З. Фрейд. Стадии психосексуального развития ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:08, реферат

Описание работы

Современным родителям не приходится объяснять, какое огромное влияние они оказывают на развитие малыша. Поэтому они все чаще стремятся взглянуть на мир глазами собственного ребенка. А как иначе понять его, помочь ему вырасти здоровой, полноценной личностью и просто хорошим человеком? Зная механизмы развития психики, сделать это, безусловно, легче.

Содержание

Введение 3
1. Стадии психосексуальнлго развития 4
1.1 Оральная стадия развития 6
1.2 Анальная стадия развития 8
1.3 Фаллическая стадия 10
1.4 Латентная стадия 12
1.5 Генитальная стадия 13
Заключение 14
Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

Реферат по психосексологии.docx

— 37.81 Кб (Скачать)

Московский государственный  областной университет

Факультет: Специальной педагогики и психологии

 

 

 

 

Реферат

З. Фрейд. Стадии психосексуального развития ребенка.

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 23гр.

Середенина М. О.

 

 

 

 

 

Москва 2011г.

Содержание

 Введение           3

  1. Стадии психосексуальнлго развития     4

1.1 Оральная стадия развития      6

1.2 Анальная стадия развития      8

1.3 Фаллическая стадия       10

1.4 Латентная стадия        12

1.5 Генитальная стадия        13

 Заключение          14

 Список литературы         15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современным родителям не приходится объяснять, какое огромное влияние они оказывают на развитие малыша. Поэтому они все чаще стремятся  взглянуть на мир глазами собственного ребенка. А как иначе понять его, помочь ему вырасти здоровой, полноценной  личностью и просто хорошим человеком? Зная механизмы развития психики, сделать  это, безусловно, легче.

Фрейд предложил свою оригинальную теорию развития психики ребенка, которая, несмотря на свой почтенный возраст, и сегодня не потеряла актуальности, а потому заслуживает внимания со стороны родителей.

С точки зрения психоанализа, в основе развития психики лежит  сексуальность. Прежде чем стать  взрослой, зрелой сексуальностью в  том понимании, к которому мы привыкли, она проходит несколько стадий догенитального развития. Это означает, что в разные отрезки времени центром психосексуального переживания ребенка являются не гениталии, как у взрослых, а другие объекты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Стадии психосексуального развития

Фрейд выделял следующие  стадии психосексуального развития:

 

Стадия

Возрастной период

Зона сосредоточения либидо

Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития

 

Оральная

0-18 месяцев

Рот (сосание, кусание, жевание)

Отвыкание (от груди или  рожка). Отделение себя от материнского тела

 

Анальная

1,5 - 3 года

Анус (удержание или выталкивание фекалий)

Приучение к туалету (самоконтроль)

 

Фаллическая

3 - 6 лет

Половые органы (мастурбация)

Отождествление с взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания

 

Латентная

6 - 12 лет

Отсутствует (половое бездействие)

Расширение социальных контактов  со сверстниками

 

Генитальная

Пубертат (половое созревание)

Половые органы (способность  к гетеросексуальным отношениям)

Установление близких  отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество

 
         

 

 

 оральная стадия - от  рождения до полутора лет;

 анальная стадия - от  полутора до трех лет;

 фаллическая стадия - с трех до 6-7 лет;

 латентная стадия - с  6 до 12-13 лет;

 генитальная стадия - с начала пубертатного периода  примерно до 18 лет.

Каждая стадия отвечает за формирование определенных черт личности человека. Как именно они проявят  себя в будущем, напрямую зависит  благополучного или неблагополучного течения той или иной стадии развития. Успех прохождения каждого этапа  в свою очередь связан с поведением родителей по отношению к ребенку. Если в определенный период развития наблюдаются какие-либо отклонения и проблемы, может произойти "застревание", иначе говоря - фиксация.

Фиксация на той или  иной стадии развития приводит к тому, что взрослый человек сохраняет  бессознательную память о конкретной психической травме или целиком  о периоде. В минуты тревоги и  слабости он как бы возвращается в  тот период детства, когда имел место  травматический опыт. В соответствии с этим, фиксация на каждой из перечисленных  стадий развития будет иметь свои проявления во взрослой жизни.

А детские травмы - это  чаще всего неразрешенные конфликты  между родителями и ребенком.

 

 

 

 

 

 

 

1.1.Оральная стадия развития

Названа так потому, что главным органом чувств ребенка в этот период является рот. Именно с помощью рта он не только питается, но и познает окружающий мир, испытывает массу приятных ощущений. Это начальный этап развития сексуальности. Ребенок еще не способен отделить себя от мамы. Симбиотическая связь, которая существовала на протяжении всей беременности, продолжается и теперь. Ребенок воспринимает себя и маму как единое целое, а материнскую грудь - как продолжение себя самого. В этот период ребенок находится в состоянии аутоэротизма, когда сексуальная энергия направлена на самого себя. Материнская грудь приносит младенцу не только наслаждение и удовольствие, но и чувство безопасности, уверенности и защищенности.

Вот почему так важно на протяжении всего этого периода  сохранять грудное вскармливание. Ведь для ребенка просто не существует в мире ничего более важного, чем  материнская грудь. Если же ситуация сложилась иначе, и ребенок вынужден питаться искусственными молочными  смесями, обязательно нужно брать  его во время кормления на руки, так, чтобы хотя бы частично воспроизвести  ситуацию естественного вскармливания. Очень важен телесный контакт, ребенок  должен всем своим маленьким телом  ощущать тепло мамы.

В этом возрасте дети часто  беспокойны, когда мамы нет рядом. Они отказываются спать одни в  кровати, начинают кричать, даже если мама отлучается совсем ненадолго, постоянно  просятся на руки. Родители не должны отказывать ребенку. Приходя на его зов, выполняя его просьбы, родители не потакают капризам, а подтверждаете его уверенность  в себе и в окружающем мире. Строгость  воспитания может привести к неблагоприятным  последствиям, как для родителей, так и для ребенка.

Фрейд выделил два крайних  типа материнского поведения:

 излишняя строгость  матери, игнорирование потребностей  ребенка;

 чрезмерная гиперопека со стороны матери, когда она готова предугадать любое желание ребенка и удовлетворить его раньше, чем он сам его осознает.

Обе эти модели поведения  ведут к формированию у ребенка  орально-пассивного типа личности. В  результате появляется чувство зависимости, неуверенности в себе. В будущем  такой человек постоянно будет  ожидать от окружающих "материнского" отношения, испытывать потребность  в одобрении, поддержке. Человек  орально-пассивного типа часто очень  доверчив, зависим.

Готовность откликнуться на плач младенца, продолжительное  грудное вскармливание, тактильный контакт, совместный сон, напротив, способствуют формированию таких качеств, как  уверенность в себе, решительность.

Во втором полугодии первого  года жизни наступает орально-садистическая  стадия развития. Она связана с  появлением у ребенка зубов. Теперь к сосанию добавляется укус, появляется агрессивный характер действия, которым  ребенок может реагировать на долгое отсутствие матери или отсрочку удовлетворения его желаний. Вследствие укуса стремление ребенка к наслаждению  вступает в конфликт с реальностью. Людям с фиксацией на этой стадии присущи такие черты, как цинизм, сарказм, склонность к спорам, стремление доминировать над людьми с целью  достижения собственных целей.

Слишком раннее, внезапное, грубое отлучение от груди, пустышки, бутылочки вызывают фиксацию на оральной стадии развития, которая впоследствии проявит себя в привычке грызть ногти, обкусывать губы, мусолить во рту кончик ручки, постоянно жевать жвачку. Пристрастие к курению, чрезмерная болтливость, патологическая боязнь остаться голодным, желание плотно поесть или выпить в минуты особой тревоги и беспокойства тоже являются проявлениями фиксации на оральной стадии.

Такие люди часто обладают депрессивным характером, для них  характерно чувство нехватки, потери чего-то самого главного.

1.2.Анальная стадия развития.

Анальная стадия развития наступает примерно в полтора  года и продолжается до трех лет.

В течение этого периода  маленькие дети получают значительное удовольствие от задерживания и выталкивания фекалий. Они постепенно научаются  усиливать удовольствие путем отсрочки опорожнения кишечника (то есть, допуская небольшое давление, вызывающее напряжение в области прямой кишки и анального сфинктера).

Большинство родителей именно в промежутке от 1,5 до 3 лет начинают активно приучать кроху к горшку. Фрейд считал, что малыш получает огромное удовольствие от акта дефекации  и, в частности, от того, что может  самостоятельно контролировать столь  ответственный процесс! В этот период ребенок учится осознавать собственные  действия, и приучение к горшку - это своего рода экспериментальное  поле, где ребенок может проверить  свои способности и вдоволь насладиться  новым умением.

Необходимо понимать, что  интерес ребенка к собственным  испражнениям на этой стадии развития вполне естественен. Малышу еще незнакомо  чувство брезгливости, зато вполне понятно, что фекалии - это первая вещь, которой ребенок может распорядиться  по своему усмотрению - отдать или, напротив, оставить в себе. Если мама и папа хвалят малыша за то, что он сходил на горшок, ребенок воспринимает продукты своей жизнедеятельности как  подарок родителям, и последующим  своим поведением стремится получить их одобрение.

Фрейд обращает особое внимание на то, как именно родители приучают ребенка к горшку. Если они чересчур строго и настойчиво следят за соблюдением новых правил, или начали сажать кроху на горшок слишком рано (способность полностью контролировать анальные мышцы формируется только к 2,5 -3 годам), к тому же ругают и наказывают ребенка, когда тот отказывается сходить в туалет, стыдят малыша за промахи, тогда у малыша формируется один их двух типов характера:

1. анально-выталкивающий

У ребенка может возникнуть ощущение, что, только сходив на горшок, можно получить любовь и одобрение родителей;

2. анально-удерживающий

Действия родителей могут  вызвать протест со стороны ребенка, отсюда проблема запоров.

Людям первого типа свойственны  такие черты, как склонность к  разрушению, беспокойство, импульсивность. Они считают трату денег обязательным условием проявления любви.

Для представителей анально-удерживающего типа характерны скупость, жадность, бережливость, усидчивость, пунктуальность, упрямство. Они не выносят беспорядка и неопределенности. Часто склонны к мезофобии (боязни загрязнения) и патологическому стремлению к чистоте.

В ситуации, когда родители ведут себя более корректно и  хвалят малыша за успехи, а к неудачам относятся снисходительно, результат  будет иным. Ребенок, чувствуя поддержку  со стороны семьи, приучается к самоконтролю, формирует позитивную самооценку. В  будущем такого человека отличает щедрость, великодушие, желание делать подарки  близким. Существует мнение, что правильный тип поведения родителей способствует развитию у ребенка творческих способностей.

Но даже при положительном  течении этапа приучения к  горшку остается элемент конфликта  этой стадии, поскольку с одной  стороны фекалии воспринимаются родителями как подарок, а с другой - к ним не разрешается притрагиваться, от них стремятся как можно  быстрее избавиться. Это противоречие придает анальной стадии развития драматичный, амбивалентный характер.

 

 

 

 

1.3.Фаллическая стадия.

Начинается примерно с  трех лет. Ребенок активно интересуется собственными половыми органами. Он узнает, что мальчики и девочки непохожи друг на друга. Кроху занимают вопросы отношений между полами. Именно в этот период дети задают сакраментальный вопрос: "Откуда берутся дети?" Не нужно воспринимать повышенный интерес ребенка к "запретной" теме, многочисленные "неприличные" вопросы и желание лишний раз потрогать собственные гениталии как ужасающее подтверждение того, что в семье растет маленький извращенец. Это нормальная ситуация развития, и лучше всего отнестись к ней с пониманием. Строгие запреты, ругань и запугивания лишь нанесут малышу вред. Ребенок все равно не перестанет интересоваться темой полов, а страх быть наказанным может превратить его в невротика и в будущем сказаться на интимной жизни.

Самые разные школы психологии, говоря о развитии психики ребенка, называют 3-летний возраст критическим. Психосексуальная теория Фрейда не исключение. По его мнению, в этот период ребенок переживает так называемый Эдипов комплекс - для мальчиков; или комплекс Электры - для девочек.

Эдипов комплекс - это  бессознательное эротическое влечение ребенка к родителю противоположного пола. Для мальчика это желание  занять место отца рядом с матерью, стремление ею обладать. В этот период мальчик воспринимает мать как идеал  женщины, положение отца в семье  вызывает у ребенка зависть и  желание соперничать. "Мама, я  хочу на тебе жениться!" - вот фраза, говорящая сама за себя. Ощущение превосходства  отца и страх быть наказанным рождают  у мальчика так называемый страх  кастрации, который заставляет его  отказаться от матери. В возрасте 6-7 лет мальчик начинает идентифицировать себя с отцом, а зависть и желание  соперничества сменяется стремлением  походить на отца, стать таким же, как он. "Мама любит папу, значит, я должен стать таким же смелым, сильным, как он". Сын перенимает у отца систему моральных норм, что в свою очередь создает предпосылки для развития супер-эго ребенка. Этот момент является заключительным этапом прохождения Эдипова комплекса.

Информация о работе З. Фрейд. Стадии психосексуального развития ребенка