Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 01:49, курсовая работа
Личность Питирима Александровича Сорокина - одна из наиболее эрудированных, противоречивых и выдающихся личностей в истории социологии. Но, как это ни парадоксально, значимость ее не оценена в полной мере ни в американской, ни в отечественной социологии. Тем более очевидной становится в настоящее время актуальность всестороннего и внимательного изучения творчества, трудов, концепций и идей этого талантливейшего ученого.
Введение стр.1
П.А. Сорокин: жизнь и судьба стр.6
Истоки философских и общесоциологических взглядов П.А. Сорокина, целостность и единство его научного творчества русского и американского периодов. стр.16
Направления научной деятельности П.А. Сорокина американского периода стр.20
Концепция социальных нарушений и их роль в жизнедеятельности общества стр.21
Теория истории и социокультурной динамики стр.26
Интегрализм – парадигмальная основа мировоззрения стр.30
Теория социальной любви и творческого альтруизма стр.32
Заключение стр.34
Список использованной литературы стр.35
Библиография основных трудов П.А. Сорокина на русском языке стр.36
Современные переиздания и переводы трудов П.А. Сорокина стр.41
Список основных работ, посвященных творчеству П.А. Сорокина стр.42
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ИСТОРИИ СОЦИОЛОГИИ
Американский период научного
творчества П.А. Сорокина.
Выполнила студентка 4 курса
заочного отделения
специальности «Социология»
Кадрачева В.М.
Проверил к.ф.н., доцент
кафедры теории и истории
Салиев Р.З.
Содержание работы:
Введение
П.А. Сорокин: жизнь и судьба
Истоки
философских и
стр.16
целостность
и единство его научного
американского
периодов.
Направления научной деятельности П.А. Сорокина
стр.20
американского
периода
Концепция социальных нарушений и их роль в
жизнедеятельности
стр.21
Теория истории и социокультурной динамики
Интегрализм – парадигмальная основа мировоззрения
стр.30
Теория социальной любви и творческого альтруизма
стр.32
Заключение
Список
использованной
Библиография основных трудов П.А. Сорокина на русском языке
стр.36
Современные переиздания и переводы трудов П.А. Сорокина
стр.41
Список основных работ, посвященных творчеству П.А. Сорокина
стр.42
Личность Питирима Александровича Сорокина - одна из наиболее
эрудированных, противоречивых и выдающихся личностей в истории
социологии. Но, как это ни парадоксально, значимость ее не оценена в
полной мере ни в американской, ни в отечественной социологии. Тем более
очевидной становится в настоящее время актуальность всестороннего и
внимательного изучения творчества, трудов, концепций и идей этого
талантливейшего ученого.
Актуальность
Актуальность
изучения американского
можно подтвердить множеством фактов. Прежде всего необходимо подчеркнуть
недостаточность
изучения американского
положение
можно объяснить следующими
Питирим Сорокин написал 40 книг, неоднократно переиздававшихся в
странах Европы, Азии и Америки, множество очерков и более двухсот статей;
его труды переведены на 48 языков мира, однако на родине вплоть до 60-х
годов не только не переиздавались его книги, изданные в России до 1922
года, но также не была переведена и издана ни одна книга его
американского
периода. Самого Питирима
«До сих пор ни один из моих томов не переведен на русский язык, - с
сожалением писал он в одном из писем в Москву, - тогда как книги моих
учеников – Парсонса, Мертона, Беккера и других – переведены и изданы,
хотя они являются более «буржуазными» и консервативными, чем мои
идеологии и теории».[1] Началом его «возвращения на родину» можно
считать защиту в 1968 году (год его смерти) после долгого замалчивания
его имени две первые кандидатские диссертации по его концепциям.
Впоследствии стал не только увеличиваться список подобных диссертаций, но
также стал увеличиваться поток статей в периодике, посвященных его
творчеству, и его собственных статей, стали издаваться его книги.
Наличие в архивах АН СССР его первых статей и работ, переизданные в
России в
первую очередь научных трудов,
«русскому периоду» его творчества, а также несомненный интерес
обществоведов
возрождающейся России к
это отчасти способствовало акцентированию внимания российских социологов
в первую очередь на русском периоде творчества П.А. Сорокина.
Сейчс можно уже говорить о том, что данный период его творчества
изучен достаточно хорошо, хотя остается еще немало «белых пятен»,
изучение которых – дело будущего.
Недостаточность изучения американского периода творчества ученого
подчеркивает и Р. Мертон в своем интервью: «…я говорю о всех этих фактах
из биографии П. Сорокина лишь потому, что американский период его
творчества мало известен российскому читателю».[2] Задача сегодняшнего
дня – восполнить этот существенный пробел.
Недостаточность изучения усугубляется также слабым вниманием и
незаслуженным, на мой взгляд, забвением его идей и теорий со стороны
западных социологов, его неоцененностью на Западе.
«Должен
сказать, что сейчас в США
интерес к П. Сорокину
очень ограничен.
Скорее это можно назвать
вкладом в социологию».[3] 60-е годы, Уильям Колб: «Кто читает Сорокина?
Каким бы
ни был ответ, в целом
читателей. Конечно, «Социальная мобильность» и «Современные
социологические теории» часто цитируются и используются социологами в
преподавании и исследованиях. Но «Динамика», связанные с ней
работы,…больше даже не критикуют, а просто игнорируют».[4]
«Его
имя и сейчас всегда
кто из
современных зарубежных
которой стоит говорить всерьез».[5]
Хотя нельзя не отметить, что на Западе существует множество
критических
трудов по творчеству П.А.
изучен американский период его деятельности. В настоящее время сложилась
очень интересная ситуация: в России довольно хорошо изучен русский период
творчества Сорокина, что связано прежде всего с отсутствием его
«западных» трудов, а также с другими причинами, указанными выше; В США
больше внимания
уделено американскому периоду,
период зарубежным социологам мало интересен в теоретическом плане, разве
только в биографическом. В свете сорокиновской теории «взаимной
конвергенции» сложившаяся ситуация выглядит довольно символично.
Объединение этих двух информационных теоретических блоков дает
возможность
реально и полно оценить все
богатство творческого
Сорокина.
Еще одним фактом, подтверждающим актуальность изучения творчества
этого социолога
является непреходящая
прогнозов, особенно в свете тех событий, которые происходят в нашей
стране и во всем мире в настоящее время. Это подчеркивается и
российскими, и зарубежными социологами.
«Я хочу выразить высокое признание Сорокину за его достижения в
социологии
нынешнего дня, а не в
предвосхищают главные или важные аспекты нашего нынешнего состояния. Это
касается как России, так и Соединенных Штатов…»[6] (Эдвард Тирикьян).
«Он оставил десятки монографий, в которых заложены основы нового
видения общества,
формулировал главные
будут определять развитие общества в следующем столетии. Многие прозрения
Сорокина
оставались непонятыми в
сейчас постепенно начинает проясняться их истинный смысл и
прогностическая сила».[7]
«Сейчас можно утверждать, что это одна из самых дальновидных и
критических личностей в анналах нашей науки».[8]
«…суждения
действительно великого
и намного точнее в анализе современной ситуации в России, чем многие
труды наших соврменников».[9] Показателен в этом смысле и тот факт, что
в 1969 году, на съезде Американской социологической ассоциации, многие
молодые американские социологи (Джонстон называет их «социологи-
диссиденты»)
носили значки с надписью «
так, ведь он и сейчас остается нашим актуальным собеседником по многим
проблемам науки и общественной жизни. Голосенко И.А. , к тому же,
высказывает
предположение, что Сорокин «…
в переинтерпритации классического наследия».[10]
На
международном научном
Информация о работе Американский период творчества П.А. Сорокина