Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 01:49, курсовая работа
Личность Питирима Александровича Сорокина - одна из наиболее эрудированных, противоречивых и выдающихся личностей в истории социологии. Но, как это ни парадоксально, значимость ее не оценена в полной мере ни в американской, ни в отечественной социологии. Тем более очевидной становится в настоящее время актуальность всестороннего и внимательного изучения творчества, трудов, концепций и идей этого талантливейшего ученого.
Введение стр.1
П.А. Сорокин: жизнь и судьба стр.6
Истоки философских и общесоциологических взглядов П.А. Сорокина, целостность и единство его научного творчества русского и американского периодов. стр.16
Направления научной деятельности П.А. Сорокина американского периода стр.20
Концепция социальных нарушений и их роль в жизнедеятельности общества стр.21
Теория истории и социокультурной динамики стр.26
Интегрализм – парадигмальная основа мировоззрения стр.30
Теория социальной любви и творческого альтруизма стр.32
Заключение стр.34
Список использованной литературы стр.35
Библиография основных трудов П.А. Сорокина на русском языке стр.36
Современные переиздания и переводы трудов П.А. Сорокина стр.41
Список основных работ, посвященных творчеству П.А. Сорокина стр.42
болезненных для социального порядка их форм.
В целом нужно отметить, что иностранные авторы более вольно
манипулируют
понятиями, концепциями и
по-своему их интерпритируя, в то время как российским авторам более
свойственно
не «отрываться» слишком
традиционных представлений о нем.
Объект работы: научное наследие и творчество П.А. Сорокина.
Предмет работы: американский период деятельности Сорокина (1923 –
1968).
Цель работы: представить сжатую поэтапную характеристику основных
теоретических
направлений научной
Задачи работы:
Кратко изложить основные биографические данные о социологе,
сконцентрировав внимание на малоизвестных, интересных фактах его жизни.
Доказать преемственность
русского периодов в основных работах Сорокина.
Обосновать необходимость
сущность
каждого из представленных в
работе теоретических
творчестве Сорокина.
П.А. Сорокин:
жизнь и судьба.
Начиная
повествование о «долгом
нужно прежде всего ответить на вопрос: где родился этот человек? На сей
счет существует несколько версий, равно как несколько версий существует
также относительно точной даты его рождения. (в одних документах указано
20 января, в других 23, асам Сорокин настойчиво указывал 21 января). Не
имеет смысла
останавливаться здесь на
и обстоятельно изученных А.В. Липским и П.П. Кротовым в их очерке,
следует указать, к какому выводу в итоге они пришли: «… доподлинно узнать
время появления на свет Питирима Сорокина – 20,21 или 23 января – уже не
представляется
возможным. Однако место
уезда – более не подлежит сомнению» [12].
Итак, родился Питирим Александрович Сорокин 21 января 1889 года в
селе Турья, Яренского уезда Вологодской губернии. (в указании даты
рождения отдадим дань уважения мнению самого Сорокина).
Отец
Александр Прокопьевич Сорокин
был странствующим
занимался
церковно-реставрационными
где, собственно, и выучился чеканному ремеслу у знаменитых мастеров
Великого Устюга, в одной из гильдий. Отход Сорокина – старшего за 300
верст от родных мест в отдаленный уезд Вологодской губернии на
заработки, по мнению Липского и Кротова, объясняется не только
конкурентными мотивами ( Александр Прокопьевич мог не опасаться
конкуренции в Яренске, так как приходы многочисленных церквей были
многолюдны и богаты, а ремесленников насчитывалось всего 22), но также
активной и регулярной миграцией в Коми край выходцев из Вологодской
губернии.
Начиная свои странствия в поисках заработка, он появился в селе
Жешарт, примерно в км. От Яренска. Здесь Александр Прокопьевич
познакомился с Пелагеей Васильевной – зырянкой крестьянского рода –
которая в 1883 году стала его женой. Очень скоро после свадьбы Сорокин
заканчивает реставрационные работы в Жешарте, и молодые перебираются в
село Гам. В 1885 году у них родился первенец Василий. Продолжая свое
путешествие по селам Яренского уезда, они в течение трех лет проходят:
Коквицы, Айкино, Усть-Вымь, Ляли, Княжпогост, Вотчу, Оттлы, Онежье, и,
наконец, Турью. В Турье они остаются зимовать вдоме Ивана Алексеевича
Панова, земляка Сорокина, преподавателя Турьинского земского училища.
Здесь же в 1889 году и родился второй сын Питирим. Окрестили его в честь
епископа Питирима (одного из местных усть-вымьских святых, чей праздник
по церковному календарю 1889 года приходится на 24 января 1889 года, о
чем имеется запись в метрической книге воскресенской церкви села Турья.
Крестным
отцом Питирима стал И.А.
Турье, семья Сорокиных двинулась дальше вверх по реке – к селам Кони и
Весляна. Дальше обжитых человеком мест не было, и семья Питирима
повернула
обратно. Сплавляясь теперь
там, где имелась работа, к осени 1892 года они добрались до Коквиц. В
этом селе в 1893 году Пелагея Васильевна родила третьего сына Прокопия и
там же, в 1894 году, скончалась от рака в возрасте 34 лет, по
воспоминаниям современников П.А. Сорокина, она была женщиной редкой
красоты и чистоты души. С этого трагического события, ставшего первым
сознательным воспоминанием Питирима Александровича и начинается его
автобиографическая книга «Дальняя дорога». После смерти матери отец
Сорокина продолжал заниматься ремеслом, обучая основам мастерства
сыновей Василия и Питирима, младший Прокопий жил в Римье у сестры матери
Анисьи (1860 – 1949), у которой не было своих детей. Отец не женился
снова и пытался справиться с тоской по жене исконно русским способом:
заливая ее водкой. По свидетельству Питирима Александровича, отец его
очень много
пил, а приступы запоя часто
заканчивались белой горячкой.
1899 году, после очередного такого приступа, 14-летний Василий и 10-
летний Питирим
ушли от отца и начали
самостоятельную жизнь
ремесленников, отступив от обычного маршрута своего отца и отправившись
вверх к истокам реки Вычегды. Через два года, в 1901 году, их отец погиб.
Несмотря на то, что братьям едва исполнилось 15 и 11 лет, им заказывали
работу в нескольких селах, в том числе и в Палевицах; а в Римье они были
наняты даже для реставрации Яренского Спасского собора (!). Объем работ
был настолько масштабен, что Сорокины даже брали помощников. По окончании
этого подряда в 1902 году Василий и Питирим приходят на работу в село
Гам, где
происходит событие, ставшее
Сорокина. Необходимо отметить, что к этому времени Питирим имел уже
начальное
образование, завершение
когда он, работая в Полевицах, окончил там местную церковно-приходскую
школу. До
этого он посещал школы
братом, много читал, а чтению, письму и счету обучала его вместе с
другими крестьянскими
детьми одна из жительниц
проживала его тетка Анисья, забравшая к себе братьев после смерти их
матери. Так вот, в 1902 году в селе Гам открылся набор в Гамскую
второклассную школу, которая была создана специально для подготовки
учителей в школы грамоты в селах Яренского уезда, этим она отличалась от
обычных церковно-учительских
школ, воспитывавших
для церковно-приходских школ. В толпе зевак и родителей, присутствующих
на публичном экзамене, устроенном кандидатам в первый набор учащихся,
оказался
и Питирим Сорокин. Решив
справился
с испытанием и в числе
ему стипендия составляла всего 5 рублей в год, и эти два года
полуголодной
жизни в школе Сорокин
поддержке Анисьи, снабжавшей его сухарями.
После начала учебы в Гаме Питирим оставил прежнее ремесло и расстался
с братом. Василий стал ходить по селам один, выпивал, по воспоминаниям
старожилов, «немного умом тронулся», затем перебрался в Петербург,
работал на фабрике, за связи с социалистами был выслан в
административном порядке в Сибирь. Во время гражданской войны он был
схвачен в прифронтовой зоне чекистами и расстрелян ими, как пишет сам
Сорокин, «на всякий случай». Прокопий также погиб в 20-е годы в тюрьме.
Судьба Питирима сложилась иначе.
Окончив Гамскую второклассную школу с отличными результатами, по
протекции учителя Образцова осенью 1904 года он поступает на казенный
кошт в Хреновскую церковно-учительскую школу в деревне Хреново,
Костромской губернии. Немаловажную роль сыграл в его дальнейшей судьбе
его учитель Образцов – ведь без его рекомендаций он должен был бы уехать
учительствовать в одно из сел Яренского уезда «по распределению». Кроме
того, видимо он и направил Сорокина именно в Хреновскую школу, которая
открывала своим выпускникам дорогу в светские высшие учебные заведения,
оценив его незаурядные способности к науке. Липский и Кротов
подчеркивают
следующее: «Таким образом,
по окончании Гамской школы П.А. Сорокин сознательно определил свои
жизненные планы – получение гимназического, а затем и высшего
образования для занятий наукой» [13]. Однако, я не думаю, что этот выбор
пятнадцатилетнего юноши, даже такого одаренного и целеустремленного,
каким был Питирим Сорокин, являлся абсолютно самостоятельным и
сознательным его выбором. Безусловно, без подсказки и влияния Образцова
здесь не обошлось.
Всеобщее брожение умов, характерное для социально-политической
ситуации этих лет, охватило и школу, где учился Сорокин, разбив студентов
на группы. В 1905 году он вступил в организацию социалистов-
революционеров, созданную в 1901 – 1902 гг. на останках народнической
идеологии. Учеба в Хреновской школе, новое окружение, новые знакомства,
общение с
представителями различных
Информация о работе Американский период творчества П.А. Сорокина