Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:56, курсовая работа
Пьянство, алкоголизм, наркомания несовместимы с социальным образом жизни, проблема утверждения которого не носит абстрактно-отвлеченного характера. Она связана с повседневной жизнью людей и поэтому вызывает повышенный интерес вполне определенного практического свойства. Особенно такая его категория, как стиль жизни, отражающая или характеризующая поведение людей в целом. Пьющий человек живет и работает среди людей, и ущерб, наносимый злоупотреблением алкоголя, касается широкого круга медицинских, социальных, нравственных и других проблем как самого пьющего, так и его семьи, производственного коллектива, общества в целом. Алкоголизм порождают множество социальных проблем, хотя взаимосвязь степени алкоголизации с частотой и тяжестью социальных проблем не всегда очевидна и прямолинейна.
Цель – изучить проблему алкоголизации населении и рассмотреть меры по профилактике и социально-психологической помощи нуждающимся.
Вторая стадия алкоголизма может наблюдаться на протяжении многих лет. Если она сменяется третьей стадией алкоголизма, то это происходит примерно через 10—15 лет после формирования алкогольного абстинентного синдрома. Кардинальным признаком третьей стадии алкоголизма является стойкое снижение толерантности к алкоголю. Усиливается первичное влечение (влечение в трезвом состоянии) и вторичное (в опьянении), оно может стать цикличным и пароксизмальным. Абстинентный синдром становится часто более тяжелым, более длительным, сопровождается нередко адинамией и стойким снижением настроения. В других случаях преобладают тоска или тревога с немотивированным страхом, подозрительностью, появлением кратковременных обманов восприятия или дезориентировки. Психозы, в том числе делирии, развиваются в 2 раза чаще, чем во второй стадии алкоголизма. Опьянение протекает с брутальностью, агрессивностью или характеризуется пассивностью и оглушенностью, отсутствием эйфории, чаще отмечаются тотальные амнезии событий в опьянении. Изменяется форма потребления алкоголя: преобладают истинные запои, перемежающееся пьянство, а псевдозапои и эпизодическое потребление алкоголя встречаются лишь у 16% пьющих. Формирование истинных запоев проходит несколько этапов: вначале падает выносливость к алкоголю в конце запоя, затем в середине запоя. В некоторых случаях она становится постоянно низкой. Тогда возможен переход на ежедневное потребление алкоголя в небольших дозировках. Почти у 80% пьющих обнаруживается алкогольная деградация личности и отчетливые интеллектуально-мнестические нарушения (нарушения памяти, внимания, снижение уровня обобщения, утрата способности к абстрагированию, бестолковость). Характерна та или иная степень семейной, социальной и трудовой дезадаптации. В третьей стадии алкоголизма обнаруживается тенденция к уменьшению тяжести злоупотребления алкоголем: укорачиваются и реже возникают истинные запои, перемежающееся пьянство может смениться псевдозапоями, чередующимися с эпизодическим потреблением спиртного.
1.2. Женский и детский алкоголизм как актуальная проблема современного общества
Согласно
статистическим данным, относящимся
к послевоенному периоду, в нашей
стране возраст большинства женщин,
злоупотребляющих алкоголем, превышал
40 лет. Начиная с середины 60-х гг.
наблюдается омоложение женского пьянства
и алкоголизма. В доперестроечный
период социологи объясняли эти
возрастные сдвиги негативными сторонами
эмансипации, предоставившей женщине
право участвовать в
Семья - это плацдарм, на котором личные отношения становятся общественно значимыми. Разрушение семьи приводит к одиночеству, одиночество очень часто приводит к пьянству, пьянство - к развитию алкоголизма и деградации личности. А если явление это не единичное, то оно не может не вести к застою в обществе и к деградации потомства. Отрицательная роль в этом пьющей женщины особенно велика.
При
рассмотрении причин алкоголизации
женщин необходимо учитывать такой
феномен, как «подражание». В расширении
контингента пьющих женщин, особенно
молодых, оно играет немалую роль.
Социально-психологический
В
числе факторов приобщения женщин к
спиртному необходимо обратить внимание
на доступность алкогольных
В
работах отечественных
Многие
исследователи отмечают трудности
в организации и меньшую
Социологи,
изучавшие проблему алкоголизации
женщин, отмечают характерные для
большинства из них черты: пьют они
в основном водку, чаще всего без
какого-либо повода и в совершенно
неподходящих местах, не испытывая
при этом никаких угрызений совести.
Они неискренни, лживы, сексуально распущенны,
аморальны и в других отношениях.
Их духовные интересы крайне ограничены:
нигде не учатся и не повышают квалификацию
труда. Если читают, то очень мало, не
бывают в театрах, редко ходят
в кино. Порок свой, а тем более
развивающуюся болезнь
Если учесть тот факт, что более 95% современных юношей и девушек школьного возраста знают вкус алкоголя, то общественное мнение по этой проблеме требует радикальной коррекции.
О детском алкоголизме говорят в том случае, когда его признаки впервые появляются до достижения ребенком возраста 18 лет. У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей:
- быстрое привыкание к спиртным напиткам (это объясняется анатомо-физиологическим строением детского организма);
- злокачественное течение болезни (в подростковом возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения);
- принятие ребенком больших доз алкоголя (принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу одновременно);
- быстрое развитие запойного пьянства (для подростков становится нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они начинают чувствовать себя неуверенно);
- низкая эффективность лечения.
Пьянство среди несовершеннолетних тесно связанно с их отклоняющимся поведением. В основе этой связи лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма - он резко ослабляет самоконтроль. Приобщение к спиртным напиткам детей и подростков наиболее интенсивно происходит в трех возрастных периодах: раннего детства, дошкольного и младшего школьного возраста, детского и юношеского возраста.
Первый
период - раннее детство, в котором
алкоголизация детей носит
Второй период - дошкольный и младший школьный возраст. В этот период наиболее существенными причинами являются две - педагогическая неграмотность родителей, которая приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные алкогольные традиции, приводящие к формированию интереса к спиртному.4
Алкоголизация детей и подростков способствует алкогольное окружение, которое составляют пьющие ближайшие родственники. Биологическими исследованиями доказано, что сам алкоголизм генетически не передается, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного от родителей. В развитии пьянства у детей решающую роль играют дурные примеры родителей, обстановка пьянства в семье.
Третий
период - подростковый и юношеский
возраст. В качестве основных причин
можно назвать следующие семь:
неблагополучие семьи; позитивная реклама
в средствах массовой информации;
незанятость свободного времени; отсутствие
знаний о последствиях алкоголизма;
уход от проблем; психологические особенности
личности; самоутверждение. В этот период
происходит формирование влечения к
алкоголю, которое перерастает в
привычку, приводя в большинстве
случаев к алкогольной
Алкоголизм,
формирующийся в подростковом и
юношеском возрасте (от 13 до 18 лет), обычно
называют ранним алкоголизмом. Считается,
что в этом возрасте клинические
проявления алкоголизма развиваются
быстрее, чем у взрослых, а болезнь
протекает более
Выделяют несколько этапов в развитии алкоголизма в этих возрастных группах.
На первом, начальном, этапе происходит своеобразная адаптация (привыкание) к алкоголю. Большое значение при этом имеет микросоциальная среда, особенно семья, школа, сверстники. Продолжительность этого периода составляет до 3-6 мес. (там же, стр. 79)
Второй этап характеризуется относительно регулярным приемом спиртных напитков. Растут доза, кратность приема алкоголя. Меняется поведение подростка. Данный период продолжается до 1 года. Считается, что прекращение употребления алкоголя в этот период может дать хороший терапевтический результат.
На
третьем этапе развивается
Четвертый
этап определяется как хроническая
стадия болезни. Сформирован абстинентный
синдром, преимущественно с
Далее,
на пятом этапе, развитие алкоголизма
соответствует закономерностям, описанным
для взрослых. Существенным отличием
является быстрое формирование слабоумия
(деменции). Дети, страдающие алкоголизмом
быстро опускаются, становятся асоциальными,
грубыми, дисфоричными, сексуально расторможенными,
интеллектуально
Особого внимания заслуживает развитие психики в подростковом возрасте. Формируется перспективное мышление, которое, в частности, проявляется в типичном для подрастающего человека философствовании о смысле жизни, месте человека в мире и т.д. Для этого периода характерны и реакций эмансипации, группирование со сверстниками, различные увлечения (хобби) сих частой сменой и т.д.
Говоря
об особенностях подросткового возраста,
нельзя не коснуться и такой важной
социально-гигиенической