Американский период творчества П.А. Сорокина

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 01:49, курсовая работа

Описание работы

Личность Питирима Александровича Сорокина - одна из наиболее эрудированных, противоречивых и выдающихся личностей в истории социологии. Но, как это ни парадоксально, значимость ее не оценена в полной мере ни в американской, ни в отечественной социологии. Тем более очевидной становится в настоящее время актуальность всестороннего и внимательного изучения творчества, трудов, концепций и идей этого талантливейшего ученого.

Содержание

Введение стр.1
П.А. Сорокин: жизнь и судьба стр.6
Истоки философских и общесоциологических взглядов П.А. Сорокина, целостность и единство его научного творчества русского и американского периодов. стр.16
Направления научной деятельности П.А. Сорокина американского периода стр.20
Концепция социальных нарушений и их роль в жизнедеятельности общества стр.21
Теория истории и социокультурной динамики стр.26
Интегрализм – парадигмальная основа мировоззрения стр.30
Теория социальной любви и творческого альтруизма стр.32
Заключение стр.34
Список использованной литературы стр.35
Библиография основных трудов П.А. Сорокина на русском языке стр.36
Современные переиздания и переводы трудов П.А. Сорокина стр.41
Список основных работ, посвященных творчеству П.А. Сорокина стр.42

Работа содержит 1 файл

Американский период научного творчества П.А. Сорокина..docx

— 141.03 Кб (Скачать)

   болезненных  для социального порядка их  форм.

      В   целом  нужно  отметить,   что  иностранные  авторы   более   вольно

   манипулируют  понятиями, концепциями и идеями  Сорокина, весьма интересно и

   по-своему  их интерпритируя, в то  время как российским  авторам более

   свойственно  не «отрываться» слишком сильно  от  сорокиновского  текста  и

   традиционных  представлений о нем.

      Объект  работы: научное наследие и творчество  П.А. Сорокина.

      Предмет работы: американский  период  деятельности  Сорокина  (1923  –

   1968).

      Цель  работы:  представить  сжатую  поэтапную  характеристику  основных

   теоретических  направлений научной деятельности  Сорокина.

      Задачи  работы:

            Кратко изложить  основные  биографические  данные  о  социологе,

   сконцентрировав  внимание на  малоизвестных, интересных  фактах его жизни.

             Доказать преемственность научного  творчества   американского   и

   русского  периодов в основных работах  Сорокина.

             Обосновать необходимость выделения,  охарактеризовать и раскрыть

   сущность  каждого из представленных в  работе теоретических  направлений   в

   творчестве Сорокина. 
 
 

   П.А. Сорокин:  жизнь и судьба. 

      Начиная  повествование о «долгом путешествии»  Питирима  Александровича,

   нужно прежде всего ответить на вопрос: где родился этот человек?  На  сей

   счет  существует  несколько версий, равно как несколько  версий существует

    также  относительно точной даты его  рождения. (в одних документах указано

   20 января, в других 23, асам Сорокин настойчиво указывал 21  января).  Не

   имеет смысла  останавливаться здесь на рассмотрении  этих версий,  детально

   и обстоятельно  изученных  А.В. Липским  и П.П.  Кротовым  в их  очерке,

   следует указать,  к какому выводу в итоге  они пришли: «… доподлинно узнать

    время  появления на свет Питирима  Сорокина – 20,21 или 23 января  – уже не

   представляется  возможным. Однако место рождения  – село  Турья,  Яренского

   уезда –  более не подлежит  сомнению»  [12].

      Итак, родился Питирим Александрович  Сорокин  21 января  1889  года   в

   селе Турья,  Яренского  уезда Вологодской губернии.  (в  указании  даты

   рождения  отдадим дань уважения мнению  самого Сорокина).

      Отец  Александр Прокопьевич Сорокин  был странствующим ремесленником   и

   занимался  церковно-реставрационными работами.  Сам  он  был  устюжанином,

   где, собственно, и  выучился  чеканному  ремеслу   у  знаменитых  мастеров

   Великого  Устюга, в одной из гильдий.  Отход Сорокина  –  старшего  за  300

   верст   от  родных  мест   в  отдаленный  уезд  Вологодской  губернии   на

   заработки,  по  мнению  Липского  и Кротова,   объясняется   не   только

   конкурентными   мотивами  (  Александр  Прокопьевич   мог   не   опасаться

   конкуренции  в Яренске,  так  как  приходы   многочисленных  церквей  были

   многолюдны и богаты, а ремесленников насчитывалось всего 22),  но  также

   активной  и регулярной миграцией  в   Коми  край  выходцев  из  Вологодской

   губернии.

      Начиная  свои странствия  в  поисках   заработка,  он  появился  в   селе

   Жешарт,  примерно  в км.  От  Яренска.   Здесь   Александр   Прокопьевич

   познакомился  с Пелагеей  Васильевной  –   зырянкой  крестьянского  рода  –

   которая   в 1883 году  стала его женой.  Очень скоро после свадьбы   Сорокин

   заканчивает  реставрационные работы  в Жешарте, и молодые перебираются  в

   село Гам.  В 1885 году у них  родился   первенец  Василий.  Продолжая   свое

   путешествие  по селам  Яренского уезда, они в течение трех  лет проходят:

   Коквицы, Айкино, Усть-Вымь, Ляли, Княжпогост, Вотчу,  Оттлы,  Онежье,  и,

   наконец, Турью.  В Турье они остаются  зимовать  вдоме  Ивана Алексеевича

   Панова, земляка  Сорокина, преподавателя  Турьинского   земского  училища.

   Здесь же  в 1889 году и родился второй  сын Питирим. Окрестили его  в  честь

   епископа Питирима (одного из местных усть-вымьских святых,  чей праздник

   по церковному  календарю 1889 года приходится  на 24 января  1889  года,  о

   чем имеется  запись в метрической книге   воскресенской  церкви села Турья.

   Крестным  отцом Питирима стал И.А. Панов.  Весной,  по  окончании  работ   в

   Турье, семья Сорокиных двинулась дальше вверх по реке – к селам Кони  и

   Весляна. Дальше   обжитых  человеком  мест  не  было,  и  семья  Питирима

   повернула  обратно. Сплавляясь теперь уже  вниз по  реке,  делая  остановки

   там, где  имелась работа, к осени 1892 года  они  добрались  до  Коквиц.  В

   этом селе в 1893 году Пелагея Васильевна родила третьего сына Прокопия  и

   там  же,  в  1894  году,  скончалась  от  рака  в  возрасте  34  лет,  по

   воспоминаниям  современников  П.А.  Сорокина,  она  была  женщиной  редкой

   красоты и  чистоты души. С этого  трагического  события,  ставшего  первым

   сознательным  воспоминанием   Питирима  Александровича  и начинается  его

   автобиографическая  книга  «Дальняя  дорога».  После   смерти  матери  отец

   Сорокина  продолжал  заниматься  ремеслом,  обучая   основам   мастерства

   сыновей Василия  и Питирима, младший Прокопий  жил в Римье у сестры матери

    Анисьи (1860 – 1949), у которой не было своих детей.  Отец  не  женился

   снова и  пытался справиться  с тоской  по жене исконно  русским   способом:

   заливая ее  водкой. По свидетельству Питирима  Александровича,   отец  его

   очень много  пил, а приступы запоя часто  заканчивались белой  горячкой.  В

   1899 году, после  очередного такого приступа,  14-летний   Василий  и  10-

   летний Питирим  ушли от  отца  и  начали  самостоятельную  жизнь  бродячих

   ремесленников,  отступив от обычного маршрута  своего отца  и  отправившись

   вверх к  истокам реки Вычегды. Через два года, в 1901 году, их отец погиб.

   Несмотря  на то, что братьям едва исполнилось  15 и 11 лет,  им  заказывали

   работу в  нескольких селах, в том числе  и в Палевицах; а в Римье они были

   наняты даже для реставрации Яренского Спасского собора (!).  Объем работ

   был настолько  масштабен, что Сорокины даже  брали помощников. По окончании

   этого подряда  в 1902 году Василий и Питирим  приходят  на  работу  в  село

   Гам, где  происходит событие, ставшее поворотным  пунктом в  судьбе  юного

   Сорокина. Необходимо  отметить, что  к  этому   времени  Питирим  имел  уже

   начальное  образование, завершение которого  пришлось на весну  1901  года,

   когда он, работая в Полевицах, окончил там местную  церковно-приходскую

   школу. До  этого он посещал школы грамоты  в селах, где работал с   отцом  и

   братом, много  читал, а чтению,  письму  и   счету  обучала  его  вместе  с

   другими крестьянскими  детьми одна из жительниц деревни  Римьи,  у которой

   проживала  его тетка Анисья, забравшая к себе  братьев после смерти  их

   матери. Так  вот, в  1902  году  в  селе  Гам  открылся  набор  в   Гамскую

   второклассную  школу,  которая  была  создана   специально  для  подготовки

   учителей  в школы грамоты в селах  Яренского уезда, этим она отличалась  от

   обычных церковно-учительских  школ, воспитывавших  преподавательские  кадры

   для церковно-приходских  школ. В толпе зевак и  родителей,  присутствующих

   на публичном  экзамене, устроенном кандидатам  в  первый  набор  учащихся,

   оказался  и Питирим Сорокин. Решив попробовать   свои  силы,  он   блестяще

   справился  с испытанием и в числе немногих  был принят в школу.  Положенная

   ему  стипендия   составляла  всего  5  рублей  в  год,  и  эти  два   года

   полуголодной  жизни в школе Сорокин выдержал  только  благодаря  помощи  и

   поддержке  Анисьи, снабжавшей его сухарями.

      После  начала учебы в Гаме Питирим  оставил прежнее ремесло и   расстался

   с братом. Василий стал ходить по селам  один,  выпивал,  по  воспоминаниям

   старожилов,  «немного  умом  тронулся»,  затем   перебрался  в  Петербург,

   работал   на  фабрике,   за   связи   с    социалистами   был   выслан   в

   административном  порядке в Сибирь. Во  время гражданской войны он  был

   схвачен в  прифронтовой зоне чекистами  и расстрелян  ими,  как  пишет   сам

   Сорокин, «на  всякий случай». Прокопий также погиб в 20-е годы  в тюрьме.

   Судьба Питирима  сложилась иначе.

      Окончив  Гамскую  второклассную школу с отличными результатами,  по

   протекции  учителя Образцова осенью 1904 года  он  поступает на  казенный

   кошт  в   Хреновскую   церковно-учительскую школу в   деревне   Хреново,

   Костромской  губернии. Немаловажную роль сыграл  в  его  дальнейшей  судьбе

   его учитель  Образцов – ведь без его  рекомендаций он должен был  бы  уехать

   учительствовать  в одно из сел Яренского уезда «по распределению».  Кроме

   того, видимо  он и направил Сорокина именно  в  Хреновскую  школу,  которая

   открывала  своим выпускникам дорогу в  светские высшие  учебные  заведения,

   оценив  его   незаурядные  способности   к   науке.    Липский   и   Кротов

   подчеркивают  следующее: «Таким образом, можно  уверенно говорить, что  уже

   по окончании   Гамской  школы П.А.  Сорокин сознательно определил свои

   жизненные   планы  –  получение   гимназического,  а затем    и   высшего

   образования  для занятий наукой» [13]. Однако, я не думаю, что этот  выбор

   пятнадцатилетнего  юноши,  даже  такого  одаренного  и  целеустремленного,

   каким   был  Питирим   Сорокин,  являлся   абсолютно   самостоятельным   и

   сознательным  его выбором. Безусловно, без подсказки   и влияния  Образцова

   здесь не  обошлось.

       Всеобщее  брожение  умов,  характерное   для социально-политической

   ситуации  этих лет, охватило и школу,  где учился Сорокин, разбив  студентов

   на  группы.  В  1905  году  он   вступил   в   организацию   социалистов-

   революционеров, созданную в 1901 – 1902  гг.  на  останках  народнической

   идеологии.  Учеба в Хреновской школе, новое окружение,  новые знакомства,

   общение с  представителями различных социальных  слоев,  с  представителями

Информация о работе Американский период творчества П.А. Сорокина