Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 01:49, курсовая работа
Личность Питирима Александровича Сорокина - одна из наиболее эрудированных, противоречивых и выдающихся личностей в истории социологии. Но, как это ни парадоксально, значимость ее не оценена в полной мере ни в американской, ни в отечественной социологии. Тем более очевидной становится в настоящее время актуальность всестороннего и внимательного изучения творчества, трудов, концепций и идей этого талантливейшего ученого.
Введение стр.1
П.А. Сорокин: жизнь и судьба стр.6
Истоки философских и общесоциологических взглядов П.А. Сорокина, целостность и единство его научного творчества русского и американского периодов. стр.16
Направления научной деятельности П.А. Сорокина американского периода стр.20
Концепция социальных нарушений и их роль в жизнедеятельности общества стр.21
Теория истории и социокультурной динамики стр.26
Интегрализм – парадигмальная основа мировоззрения стр.30
Теория социальной любви и творческого альтруизма стр.32
Заключение стр.34
Список использованной литературы стр.35
Библиография основных трудов П.А. Сорокина на русском языке стр.36
Современные переиздания и переводы трудов П.А. Сорокина стр.41
Список основных работ, посвященных творчеству П.А. Сорокина стр.42
рождения ученого (февраль 1999 года) учеными было даже высказано
предположение о грядущем в XXI веке «сорокиновском ренессансе», «…так
как в его творчестве гармоничным о бразом соединились высочайший
профессионализм и истинный гуманизм, мудрая объясняющая теория и
действенный технологизм, безупречные нравственные стандарты и покоряющая
мощь интеллекта».[11]
Все вышеупомянутые факты и тенденции, несомненно, доказывают
актуальность рассмотрения и изучения американского периода творчества
П.А. Сорокина.
Анализ
литературы
Анализ литературы необходимо начать с краткого обзора тех трудов и
статей, которые принадлежат самому Питириму Александровичу.
Прежде всего необходимо упомянуть его двухтомник «Система социологии».
Это переиздание содержит материал биографического характера,
перекликающийся, а местами полностью совпадающий со статьей в журнале
«СОЦИС» Липского А.В., Кротова П.П. «Зырянский след в биографии Питирима
Сорокина». Том 2 содержит комментарии В.В. Сапова, полезные как
дополнительная
информация о работе и
Сорокина. Особый интерес представляет имеющиеся в конце второго тома
рецензии и критические отзывы о книге современников Сорокина.
«Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет» представляет
собой краткое изложение 2-х томов «Системы социологии» и начало, тоже
краткое, третьего тома. Кроме того, имеются статьи Сорокина, в основном,
его русского
периода, из американского
природы» (1923) и «Причины войны и условия мира»(1944) . Критическая
статья Сапова, описывающая «эволюцию теоретических воззрений» П.А.
Сорокина имеет, на мой взгляд, несколько неточностей. Остановлюсь на
одной. Он
пишет, что Эволюцию Сорокина
можно представить как
марксизма к идеализму. Но необходимо отметить, что марксистская идеология
никогда не
была особенно близка П.А.
сразу определил свои политические приоритеты – это партия социалистов-
революционеров (эсеров). Он, конечно, пытался «вступить» в общество
марксистов и даже написал заявление (ему было отказано), но это отнюдь не
означает, что он разделял их принципы и идеи, более того, он был,
наверное, самым ярым их критиком.
Книга «Человек. Цивилизация. Общество» - одна из самых удачных
попыток передать многогранное творчества социолога российскому читателю.
Здесь собраны
воедино отрывки многих
«Долгая дорога», «Социология революций», «Социальная и культурная
мобильноть», «Кризис нашего времени», а также книга содержит несколько
работ из рукописного наследия. В предисловии А.Ю. Согомонова «Судьбы и
пророчества Сорокина» содкржится как биографическая информация, так и
описание
основной его идеи –
Книга
«Главные тенденции нашего
популярных адаптаций для читателей его четырехтомника «Социальная и
культурная динамика», но содержит также дополнительную теоретическую
информацию. Прежде всего следует выделить такие главы как «Взаимная
конвергенция Соединенных Штатов и СССР в смешанный социокультурный тип
(перекликается по содержанию с его статьей в «СОЦИС» «Общие черты и
различия
между Россией и США»), а также
пятую главу «Таинственная
любви» о его концепции творческого альтруизма, которая целиком
воспроизводится в «СОЦИС» №8,9 за 1991 год с комментариями Сапова. Это
издание –
второе, переработанное и
дополненное тремя
именным указателем, словарем иноязычных слов,и списком трудов П.А.
Сорокина , опубликованных на русском языке. Также здесь есть обзорная
критическая статья Т.С. Васильевой, ценностью которой является проведение
параллелей и различий циклических теорий Сорокина, Данилевского,
Шпенглера,
Тойнби – это очень ценная
информация сравнительного
Последняя книга, изданная в 2000 году – «Заметки социолога:
социологическая публицистика» содержит в себе практически все его статьи,
очерки, заметки, в газетах «Воля народа» и других, а также несколько
рецензий. Ценности в отношении данной курсовой работы она не
представляет,
но здесь содержится
его трудов, которая легла в основу представленной в данной работе;
исключение составила часть со списком литературы на иностранных языках,
занимающей много страниц и бесполезной для нас при поиске
первоисточников.
В
учебниках по истории
количество информации.
С.С.
Новикова в своем учебном
России» , представляет основные его этапы, отметив П.А. Сорокина во
втором этапе (1890- нач. 20 века) в школе неокантианства. Однако,
подробно останавливаясь на перечне его трудов , биографии и анализе
главных трудов
русского периода,
освещен. Она
останавливается в своем
Следующий
учебник «История русской
П.А. Сорокину 9 главу (автор ее мною не уточнялся), отмечая его как
представителя бихевиористической социологии. Содержит довольно подробное
для учебника жизнеописание, скурпулезный анализ «Системы социологии» ,
кратко освещает идеи работ американского периода. Источник информации
весьма полезный.
В «Истории русской социологии» А.Н. Медушевского Сорокину посвящена 9
глава. Содержание информативно, изложение теоретично, лаконично и
последовательно, однако воспринимается тяжело.
Статьи
Сорокина в журнале «СОЦИС»,
публикуемые, если
по годам, с завидным для других социологов постоянством, в основном
приводятся без комментариев. Как правило, присутствует только информация
о годе
написания, месте первого
К сожалению, многие статьи, напечатанные в журнале, дублируют
опубликованные в книгах, хотелось бы побольше статей редких, неизвестных
российскому читателю. Из таких статей следует отметить следующие:
«Историческая необходимость», «Колонизационные вожделения», «Условия и
перспективы мира без войны», «Социализм и социальное равенство».
Среди других статей, комментировать моторые я не буду, следует особо
отметить следующие: «Моя философия – интегрализм», «Социология вчера,
сегодня, завтра», «Забытый фактор войны», очень полезные для более
полного понимания сущности теоретических идей Сорокина.
Литература критического характера, если не считать упомянутые уже
комментарии и критические статьи в учебниках и книгах, представлена
статьями
в журнале «СОЦИС»
рассмотреть
отдельно русских и
Из
русских авторов особо следует
активно печатается в журнале, и не только по сорокиновской тематике, но
все же большинство его статей посвящены Сорокину. Из его статей
необходимо выделить следующую – «Питирим Сорокин: моментальный снимок на
фоне России и Америки» - кратко, информативно, логично.
В
биографическом плане интерес
представляют статьи «
Сорокина», «П.А. Сорокин и М.М. Ковалевский», «Зырянский след в
биографии
Питирима Сорокина», «
наследие П. Сорокина» (авторы разные).
С
точки зрения анализа
«П, Сорокин о внутренних нарушениях социального порядка»и Ю.В. Яковца
«Великие прозрения Питирима Сорокина». Последняя из указанных статей
содержит попытку «примерить» прогнозы Сорокина на реалии сегодняшнего
дня.
Из иностранных авторов наиболее системно и необычно представляет
материал Б.В. Джонстон. Его статья «Питирим Сорокин и социокультурные
тенденции нашего времени» во многом перекликается с одноименной статьей
Бондаренко В.М. и статьей Ю.В. Яковца.
В.Джеффрис рассматривает «четыре фундаментальных принципа
интегрализма, производные от идей Сорокина». Описание его несколько
туманно и запутанно; прочитав его статью, кратко, тезисно
охарактеризовать эти четыре принципа я не смогла, но понятно одно – то,
как он их называет в подразделах, не соответствует содержанию разделов.
Он опирается на принцип «Золотого Правила», которое не совсем, на мой
взгляд, верно трактует относительно сорокиновской теории. Он пишет:
«Интегральная
социальная наука
Золотого Правила, выраженного в добродетелях и пороках» и особо
подчеркивает «концепты добродетели и порока». Но если следовать его
логике, то интегральное общество должно в итоге представлять собой
совокупность одних до бродетелй, что есть утопия в чистом виде, даже сам
Сорокин неоднократно подчеркивал невозможность существования подобного
общества, невозможность
полного избавления от пороков,
концепции интегративного общества освободится от самых тяжелых и
Информация о работе Американский период творчества П.А. Сорокина