Ценностные ориентации современной российской молодёжи

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:34, контрольная работа

Описание работы

Цели – выявить специфику ценностей и ценностных ориентаций современной молодежи.
Задачи:
провести анализ методологии исследования ценностей и ценностных ориентаций;
рассмотреть типологию ценностей, ее теоретико-методологические вариации;
провести анализ молодежи как особой социально-демографической группы;
определить базовые ценности молодежи;
обозначить постмодернизационные тенденции в трансформации ценностей молодежи.

Работа содержит 1 файл

Социология.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

Содержание  выполненной работы:

Введение

Современные изменения социального порядка  в постсоветских обществах привели  к серьезным трансформациям в жизнедеятельности социальных институтов, общественных структур, групп любого общества. В сложившейся ситуации важен не только аспект содержательных изменений, происходящих в социуме, но и сам факт ломки старых устоев. Такие процессы не могут происходить безболезненно, не затрагивая сущностные, глубинные элементы человеческой природы и социального устройства. Значительная смена "правил игры", попытки поиска себя в изменяющемся, приближенному к хаотичному миру – задача, решить которую не всем по силам. Естественно, что многим не удается это даже в стабильных обществах.

Повышенный  интерес исследователей к ценностной проблематике – это результат  более глубокого понимания природы  человеческого познания, его социокультурной  обусловленности, целостности. Проникновение в закономерности познания позволяет обнаружить ценностный компонент не только в сферах общественной жизни и культуры, но и в познавательных структурах и мировоззрении человека. Отсюда стремление исследователей к уяснению социокультурного статуса и специфики ценностного компонента, особенностей его взаимодействия с когнитивным компонентом познания, его роли в формировании объективно-истинного знания.

В условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится молодежи с ее еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Бездуховность и ее результат – потребительское – эгоистическое отношение к жизни порождают у многих молодых апатию, безразличие к себе и другим, что грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации.

Внимание  к молодежи, ее социальным проблемам  должно быть резко усилено. Определение  средств, форм и методов работы с  молодежью находится в прямой зависимости от знания экономических, возрастных, психологических и социальных особенностей данной группы населения, ее социального статуса, проблем и основных тенденций развития молодежной субкультуры в современных условиях.

Процесс социализации как передачи молодому поколению норм и традиций, выработанных предшествующими поколениями, нарушился, т.к. кардинально изменилась идеология. Старшему поколению сложно адаптироваться в нынешних условиях, сохраняя прежнюю систему ценностей; молодому поколению еще сложнее в этом плане, т.к. у него своей системы ценностей еще нет, а если и есть, то условная… и вообще ценности как таковые для молодежи относительны.

Ценностные  ориентации – одно из важнейших  образований в структуре сознания и самосознания человека, так как  именно они отражают его характеристики как личности.

Объект  контроьной работы – ценности и ценностные ориентации современной молодежи.

Предмет – специфика ценностей и ценностных ориентации молодежи в современных  условиях.

Цели  – выявить специфику ценностей  и ценностных ориентаций современной  молодежи.

Задачи:

  • провести анализ методологии исследования ценностей и ценностных ориентаций;
  • рассмотреть типологию ценностей, ее теоретико-методологические вариации;
  • провести анализ молодежи как особой социально-демографической группы;
  • определить базовые ценности молодежи;
  • обозначить постмодернизационные тенденции в трансформации ценностей молодежи.

 

  1. Методологические подходы к анализу ценностей и ценностных ориентаций

  1.1 Понятие ценности в классической социологии

Понятие "ценность" было введено в научный  оборот в середине XIX столетия. Оно весьма широко используется в философской и другой специальной литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. В социологии – это проблема общесоциальных регулятивных механизмов, где ценности рассматриваются как элементы общественного сознания и культуры, выполняющие по отношению к личности нормативные функции.

В философско-социологической  литературе можно найти огромное количество самых разнообразных  дефиниций ценностей. Однако, для того, чтобы разобраться с данным понятием, необходимо обратиться к его истории.

Это в  первую очередь относится к работам  М. Вебера. Немецкий социолог понимал  под ценностями обобщенные цели и  средства их достижения, обеспечивающие интеграцию общества и помогающие индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях. М. Вебер полагал, что именно система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей. Она оказывает и "обратное" влияние на социальные интересы и потребности, выступая одним из важнейших мотиваторов социального действия, поведения индивидов. Таким образом, подчеркивает ученый, каждая ценность и системы ценностей имеют двуединое основание: в индивиде как самоценном субъекте и в обществе как социокультурной системе.

Если  не считать работ М. Вебера и Э. Дюркгейма, в которых понятие  ценности используется без строгого определения, широко, неоднозначно, то первую в социологии дефиницию ценности мы находим в пятитомной книге американских социологов У. Томаса и Ф. Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке".

Ценности  американские авторы трактуют как предметы, которые детерминируют определенные психологические переживания и действия людей – членов социальной группы. Они пишут: "Под социальной ценностью мы понимаем любой предмет, обладающий эмпирическим содержанием, доступным членам социальной группы, а также значением, вследствие которого он является или может быть объектом действия". В такой трактовке социальными ценностями являются пища, инструмент, мифы, книги, университеты, научные теории. Каждая из перечисленных ценностей обладает эмпирическим содержанием, которое можно увидеть, услышать или ощутить. Их значение становится очевидным, если связать эти ценности с действиями людей. 

Американские  авторы подчеркивают, что в их рассуждениях социальная ценность противопоставлена "натуральному предмету", который  также имеет эмпирическое содержание. Но сам по себе, в отрыве от человека "натуральный предмет" не имеет значения для человеческой деятельности.

Теоретико-методологические основания социологической концепции  ценности американских социологов во многом определяются неокантианской позицией раннего Ф. Знанецкого. Иллюстрацией этого обстоятельства является трактовка Ф. Знанецким, вслед за Риккерцией, своеобразия культуры как мира ценностей, который противостоит природным явлениям.

В ранних работах Ф. Знанецкого заметно влияние  прагматизма, который, как известно, признавал примат действия по отношению к познанию, отрицал жесткое противопоставление субъекта и объекта, дуализм фактов и ценностей.

Дефиниция ценности являлась своеобразной реакцией на широко обсуждавшуюся в те годы альтернативу: психологизм или социологизм  в качестве методологии исследования культурной действительности. Своей концепцией ценности Ф. Знанецкий выступил как против психологизма Г. Тарда, так и против социологизма Э. Дюркгейма. Вопреки постулатам психологизма Ф. Знанецкий полагал, что ценности существуют реально и не сводимы к психике индивидов. Вместе с тем Ф. Знанецкий считал, вопреки Э. Дюркгейму, что ценностям нельзя приписывать свойства абсолютного объектного существования наподобие свойств природных явлений. Культурные явления не могут существовать совершенно независимо от действующих субъектов. По сути ценности не могут быть объективными, как процессы природы они объективированы. Иначе говоря, ценности не существуют "сами в себе", а проявляются как элементы действий индивидов и социальных групп.

Концепция ценности Ф. Знанецкого, основанная на кантианско-прагматических представлениях о природе социальной действительности, позже становится основой социологической концепции ценности У.Томаса и Ф. Знанецкого. В этой концепции, следует отметить, ценность противопоставляется "натуральному предмету", который обладает эмпирическим содержанием как элемент природы, но вне опыта людей не обладает значением для человеческой деятельности.

Социальные  ценности американские авторы соединяют  с установками индивидов, обозначая их как индивидуальные эквиваленты социальных ценностей. Посредником между ценностями и установками объявляется социальное действие. Учитывая данное обстоятельство, У. Томас и Ф. Знанецкий считали, что к социальным явлениям применимы исследовательские подходы, как установок, так и ценностей. Характерным предметом социологических исследований являются определенные, особого рода социальные ценности, а именно: 1) общественно устанавливаемые и соблюдаемые правила поведения (социальные нормы); 2) социальные действия, 3) индивиды и группы как объекты, на которые направляются действия других индивидов и групп. Вместе с тем американские социологии подчеркивали, что при исследовании социальных явлений не следует забывать, что их причины всегда носят комплексный характер. Поэтому, исследуя установки, необходимо всегда учитывать социальные ценности, а исследуя ценности, не следует абстрагироваться от связанных с ними установок.

По мнению американского теоретика У. Колба, который опубликовал одно из первых обобщений на тему понятия ценности в зарубежной социологии, именно с работы У. Томаса и Ф. Знанецкого началось смещение акцентов в определении понятия ценность. "От определения ценностей, - пишет американский автор, - как предметов, обладающих значением для субъектов с подчеркиванием правил в качестве ценностей, важным для социолога, произошло постепенное изменение понятий ценностей так, что элемент нормативности превратился скорее в критерий определения, чем в элемент объективности". Отнесение понятия ценности к области нормативного привело, по мнению У. Колба, американскую социологию "к отождествлению ценностей с нормами и нормативными убеждениями".

В американской социологии начала ХХ в. возобладало  отнесение ценностей к области  нормативного, что указывало близость такой трактовки природы ценностей к аксиологическим идеям И. Канта. Вместе с тем в американской социологической литературе сильные позиции занимала и психологическая трактовка природы ценностей, берущая начало в аксиологии Р. Перри. Понятие ценности истолковывается, согласно Р. Перри, чисто психологически, оно возникает исключительно в связи с интересом или потребностью человека в чем-либо. Будет ли это "швейцарский сыр", благосостояние, нищета, тайная гордость, дорогая машина или нечто другое – неважно, главное, что все это является предметами потребности или интересов человека, а значит, и его ценностями.

При таком  решении вопроса грани между  важным и неважным, существенным и  несущественным стираются. Психологическое  истолкование природы потребностей и интересов не может привести к научному пониманию социальной природы ценностей.

В целом  классический период развития социальной науки характеризуется разнообразными подходами к трактовке ценностей

Продолжает  традицию исследования ценностей Ч. Моррис. Он связывает ценности с предпочитаемым поведением и считает, что все живые организмы стремятся к приобретению определенных вещей независимо от того, являются ли эти вещи предметами, знаками, состояниями или другими организмами. Всякая ситуация, в которой осуществляется предпочитаемое поведение, является оценочной ситуацией. Следует различать три различных аспекта этой ситуации, связанных с проявлением трех родов ценности. Ч. Моррис выделяет в этой связи так называемые оперативные ценности, которые, по его мнению, представлены в поведении видимыми предпочтениями относительно различных аспектов ситуации. Проявляются в оценочной ситуации и скрытые ценности, которые представлены в поведении предпочтениям символических, знаковых объектов. Наконец, в оценочной ситуации, по Ч.Моррису, представлены и объективные ценности, тесно связанные с предпочитаемым поведением.

Ч. Моррис склоняется к бихевиористскому истолкованию ценности. Он полгал, что именно на основе бихевиористских постулатов только и возможно ее эмпирическое исследование. Ч. Моррис не пользуется теоретической дефиницией ценности, а применяет сразу три ее эквивалента.

Еще один исследователь К. Клакхон считает, что ценность - есть эксплицитная или  имплицитная концепция того, что  желательно, характерная для индивида или группы и оказывающая влияние на выбор доступных способов, средств и целей действия. Согласно К. Клакхону, его дефиниция содержит три существенных для понимания природы ценности элемента: когнитивный ("концепция"), аффективный ("то, что желательно", достойно желания) и волютативный ("выбор"). Каждый из этих элементов К. Клакхон характеризует таким образом. Термин "концепция" в дефиниции означает, что ценность подобно таким явлениям, как культура или социальная культура – непосредственно не наблюдается на уровне вербального и невербального поведения, а является логическим конструктом, абстракцией, выведенной из того, что люди говорят и делают. Из этого следует, что такое суждение, как "люди должны помогать друг другу", не является собственно ценностью, а только одной из ее манифестаций.

Информация о работе Ценностные ориентации современной российской молодёжи