей (21,0% над  этим не задумывались) [4]. На поставленный в открытой форме вопрос, в чем  заключается эта главная цель, мечта жизни, были получены ответы, приведенные в таблице 1.

жизненные цели   ответивших
иметь хорошую семью 11,3
получить  хорошее образование 13,9
устроиться  на хорошую работу 12,0
иметь свою квартиру 6,3
заработать  много денег 3,4
обеспечить  будущее детям 6,9
открыть свой бизнес 2,0
жить  в достатке 9,6
приобрести  дорогие вещи 21,3

Таблица 1 - Распределение главных жизненных  целей российской молодежи 

     Как видно, для современной российской молодежи свойственны и духовно-нравственные, и сугубо прагматичные, материальные жизненные цели  [11].

     А также по результатам исследования видно, какие ценностные суждения являются более значимыми: "свобода —  то, без чего жизнь человека теряет смысл" (70,5%), "человек должен иметь  те доходы, которые заработал честным  путем" (67,6%), "мое материальное положение в настоящем и будущем  зависит, прежде всего, от меня" (64,9%), "выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью лучше, чем жить как все" (60,7%), "только на интересную работу стоит потратить значительную часть жизни" (59%), "я лучше не достигну материального благополучия и не сделаю карьеру, но никогда не перешагну через свою совесть и моральные нормы" (56,2%) [4].

Информация о работе Динамика ценностей современной Российской молодежи