Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 01:49, курсовая работа
Личность Питирима Александровича Сорокина - одна из наиболее эрудированных, противоречивых и выдающихся личностей в истории социологии. Но, как это ни парадоксально, значимость ее не оценена в полной мере ни в американской, ни в отечественной социологии. Тем более очевидной становится в настоящее время актуальность всестороннего и внимательного изучения творчества, трудов, концепций и идей этого талантливейшего ученого.
Введение стр.1
П.А. Сорокин: жизнь и судьба стр.6
Истоки философских и общесоциологических взглядов П.А. Сорокина, целостность и единство его научного творчества русского и американского периодов. стр.16
Направления научной деятельности П.А. Сорокина американского периода стр.20
Концепция социальных нарушений и их роль в жизнедеятельности общества стр.21
Теория истории и социокультурной динамики стр.26
Интегрализм – парадигмальная основа мировоззрения стр.30
Теория социальной любви и творческого альтруизма стр.32
Заключение стр.34
Список использованной литературы стр.35
Библиография основных трудов П.А. Сорокина на русском языке стр.36
Современные переиздания и переводы трудов П.А. Сорокина стр.41
Список основных работ, посвященных творчеству П.А. Сорокина стр.42
дружеские отношения. С. Харпер помогал Сорокину в организации различных
его лекций в Чикаго, в основном посвященных революции в России, а также
общей теории социологии революций. Они обменивались информацией о
положении в России, обсуждали книги, газетные и журнальные статьи,
касающиеся России, также взаимно обменивались собственными трудами.
Хотелось бы особенное внимание уделить двум фактам, которые
представляются
нашему вниманию благодаря
января 1924 года Сорокин сообщает С. Харперу: «Как любопытную личную
новость, я должен совершенно конфиденциально сообщить Вам, что другой
редактор «Крестьянской России» ( Сорокин был редактором этого сборника
вместе с А.А. Аргуновым, А.Л. Бемом и С.С. Масловым) и я получили
неофициальное приглашение от Советского правительства «вернуться в
Россию и беспрепятственно продолжить издание журнала, а также
экономическую
и культурную организацию
был единодушным и отрицательным. Мы хорошо знаем, что значит такое
предложение.
Но этот факт снова
правительства не очень хорошее. Оно теперь пытается заполучить обратно,
чтобы держать в узде и, наконец, усилить свою базу, большое количество
людей, глубоко
отличных от нынешних
Необходимо отметить, что Сорокин не только имел нелегальные связи с
Россией (предполагается, что они поддерживались по каналам «Трудовой
крестьянской
партии», во главе которой
которой и был арестован Н.Д. Кондратьев 19 июня 1930 году), но также «…
достоверно известно, что он вел переписку с земляками до конца 40-х
годов»[24]. Липский и Кротов нашли людей, которые хорошо знали тетку
Питирима Александровича Анисью. По их воспоминаниям Сорокин постоянно
писал ей письма, присылал доллары и белую муку, из которой Анисья пекла
«французские булки» и угощала односельчан. Ответные послания племяннику
под ее
диктовку писал учитель
удивляет
не сам факт переписки
переписка могла осуществляться в годы сталинщины. Поиски этой переписки
Сорокина
в настоящее время
Что же касается его нелегальных связей, то в переписке с С.Харпером
мы находим
несколько косвенных
информацию из России более или менее регулярно и полно… Если в России
будут появляться признаки чего-либо экстраординарного, насколько это
можно предвидеть в России, я получу информацию заранее».[25]
Предполагается, что связь эта осуществлялась через Финляндию, но этот
вопрос, несомненно, еще предстоит исследовать.
В переписке Сорокина с С.
друг Сорокина
и выдающийся русский
выезде в США в связи с начавшимся в Советской России террором. Однако
помощь другу Сорокин так и смог, тот был арестован и репрессирован.
С момента своего пребывания в Америке Сорокин сталкивается с глухой
оппозицией со стороны академических ученых, однако, предвзятость в
отношении ученого спадает не только благодаря поддержке таких асов как Ч.
Кули, Э. Росс, Ф.Гиддингс, но также его трудам периода работы в Миннисоте
(1923 – 1929), которые хотя и были неоднозначно встречены и оценены
американским
научным сообществом, но
науки того времени и создали Сорокину репутацию крупной фигуры в
американской социологии, ученого противоречивого, но такого, которого
нельзя игнорировать.
Благодаря
достоинствам его трудов
Эбботт Лоуэлл пригласил Сорокина в 1930 году стать первым руководителем
создаваемого отделения социологии. Лоуэлл искал ученого, который вывел бы
Гарвард на ведущую позицию в весьма активной тогда социологии. Ранее
Сорокин отклонял предложения такого рода, но на сей раз решается занять
деканское кресло и с головой уходит в организацию нового факультета,
предпринимая
попытку воплотить свои
имевшие место еще в России. За 12 лет, в течение которых Сорокин был
деканом, факультет воспитал множество известных и популярных ученых (Р.
Мертон,У.Мур, Ч.Лумис, Э.Шилз, Р.Бербер, Дж.Хоманс, Э.Тирьякан и др. );
факультет стал впоследствии центром социологии в Америке. Питирим
Александрович проработал на факультете до ухода на пенсию в 1959 году.
Кстати, гражданство США чета Сорокиных получает в начале 30-х годов, при
переезде в штат Масачусетс в Гарвардский университет.
Когда в середине 30-х годов Сорокин аннонсирует новое направление
исследований своей творческой лаборатории, Гарвардский университет
выделяет
четырехгодичный грант
тысяч долларов
для осуществления его
лет, привлекая к работе многих ученых, и учеников в качестве соавторов и
для сбора
эмпирического материала и для
технической обработки
и специальной литературы, он создает свой главный труд «Социальную и
культурную
динамику» (в 4-х томах), где
«проанализированы
циклической флуктуации европейской культуры в течение трех
тысячелетий».[26] Реакция на это академических кругов, которые и
являлись основными читателями Сорокина, оказалась весьма неблагоприятной
и Сорокин
обращается к «читающей
«Динамики» для массового читателя – книгу «Кризис нашего времени»
(1941г.), которая
стала впоследствии самой
появляются
не менее известные его книги
«Человек и общество в
«СОС: значение нашего кризиса» (1951г.)
Нарастающая
интеллектуальная изоляция
в 50-е годы,
когда главным направлением
проблема бескорыстной, альтруистической любви ( в этическом смысле), ее
природы, способов проявления, возможностей; Сорокин все больше расходится
с основным течением американской социологии во главе с Т.Парсонсом (их
отношения всегда носили оттенок «холодно-соревновательного
сосуществования»).
Сорокин продолжает писать книгу за книгой: «Социальная философия в век
кризиса» (1950),
«Альтруистическая любовь» (
альтруистической любви и поведения» (1950), «Пути и власть любви» (1954),
«Виды любви
и ее сила» (1954), «Причуды и
недостатки социологии и
наук» (1956), «Американская сексуальная революция» (1957). «Власть и
нравственность» (1959).
В конце 1959 года Сорокин выходит в отставку и получает звание
почетного профессора Гарварда. В 60-е годы ученый закладывает основы
теории конвергенции в книге «Взаимная конвергенция США и СССР в
направлении смешанного социокультурного типа» (1961), пишет
автобиографию «Дальняя дорога» (1963), издает труды «Основные тенденции
нашего времени» (1964) и «Социологические теории сегодня» (1966), которые
разрывают круг его изоляции и встречаются читателями гораздо
благожелательнее.
Переиздание его
появление двух сборников статей, посвященных ему (Allen.A. Pitirim
Sorokin in Rewiew. Durham. N.Y., 1963; Tiryakian E. Sociological Theory
Values, and Sociocultural Change, N.Y.,1963) привлекло к нему еще больше
внимания.
В апреле 1963 года впервые в истории американской социологии все
участники съезда сообщества социологов США выразили ему свое признание,
внеся имя Сорокина, не включенного в бюллетени, и избрав его президентом
Американской социологической ассоциации. Весь мир вновь обернулся к
позабытому старцу, которому все еще хватало сил для жестких атак на
правительство
за аморальную войну во
за злоупотребления позитивизмом.
Однако, после выхода на пенсию, хотя и не отходит от науки, больше
времени он
уделяет выращенным
садоводство радуется гораздо больше, чем различным званиям и наградам.
Приковывают
внимание многие аспекты
жизни, каким преподавателем, ученым и просто человеком. Здесь необходимо
обратиться прежде всего к воспоминаниям современников, учеников.
Один
из выпускников Гарварда
был бесподобен. Обладая громадной физической силой, он совершал натиски
«атак» на
классную доску, зачастую
Роберт Мертон, его ученик, в своих воспоминаниях подчеркивает
противоречивость и цельность личности своего учителя. Сорокин отличался
«научным
нетерпением все охватить»,
подходил к чужим работам со скептицизмом, рассматривая их с самых
высоких общенаучных позиций», это не мешало ему «относится к
аспирантскому творчеству как к последнему слову в науке», и включать
подготовленные Мертоном «куски» текста для «Социокультурной динамики»
прямо в свою книгу. По воспоминаниям Мертона, его семинары «походили
скорее на лекции, чем на обычный процесс работы со студентами». «Вспышки
гнева охватывали
его в тех случаях, когда
люди не оказывали ему
уважения, в открытую не соглашались с его идеями или посягали на его
Информация о работе Американский период творчества П.А. Сорокина