Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 01:42, курсовая работа
Интерес к проблеме человеческой агрессии носит всеобщий характер. К феномену агрессии человечество проявило интерес уже издревле, и в наше время она является предметом активнейших научно-практических изысканий. В этой интересной области все еще остается множество нерешенных проблем.
Является ли агрессия исключительно поведенческой характеристикой, и, следовательно, в качестве агрессии можно и должно рассматриваться внешне выраженное действие, либо же агрессией могут быть мотивы, установки, эмоции.
Следует ли говорить об агрессии только применительно к ситуациям взаимодействия живых существ? Всегда ли агрессия зло, или она может носить конструктивный характер? Ответы на данные вопросы противоречивы
1. Введение…………………………………………………………..…………….3
2. Агрессия и агрессивность……………………………………………………...5
2.1 Понятие агрессии и ее виды…………………………………………...7
2.2 Причины порождающие агрессию в современном обществе……...14
3. Подходы к изучению агрессии…………………………………………….…18
3.1 Эволюционный подход……………………………………………….20
3.2 Антропоэкологический подход………………………………………22
3.3 Этологический подход………………………………………………..25
4. Сравнение точек зрения в подходах к изучению агрессии………………...28
5. Заключение………………………………………….…………………………35
6. Список литературы……………………………………………………………36
Аутическое поведение - характеризуется затруднением социальных контактов, оторванностью от действительности, погруженностью в сферу мечтаний, фантазий.
Забегая вперед, следует отметить, что пресса сегодняшних дней несет на себе отпечатки деструктивного поведения. К примеру, признаком нарцисстического поведения является отсутствие достаточного чувства сопереживания. Конформистское поведение по своему определению перекликается с определением масс, данными Хосе Ортега-и-Гассетом и Сержем Московичем. Массы характеризуются серостью мышления усредненностью восприятия. И массовая пресса поддерживает эту установку на «всеобщее равенство». Конформизм приводит к тому, что идеи, подаваемые сверху, принимаются как абсолютные. Формируется «немое и слепое» большинство, которое готово выполнять все указания и предпочитает придерживаться стереотипных представлений. «Подчинение большинству предполагает пренебрежение личностью, ее особенностью, подавлением индивидуальных подходов».
Но возвратимся к определению деструктивности. Эрих Фромм так определяет это явление: «страстное влечение ко всему мертвому, больному гнилостному, разлагающемуся; одновременно это страстное желание превратить все живое в неживое, страсть к разрушению ради разрушения; а так же исключительный интерес ко всему чисто механическому (небиологическому). Плюс к тому это страсть к насильственному разрыву естественных биологических связей».
Одной из основных причин появления деструктивности в обществе является развитие технических средств, автоматизация производства. Кстати, Ева Анчел в своей работе «Мифы потрясенного сознания», анализируя причины равнодушия современного человека, считает, что основная проблема – автоматизация производства. Если в доиндустриальную эпоху человек создавал какую-либо вещь, он был уверен в результате своего труда. Он видел, что выходит из-под его рук, видел и потребителей своего товара. В условиях конвейерной ленты в конце пути рабочий уже не сможет выделить «свое» изделие. От рабочих больше не требуется проявления самобытности и творчества. Он становиться просто «машиной для машины». В рамках роста промышленности возникает массовая культура, которая призвана обслуживать «средних» людей, со средними потребностями.
Человека, порожденного эпохой всеобщей индустриализации больше не интересуют люди, природа и все живое. Единственным притягательным предметом становятся механические артефакты. В качестве иллюстрации Фромм приводит пример, когда мужчины зачастую к своему автомобилю питают более нежные чувства, чем к жене. Они называют машины ласковыми именами, сами моют ее, даже если имеют возможность заплатить за мойку. Постепенно мир превращается в предмет купли-продажи. Появляется новый тип человека – кибернетический. Даже свое тело он воспринимает как средство для достижения успеха. Он ориентирован на все неживое искусственное, на вторую рукотворную реальность. Он отворачивает свой интерес от жизни, от людей, от природы – от всего что живет; он обращает все живое в предметы, вещи, включая самого себя, свои человеческие качества: чувства и разум, способность видеть, слышать и понимать, чувствовать и любить». Он уже становиться маленьким винтиком огромного механизма. И высшим достижением считается создание робота. Кстати, кинематограф отозвался на эту тенденцию появлением ряда фильмов, где главными персонажами были человеко-машины – «Приключения Электроника», «Электронная бабушка», «ТЕРМИНАТОР» и т.д. Появляющиеся в настоящее время газетные публикации, в которых с восторгом рассказывается о создании новых роботов так же подтверждают мысль Фромма.
Все эти стремления следуют за прогрессом, и потребительское отношение к окружающей среде приводит к тому, что живое пространство превращается в «отравленное и зловонное пространство». Причем это определение не носит метафорический характер. Природа гибнет под гнетом промышленных отходов, атмосфера загрязнена выбросами.
Эти выводы Эриха Фромма, сделанные в конце 60-х годов до сих пор остаются актуальными. В.А. Кутырев в своей статье «Экологический кризис, постмодернизм и культура» делает вывод о том, что творчество разделилось на живое и техническое. «Возникает новое постчеловеческое творчество». Для человека окружающая среда превращается из вещно-предметной в информационно-знаковую. Отношения с природой принимают функциональный характер, на этом фоне возникает ощущение кризиса, а иногда и смерти культуры, поскольку она теряет свое духовное наполнение. Духовность редуцируется к разуму. Ценности заменяются информацией. Такие условия начинают осуществлять зомбирование личности. Все проблемы, в том числе и в сфере духовности, решаются технологически.
Эрих Фромм
связывает рост преступности, наркомании,
упадок культуры и духовности, утрату
нравственных ориентиров с возрастающей
притягательностью всего
Н.Моисеев, анализируя те же процессы, связывает кризис нравственный с экологическим. В мире природы существует так называемый феномен леммингов. Суть его в следующем. Когда популяция леммингов достигает критической величины, угрожающей выживанию вида в данной экологической нише, многие зверьки совершают самоубийства. Численность животных таким образом, приходит в норму, и лемминги остаются в этой экологической нише. Проводя параллель между леммингами и человеческим обществом, Моисеев считает, что все деструктивные процессы, проходящие в нашем обществе являются проявлением этого самого феномена леммингов. «…во многих странах мы наблюдаем разрушение нравственных начал, усиление агрессивности и нетерпимости, появление различного рода фундаменталистов, распространение массовой псевдокультуры, широкое распространение генетических и иммунных заболеваний, снижение рождаемости и т.д. Это и многое другое я воспринимаю как проявление тех самых биосоциальных законов (и даже феномена леммингов) ».
Далее, анализируя современное общество, Эрих Фромм намечает несколько линий поведения кибернетической личности. Они схожи с определением деструктивного поведения, данных Ц. Короленко и Т. Донских.
Фромм делает заключение, что можно с полной уверенностью говорить о душевно больном обществе.
Деструктивность не является филогенетической чертой человека, она результат внешних факторов и влияния страстей. В этом плане большое место формировании деструктивного общества отводится средствам массовой информации. Согласно Е.И. Пронину, журналистский текст, в отличие от произведений искусства и литературы не замкнут сам на себе. Он одновременно и отражает социальную практику и воздействует на нее. В журналистском тексте читатель сталкивается с реальными обстоятельствами объективного мира. Это опосредованный журналистом так называемый «внутритекстовый» контакт с реальностью.
Таким
образом в современном обществе просматриваются
деструктивные тенденции, причем на самых
различных уровнях – начиная от характера
человека и заканчивая произведениями
искусства. Журналист, создавая свой текст,
отображает реалии, воссоздавая тем самым
потребности, которыми живет общество.
Но, высказывая их, он тем самым и воздействует
на человека. Современное индустриальное
общество ориентировано на простые стимулы:
секс, накопительство, садизм, нарциссизм
и деструктивность. «Эти стимулы воспроизводят
средства массовой информации (радио и
телевидение, кино и пресса)». Вследствие
этого появляются тексты деструктивного
характера, основным содержанием которых
является насилие.
Причины, порождающие агрессию в современном обществе.
Влияние телевидения.
После просмотра сетки вещания было обнаружено, что две из каждых трех программ содержат сюжеты насилия («действия физического принуждения, сопровождающиеся угрозой избиения или убийства»). К чему это ведет? К моменту окончания средней школы ребенок просматривает по телевидению около 8000 сцен с убийствами и 100000 других действий с применением насилия.
Подготавливает ли телепоказ криминальных сюжетов к воспроизведению тех моделей поведения, которые в них изображаются? Или зритель, замещенно участвуя в агрессивных действиях, освобождается от агрессивной энергии?
Последняя гипотеза, являясь вариацией катарсиса, утверждает, что просматривание драмы, содержащей насилие, помогает людям высвободить загнанную внутрь агрессию. Защитники массовой культуры часто ссылаются на эту теорию и напоминают нам, что насилие появилось раньше телевидения.
Катарсис (эмоциональная разрядка). Согласно этой теории агрессивное побуждение ослабляется, когда индивидуум «высвобождает» агрессивную энергию либо посредством агрессивного действия, либо за счет проигрывания воображаемой агрессии.
С
начала эры телевидения количество
преступлений, связанных с насилием,
стало увеличиваться в
Ирон и Хьюсман обнаружили, что тридцатилетние мужчины, которые в детском возрасте смотрели много «крутых» телепередач, с большей вероятностью совершали серьезные преступления.
Заключение некоторых исследователей таково; просмотр фильмов, содержащих антисоциальные сцены тесно связан с антисоциальным поведением. Это влияние является не очень сильным; фактически иногда оно настолько умеренное, что некоторые критики сомневаются в его существовании. Более того, агрессия в экспериментах скорее находится на уровне толкания друг друга, оскорбительного замечания. Но нельзя не прийти к выводу, что наблюдение сцен насилия повышает общий уровень насилия. Скорее речь идет о том, что телевидение является одной из причин.
Внешние детерминанты агрессии. Боль.
Исследователи обнаружили, что особи самых разных животных, подвергавшиеся болевому воздействию, проявляют друг к другу тем большую жестокость, чем сильней вызванные у них болевые ощущения.
«Психологическая боль» - это, конечно, то же самое мы называем «фрустрацией». Боль усиливает агрессивность также и у людей. Многие из нас могут вспомнить подобные реакции, которые у нас вызвал неожиданный и сильный ушиб или мучительная головная боль.
Берковиц сделал вывод, что скорее аверсивная стимуляция, чем фрустрация, является основным спусковым механизмом враждебной агрессии. Любое аверсивное событие, будь то несбывшиеся ожидание, личное оскорбление или физическая боль, может привести к эмоциональному взрыву.
Жара.
На протяжении веков люди рассуждали о влиянии климата на поведение человека.
Изменение климата могут влиять на поведение. Отвратительные запахи, табачный дым, загрязнение воздуха – все это может быть увязано с агрессивным поведением. Но наиболее изученным является жара.
Массовые беспорядки имели место в жаркие, чем в холодные дни. В жаркую погоду повышается вероятность совершения преступлений, связанных с насилием. Наибольшее количество преступлений, связанных с насилием, совершается не только в жаркие дни, но и в жаркое время года, особенно в те года, когда лето бывает особенно жарким. Водители автомобилей, не оснащенных кондиционером, чаще сигналят сбавляющим скорость машинам.
Однако надежных доказательств того, что между температурой и агрессией существует прямая зависимость, нет. Возможно, в горячие летние вечера людей тянет на улицу, где они могут подвергнуться влиянию факторов группового взаимодействия.
Атакующее поведение.
Атакующее поведение другого человека, например сознательное причинение боли или оскорбительное действие, является особо сильным возбудителем агрессии. Чаще всего действует принцип «око за око, зуб за зуб».
Теснота.
Тесното-субъективное ощущение нехватки пространства – также является стрессочным фактором.
Состояние стресса, испытываемое животными в перенаселенном замкнутом пространстве, повышает уровень агрессивности. Несомненно, что в компактно заселенных больших городах происходит большее количество преступлений и люди там испытывают больший эмоциональный дистресс.
Возбуждение.
Проведенные исследования убедительно показывают, что возбуждение
действительно усиливает эмоции.
Сексуальное возбуждение и другие его виды, такие как гнев, могут усиливать друг друга. На основании лабораторных экспериментов выяснено, что эротические стимулы действуют более возбуждающе на тех людей, которые только что пережили испуг.
Фрустрация, жара, теснота оскорбление усиливают возбуждение. При этом возбуждение в сочетании с враждебными мыслями и чувствами может обеспечить появление агрессивного поведения.
Из
всего вышеперечисленного можно
сделать вывод, что в современном
обществе более чем достаточно причин,
порождающих агрессию. С какими-то
человек в состоянии справится
сам, но некоторые, например пропаганда
насилия в СМИ, воздействуют на подсознание
и постепенно, поэтому агрессия неизбежно
возникает с течением времени.
Подходы к изучению агрессии
Человек был, есть, и, возможно, еще долго будет агрессивным. Это кажется ясным и бесспорным. Но почему он агрессивен? Что заставляет быть таковым? На этот вопрос всегда пытались найти ответ. Высказывались противоположные, порой взаимоисключающие мнения в отношении причин ее возникновения, ее природы, факторов, способствующих ее формированию и проявлению. На сегодня многообразны как теории агрессивного поведения, так и выделенные формы поведенческой активности животных и человека. Среди теорий, естественно, следует указать на теории З. Фрейда, К. Лоренца, Э. Фромма; позиции бихевиористов, инстинктивистов, сторонников их интеграции и т.д.
Информация о работе Агрессия в социуме. Сравнение точек зрения