Ценностные ориентации современной российской молодёжи

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:34, контрольная работа

Описание работы

Цели – выявить специфику ценностей и ценностных ориентаций современной молодежи.
Задачи:
провести анализ методологии исследования ценностей и ценностных ориентаций;
рассмотреть типологию ценностей, ее теоретико-методологические вариации;
провести анализ молодежи как особой социально-демографической группы;
определить базовые ценности молодежи;
обозначить постмодернизационные тенденции в трансформации ценностей молодежи.

Работа содержит 1 файл

Социология.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

Работы  Е. Вишневского принадлежат к  тем немногим публикациям, в которых  артикулируется проблема гражданских  ценностей. При этом автор подчеркивает, что последние основываются на признании  равенства между людьми и обнаруживают себя, главным образом, в условиях доминирования принципов демократии, в условиях гражданского общества. Заметим, что к гражданским ценностям Е. Вишневский относит такие, как признание прав и свобод человека, уважение к закону, идея социальной гармонии и т.д. Следующие позиции в ценной иерархии Е. Вишневского занимают ценности семейной в личной жизни.

Гармоничность функционирования и сбалансированность отношений между различными элементами ценностной системы достигается, по мнению Е. Вишневского, "заданностью  свыше", т.е. приматом универсальных общечеловеческих ценностей. Однако исследователь подчеркивает, что при определенных условиях тот или иной элемент системы может стать автономным, самодовлеющим. В одном случае это может привести к самоизоляции человека, в другом (при доминировании ориентаций на национальные ценности) - к национальному чванству и даже к шовинизму, в третьем (когда артикулируются, прежде всего, семейные или индивидуальные ценности) — к замкнутости, индивидуализму.

В контексте  трансформационных процессов особое значение приобретает вопрос о вершине ценностной иерархии. Какие ценности будут доминировать в общественном сознании. Некоторые исследователи, в том числе обращающиеся к проблеме ценностной трансформации, полагают, что одним аз способов выявления динамики ценностей является их типология по критерию одобрения и отрицания.

Однако  все не могут согласиться с  таким подходом, ибо полагают, что "отрицаемая" ценность по определению  не может быть таковой (т.е. ценностью). Ибо ценность — это то, чего человек желает, к чему стремится, чего хочет добиться в своей жизни, а также то, что ему помогает достичь поставленной цели. Другое дело, что при определенных условиях та или иная ценность перестает быть таковой для человека. При этом она не становится "отрицаемой" ценностью, она просто для него не — ценность.

Представляется, что динамические, как и консервативные характеристики ценностей, в том  числе, помогают выявить их типологию  по критерию распространенности. Имеется  в виду типология, разработанная  и активно используемая в исследовательской практике такими российскими и украинскими социологами, как В. А. Ядов, Н. И Лапин, Н. Ф. Наумова, И. М. Попова и др. Применяя критерий распространенности, названные выше и многие другие ученые-социологи делят систему ценностей и ценностных ориентаций на общепринятые; доминирующие; ценностную "периферию" или суждения влиятельной оппозиции.

Исходя  из такой сущностной характеристики ценностей, как их консервативность, можно предположить, в контексте  изложенной выше типологии в наибольшей степени это свойство аксиологических феноменов проявляется на уровне общепринятых ценностей. Прекрасной иллюстрацией этому служит состояние ценностного сознания старшего поколения постсоветских обществ, которому так тяжело расстаться (если вообще возможно) с коммунистическими ценностями и идеалами.

С другой стороны, ценностный консерватизм проявляется  в ориентациях современной молодежи на такие традиционные ценности, как  семья, дети, семейное благополучие, что  фиксируется практически во всех исследованиях отечественных и зарубежных социологов, проведенных в последние годы.

Анализируя  ценностную динамику, многие исследователи, в том числе и прежде всего  названные выше, полагают, что значительной динамичностью обладают доминирующие ценности, которые иногда называют "структурным резервом" в силу их способностей перемещаться как в "ядро", так и на "периферию" ценностной структуры. Однако наибольшим трансформационным потенциалом обладают оппозиционные ценности, которые могут перемещаться (особенно в периоды кардинальных социокультурных изменений) не только на уровне доминирующих, но даже "ядерных!" ценностей.

Согласно  российским социологам, которые полагают, что достаточно высокой степенью стабильности консервативности обладают также ценности низшего статуса (или "хвост" ценностной структуры), поскольку источником воспроизводства этих ценностей выступают традиционные пласты культуры. Следует отметить, что в условиях посткоммунистической социокультурной трансформации ценности той или иной национальной культуры, находившиеся ранее (в Советском прошлом) ценностном "хвосте" начинают приобретать более высокий статус, перемещаясь в "периферийные", а порой и в доминирующие ценности.

В связи  с этим необходимо остановиться на еще одной ценностной типологии, с помощью которой ценности можно было бы разделить на декларируемые и итериоризированые и реализуемые в условиях любой общественной системы такая типология является актуальной. Однако особое значение она имеет для постсоветского общества. Дело в том, что в рамках тоталитарной социальной системы, выделенные выше типы ценностей (декларируемые и итериоризированые и реализуемые) на уровне одного и того же социального субъекта (социальной группы, отдельной личности) зачастую не совпадали, а порой были и диаметрально противоположными. Так, например, для некоторых представителей национальной элиты в республиках бывшего Советского Союза национальный язык, обычаи, традиции и т.д. были на периферии (или даже в "хвосте") декларируемых и реализуемых ценностей. В тоже время среди интериоризированных ценностей названные выше феномены были доминирующими, если не общепринятыми. Именно этим обстоятельством, как представляется, можно объяснить "взрыв" национального самосознания в республиках бывшего Советского Союза в первые же годы перестройки.

В условиях постсоветского общества одним из самых  важных критериев типологизации  ценностей становится такой, как  их роль в функционировании и развитии кризисного социума. Исходя из этого, если можно так сказать, функционального  основания типологии ценностей, их можно разделить на интегрирующие и диференцирующие. При этом заметим, что на этапе кардинальных изменений социокультурной системы функциональная роль конкретных ценностей может измениться с точностью до наоборот: некоторые интегрирующие могут стать дифференцирующими, последние – объединяющими.

Следует обратиться еще к одной типологии  ценностей, а именно: к типологии, построенной по социокультукному основанию, т.е. в соответствии с "цивилизационным" критерием. Согласно такому, подходу обычно выделяют традиционные ценности, то есть ценности, сформировавшиеся в недрах традиционного общества, и современные ценности, возникшие в обществах типа modernity (современное). Зарождающиеся в условиях третьей "волны" цивилизации (назовем ее, по О. Тоффлеру, информационной) постмодерное общество провоцирует становление нового типа ценностей - постмодернистских.

Культурная  генетика ценностей является невероятно важной при изучении как их динамических, так и консервативных характеристик. Она позволяет понять, какие элементы этноса конкретного социума (например, современного украинского общества, или социальной общности, например, молодежи) ориентированы в воспроизводстве давно сложившихся норм, целей жизни и средств их достижения, т.е. восходят к традиционным ценностям; что относится к модернистским аксиофеноменам (ориентации на инновации в достижении рациональных целей "достижительские" ценности; что можно охарактеризовать как признаки посмодернистских ориентаций (стремление к самореализации и "качеству жизни").

Постмодернистский ценностный дискурс, по мнению Р. Инглехарта, можно обозначить как результат  перехода от материалистических и посматериалистическим  ценностям. При этом под ценностями "модернизма" (материалистическими  ценностями) Р. Инглехарта, понимает предпочтение физической, экономической и психологической безопасности и благополучия. Под постматериалистическими ценностями – приоритетное значение принадлежности к группе, самовыражения и качества жизни. В материалистический блок ценностей входят такие, как экономический рост, экономическая стабильность, авторитаризм и конформизм; в постматериалистический - ценности идеологии "зеленых", большая значимость идей, а не денег, а также такие либеральные ценности, как широкое и непосредственное участие граждан в управлении.

По Инглехарту, изменения в данной плоскости  ценностного сознания, а именно движение от материализма к постматериализму и предопределяют сегодня глобальные ценностные перспективы.

В современной  социологической литературе, в том  числе обращающейся к проблемам постмодернизма как социально-философской теории и постмодерна как состояния общественной системы, существует расхожее мнение о том, что все, чему исследователь не может найти названия, можно обозначить, используя слово-приставку пост (постсоветский, посткоммунистический, постмодерный и т.д.). Однако, как представляется, подобного рода понятия возникают не только по названной выше причине, дело в том, что они, как правило, отражают феномены, характерные для переломных этапов социальных изменений, т.е. собственно социокультурной трансформации. Реформирующееся общество, как бы далеко оно не ушло по этому пути, всегда содержит как новые, так и старые, оставшиеся от прежней системы социокультурные элементы. Наличие последних (непосредственное или в снятом виде), преемственность социокультурных форм и отражается, на наш взгляд, в понятиях, содержащих такой вербальный элемент, как пост. Таким образом, постсоветские, постсоветские и т.д. Феномены — это не абсолютно другие, отличные от советских, модерных и т.д. феноменов. В первых обязательно (в явной или латентной форме) содержатся элементы последних, без чего они просто не могут быть таковыми.

Следует отметить, что более корректным использовать понятие смысложизненные ценности. Эти ценности свойственны любому типу общества, хотя, естественно, большинство из них возникло в условиях традиционного общества как исторически более раннего.

В связи  с этим еще раз следует подчеркнуть, что смысложизненные ценности европейской  культуры, несомненно, отличаются от смысложизненных ценностей азиатской и т.д. культур. Естественно, исследователей интересуют те ценности, на базе которых происходило социокультурное развитие общества.

Подытоживая все, что выше сказано можно сделать  вывод о том, что существует большое множество концепций и теорий по определению ценностей и ценностных ориентаций. Но, главным является, то, что ценность не существует "сама по себе", а проявляется как элемент действия индивида и социальной группы. Ценности могут являться как абсолютными в виде бога, могут заключаться в виде материальных и нематериальных предметах, либо в самом человеке, в его биологических потребностях.

Ценности  играют существенную роль в интеграции системы личности и социокультурной  системы, обеспечивая необходимую между ними адекватность. В этом плане как личная, так и общественная жизнь с необходимостью требуют ценностных стандартов, в отношении которых должно доминировать всеобщее согласие.

Проанализировав понятия "ценности" и "ценностных ориентаций" следует отметить, что если первое из них (ценности) принадлежит категориальному аппарату социологии, то второе (ценностные ориентации) - социологии и социальной психологии. То есть ценностные ориентации в большей степени являются собственно социологическим понятием, поэтому именно его феномены, прежде всего, подлежат изучению в социологии. Социолог исследует не столько ценности, сколько ценностные ориентации как процесс и результат интериоризации личностью (группой) этих концептов, поскольку именно они выступают "связующим звеном между индивидом и обществом".

Следует отметить, что новая ценностная система  общества только начинает свое становление. Процесс этот носит противоречивый характер. Ценностная амбивалентность, конфликт ценностей нередко провоцируют  социальную и социально-психологическую напряженность в обществе. Однако, именно противоречивость придает ценностным феноменам динамичный характер, что позволяет их субъектам и носителям быстрее адаптироваться а сложным условиям изменяющегося социума.

  2. Молодежь в ценностном измерении

  2.1 Молодежь как особая социально-демографическая группа

 Термин "молодежь" является многоаспектным  в своем толковании. Это и подростки,  уже считающие себя вышедшими  из этого возраста, а посему  не признающие ни внешних регуляторов,  ни, тем более, внутренних запретов; и уже обремененные семейными заботами молодые родители.

Одно  из первых определений понятия "молодежь" было дано в 1968 г. В.Т.Лисовским: "Молодежь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более  зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет".

Согласно  определению толкового словаря, молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми и другими социально-психологическими свойствами, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества.

Находясь  на переходной стадии от мира детства  к миру взрослых, молодое поколение  переживает важнейший этап в своей  жизни – семейной и несемейной социализации.

Информация о работе Ценностные ориентации современной российской молодёжи